Первая феминистка

Дан Берг
                9.   Первая феминистка


                1

Итак, Гершель задумал приобщить Айзика к встречам с Малкой. Товарищ его боек, за словом в карман не лезет, и разговор оживится. Так он представил дело себе самому, и в том же лестном для Айзика духе предложил ему стать участником бесед. Малка подумала сперва, что земляк знакомит ее с новым человеком в надежде занять позицию положительного антипода. Гибкий женский ум не удовлетворился единственной версией и придумал еще одну: Гершель утратил интерес к ней и хочет изящно освободиться от бремени. Такое допущение огорчило Малку.
 
Было бы ошибкой полагать, что женщина способна выдвинуть только две альтернативы, но Малка этим удовлетворилась. Доброе ее сердце шепнуло ей: “Эти милые старички родились и умерли мужчинами и не виноваты в этом. В мужских головах даже рай не заместит бессмыслие невнятных надежд на прочность здравого смысла. Не будь строга, дева, к слабым от природы – ведь их половина человечества!” И Малка согласилась встречаться вместе с Гершелем и его другом, подумав гордо, что ей вполне есть что сказать обоим, а ее собеседикам – чему внимать.

Айзик отнесся к идее Гершеля легко и естественно. Он не утрудил себя тонкими вопросами и не искал глубокомысленных ответов. Он был рад перспективе новизны.

                2

Малка сообщила своим слушателям, что проживает в том отделе рая для женщин, который расположен на пятом небе. Это весьма важный отдел. В нем поселились Сара, Ривка, Рахель, Лея. Несколько раз она удостоилась видеть мельком великих женщин, сыгравших столь важную роль в истории иудейского народа.

Разумеется, Малка не находилась в непосредственном соседстве с праматерями: ведь и в раю для женщин, как и в раю для мужчин, существует разделение сфер обитания по критериям праведности и заслуг перед Богом. “Моя праведность в чистоте помыслов, мои заслуги перед Богом не считались великими на земле, но весьма ценимы в раю. Я умерла, не успев познать мужа, и душа моя была свободна от похоти. Посему меня определили в столь почетное отделение рая!” Девица сказала это мужчинам без всякого смущения, и Гершель с Айзиком пришли к мысли, что стыдливость тяготеет скорее к пороку, нежели к добродетели.

“Нашим отделом управляет Авигаиль, самая красивая из жен царя Давида, - сообщила Малка, - мы все любим ее и сочувствуем ей.” Мужчины переглянулись. “Отчего же прекрасная Авигаиль нуждается в сочувствии?” – спросил Айзик. Глаза Малки подернулись грустью. “Авигаиль говорит, что возлюбленный муж ее обитает неподалеку. В небесном Храме на непрестанных пирах он играет на лютне и поет сочиненные им псалмы во славу Бога. Ангелы подают вино самое старое и самое лучшее, выдержанное с дней творения. Слушатели внемлют Давиду, а он бесконечно увлечен благородным и возвышенным своим занятием. Авигаиль гордится мужем, но вот уж несколько тысяч лет, как бывший царь не справляется о жене. И Авигаиль пребывает в печали,” – ответила Малка.

 - Ты сочувствуешь бывшей давидой жене? – спросил Айзик.
 - Я сочувствую женщине. Иногда негодую, - ответила Малка.
 - Негодование? В раю? – изумился Гершель.
 - Диктат мужского эгоизма довлеет на этом свете, как на том!
 - Чрезвычайно интересная идея! – иронически заметил Айзик.
 - Нет ли в этой интересной идее опасного инакомыслия? – забеспокоился Гершель.
 - Мужчины предельно благоразумны! – презрительно бросила Малка.
 - Должно быть, им есть что терять! – самодовольно ухмыльнулся Айзик.
 - Не более, чем женщинам. Откуда взялся рай? Его придумали и описали мужчины!
 - Придумали для себя? – не унимался Айзик.
 - Хватит! Рай не придуман, но Богом сотворен! – рассердился Гершель.
 - Да, я, пожалуй, увлеклась...
 - Что тревожит сердце твое? – успокоившись, спросил Гершель землячку.
 - Отчего в книгах, мужчинами сочиненных, женщина всегда красива?
 - Любовь к прекрасному! – широко улыбнулся Айзик.
 - Нет! То не к прекрасному любовь, то фантазии порочные мужские!
 - Ты снова увлеклась. Пусть женщины возьмут перо! – примирительно сказал Гершель.
 - Великодушие на словах. Мужчины избрали перо для себя, женщин оттеснив!
 - Неверно! Свобода выбора – основа нашей веры! – посерьезнел бывший хасид.
 - Женщина свободна выбрать занятие раввина или молиться с мужчинами у Западной стены?
 - Э-э-э... видишь ли, Малка, э-э-э... – начал было обдумывать вслух свой ответ Айзик.
 - Э-э-э... – и это все? У вас свобода выбора, а наш выбор – свобода!
 - Цель разделения полов есть спасение от греха! – вернулся к теме Гершель.
 - Цель разделения полов есть удаление женщин ради спасения мужчин от греха!
 - Малка, есть у тебя товарки родственного направления мысли? – спросил Гершель.
 - Не знаю. Я впервые открываю сердце. Мне пора. До свидания.
 - До свидания, - сказал Айзик.
 - Осторожность не повредит, Малка, - остерег на прощание Гершель. 

Малка удалилась. Гершель и Айзик отправились восвояси, рассуждая по дороге.
 
 - Мне понятны ее чувства. Есть крупицы истины, - задумчиво произнес Гершель.
 - Она радикалка! – отрезал Айзик.
 - Она феминистка.
 - Она забавна.
 - Она серьезна. Юность хочет перемен.
 - Гершель, она умерла, не узнав жизни. Ветер пустыни не несет перемен.   
 
 
Глава из повести "Жизнь в раю".

Целиком повесть опубликована здесь:
http://s.berkovich-zametki.com/2018-snomer1-berg/