9. Первая феминистка
1
Итак, Гершель задумал приобщить Айзика к встречам с Малкой. Товарищ его боек, за словом в карман не лезет, и разговор оживится. Так он представил дело себе самому, и в том же лестном для Айзика духе предложил ему стать участником бесед. Малка подумала сперва, что земляк знакомит ее с новым человеком в надежде занять позицию положительного антипода. Гибкий женский ум не удовлетворился единственной версией и придумал еще одну: Гершель утратил интерес к ней и хочет изящно освободиться от бремени. Такое допущение огорчило Малку.
Было бы ошибкой полагать, что женщина способна выдвинуть только две альтернативы, но Малка этим удовлетворилась. Доброе ее сердце шепнуло ей: “Эти милые старички родились и умерли мужчинами и не виноваты в этом. В мужских головах даже рай не заместит бессмыслие невнятных надежд на прочность здравого смысла. Не будь строга, дева, к слабым от природы – ведь их половина человечества!” И Малка согласилась встречаться вместе с Гершелем и его другом, подумав гордо, что ей вполне есть что сказать обоим, а ее собеседикам – чему внимать.
Айзик отнесся к идее Гершеля легко и естественно. Он не утрудил себя тонкими вопросами и не искал глубокомысленных ответов. Он был рад перспективе новизны.
2
Малка сообщила своим слушателям, что проживает в том отделе рая для женщин, который расположен на пятом небе. Это весьма важный отдел. В нем поселились Сара, Ривка, Рахель, Лея. Несколько раз она удостоилась видеть мельком великих женщин, сыгравших столь важную роль в истории иудейского народа.
Разумеется, Малка не находилась в непосредственном соседстве с праматерями: ведь и в раю для женщин, как и в раю для мужчин, существует разделение сфер обитания по критериям праведности и заслуг перед Богом. “Моя праведность в чистоте помыслов, мои заслуги перед Богом не считались великими на земле, но весьма ценимы в раю. Я умерла, не успев познать мужа, и душа моя была свободна от похоти. Посему меня определили в столь почетное отделение рая!” Девица сказала это мужчинам без всякого смущения, и Гершель с Айзиком пришли к мысли, что стыдливость тяготеет скорее к пороку, нежели к добродетели.
“Нашим отделом управляет Авигаиль, самая красивая из жен царя Давида, - сообщила Малка, - мы все любим ее и сочувствуем ей.” Мужчины переглянулись. “Отчего же прекрасная Авигаиль нуждается в сочувствии?” – спросил Айзик. Глаза Малки подернулись грустью. “Авигаиль говорит, что возлюбленный муж ее обитает неподалеку. В небесном Храме на непрестанных пирах он играет на лютне и поет сочиненные им псалмы во славу Бога. Ангелы подают вино самое старое и самое лучшее, выдержанное с дней творения. Слушатели внемлют Давиду, а он бесконечно увлечен благородным и возвышенным своим занятием. Авигаиль гордится мужем, но вот уж несколько тысяч лет, как бывший царь не справляется о жене. И Авигаиль пребывает в печали,” – ответила Малка.
- Ты сочувствуешь бывшей давидой жене? – спросил Айзик.
- Я сочувствую женщине. Иногда негодую, - ответила Малка.
- Негодование? В раю? – изумился Гершель.
- Диктат мужского эгоизма довлеет на этом свете, как на том!
- Чрезвычайно интересная идея! – иронически заметил Айзик.
- Нет ли в этой интересной идее опасного инакомыслия? – забеспокоился Гершель.
- Мужчины предельно благоразумны! – презрительно бросила Малка.
- Должно быть, им есть что терять! – самодовольно ухмыльнулся Айзик.
- Не более, чем женщинам. Откуда взялся рай? Его придумали и описали мужчины!
- Придумали для себя? – не унимался Айзик.
- Хватит! Рай не придуман, но Богом сотворен! – рассердился Гершель.
- Да, я, пожалуй, увлеклась...
- Что тревожит сердце твое? – успокоившись, спросил Гершель землячку.
- Отчего в книгах, мужчинами сочиненных, женщина всегда красива?
- Любовь к прекрасному! – широко улыбнулся Айзик.
- Нет! То не к прекрасному любовь, то фантазии порочные мужские!
- Ты снова увлеклась. Пусть женщины возьмут перо! – примирительно сказал Гершель.
- Великодушие на словах. Мужчины избрали перо для себя, женщин оттеснив!
- Неверно! Свобода выбора – основа нашей веры! – посерьезнел бывший хасид.
- Женщина свободна выбрать занятие раввина или молиться с мужчинами у Западной стены?
- Э-э-э... видишь ли, Малка, э-э-э... – начал было обдумывать вслух свой ответ Айзик.
- Э-э-э... – и это все? У вас свобода выбора, а наш выбор – свобода!
- Цель разделения полов есть спасение от греха! – вернулся к теме Гершель.
- Цель разделения полов есть удаление женщин ради спасения мужчин от греха!
- Малка, есть у тебя товарки родственного направления мысли? – спросил Гершель.
- Не знаю. Я впервые открываю сердце. Мне пора. До свидания.
- До свидания, - сказал Айзик.
- Осторожность не повредит, Малка, - остерег на прощание Гершель.
Малка удалилась. Гершель и Айзик отправились восвояси, рассуждая по дороге.
- Мне понятны ее чувства. Есть крупицы истины, - задумчиво произнес Гершель.
- Она радикалка! – отрезал Айзик.
- Она феминистка.
- Она забавна.
- Она серьезна. Юность хочет перемен.
- Гершель, она умерла, не узнав жизни. Ветер пустыни не несет перемен.
Глава из повести "Жизнь в раю".
Целиком повесть опубликована здесь:
http://s.berkovich-zametki.com/2018-snomer1-berg/