Рассказ в письмах

Наталия Меркурьева
 
   В нашей семье о войне вспоминать не любили. Хотя на фронте из близких родственников у нас никто не погиб, дедушки были репрессированы и умерли до начала Великой Отечественной, но пережито в те годы было много . У моей бабушки Ларисы, матери отца , была привычка хранить старые письма. Она их сортировала по фамилии отправителя, перевязывала ленточкой и складывала  в большие коробки из под обуви. При переезде на новую квартиру через много лет после смерти бабушки её дочь (моя тётя Наташа) обнаружила среди писем небольшой сверток. В нем лежали треугольнички и конверты с письмами военных лет. Бумага давно потемнела и выглядела ветхой, но разобрать написанное чернилами, а часто и простым карандашом, было ещё возможно.  Тётя Наташа , зная, что я последней время увлекаюсь написанием мемуаров, передала эти письма мне. Перепечатав письма на компьютере, и расположив их в хронологическом порядке, я читала их с большим интересом .  Перед моими глазами выстроилась целая история жизни моих предков в военные годы. Жалко было упустить каждое слово, потому что в словах передавалось настроение тех дней. Поэтому это повествование написано не мной, а непосредственными участниками тех далеких событий.

  Двадцать второго июня 1941 года Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Моему отцу, Виталику Меркурьеву, было тогда всего десять лет. Начались летние каникулы.  Виталик посещал летний лагерь при школе. В семье росли ещё дети - Женечка пяти лет и Наташа трех лет. Когда возникла опасность, что Ленинград попадает в окружение фашистов, правительством был издан приказ об эвакуации школ в глубь страны. Виталик вместе со своей школой был эвакуирован в Кировскую область. В дальнейшем, как видно из писем, он жалел, что разлучился со своей семьей. Из-за его поспешного отъезда  возникло много трудностей с эвакуацией  у  мамы , Ларисы Гавриловны.
 
   Виталик уехал со школой, но сначала их повезли не на восток, а перепутав направление, дети попали на территорию, которая уже находилась под немцами. Были приняты меры, и школьников  успели вернуть и направить к месту эвакуации. В то же время семья Меркурьева Василия Васильевича, дяди Виталика, готовилась к эвакуации из Ленинграда с театром, где дядя работал. Было решено взять с собой и Ларису, вдову умершего брата,  с детьми . Хлопотали о возвращении Виталика. Но ко времени отъезда семьи Виталик не вернулся, и   мама с маленькой сестрой остались в Ленинграде дожидаться его возвращения. Однако, оказалось, что дети , в том числе и Виталий, уже приехали в Кировскую область и определены  в интернат  в деревне Нелюбы. Вот что писала Виталику его мама.

  " 2 октября 1941 года

 Дорогой мой сыночек! Поздравляю тебя с днем твоего рождения. Желаю здоровья, успехов в учебе и укрощения буйного характера в отношении со старшими. Милый Виталечка, я так давно тебя не видела, что, возможно, за это время ты переменился, и теперь, если бы мы были вместе, стал бы больше слушать свою бедную маму, которой так много приходится переживать в жизни горьких невзгод. Родной мой, если бы ты тогда не поторопился уехать со школой, то по всей вероятности, мы бы уехали все вместе. Дядя Вася хотел , чтобы тебя кто-либо привез в Ленинград, чтобы уехать всем вместе, поэтому давал телеграмму. Но ему ответили, что ты выехал. Вот поэтому я не уехала, а осталась с Наташей ждать тебя. Дядя Вася, тетя Ириша, бабушка Анна Ивановна, Женечка, Катя, Анечка все уехали в Новосибирск. ...Пиши чаще. Напиши, что тебе необходимо из вещей, если будет возможность, я пришлю. Посылаю тебе 50 рублей, больше не могу, потому что в настоящее время не работаю. ... Герман поступил в военную школу и уехал, так же уехали тетя Тина, Нана  и бабушка Лиза. Пиши , Виталик, чаще и аккуратнее....Целую..."


   Несколько слов хочется сказать о семье Ларисы Гавриловны Веденской, мамы Виталика (впоследствии моей бабушки). Её отец , Гаврил Михайлович Веденский , был кадровым военным царской армии. Мама , Елизавета Алексеена, очень хорошо умела шить, вела домашнее хозяйство. У них было пятеро детей: Валентина, Виктор, Зоя, Лариса и Гаврил. Дети родились в городе Острове Псковской области. Отец дослужился до чина полковника, участвовал в Первой империалистической войне, в годы революции был расстрелян комиссарами Красной Армии. Валентина и Зоя до революции обучались в Александровском институте благородных девиц ( в Смольном), впоследствии в советское время  обе вышли замуж за работников НКВД.  Витенька умер в молодом возрасте от скоротечной чахотки. Лариса училась уже в советской школе, вышла замуж за Петра Васильевича Меркурьева, партийного активиста.  Все сестры с семьями и брат Гавриил в двадцатые годы переехали из Острова в Ленинград. Их мама Елизавета Алексеевна ( бабушка Лиза папы , а моя прабабушка) жила в семьях дочерей , попеременно, помогая им по хозяйству и в уходе за детьми. Муж Ларисы в 1938 году был арестован и умер в тюрьме. К началу Великой Отечественной войны она была вдовой с тремя малолетними детьми. Семьи сестер были очень дружны. У Валентины было двое детей - Герман и Донара (Нана),  у Зои - единственная дочь Светлана. Двоюродные сестры росли с Виталиком, очень любили младшего брата. Со стороны умершего отца семье очень помогал его брат Василий Васильевич Меркурьев ( ставший впоследствии известным народным артистом). У него к началу войны было двое детей Анна и Катерина . Помогала семье Ларисы и её детям и свекровь, мать Петра и Василия Меркурьевых, Анна Ивановна. Дети много времени проводили с бабушкой по отцу, которая жила вместе с семьей Василия, с ними же и уехала в эвакуацию.

   В Ленинграде осталась не только Лариса с дочкой, но и её брат Гаврил, который работал на заводе, а также её средняя сестра Зоя с семьей - мужем и дочерью Светланой. Они не смогли выехать во время из-за болезни мужа Зои Гавриловны, а позднее заболела и она сама, об этом мы узнаем из переписки. А старшая сестра Ларисы - Валентина     ( Тина) с дочерью Донарой  (Наной)  и матерью сестер Елизаветой Алексеевной уехали из Ленинграда и остановились на станции Фаленки, тоже в Кировской области. Мама Виталика сразу выехать не могла, она рассталась со своими сыновьями и очень о них волновалась. Вот что она писала в следующем письме Виталику.

 "15 октября 1941 года

  Милый мой сыночек Виталечка, пишу тебе, пишу, а от тебя получила всего одно письмо от 8 сентября. Очень беспокоюсь о тебе и обо всех родных, которых нет со мною. Я тебе уже писала, что на станции Фаленки временно остановились тетя Тина с бабушкой Лизой и с Наной. Их адрес : станция Фаленки, Кировской обл, ул. Труда , дом 6. Ты им напиши и они, возможно, тебя навестят. Нам с Наташенькой приходится переживать много печальных дней. Очень рада , что ты сыт. О себе мы этого сказать не можем. Виталечка, напиши также дяде Васе.  Новосибирск, ул. Романова, д.35, кв.47. С ними уехала бабушка Анна Ивановна и твой братишка Женечка. Виталечка, я пока живу у бабушки в комнате на Крестовском пр. Динамо , 8, кв . 4. Пожалуйста, пиши мне чаще. Я  тебе в письмо вложу марок. Напиши, родной , как ты учишься и какие у тебя отметки. Как у тебя дела с одеждой? Цело ли новое зимнее пальто, валенки и шапка? У нас уже настоящая зима. В этом году очень рано ещё с октября месяца наступила .Так же родной, напиши Ник. Ник. С.., Куйбышевской, Красноармейская 35, Григорьеву Н.Н. Он тебе тоже напишет. У нас это время продавалось много книг.  Я тебе купила Жюль-Верна " Пятнадцатилетний капитан", Диккенса  "Большие надежды", Водовозовой " История одного детства". Если мне удастся сохранить книги до твоего приезда, то вот сколько сразу прочтешь интересного, я думаю, ты по-прежнему увлечен чтением. Дорогой мой, прошу тебя будь послушным хорошим мальчиком, каким ты можешь, но не всегда хочешь быть. Я тебя очень прошу об этом, и не огорчай свою бедную маму, которой и так много приходится страдать в жизни. Крепко целую тебя и обнимаю, мой дорогой. Твоя мама, Наташа, а также Гаврик, тетя Зоя, Светлана."

   А в Ленинграде уже наступали трудные времена, начинался голод. Но много ещё жителей , в том числе детей , не успели эвакуироваться, об этом мы узнаем из следующего письма.
   "22 октября 1941 года

  Милый родной мой сыночек, получила твое письмо от 8 сентября и была страшно рада. Всего получила от тебя две записки и одно письмо, в то время, как ты пишешь, что послал 12 писем. Они, наверное, потерялись. Я послала тебе письмо и 50 рублей к дню твоего рождения, напиши, получил ты или нет. Дядя Вася, тетя Ириша, Аня, Катя, Женечка и бабушка уехали в Новосибирск. Я тоже хотела с ними уехать, но осталась ждать тебя, а теперь никак не выехать. Напиши им. Тетя Тина, бабушка и Нана тоже уехали и остановились, как раз на станции Фаленки, только они не знают, что ты там. Я им дала телеграмму, и думаю, что они тебя навестят. Виталечка, милый, ты не скучай и не стремись в Ленинград, ничего хорошего тут нет, ты хотя там сыт. При первой возможности я отсюда уеду, и как только устроюсь, сразу возьму тебя. А пока учись хорошенько и будь умненьким мальчиком, ведь ты у меня старший и тебя так сильно любил наш дорогой папа. Сейчас я перебралась в бабушкину комнату на Крестовском. Если в чем терпишь сильную нужду, то напиши тете Тине, думаю, она поможет. Пиши мне обо всем, мой сыночек. Все твои товарищи завидуют тебе, что ты там учишься, а у них ещё только с 25 начнутся занятия, да и то неизвестно. Погода у нас стоит холодная . 12 числа был первый снег. Умер Светланочкин папа - дядя Коля . 15 числа похоронили на том же кладбище, где тетя Дуня. Нюра с Лилькой уехали. Гаврик работает в заводе и живет на Турбинке. Целую тебя крепко . Твоя мама."

  Пришло Виталику и письмо от его тети Вали (Тины), из которого стало понятно, что и они находятся в Кировской области не далеко от него. Валентина успела в дореволюционное время закончить шесть классов института благородных девиц. По рассказам бабушки Ларисы к ней всегда обращались дети, если нужно было решить трудную задачку, перевести текст с французского или проверить орфографию.

"Письмо от тети Валентины

Здрвствуй , дорогой Виталик. Вот и нас судьба забросила станцию Фаленки, где по счастливому совпадению как раз находишься и ты. Видно само провидение толкало нас сюда, чтобы ты не одиноким был в чужом краю. Выехали из Ленинграда мы втроем: я , то есть тетя Тина, Наночка и бабушка Лиза. Плыли по рекам в барже, затем по Волге на пароходе, от Горького до Кирова ехали в пассажирском поезде, а от Кирова до Фаленок тряслись в товарном. В Фаленки  приехали 24 сентября. Мама твоя из-за тебя осталась с Наташенькой в Ленинграде. Она получила телеграмму в которой извещалось, что ты выехал в Ленинград, и стала, страшно волнуясь и переживая, тебя поджидать. Как раз в это время выехал дядя Вася с семьей и бабушкой Анной Ивановной с Женечкой в Новосибирск. Мама твоя тоже должна была с ними выехать, но осталась ждать тебя. Вот как плохо получилось, Виталик. Дядя Гаврюша и тетя Зоя со Светланой тоже остались в Ленинграде. Так вот , Виташа, ты мне тоже сразу же напиши письмо, как живешь, и где именно находишься, как твоё здоровье, как учишься, надеюсь, что так же отлично, как в Ленинграде. Ты ведь мальчишка взрослый и , я думаю, что напишешь толково и обстоятельно. Не вздумай только самовольно сорваться с места и ехать куда-то - этого не делай. Ведь мамы всё равно здесь нет. А я , как только точно узнаю твоё место нахождения, да установится получше дорога, сама приеду к тебе, мы тогда всё и обсудим с тобой хорошенько. Пока чуточку подожди тетю Тину. Пока желаю тебе всего хорошего. Крепко обнимаю тебя и целую, любящая тебя тетя Тина."

   Писала письма Виталику и Нана, дочь Валентины, его двоюродная сестра, которой было к тому времени уже пятнадцать лет. Нана была девушка красивая , строгая, с глазами стального цвета , правильными чертами лица, твердым гордым подбородком.
"Письмо Наны.

Здравствуй милый Витальчек!
Получили твое письмо, которому очень рады. Но я очень огорчена, что у тебя отметки за четверть уже не хорошие, чем это можно объяснить? Ты ведь можешь учиться на отлично, и по моему, должно быть стыдно по арифметике получать посредственно. Но, всё-таки , я думаю, что ты поймешь, и в следующую четверть будешь иметь отлично. Ведь, знаешь, как мама будет огорчена, узнав об этом. И потом, Виталенька, не забывай о поведении. Мне ужасно было стыдно, когда мы получили от вашего директора письмо, в котором она сообщила о твоем ужасном поведении. Ты не забывай, что мама надеется только на тебя, что ты ей поможешь в будущем. Ты просишь взять тебя, но это невозможно, так как цены на продукты растут с каждым днем. Пуд муки стоит 250 рублей, молоко четверть - 30 рублей. Хлеба нам самим не хватает, а масло в кои-веки достаем за безумные деньги, да ещё здесь нет дров, так что приходится сидеть иногда в холоде, также в школе здесь очень холодно. Ребята сидят в пальто, температура доходит до 0 градусов. А ты там в тепле и сыт. Так что ехать тебе сюда ни в каком случае нельзя. А мама в свою очередь приедет к тебе повидаться, когда будет потеплее. А , если будет возможность, возьмет тебя погостить к нам на зимние каникулы, а там и на летние. Я учусь в девятом классе. Надеюсь, ты пожалеешь маму и исправишься. Сразу пиши нам . Целую крепко. Нана. Светин папа умер 12 октября."

   Заглянем немного вперед. После войны Нана поступила в институт. Работала инженером, родила двух сыновей, один из которых умер в молодом возрасте. С мужем развелась. До конца дней с ней жила её мама Валентина.

  В те нелегкие годы тетя Тина писала Виталику:

"Здравствуй, дорогой, родной мой Виташа! Во-первых, прости меня, что так долго тебе не отвечала. Я знала, что Нана ответила тебе. Я просила её это сделать. Получили твои два письмеца. Рада, что ты живешь хорошо- сыт и в тепле. Плохо только, что лишился всей одежды. Ведь у тебя были и валенки, а теперь ты , наверное , совсем замерзаешь. Мы же , Виталенька, живем очень неважно, зачастую сидим без обеда. В комнате нашей хололдно и по вечерам темно за неимением керосина. Так что вот , мой родной сынок, в нашу жизнь взять тебя невозможно, но видеть тебя очень хочется. Если у вас будут каникулы, ты мог бы приехать к нам, если у вас это разрешают. Боюсь только , что ты замерзнешь, да и не знаю как устроиться, самой ли выехать за тобой или тетя Саша тебя отправила бы. Ведь она живет в деревне Чукша. Виталик, ответь сразу, Нана тебе ещё напишет. Надо ещё за билетами тебе ехать.... Целуем тетя Тина."

   Наступил уже декабрь 1941 года, а мама Виталия и его младшая сестра всё ещё оставались в Ленинграде. Об этом мы узнаем из письма бабушки Анны Ивановны, написанного из Новосибирска.

" Письмо от бабушки Анны Ивановны Меркурьевой
8 декабря 1941 года

 Дорогой Виталик. Пишет тебя бабушка и Женечка. Целуем мы тебя крепко и скучаем. Дорогой Виталик, очень прошу тебя, учись, пожалуйста, получше, как можешь. Ты знаешь, что у тебя нет папы, а мама и я от тебя далеко и некому тебе помочь. И веди себя хорошо, чтобы тебя все любили и никто не сердился на тебя. Не знаю, увидим ли мы с тобой мамочку. Она осталась в Ленинграде только потому, что получила от тебя телеграмму, что ты едешь. И теперь они там с Наташей горюют. Виталенька, недалеко от тебя живет твоя бабушка Лиза и тетя Валя. Я сейчас адрес не помню, а напишет тебе дядя Вася и сообщит их адрес. Дядя Вася очень просит тебя получше учиться и хорошо себя вести. Это его будет очень радовать. Есть ли у тебя одежда? Не надо ли тебе что-нибудь прислать. Шлю тебе твоё зимнее пальто, береги его. Передай привет всем твоим учительницам. Ты дай им прочесть моё письмо. Я прошу их очень хорошо за тобой последить. Целуем тебя крепко. Бабушка, Женечка , А.. и все остальные."

  Виталик до пяти с половиной лет рос единственным сыном в семье. Характер у мальчика был не простой, упрямый и непослушный. Отец называл его " маленький тиран". Поэтому во всех письмах его мамы и родственников мальчика призывают к послушанию, чтобы его все любили. О том, что переживали жители Ленинграда, Лариса пишет сыну в следующем письме.

"16 декабря 1941 года

  Родной мой мальчик! Описать, что твориться у нас невозможно. Одно скажу, что ты счастлив, что уехал. Наташенька со мной, и мы с ней живем в бабушкиной комнате.Сейчас у нас сильные морозы и в квартире тоже очень холодно. Я всё ещё не работаю, а в настоящее время болею. Если нуждаешься в деньгах, то напиши тете Тине или дяде Васе. Я думаю, они тебе помогут. Глупенький, напрасно ты мечтаешь о ленинградских булках, мы их давно не видим. Сыночек, я очень рада, что тебе там хорошо и ты , наверное, стал послушным мальчиком. Если мы с тобой встретимся, то эта разлука, я думаю, послужит тебе на пользу и ты больше будешь ценить свою маму. Я очень одинока, очень скучаю обо всех близких и родных, и особенно о вас моих сыночках - тебе и Женечке. Виталий, будь осторожен, когда катаешься на речке, а то и утонуть не долго, не огорчай свою маму, у которой и без того много горя в жизни. Учись хорошенько, может быть, тебе самому придется пробивать путь в жизни, а ведь ты старший, на тебя ещё может лечь забота о младших - брате и сестре. Родной мой, как бы мне хотелось собрать всех вас , моих деток, вместе и жить только для вас. Все дети с Крестовского - Валя, Женя, Марина, Лиза - шлют тебе привет и завидуют, что ты уехал. Адрес тети Зои : Ленинград, Бакунина, 9, кв 3. У Гаврика адреса нет, т.к. он живет в заводе, а в настоящее время, кажется, лежит в больнице. Мой искренний привет Людмиле Петровне. Целую тебя без конца, мой родной любимый мальчик. Наташенька тебя целует. Будь трудолюбив и счастлив. Твоя мама. Посылаю бумагу, конверты и марки."

  И вот наконец , под новый год Ларисе с Наташенькой удалось добиться эвакуации. Они переправлялись по " дороге жизни" - замерзшему Ладожскому озеру. А в Ленинграде оставались ещё её сестра Зоя с дочерью. Муж Зои, как мы знаем из предыдущих писем, к тому времени уже умер. Сохранилась записка Ларисы к своей сестре, которую она писала в дороге, в то время, когда выезжала из блокадного города.

"29 декабря 1941 года

 Милые Зоя и Светик! Не знаю что лучше - ехать или остаться. Это судя объективно, а субъективно я несмотря ни на что твердо решаю - только вперед. То о чем мы мечтали до сих пор не осуществилось и я страдаю так же , как и в Л. Трудности встречают нас на каждом шагу. Надо иметь колоссальное терпение и решимость. Впереди неизвестность и всякие случайности. Смерть играет с жизнью. Все во власти случая. Мороз жуткий, одежда не достаточно теплая и неудобная. Ещё до сих пор впереди Ладожское озеро. машина  испортилась, ждем другую из Ленинграда, не знаю, тронемся ли и сегодня. Светик, я думаю, тебе стоит просить дядю Митю отправить вас вместе, так ка боюсь за Зою, путь очень тяжелый. Хорошо, что с нами едет помощник Д.В. очень замечательный человек. Не судите меня строго, возможно, ещё вернусь к вам. Собираю всю силу воли, чтобы вытерпеть, но не знаю, хватит ли сил. На счет вещей , поймешь из вложенных записок. Когда поедешь, то из белья и мануфактуры бери , что получше у меня, а своё рванье оставляйте."
 
   И вот наступил 1942 год. Бабушка Анна Ивановна волнуется о внуке, оторванном от семьи и пишет ему следующее письмо.
"9 января 1942 года

Дорогой Виталик, поздравляем тебя с Новым годом, новым счастьем, желаем тебе в новом году хорошо учиться и увидеться с мамой. Почему ты, Виталик , редко пишешь нам? Как то учишься, какие у тебя отметки? Напиши, цела ли у тебя одежа, которую тебе дала мама? Как у тебя с питанием? Ответь мне, получил ли ты от меня открытку? Женечка часто тебя вспоминает, ему уже шесть лет. Мама недавно прислала нам письмо, напиши мне пишет ли тебе мама? Виталик, недалеко от тебя живет твоя бабушка- Елизавета Алексеевна и тетя Тина. Ты им напиши поскорее. В этом письме я тебе посылаю пять штук открыток. Вот её адрес: Станция Фаленки, Кировская обл. улица Труда, дом № 6. Ивановой Валентине Гавриловне. У нас с продовольствием плохо, всё дорого. Всех нас здесь живет 9 человек, то есть я с Женей, дядя Вася , тетя Ирина, Аня, Катя, Маша,и Миля с Анной Григорьевной. И все мы живем вместе. Все мы тебя целуем крепко. Учись, мой дорогой мальчик, старайся. Наверное, скоро увидимся."

  Наконец-то , мама Виталика приехала к своей сестре Валентине и бабушке Лизе. Но Виталика, хотя он находился где-то неподалеку, она ещё не видела. Виталик пишет своей маме письмо. Он ученик четвертого класса. По мама очень скучает. Каждое предложение в его письме начинается со слова "мама".

 "31 января 1942 год.

Добрый день, здравствуйте дорогие мама, тетя Тина, Наташа, Нана и бабушка Лиза. Мама, письмо твоё я получил и был этому очень рад. Мама, приезжай сюда. Мама, очень прошу тебя пришли мне рублей 30, если сможешь. Мама, я здесь живу хорошо. Мама, привезла ли ты книги, об которых мне писала?. Мама, как там Наташа? Мама, нам книгу "История одного детства" читали. Мама, я пока учусь хорошо. Мама, как ты уже знаешь, багаж ко мне не пришел и мне выдали казенное бельё. Насчет обуви, я хожу в лаптях. Больше писать нечего пока. Твой сын Виталий. Ты обо мне не беспокойся, я обут одет."  Письмо свернуто уголком, без конверта, как и многие другие письма, тогда письма доходили и без конвертов и без марок, лишь бы адрес был правильно написан - шла война. Трудности и голод поджидали семью не только в Ленинграде, но и в эвакуации. Об этом свидетельствует следующее письмо Ларисы к своему сыну.

"6 февраля 1942 года

  Дорогой, родной мой сыночек! Сегодня получила твое письмо и была страшно рада. Во-первых, потому, что ты здоров и живешь хорошо, и , во-вторых, потому, что ты хорошо учишься. Надеюсь, что ты постараешься стать совсем отличником, а шалости свои навсегда забудешь. Жизнь впереди, сыночек предстоит нам тяжелая, ведь я потеряла всё, а квартира наша разбита. Вас же у меня трое и все вы ещё маленькие. И я желаю только одного, чтобы вы были послушными детьми и помощниками в моей трудовой жизни. Я тебе, сыночек , уже писала, что не смогла при отъезде забрать вещей, даже самых необходимых, поэтому, к великому моему сожалению, и книги, купленные для тебя, остались. Я даже не сумела взять ботинки, также купленные тебе 35 размер, о чем очень сильно жалею. Но что же делать, надо было или оставаться с вещами, или всё бросить и выехать. Я решила всё бросить и выехать, чтобы спасти Наташу и соединиться в конце концов с вами, моими сыновьями, с тобой и с Женечкой, и со всеми родными. Дорогой сыночек, последнее время я болела, но сейчас уже лучше, так что как только станет потеплее, приеду к тебе, а то у меня валенок нет. Я сшила себе ватные сапоги, но в них ноги всё-таки быстро замерзают. Сейчас мы все ждем шестого Зою со Светой. Они уже выехали и находятся в пути. Светлана нам из Вологды прислала телеграмму. Тетя Зоя очень больна , и все мы очень беспокоимся, как то они доедут. От Германа получили письмо,  шлет тебе привет. Наташенька чувствует себя хорошо, только страшная шалунья, за что ей от меня попадает. У тети Тины очень маленькая комната, так что мне приходится спать на чемоданах. А когда приедут тетя Зоя со Светланой, то станет ещё теснее, поэтому сюда я взять тебя не смогу. Я послала Ник. Ник. письмо, телеграмму, но ответа ещё не получила. Он даже не знал, что я выехала из Ленинграда, так как я ему не писала, что собираюсь уезжать. Теперь я написала ему, где я нахожусь, и если он жив и здоров, то я решу поехать к нему, но обязательно возьму тебя. Если  останусь здесь, то надеюсь устроиться на работу и постараюсь найти комнату, и тогда весной возьму тебя. Возможно, что мне придется устроиться где либо в колхозе. Знай только одно , сыночек, что я всё время думаю о тебе и приложу все старания, чтобы жить вместе со всеми моими детьми. Что поделать,что сейчас нет этой возможности. Ты уже большой мальчик,  и думаю, что понимаешь. Очень прошу тебя , сыночек, будь хорошим мальчиком, учись хорошо, чтобы тебя все любили. Посылаю тебе 50 рублей, ты только напиши мне на что тебе нужны деньги. Посылаю марку и бумаги. Пиши сразу ответ, ведь мне так дороги твои письма. Передай мой искренний привет Любовь Петровне. Узнай, можно ли мне будет остановиться у вас в школе, когда приеду. Целуем все мы тебя крепко, крепко.  Будь здоров. Твоя мама."

 В этом письме упоминается Николай Николаевич, на которого Лариса возлагает некоторые надежды. Теперь нет уже в живых ни бабушки, ни папы. Кто этот человек, мы точно не знаем, но можно предположить, что это друг Ларисы, который уехал ранее из Ленинграда и обещал приютить её с детьми. Виталик отвечает маме , старается подробно писать о своей жизни и мечтает о встрече с ней. В каждом письме он присылает рисунки для своей младшей сестренки. Пишет, что кормят их хорошо, но еды всё-таки не хватает, он просит прислать денег. Вот его следующее письмо.

"11 февраля 1942 года

  Добрый день! Здравствуйте дорогие мама, тетя Тина, бабушка, Нана и Наташа. Шлю вам свой горячий привет. Мама, письмо твоё получил и очень огорчен, что не удалось прочитать книги. Мама, я получил рисунок Наташи. Мама, я вчера получил пятьдесят рублей, а позавчера письмо. Мама, ты спрашиваешь для чего мне деньги. На эти деньги я буду покупать у деревенских хлеб, масло, молоко, пироги и другие кушанья, чего мне не хватает. Мама, я учусь пока хорошо. Мама,  по естествознанию мы проходим человека, а по географии - зону субтропиков, по арифметике - дроби, по русскому - спряжение глаголов, по истории мы проходили 1914 год. Мама , по истории мы скоро будем проходить империалистическую войну. Мама, напиши, как ваше здоровье? Мама, как приедет тетя Зоя, напиши. Мама, больше писать нечего. Ну, пока. До свидания. Твой сын Виталий."

  И вот мама приезжала навестить сына. Оказалось, что деревня Нелюбы от Фаленок расположена не так уж и близко. По возвращении она пишет сыну.
"28 февраля 1942 года

 Дорогой Виталик , доехала я до Фаленок благополучно, только по дороге сильно мерзла, т.к. была вьюга. Выехали рано утром и только к вечеру приехали. За моё отсутствие приехала тетя Зоя со Светланочкой. Тетя Зоя ещё сильно болеет. У неё распухли ноги и лицо. Она очень постарела, ты бы её не узнал. Здесь очень плохо с хлебом и с остальными продуктами. И кто нам пишет, все жалуются, что с питанием очень скверно. Меня очень пугает то, что взяв тебя из интерната, я не буду иметь возможность дать тебе то, что ты получаешь в интернате, и ты, может быть пожалеешь, что я тебя взяла. Может быть , мне скоро придется уехать. Поедешь ли ты сразу со мной или останешься до весны. Подумай, сынок, над этим вопросом , как взрослый, чтобы потом на меня не обижался. Знай, что жизнь впереди предстоит тяжелая. И , конечно, так как мы жили с тобой в Ленинграде - мечтать не приходится. Может быть, и хлеба будет не в волю,  не то, что булок. Вся беда в том , сыночек, что сил и здоровья  много потеряла, а восстановить при теперешних условиях трудно. Учись, милый , хорошо и знай, что пока я жива, никогда о тебе не забуду. По-моему лучше быть вместе, что бы ни случилось, а если придется умирать, то тоже вместе, потому что я знаю, как тяжело в детстве оставаться без родителей. Я росла без отца, и то сколько горя повидала. Сегодня солнышко светит ярко, и на душе как-то легче. А когда я была в последний раз у тебя,  завывал ветер, и было так печально с тобой расставаться и оставлять тебя среди чужих. Пиши мне сразу ответ. Любящая тебя мама."

   Наконец-то , приехали в Фаленки сестра Зоя с дочерью Светланой. Теперь вся семья в сборе, только Виталик от них вдалеке. Но радости большой нет, голод, холод, война. Лариса пишет сыну следующее письмо.

"3 марта 1942 года

   Дорогой мой мальчик! Сегодня получила второе твое письмо. Видно ты сильно скучаешь. Не грусти. Нам тут тоже не сладко живется. Я работаю с утра до вечера, Наташа ходит со мной в ясли. Она очень довольна твоими рисунками. До конца учебного года оставайся там, и учись хорошо, а там видно будет, как сложится жизнь дальше. Ник. Ник. пишет, что жизнь у них ещё дороже, чем у нас, а поэтому, возможно мы туда не поедем. Я останусь здесь, или ещё что придумаю, а пока помни, что мама твоя не далеко и всё время о тебе думает. Пиши, когда каникулы и когда заканчивается учебный год. Света тебе напишет, она довольна твоим письмом и тем, что учишься хорошо. Все наши родные целуют и обнимают тебя, желают хорошо учиться. Пишет ли тебе дядя Вася и бабушка?. Я что-то давно не получала от них писем. Напиши мне обязательно. Дорогой сыночек, будем надеяться, что дождемся окончания войны и тогда вновь обретем прежнюю жизнь. Передавай привет Людмиле Петровне и Антонине Николаевне. Крепко целую тебя, твоя мама.

8 марта 1942 года

 Дорогой мой любимый сыночек! Очень рада, что тебе выдали шубку и шапку. Теперь выходи немного погулять, а то ты совсем не ходил. Только будь осторожнее.Я очень расстроилась, что у тебя кашель и болит горло, надеюсь, что это небольшая простуда и теперь у тебя всё прошло. Пока я никуда не еду, а если поеду, то возьму тебя обязательно. Сейчас поступила на работу в ясли сестрой, туда же ходит Наташа. Ходить далеко, возвращаюсь к семи вечера. Зарплата 185 рублей в месяц. Я думаю, до конца учебного года оставайся там, а потом будет видно. Последнее время очень сильно скучаю о тебе, и страшно хочу быть вместе. Тетя Зоя болеет и поехать не может. Светлана сама тебе напишет. Пока, целуем тебя крепко все. Привет твоей учительнице Анне Аркадьевне. Наташа очень довольна твоими рисунками. Марки, конверт , бумагу посылаю. Ремень уже приготовлен. Крепко целую тебя, твоя мама. Прошлый раз, когда шла на почту, то потеряла письмо и бумагу, письмо нашла, а бумагу вынули. Последнее время очень память плохая стала, всё забываю. Всё время думаю о вас моих детях, когда-то мы будем все вместе. Целую без конца, мой дорогой мальчик, учись хорошо, не скучай. Для Наташи нарисуй ещё, она всегда спрашивает и бывает довольна. Твоя мама."

 Не забывают Виталика и сестры. Светлане уже шестнадцать лет. Она очень красива какой-то южной красотой, , смуглая, высокая, статная, глаза карие с поволокой, очаровательная улыбка. Она и хотела бы учиться дальше, но теперь у неё больна мама. Девушка вспоминает довоенную жизнь в Ленинграде. Вот , что она пишет братику.

"9 марта 1942 года

  Здравствуй дорогой братик Виталёк. Ты хотел, чтобы я и мама приехали бы к тебе, но сейчас это почти невозможно. Мама моя больна. А повидать тебя очень бы хотелось. Если твоя мама будет уезжать, то заберет тебя , и тогда мы увидимся. А то , наверное, придется ждать до лета, так как сейчас я собираюсь устраиваться на работу. Ведь учиться я больше не могу, потому что мама больна. Я не знаю, писали ли тебе, что мой папа умер ещё в октябре месяце. Видишь, мне теперь очень не сладко. Теперь, родной, остается только терпеть и надеяться на лучшее. Как хорошо было в Ленингроаде! Виталик, и ты потерпи до лета, да старайся учись и слушай старших. Но ведь ты теперь большой, и я думаю, сам всё очень хорошо понимаешь. Я вот тоже сейчас тебе пишу, а сама плачу. Ну, ничего, ещё поживём. Кончится война и всё будет хорошо. Правда, папу своего я никогда больше не верну. А если бы ты знал, что мне пришлось пережить в Ленинграде и в дороге. Вот увидимся, тогда расскажу. И если бы ты знал, что переживают в Ленинграде такие же ребята, как ты. Ну пока, всего хорошего. Я и мама крепко тебя целуем. На днях напишу ещё. Виталька, а помнишь Ринку?"

   Виталий всю жизнь любил книги, эту любовь с детства привила ему его мама. Все письма - это документы, которые передают настроение той давней эпохи, поэтому я привожу их здесь целиком. Письмо Виталика.

"13 марта 1942 года

Добрый день! Здравствуйте дорогие Мама, Бабушка, тетя Тина, тетя Зоя, Светлана, Нана и Наташа. Шлю вам свой горячий привет. Мама, как себя чувствует тетя Зоя? Мама, я сейчас читаю книгу "Пятнадцатилетний капитан." Она мне очень понравилась. Мама, я кашлять перестал. Мама , мы сейчас по истории проходим о свержении временного правительства, по географии - горы, по естествознанию - кровообращение, по русскому языку - имя числительное, по арифметике - десятичные дроби, а по чтению читаем "Дед Архип и Ленька". Мама, когда поедешь ко мне не забудь захватить ремень и карточки. Мама, я пока учусь хорошо и веду себя хорошо. Больше писать нечего. Ну пока до свидание. Твой сын Виталий."

  Лариса понимает, что ей в создавшемся положении нужно надеяться только на себя. Голодает вся семья. Она ищет путь, как бы облегчить жизнь себе и своим детям, не перестает надеяться на Николая Николаевича. Но отъезд всё откладывается, и она понимает, что надеется напрасно. Она делится своими планами с сыном.

"15 марта 1942 года

  Дорогой мой милый сыночек! Очень хорошо, что ты стал чувствовать себя лучше и кашель стал меньше. а то я уже испугалась за твоё здоровье. Я получила телеграмму от Ник. Ник, где он пишет, что весной можно будет приехать на пароходе. Теперь уже недолго ждать весны. Будем надеяться, что скоро настанет время, кода будем опять все вместе. Виталечка, учись хорошо, чтобы перейти отличником в следующий класс. Узнай и напиши мне , когда закончится у вас учебный год. Приблизительно к этому времени я буду готовиться в дорогу. Я только и мечтаю о том, как бы собрать всех вас моих детишек вместе . Виталечка, пока меня не жди, так как я работаю, и скоро приехать не смогу, а если приеду, то уж за тобой. Будут ли у вас каникулы и когда? Наташа очень баловная девочка, похожа, как ты был маленький. Надеюсь, что теперь ты навсегда оставил свои фокусы. Светлана тебе уже послала письмо. Тетя Зоя сильно изменилась, и ты бы теперь её не узнал. " Пятнадцатилетний капитан" - очень хорошая книга, была куплена для тебя, но что поделать, пришлось оставить в Ленинграде. Ремень твой лежит, ждет тебя, а пока походи так, ничего, долго ждал, теперь уж немного осталось. Виталечка, ведь все фотокарточки остались в Ленинграде, только случайно захватила в сумке несколько штук. Посылаю карточку, это я с папой снималась в 32 году на Кавказе. Светлана собирается тебе писать и тогда пошлёт свою фотографию. Целую крепко , а также все наши целуют тебя и обнимают и желают быть здоровым и хорошо учиться. Любящая тебя мама."

  Вот немного пришла в себя после переезда тетя Зоя. Она тоже пишет племяннику письмо.

"15 марта 1942 года ( письмо тети Зои)

 Дорогой Виталик! Здравствуй!. Давно мы с тобой не виделись, да и увидимся ли? Да, много тяжелого приходится переживать сейчас, Виталик, такого о чем трудно передать, и самой понять. Я думаю, Виталик, что в твоем возрасте и в общем коллективе тебе все же легче будет перенести все трудности, надеясь на хорошее будущее. А надежда и уверенность дают силы. Я , Виталик, чувствую себя плохо, так как пока я и Светик ещё не работаем. С дороги мы уже отдохнули, но силы возвращаются медленно. Ты просишь прислать карточки, но ведь мы все оставили в Ленинграде. Живем мы Виталик грустно. Все вспоминаем то время, когда жили все вместе. Светлана тебе уже послала письмо, и письмо, может быть, иное, а мне и хотелось бы написать тебе что-либо бодрое, да, твоя тетя Зоя никогда не умела влить бодрость, а теперь и совсем потеряла присутствие духа. А это очень плохо, поэтому мой совет тебе переносить все трудности стойко, не унывать. Настанет время и опять будешь с мамой. Герман пишет и тоже, как и ты, обо всех спрашивает. Мы пока все здоровы, надоели холода,  ждём весны. Наташа сидит рядом, и пишет тебе письмо, как умеет, и даже пытается что-то нарисовать. Тебя за твои рисунки , конечно, благодарит, а твои пирожные раздразнили и нас всех, рисуешь ты молодцом. Береги себя, учись и пиши нам. А пока я и все крепко тебя целуем и желаем благополучия. Твоя тетя Зоя."

  Не забывает Виталика и сестра Светлана. Опять забегу вперед. Светлана после войны поступила в университет в Ленинграде, на факультет иностранных языков. Училась на отлично и получала Сталинскую стипендию. После окончания университета работала переводчицей. Много лет проработала в клинике известного профессора Углова. Трижды была замужем. Её мама Зоя жила с ней до самой своей смерти. От второго брака у неё родились мальчики близнецы ( Юра и Женя). Дожила до глубокой старости и пережила своих сыновей. умерла в возрасте 92 лет, похоронена внуками.  А в те военные годы, когда вся жизнь была ещё впереди она писала брату.

  "22 марта 1942 года ( письмо Светланы)

Здравствуй, дорогой мой братик Виталик! Письмо твоё получила. Очень хорошо, что с учебой и поведением у тебя всё впорядке. Виталик, не поняла, о чем это ты пишешь? Ты написал, что если я захватила "какие-нибудь" ( а что такое какие -нибудь ты не написал), то пускай твоя мама привезет тебе. А почему ты посылаешь Ринку ко всем чертям? А ? Другую завел? Да? Здесь у нас всё по-старому. Очень однообразно и скучно. Я потеряла связь с Вовкой. Думаю, ты хорошо его помнишь. Из Ленинграда нам ничего нет. Посылаю тебе свою фотографию. Фотографировалась ещё в июле 1941 года. Виталька, часто ли ты думаешь о Ленинграде? Наверное, часто. Жалеешь, видимо, о той жизни. А помнишь, сколько мы танцевали? Будем ли снова так жить? Ну целую тебя крепко-крепко. Любящая тебя сестра Светлана."

На обратной стороне рукой Виталика написано:
                Я живу в общественной квартире.
                У меня рояль и саксофон,
                громкоговорителей четыре
                и за каждой дверью патефон.
                У меня есть тоже патефончик,
                только я его не завожу.
                Потому что он меня прикончил,
                Я с ума от музыки схожу.

 Не сохранилось , к сожалению, письмо, в чем же Виталик признался своей маме. Но , видимо, проступок был значительный. Из письма Ларисы, тоже не понятно, что же он плохого сделал. Вот что она написала подряд в двух письмах.

"24 марта 1942 года

  Дорогой Виталик! Ты не представляешь, как тяжело мне было читать твое признание. Я никогда не представляла, что мой мальчик может сделать такую пакость. Что произошло с тобой за 8 месяцев разлуки? Какая разительная перемена. Я не узнаю тебя. И откуда такие скверные наклонности, когда со стороны матери и отца у тебя совершенно честные люди. Неужели ты можешь так жестоко огорчать свою мать, зная, что у неё и так бесконечно много горя в жизни? Умоляю тебя, в память о дорогом умершем отце, который был идеальным, честным, замечательно большим человеком, не делай больше никогда подобных вещей. Мне страшно подумать, что может быть, когда мы будем вместе, я не узнаю своего сына, т.к. у него появятся скверные , незнакомые мне черты и наклонности. Очень тяжелые времена приходится нам переживать, и вот сейчас-то и надо быть стойким, и переносить все трудности, не поддаваясь ни чьему дурному влиянию. Помни, что тебе самому надо пробивать дорогу в жизни, и от тебя зависит станешь ли ты настоящим человеком в жизни. Борись со всеми возникающими дурными желаниями, вырастай сильным волей человеком. Целую любящая мама.

 Очень беспокоюсь, почему от тебя так долго нет писем. Почему ты писал мне много и вдруг перестал. О том, что твое последнее письмо меня сильно расстроило и принесло массу горя, я тебе уже писала. Надеюсь, что ты не повторишь опять непростительных вещей. Скоро приближается окончание учебного года, а следовательно, скоро мы встретимся. Напиши точно, какого числа заканчиваются занятия. Получила письма от Германа и тети Зины, интересуются, как живешь ты и как учишься. Шлют тебе привет. Тетя Зина со Светланой и  Ариной переезжают в Т (?). Пишет, что если там устроится с комнатой, то вызовет меня. Светлана тоже прислала записку, она уже хорошо пишет. В следующем письме вложу её записку тебе, т.к. сейчас пишу на работе, а записка дома. Наташа сильно болела корью и воспалением легких. Сейчас поправляется. Очень много горя у меня в жизни, так что Виталик, прошу пойми и пожалей свою маму. Пиши, когда окончите занятия, приеду за тобой. Постарайся получить хорошие отметки. Привет Людмиле Петровне, педагогам и всем. Целую твоя мама."

  Наконец-то , ответил Виталий. Из письма следует, что он исправляется и отметки у него в дневнике хорошие. Мальчик растёт патриотом своей страны.

"16 апреля 1942 года

Привет из Нелюб!!!

Здравствуйте дорогие мама, тетя Зоя,Светлана, Нана, тетя Валя, бабушка, Наташа. Шлю вам свой горячий привет. Мама, как вы там живете?. Я здесь пока живу хорошо и учусь тоже хорошо. Мама в третьей четверти у меня вот какие отметки: русский отлично, чтение отлично, арифметика отлично, география отлично, естествознание хорошо, физкультура отлично, история хорошо, рисование хорошо, поведение хорошо. Мама я уже прочитал книг "Мальчик из Уржума", "Куйбышев" и ещё много мелких книжек.
Мама, я от дяди Васи после того, как ты приехала не получил ни одного письма. Мама , ты напиши ему. Мама , почему ты так долго не писала мне? Мама, мы сейчас проходим по естествознанию органы слуха, по географии повторяем зону тайги. По русскому - обращение, по арифметике повторяем, по чтению " Первое мая" Горького, по истории Советы в Венгро- Австрии, Коминтерн и до Колчака. Мама я выучил песни Ямщик и Ама. Мама, я Светланино письмо получил. Мама и скажи Светлане, что "какие-нибудь", это какие-нибудь  книги, я из-за своей невнимательности не дописал. Мама , как себя чувствует тетя Зоя и что делает Наташа? Мама, будешь писать, вложи бумагу и конверт, а то у меня нету бумаги. Мама у нас лед уже сошел с реки, но ещё не двигался. Мама, у нас скоро будет разлив. Мама , у меня есть теперь и валенки, мне надо теперь одни ботиночки. Остальное у меня всё есть. Мама я влаживаю в письмо рисунки для Наташи. Мама, я выучил стихотворение к первому мая " Песня о присяге". Вот оно:
 
Я родины славной защитник и воин.
Я сын трудового отца!
Клянусь и ручаюсь,
Что буду достоин
высокого званья бойца.
Недаром народу давал я присягу
И родине всей присягал.
В бою отступать я не буду ни шагу ,
И грудью пойду на врага.
Я полон отваги , я крепок и молод,
и в бой я за правду иду,
За землю, за волю, за серп и за молот,
За красную нашу звезду.
Клянусь я народу и милой отчизне,
я выполню клятву сполна.
Щадить я не буду ни крови, ни жизни,
и грудью пойду на врага,
Я буду Советскую нашу державу
достойно и свято хранить.
И Армии Красной геройскую славу
не дам никому уронить.
Я родины славной защитник и воин,
Я сын трудового отца.
Клянусь и ручаюсь, что буду достоин
Высокого званья бойца

Далее Виталик перессказывает песню Ямщика.

Ну пока, до свидания. Твой Виталий."


  Лариса рада успехам и исправлению сына, готовится забрать его на каникулы, и на переезд уже не надеется, как видно из её следующего письма.

"22 апреля 1942 года

    Дорогой Виталик, вчера получила твое письмо и была очень обрадована , во-первых, тому, что ты здоров и чувствуешь себя хорошо; во-вторых, что получил хорошие отметки за третью четверть. Напиши мне , когда у вас заканчиваются занятия, чтобы я знала, когда мне готовиться ехать за тобой. Надо ли , чтобы поехать в Нелюбы переезжать реку, я ехала зимой и что-то не обратила внимание. Все это узнай и напиши мне. Я буду готовиться к тому, чтобы взять тебя к себе. Не знаю ещё уедем ли мы или останемся здесь. Если останемся здесь, то придется идти наниматься в колхоз, чтобы запастись хлебом. Смотри , Виталик, не рассчитывай, что я живу так, как мы жили в Ленинграде. Ты должен понять, что сейчас трудное время переживает вся страна и нужно терпеть и надеяться. Наташа очень довольна твоими рисунками. Особенно нравится ей медаль и клоун. Хорошо, что читаешь хорошие книжки, надо больше заниматься полезным делом, и тогда не полезут в голову сахар и яйца. И так пиши скорей и готовься к отъезду. Надеюсь, что ты окончишь последнюю четверть не хуже , чем третью. Привет Анне Аркадьевне и Людмиле Петровне. Целую. Любящая мама."

  Виталий в письме рассказывает о своей жизни в интернате.

"28 апреля 1942 года
 
Привет из Нелюб!!! Здравствуйте мои дорогие мама, бабушка, тетя Тина, тётя Зоя, Нана, Светлана и Наташа. Мама, как вы там живёте? Как вы там достаете хлеб, муку, картошки и молока? У нас здесь жить хорошо. Можно достать молоко по десять рублей за литр. Мама, у нас был разлив, но он кончился. Мама, у нас готовятся к Первому мая. Мама, у нас будут премировать отличников. Мама, я пока учусь хорошо. Мама, как здоровье Наташи, бабушки, тети Зои?. Мама, учеба у нас кончается 31 мая. Мама, пиши чаще. Ну пока. До свидания. Твой сын Виталий."

  Мама подбадривает сына, надеется на скорую встречу.
" 1 мая 1942 года.
 
 Дорогой , Виталик. Поздравляю тебя с праздником первое мая. Желаю быть здоровым и успешно закончить учебный год. К первому июню приеду за тобой и тогда , уж как-нибудь, будем жить вместе. Я очень довольна, если ты действительно исправился и больше не повторяешь скверных поступков. Очень рада, что ученье идёт у тебя хорошо. Наташенька сейчас поправилась совсем и уже ходит со мной в ясли. Тетя Зоя тоже понемножку поправляется. Получаем письма от Германа, Вовки П А теперь ещё Светлана разыскала своего Вовку, он сейчас находится в И... в технической летной школе. Посылаю тебе записку Светланы, которую ты просил прислать. Сейчас я пока им не пишу, потому что не знаю их точного адреса. Сейчас у вас , сыночек, наверное, хорошо., травка расстелилась душистым ковром, птички щебечут, солнышко светит своими теплыми лучами отогреет, и все заживет по-весеннему. Очень хорошо то, что увлечен работой в стенгазете. Это очень интересное дело. И так , сынок, до скорого свидания. Жди свою маму. Наташенька благодарит за рисунки. Привет Людмиле Петровне и Анастасии Аркадьевне. Поздравь их от меня с праздником. Все родные мама Тина, Зоя, Светлана шлют тебе привет и крепко целуют. Будь здоров. Любящая тебя твоя мама."

 Виталик в письме рассказывает, как праздновали Первое Мая.
" 3 мая 1942 года

Привет из Нелюб!!!! Здравствуйте , дорогие мама, тетя Тина, бабушка, Светлана, тетя Зоя, Нана и Наташа. Мама , письмо я твоё получил. Мама, я веду себя хорошо. Мама, у нас учебный год оказывается заканчивается 22 мая. Мама, вот как я провел первое мая. Утром встал, оделся, умылся и сделал зарядку. На завтрак было хлеб, чай и яичница. После завтрака были уроки, меня не вызывали. Потом мы вешали флаг над школой. После уроков играли в лапту. Потом был обед. На обед было 1) лапша; 2)каша с котлетой и хлеб; 3)десять конфет. После обеда было выступление. Потом ужин, давали хлеб, суп и четыре пряника. После ужина пошли в контору, а когда пришли, легли спать.
Ну, пока. До свидания.  Твой сын Виталик. Всех вас крепко целую."

 Лариса всё больше убеждается , что везде сейчас живется трудно, перестает думать о переезде, а планирует перевести Виталия в интернат по-ближе к Фаленкам.

"11 мая 1942 года

 Дорогой мой сыночек, Виталенька! Я очень довольна твоими последними письмами, и тешу себя надеждами, что ты действительно исправляешься. Неужели Людмила Петровна повергнет меня в глубокую печаль, написав мне о новой твоей проделке? Хочется думать о том, что ты понял, какую боль доставил мне своим поведением, и что это больше повторяться не будет. Милый Виталечка, сейчас в трудное время воспитывай в себе сильную волю. Она необходима в предстоящей борьбе за свободу и счастье нашей страны. Для этого тебе надо хорошо учиться и стараться понять окружающую действительность. Дорогой мой, всё время приходится узнавать печальные вести. Получила письмо от Ирочки, тетя Лена, её мама тоже умерла, и она одна уехала и теперь находится у дяди Васи в Новосибирске. По дороге потеряла все вещи, и теперь у дяди Васи и тети Ириши ещё прибавилось забот. Бабушка в страшном горе. Женечка здоров и весел, а так же Аня и Катюша. Жизнь в Новосибирске ещё дороже, чем здесь. На рынке мука 1000 и 1200 пуд, мясо - 80-100 рублей, масло - 250 руб за кг, молоко -20 рублей литр. Да к тому же всё очень трудно достать на деньги, а менять у меня ничего не осталось. Боюсь, что придется пока нам оставаться здесь, но судя по письмам нигде не лучше. Я хочу похлопотать перевести тебя в интернат поближе от Фаленок, чтобы мы могли часто видеться , и на выходной ты мог бы приходить домой. Хорошо, если это удастся устроить, и тогда , взяв тебя, не пришлось бы нам частенько сидеть голодным. Ну об этом ещё подумаем и решим. Так или иначе, а к первому июня я за тобой приеду, возможно, со Светланой. А пока мы тебя крепко целуем и желаем успешно закончить учебный год. Наташа благодарит тебя за рисунки. Посылаю бумагу и марки. Напиши бабушке и Ирочке..."

 У Виталика заканчивается терпение, он очень хочет к маме , а она всё за ним не приезжает.
"12 мая 1942 года.

Здравствуй дорогая мама, бабушка, тетя Зоя, тетя Валя, Светлана,Нана и Наташа. Как вы там живете? Я живу хорошо и учусь тоже хорошо. Мама, учебный год у нас кончается 22 мая. Мама , у нас здесь ходит тиф. Мама, как здоровье тети Зои и бабушки? Мама, приезжай скорей, а то мне здесь надоело. Мама , если будешь писать письма, то присылай конвертов, бумаги и марок. Мама, кормят нас плохо, едим гнилую картошку. Нас не пускают ночевать. Писать больше нечего. До свидания . Мама, не пиши в ответ того, что я тебе написал, и даже не упоминай, а то учителя будут ругаться. Твой сын Виталий."

 В результате, ребенок так и не дождался свою маму, а сам пешком и на перекладных пришел из Нелюбы в Фаленки. Все родные были очень рады, что он благополучно добрался, но поругали его за самовольство. В следующем году Виталик жил с мамой и Наташенькой. Маме он был хорошим помощником. Водил в садик сестренку, помогал обменивать на рынке оставшиеся вещи на продукты. А весной 1943 года Лариса с детьми уехали к дяде Васе, который с семьей находился в это время в Колпашеве. В 1943 году у Василия Васильевича и Ирины родился сын Пётр, и помощь Ларисы, медсестры, была им очень кстати. Хотя семья и ответственность за всех ещё больше возросли. Там они и пережили всю войну.

   Впоследствии Виталик учился в мореходном училище, женился. В семье родились дочь и сын.  Стал капитаном, работал на рыболовецких судах в Мурманске. Лариса Гавриловна всю оставшуюся жизнь прожила в Ленинграде, работала медицинской сестрой в поликлинике.  Помогала дочери Наташе воспитывать внучку. Очень любила и других своих внуков, их у неё было пятеро.  Умерла бабушка ( Лариса) в 1983 году в день смерти своего мужа Пети 28 июля. Папа (Виталик) скончался 15 декабря 2000 года в возрасте семидесяти лет.