Экскурсия для младенца

Елена Пашнина
Я очень часто наблюдаю такую картину: ребенок заплакал, мама или папа молча выполняют с ним какие-то манипуляции: меняют подгузник, суют в рот бутылочку. Молча. Этого делать категорически нельзя! С 15 недели ребеночек, находясь еще в животе у мамы, уже слышит нас. Пойте ему песенки, рассказывайте, как прошел ваш день, читайте книги вслух, что угодно, но только говорите. Взяв младенца на руки, проводите ему настоящую экскурсию, более благодарного слушателя вы не найдете, расскажите ему где находится плита, холодильник, кастрюля, что делает кошка или дождь за окном, какого цвета вы одели платье. Вы помните, что с 3-5 месяцев у младенцев появляется стойкая избирательность к звукам человеческой речи , а также комплекс оживления, т.е. малыш ждет, очень рад, что вы разговариваете именно с ним. На все ваши взрослые слова он будет отвечать сначала лепетом, а потом гулением, пытаясь повторить ритмический рисунок вашего произношения, Поддержите с ним разговор, реагируйте на гуление и лепет малыша, поддержите его разговор, повторяйте его слоги, свои слоги, разговаривайте с ним, ведите диалоги. Называйте все, чем вы пользуетесь, знакомьте его с миром предметов, используйте слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Таким образом вы развиваете пассивный словарный запас вашего малыша, он еще не может повторить эти слова, но понимать, о чем вы говорите, уже пытается.  К 7 месяцам ребенок поворачивает голову, чтобы увидеть часы на привычном месте тогда, когда вы произнесли это слово. Вы говорите «Включим свет», а он поворачивает голову в сторону лампы. Помните, что такими простыми действиями, вы строите «комнаты», чем больше вы будете общаться с малышом до года, тем больше информации он усвоит, тем богаче станет  его речь, тем больше значений слов он будет знать.
Речь:
Любые действия сопровождайте словами, как нельзя лучше подходят пестушки, это жанр устного народного творчества, короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает одевание, умывание, кормление.

Потягушеньки,
Порастушеньки,
В ножки- ходушеньки,
В роток – говорок,
А в голову – разумок.

Водичка, водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтоб кусался зубок
И смеялся роток!

Кто будет куп – куп,
(Похлопайте его ладошкой по воде)
По водичке хлюп – хлюп?
В ванну быстро – прыг, прыг?
В ванной ножкой дрыг, дрыг!
(Намыливая малыша, напевайте)
Будет мыло пенится,
И грязь куда-то денется.



Выучите детские стишки, потешки.  в которых встречаются повторяющиеся слоги, очень много таких произведений в детском фольклоре:

Наши уточки с утра:
-кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда:
-Га-га-га!
А индюк среди двора:
_Бал-балды, бал-балды!
Наши курочки в окно:
-Ко-ко,ко!

Очень хорошо будет, если ребенок реально увидит и уточек, и курочек. Или хотя бы картинки.

Ехал пан, ехал пан
Шагом, шагом, шагом.
Ехал пан, ехал пан
Рысью, рысью, рысью.
Ехал пан, ехал пан
Махом, махом, махом
Бух!


Игры на коленках:
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
В ямку – бух!
Раздавили сорок мух.

Знание слова «бух» вам обеспечено.

Как только слова типа «Бух», «ко-ко» скажет сам малыш, т. е. из пассивного словаря они перейдут в его активный словарь, начинается следующий этап речевого развития.