Как завещал Палыч. Рождественский рассказ

Константин Иванов 74
Как завещал Палыч.

Снег валил второй день. Прохожие быстро проходили мимо заснеженных витрин и тут же устремлялись в свои дворы- колодцы. Ветер облеплял мокрым снегом тёмные одежды, отчего стало сразу заметно людей, которые уже давно находятся на улице. Их светлые половины мелькали тут и там, а снег всё шёл. Коммунальщики не справлялись и кое-где снега было уже по колено. 

Похоронное бюро- это совсем не то учреждение, куда стремишься, но чем старше ты становишься, тем чаще туда заходишь. Слава Богу (если в такой ситуации можно так говорить) в этот раз горе случилось не у меня, а у соседки. Два дня назад у неё умер муж. Она уже почти всё приготовила и со всеми договорилась о похоронах, но никак не успевала поставить точку в этом нелёгком и совсем недешёвом деле - заказать гроб. Благо, похоронная контора была совсем недалеко от моей работы и уже снискала некую популярность в моём немолодом коллективе. Поэтому я (чуть не сказал- с радостью) согласился ей помочь. Всё-таки двадцать лет на одной площадке живём. Продираясь через ветер со снегом, я благополучно дошёл до витрины заведения, на которой большими вычурными золотыми буквами на черном фоне было написано " Похоронное бюро". 

- Странно, - подумал я, - а как называется эта контора? Ведь не может же она называться просто "Похоронное бюро"? Вы задумывались о том, что у таких заведений почти нет звучных имён? Ну там- "В последний путь" или "С любовью на тот свет". В основном, всё скучно- "Похоронное бюро номер 1", в названиях часто принадлежность к какому-то городу или району и, максимум, это короткие названия- " Ритуал", "Олимп", " Память", почему-то "Кристина" и "Алекс". Никакого креатива. Хотя в таких делах может и правильно, но, по-моему, совсем не креативно. Вот и эта контора не отличалась- "Похоронное бюро номер 2"- было подписано на тяжёлой входной, чёрного цвета, двери. Зайдя внутрь я попал в относительный полумрак. Дверной колокольчик дёрнулся, оповещая хозяев, что пришел посетитель.

„Преддверие..“ - подумал я. Но тут же нос уловил запах ладана и на душе стало как-то тепло. Вдалеке приглушённо играла какая-то музыка и я даже не сразу уловил, что это. 

-"Jungle bells"- произнёс приятный тихий голос. Передо мной, невесть откуда, появился мужчина. Одетый просто, по-рабочему, но со вкусом. Из-за незапертой двери, из которой он видимо и появился, донёсся запах свежей стружки. 

Опомнившись, от секундного замешательства, я произнёс:

- Доброе утро!

- Для кого доброе, а для кого и последнее- со смешком ответил мужчина.

- Человек с бульвара Капуццинов, - тут же парировал я.

- Точно так, молодой человек, - ответил хозяин (а это точно был он, судя по такой уверенности, с которой он говорил), - Похвально, похвально.

- Что вам угодно?

Я подошел ближе к стойке, за которой стоял мужчина и понял, что он уже довольно пожилой, по сравнению с первым впечатлением. Седая бородка и редкие усы, глубокие морщины вокруг глаз и старые натруженные руки выдавали его за представителя поколения сороковых годов прошлого века.

- Мне нужен гроб, - машинально произнес я.

- Судя по вашему виду, могу сказать, что вам ещё, как минимум, 40 лет не придется думать о погребении. Хотя гроб можно заказать и сегодня. Через сорок лет гробы из вот этой сосны, - и мужчина показал на ряд досок разного цвета и фактуры на большом стенде справа от него, - будут в большой цене. А вам этот сорт очень подходит.

- Почему? - машинально спросил я.

- Вам подходит по вашей фактуре- вы добрый и отзывчивый человек, довольно скромный, но с юмором. Поверьте моему опыту, вам подойдёт гроб из этого сорта дерева. Ну а почему лучше его заказать сейчас? Экология и вырубка! - продолжал хозяин, - Слишком много вырубают, а взамен ничего не садят, да и потепление в этом регионе грядёт, так что через сорок лет там такой сосны не сыщешь. 

- Да я не собирался, - взял я себя в руки, - У моей соседки муж умер, осталось только гроб выбрать.

- Размер? - спросил мужчина, - меня, кстати Сергей Павлович зовут, - и протянул свою жилистую, морщинистую руку, - Можно просто- Палыч. 

Рукопожатие было крепким. 

- А о каком размере спрашиваете? -  ответил я вопросом на вопрос.

- Размер одежды, который носил покойник, - спокойно уточнил Сергей Павлович.

- Ну чуть поплотней меня, такого же роста, - прикинул я. 

- Понятно, тогда простой гроб берём. А какой он был? Ну, как человек? - уточнил Сергей Павлович.

- А зачем вам это?

- Ну как же, молодой человек. Надо быть внимательным к покойникам, иначе всех хоронили бы одинаково. Кому-то лакированную тёмную сосну, а кому-то дубовый гроб. Зависит от человека.

- Ну, он хороший мужик был. Жену любил, детей тоже. Работал конструктором. В нашем городе много домов им спроектировано. А в свободное время рыбачил. Очень уж это дело любил. Но без алкоголя. Практически и не пил, так, по большим праздникам, - принялся рассказывать я.

- Понятно. Проходи, - и Палыч показал на дверь, жестом приглашая войти. 

В большой и светлой комнате было тепло. На длинных полках висели разнообразные гробы- от светлых необработанных пород деревьев, до вычурных глянцевых, с золотыми ручками по бокам. Обтянутые велюром и бархатом, красные, синие, белые... Выбор был огромен- навскидку, около пятидесяти экземпляров. 

- Это ещё не все, - видя моё изумление сказал Сергей Павлович. Он показал на ещё одну дверь, где был виден недоделанный гроб из какого-то светлого дерева. Запах свежей стружки тоже усилился. 

Мой взгляд скользнул в угол комнаты, где я с удивлением обнаружил сидящую деву Марию с Иисусом в руках и ягнёнка. Это были исключительно точно вырезанные фигуры и если бы не размер, то можно было принять их за живых. 

- Так Рождество же завтра. Сам вырезал. Я- католик, - ответил Палыч на мой немой вопрос.

Хозяин похоронного бюро не переставал меня удивлять.

- А как же ладан? - спросил я, показывая на первый зал.

- Запах очень люблю. У нас нет такого. Для меня нет разницы в религиях- Бог он один! Правда не верю я и в жизнь загробную. Здесь я вижу только тела умерших людей- они не живые, в них нет души. Конечно это не значит, что если я не вижу души, то она где-то не существует. Но здесь и сейчас, и когда-то в будущем, я уже эту душу не увижу, по крайней мере, до моей смерти.

Зазвонил колокольчик. Хозяин поднял указательный палец. 

- Секундочку, - сказал он и вышел в первую комнату.

- Здравствуйте, Клавдия Петровна! Ну что же вы в такую погоду? Я понимаю. Конечно, проходите, - отвечая на задаваемые вопросы говорил Палыч. В дверь прошла старушка, как говорят- божий одуванчик. Отряхивая старенькое пальто от налипшего снега, она прошла на середину комнаты. Сергей Палыч прошёл следом. - Вот смотрите, стоит. Никуда он не денется, не волнуйтесь, - и он показал на гроб с красной драпировкой, который стоял на полу, около дальней стены. - Цел и невредим, впрочем, как и вы, Клавдия Петровна, - продолжал Палыч, с уважением склонившись над старушкой.

- Хорошо Серёжа! Теперь через месяцок загляну. К сестре поеду, поживу у неё, - и старушка бодро повернулась и прошла на выход.

Сергей Павлович вернулся.

- Пятый год ходит. Как 6а работу. Вот мужа похоронила и заказала себе гроб. А ей ещё с десяток лет жизни. Но пусть ходит, это её поддерживает. Было бы время, поговорил с ней. А так... На чём мы закончили? Ах да. Вот этот подойдёт, я думаю, - и Палыч показал на темно- коричневый, блестящий под лампами дневного света, гроб. По бокам у гроба были привинчены золотого цвета ручки, а на боковинах даже вырезаны листочки. 

- Очень красивый, - ответил я, - А стоит сколько?

- Не переживайте, вдова потянет, я уверен. Я возьму её телефон и позвоню ей, а вы уже опишите его или можете сфотографировать, например.

Я стоял и смотрел на этого человека и поражался, с какой добротой он всё это делал и говорил.

- Так вы сами всё делаете?

- Всё не потянуть, но многое. Я люблю с деревом работать, а напарник уже доводит до ума. У меня художественные задатки с детства. Рисую хорошо, да и столярным делам хорошо учился у больших мастеров. Правда за модой последнее время перестал следить, больше классику делаю. 

- За модой? - удивился я.

- Ну а как же. В нашем деле есть и модные тенденции. Это вам на Советский Союз. Там всё под одну гребёнку делали. Ну, конечно, кроме руководителей да барыг. Им мы с моим учителем такие хоромы поставляли. А последние тридцать лет тенденции меняются. Конечно не каждый год, но раз в пять- семь лет, обязательно. Хотя я стал классику предпочитать. Но опять же, к каждому можно подобрать свой гроб. Теперь это многим под силу. 

- А сами то вы как? Или, как говориться- сапожник без сапог? - с небольшой усмешкой спросил я.

- Я то? Мне жизни лет десять осталось ещё. Но я свой гроб уже сделал. Да вот он, - и Палыч показал на неброский светлый гроб, около окна.

- А что так скромно то? - поинтересовался я, ожидая увидеть что-то грандиозное.

- Хорошая сосна- редкая. Лет пять назад нашёл. Она с таким запахом, что еще лет тридцать пахнуть будет. А то, что без вензелей- так я же человек простой, светлый. Мне эта вычурность не нужна. Мы все под землёй одинаковы. 

"Светлый, - это он точно подметил,"- подумал я. И так захотелось обнять этого старика, хотя назвать его так и не поворачивался язык.

- Спасибо вам! - сумел только проговорить я.

- Тебе спасибо. За помощь соседке. Ей она сейчас очень нужна. 

Снова зазвонил колокольчик. В переднюю комнату ввалился толстый мужчина.

- Ну что Сергей Палыч, - сделали? - сердито спросил он.

- В лучшем виде. Сейчас напарник ручки прикрутит и можете забирать. Серафима Фёдоровна будет очень довольна- как раз по ней. И дуб хороший попался и цвет подобрали для неё...

Окончания разговора я не слышал, так как вышел уже на улицу.

Ветер стих и падал сверху медленно, большими хлопьями. "Что это было?"- думал я -"Откуда берутся такие люди? Как, после стольких лет работы в таком месте не очерстветь ни сердцем, ни душой?" Я шёл до своей работы, а ответов не находил.

"Ну что ж. Теперь два дела нужно доделать. Похоронить соседа и прожить еще сорок лет! Как завещал Палыч!"

Май 2019