Забытые имена

Александр Щербаков 5
Я родился в небольшом поселке на севере Хабаровского края в послевоенные годы, и лет до десяти слышал только песни советских композиторов, которые звучали из репродуктора на стене,  где иногда передавали песни по заявкам радиослушателей. Именно тогда мне понравились песни в исполнении Марка Бернеса, Владимира Трошина, Клавдии Шульженко. Потом в нашей квартире появилась радиола «Рассвет», где можно было слушать и пластинки,  причем на двух скоростях – 78 и 33 оборотов в минуту.  Тогда же появились три или четыре виниловые пластинки. Помню, на пластинке я услышал песню «Тишина» в исполнении Трошина. И это была первая лирическая песня в моей фонотеке.

В дальнейшем количество пластинок  в нашей семье росло,  они стали занимать целый отдел в тумбочке.  Не приученный с детских лет слушать классическую музыку, я её не понимал, поэтому в основном покупал пластинки с эстрадными песнями.  Именно тогда у меня появились пластинки с записями трех исполнителей, о которых я хочу рассказать.  К сожалению, песни в их исполнении можно услышать,  только найдя в Интернете.

Мария Кодряну – молдавская Далида.
 
Родилась третьей из шести дочерей Петра Георгиевича и Александры Георгиевны Кодряну. Вокальные способности Марии проявились очень рано, родители брали её на всякие торжества и там, взобравшись на стул, маленькая Марийка пела восхищенным селянам. В селе за ней закрепилось прозвище «фата каре кынта» — «девочка, которая поёт». Очень рано начала петь и в художественной самодеятельности. На одном из таких концертов присутствовала делегация гостей из России в рамках проходившей тогда Декады мастеров искусств РСФСР. Во главе делегации был композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Он был поражён пением маленькой девочки и сказал сидевшему рядом министру культуры Молдавии: «Эта девочка должна учиться музыке». К чести министра, тот не забыл этих слов, дал указание разыскать юную певицу. Это поручение выполнил Ефрем (Фроим) Абрамович Вышкауцан, преподаватель скрипичного мастерства, который впоследствии стал педагогом Марии. Адреса Марии у него не было и он искал её, спрашивая у селян — «где живёт девочка, которая поёт?» — и, благодаря этому вопросу, ответ на который знал, пожалуй, любой из жителей Трушен, довольно быстро отыскал дом, где жила семья Кодряну.

Марийку приняли в музыкальную школу-интернат для одарённых детей при молдавской консерватории по классу скрипки, но с пением она не расставалась никогда, продолжая выступать с различными народными оркестрами. Её случайно услышал руководитель ленинградского ансамбля «Дружба» Александр Броневицкий и пригласил на работу. Так Мария Кодряну вышла на профессиональную сцену, заменяя в ансамбле находившуюся тогда в зарубежных гастролях знаменитую Эдиту Пьеху.

Позже Мария работала в Ленконцерте с трио блестящего пианиста Симона Кагана, в джаз-оркестре Иосифа Вайнштейна, в группе Бена Бенцианова.В Ленинграде закончила музучилище при консерватории по классическому вокалу у Генриетты Аптер и по эстрадному вокалу у Лины Архангельской.

В 1969 Марию Кодряну пригласили вернуться в Молдавию для работы в Молдгосфилармонии. Мария приняла приглашение, и для неё был создан вокально-инструментальный ансамбль, впоследствии названный «Оризонт», которым она руководила девять лет и была его неизменной солисткой. В 1967 участвовала в первом международном фестивале эстрадной песни в Сочи, где с песней композитора Александры Пахмутовой «Нежность» получила первую премию. Затем стала лауреатом 10-го Международного фестиваля песни в Сопоте (1972), с блеском исполнив песню Оскара Фельцмана на стихи Роберта Рождественского «Баллада о красках». Была почётным гостем многих международных фестивалей; на фестивале «Братиславская лира» (1972) выступала в гала-концертах с Сальваторе Адамо, Карелом Готтом, Брендой Арно и имела успех у слушателей. Многие композиторы (Евгений Дога, Евгений Мартынов, Владимир Мигуля, Сергей Мелик, Александр Морозов, Михаил Чуев и др.) доверяют ей первое исполнение своих музыкальных произведений. В 1977 году вышла замуж за московского джазового музыканта, композитора и аранжировщика Александра Бирюкова, с которым в Молдгосфилармонии создала ВИА «Букурия». В 1978 году супруги переехали в Москву, где стали работать в московской концертной организации «Москонцерт». В 1986 году окончила Государственную академию театрального искусства как режиссёр. В разные годы с большим успехом выступала в Сирии, Ираке, Ливане, Германии, Чехословакии, Румынии, Венгрии, Монголии, Израиле, Японии, Австрии. В январе 2001 гастролировала в Нью-Йорке, где выступала в концертном зале «Millenium». 

Последние годы активно участвует в программах, посвящённых памяти Анны Герман, Евгения Мартынова, Владимира Мигули, в программе «Мелодии дружбы».

Творчество М. П. Кодряну всегда отличал широкий спектр возможностей. Получившая прекрасное образование — (музыкальная школа при кишиневской консерватории по классу скрипки, музыкальное училище при ленинградской консерватории по классу эстрадного и классического вокала, кишиневское музыкальное училище по классу хорового дирижирования, Государственная академия театрального искусства — режиссёрский факультет) и богатый опыт работы с многими ансамблями и оркестрами, выступающими в различных стилях и направлениях, обладающая от природы великолепными слухом и вокальной техникой, пластикой и артистизмом, Мария с лёгкостью исполняет и народные песни, и романсы, и песни в современных ритмах. В её репертуаре популярные песни на русском, немецком, английском, японском, молдавском, идише, итальянском языках.

Олег Ухналев

Немногие, наверное, сейчас помнят это имя. Люди моего возраста - да, а молодежь, конечно, не слышала. А для меня это, молодость, первые влюбленности и первые поцелуи. Это сейчас про «звезд» отслеживают каждый чих, а в то время информация поступала по крупицам. О наших артистах любители эстрадной песни читали на последней странице польского журнала "Кобетта", для чего специально приобретались польско-русские словари. А сейчас случайно в одном блоге я увидел, что его песню приписали Ободзинскому, и мне захотелось сделать про него материал.

Олег Ухналев родился 27 ноября 1946 года в городе Горьком в семье кадрового военного-моряка Якова Гордеевича Ухналёва. В 1962 году, когда семья проживала в Калининграде, по настоянию отца в 16 лет поступил и был зачислен певцом-юнгой в Ансамбль песни и пляски дважды Краснознамённого Балтийского флота, с которым участвовал во многих концертах. В 1963 году во время встречи с моряками-балтийцами происходит встреча начинающего певца с уже известными Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым.

В 1964 году Олег сдает экзамены и проходит отбор сразу в Гнесинское Училище, ГИТИС и Московскую Косерваторию им.П.И.Чайковского. Выбирает Консерваторию и поступает учиться по классу вокала. В 1967 году знакомится с Юрием Саульским и под его управлением, параллельно с учёбой, начинает выступать солистом-вокалистом джазового эстрадного оркестра «ВИО-66» (Вокально-Инструментальный Оркестр). Помимо музыки Саульского, оркестр исполнял произведения Дюка Эллингтона, Вуди Германа, Генри Манчини, Квинси Джонса, много эксперементировал, в частности, по примеру оркестра Рея Конниффа вокальная группа, в том числе и Олег, пели в подражание каким-то инструментам, например, мальчики — как тромбоны или саксофоны, девочки — как трубы.

Также в оркестре в это время играли такие музыканты, как саксофонист и джазмен Алексей Козлов, пианист Игорь Бриль, барабанщик Владимир Журавский, тенор-саксофонист Юрий Чугунов.

В 1968 году происходит знакомство с известным композитором Давидом Тухмановым, в то время работавшим с эстрадным певцом Валерием Ободзинским. Тухманов предложил молодому артисту записать для радио песню «И не то, чтобы «Да», и не то, чтобы «Нет»…» на стихи Игоря Шаферана. Песня, прозвучавшая впервые в утренней воскресной передаче Всесоюзного радио «С добрым утром!», была переломной в творческой карьере, и по собственному признанию певца, после неё он «проснулся знаменитым».

Затем песня прозвучала на радио «Юность», а в 1969 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» включила её в серию грампластинок «Всем, кто любит песню» наряду с такими исполнителями песен, как Эдита Пьеха, Анатолий Королёв, Лариса Мондрус. В том же 1968 году Олег Ухналёв участвовал с песней Давида Тухманова «Пока молодой» в конкурсе на лучшее исполнение советской молодёжной песни. Председателю жюри Леониду Утесову, очень понравилось исполнение, в результате — победа и «Первая премия».

1970 год — год успешного окончания Консерватории и выхода первой грампластинка-миньона артиста, разошедшейся по стране многомиллионным тиражом с песнями «Дождь и я» (Р.Майоров — О.Гаджикасимов), «23 часа полёта» (Д.Тухманов — И.Шаферан), «Баллада о солнечном «Ра»» (С.Пожлаков — Л.Лучкин).

В этом же году Олег Ухналёв покидает «ВИО-66» и становится солистом ВИА «Москвичи», где работает совместно с певицей Аллой Пугачевой и Георгием Мамиконовым (с 1985 года руководитель ВИА «Доктор Ватсон»). Работая в ансамбле «Москвичи», певец включает в свой репертуар написанную в 1970 году одну из самых известных впоследствии песню украинского композитора и поэта Владимира Ивасюка — «Червона рута» (в 1972 году вместе с песней «Дали отчие окинув» (В.Пикуль – А.Поперечный) была записана на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия»)

В это же время певец сотрудничает в совместных концертах с Валерием Ободзинским, чуть позднее много гастролирует по стране и за рубежом с трио под управления Александра Тартаковского. Предположительно, в эти годы сотрудничает с эстрадным оркестром «Современник» под управлением Анатолия Кролла и оркестром «Советская песня» под управлением Алексея Мажукова.

В 1975 году работает солистом вместе со стажирующимся Александром Серовым в ансамбле «Поющие юнги» города Николаева, руководил которым ныне популярный композитор Игорь Крутой. Творческая деятельность снова сводит певца с Леонидом Утёсовым, и с 1976 года Ухналёв по приглашению солирует в эстрадном оркестре РСФСР под его управлением. В 1978 году Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает очередную грампластинку-миньон с песнями: «Я вижу тебя» (И.Якушенко – Л.Ошанин), «Небо моё» (А.Зацепин – Л.Дербенёв), «Пройду весь свет» (М.Фрадкин – В.Лазарев), «Ничей» (Ю.Саульский – Е.Евтушенко). Артист много концертирует, его песни звучат на радио и телевидении.

Патриотические песни, исполняемые с самого начала творческой деятельности, наравне с лирическими, составляли основу репертуара певца. Красивый баритон не мог остаться незамеченным армейскими коллективами, и в 1980 году он был приглашен солистом в ансамбль Московского военного округа под управлением хорового дирижёра Сурена Баблоева, в котором проработал четыре года. В это же время Олег Ухналёв работал в качестве ведущего солиста и в Московском ансамбле ПВО.

Олег Ухналёв обязательно старался спеть на своём концерте одну песню без микрофона. Характерный случай, произошедший на гастролях в Орли, пригороде Парижа: во время концерта отказывает аппаратура, гаснет свет, и зал на семь тысяч зрителей погружается во тьму. Артист начинает петь без микрофона «Вдоль по Питерской», по окончании песни возникает «мёртвая» пауза, артист в замешательстве: «Что не так?»… и взрыв аплодисментов!

В 1980 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит сразу три пластинки с записями Олега Ухналёва. Первая — авторская грампластинка поэта Л.Кретова c песнями на музыку композитора Алексея Мажукова «Водопад» и «Реченька», последняя записана в дуэте с певицей Ольгой Зарубиной. Вторая — «Песни и эстрадная музыка Вальтера Оякяэра» с песнями «Навстречу луне», «В прибрежном колхозе», «Делись огнем» и третья грампластинка-сборник популярных эстрадных песен «А любовь жива…», куда также включена песня «Навстречу луне».

В 1982 году Олег Ухналёв записывает две песни «Песенка «01»» и «Позвони «01»» для грампластинки «Мы — пожарная дружина», в 1989 — песню «Неспокойно родное море» для грампластинки «Песни Наума Лабковского». Следующие записи певца вышли в 2001 году, это уже не грампластинка, а компакт-диск «О тебе», с двадцатью песнями разных лет, выпущенные фирмой «Русский Диск». В 2005 году Фирма «Мелодия» продолжила ретроспективу лучших песен певца компакт-диском «23 часа полета», в которую вошли девятнадцать записей 1969-1980 годов.

Интересный факт: многие песни для Олега написал его родной брат Сергей Яковлевич Ухналёв, среди них, такие как «Черемуховый цвет», «Летняя гроза», «Третий лишний» и другие.

В новом тысячелетии Олег Ухналёв продолжает творческую деятельность выступлениями с Муниципальным оркестром «Джаз-бенд Ретро звёзды» вместе с бывшими участниками оркестров Олега Лундстрема, Эдди Рознера, Юрия Саульского, Анатолия Кролла, Алексея Мажукова под управлением Заслуженного работника культуры Анатолия Серикова, и музыкального руководителя и аранжировщика Игоря Габриэляна.

Свой творческий путь Лауреат Всесоюзных и международных конкурсов, Народный артист России Олег Яковлевич Ухналёв завершает солистом муниципального оркестра города Балашихи. Певец умер  в ночь  с 13 на 14 августа 2005 года в подмосковном городе Красногорск на 59-м году жизни.

Иона Суручану неспроста называли «молдавский Челентано». И дело здесь не только во внешней привлекательности, мужской харизме и бархатном голосе – мало кто знает, что румынский (молдавский) и итальянский относятся к одной языковой группе и их фонология во многом схожа. Да и само название Румыния (Romаnia) происходит от - провинция Рима (Roma). Но, оставим историко-лингвистические изыскания и вернемся к творчеству Суручану.

Родился Ион Андреевич Суручану 9 сентября 1949 года в селе Суручены (МССР). Дебютировал в 1968 году в качестве солиста ансамбля «Норок», в котором оставался до 1970 года. В 1978 - 1979 годах был солистом ансамбля «Букурия». В 1981 году Ион окончил Кишинёвское музыкальное училище по курсу - фагота и фортепиано.

До начала 80-х Суручану исполнял песни преимущественно на молдавском и был популярен лишь в пределах «винной республики». Напомним, дебютная пластинка артиста «Первая любовь» вышла на фирме грамзаписи «Мелодия» в 1976 году. С одной стороны, петь на молдавском – это было замечательно и патриотично, но с другой стороны – сужало количество потенциальных поклонников. Постепенно Ион вводит в репертуар эстрадные песни на русском языке, что дает ему возможность существенно расширить охват аудитории. Он гастролирует по стране, снимается в передачах на ЦТ и его песни «крутят» на волнах Всесоюзного радио.

Первый же гастрольный тур по РСФСР «влюбил», если так можно выразиться, советских женщин в «молдавского Челентано». Поклонницы заполняли залы во всех городах, куда приезжал певец. На концертах он исполнял хиты «Дарите женщинам цветы», «Листопад», «Куст рябины», «Елена».

В 1985 году Суручану удостоился звания Заслуженного артиста Молдавской ССР, а спустя пять лет – Народного артиста.

Пик популярности Иона Суручану приходится на вторую половину 80-х, когда он спел два хита - «Зачем» (П.Теодорович - В.Дагуров) и «Незабудка» (В.Добрынин – М.Рябинин).

Несмотря на то, что общесоюзный успех певцу принесло исполнение песен на русском языке, основной репертуар Суручану продолжают составлять песни на родном ему молдавском (румынском). Фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает два виниловых диска-гиганта Иона Суручану - «Ун сингур кынтек штиу / Одну только песню пою» (1986г.) и «Соареле чел маре / Великое солнце» (Большое солнце) (1987г.). Обе пластинки хорошо продавались по всей территории СССР.

К сожалению, с распадом Советского Союза, такой самобытный и замечательный певец, как Ион Суручану, исчез с поля зрения эстрадной публики России, хотя он продолжает гастролировать по Молдавии и Румынии с исполнением песен на родном языке.