Новости о вере, прощении и чувстве справедливости

Владимир Каев
Новости, какого бы рода они не были, чаще всего оказываются повторением пройденного. Про сообщения о несчастных случаях на дорогах, пожарах и убийствах и говорить нечего, этим материалом наполняются информационные пространства, поглощающие несвежую пищу с энтузиазмом. Есть целый класс людей, которые живут такого рода новостями. Или нет таких? Может быть, эта публика во мне настораживается и поднимает голову, услышав мельком, что где-то в Урюпинске нехороший человек сбил на дороге мать с ребёнком, или хороший, но заснувший за рулём, или не мать то была, да к тому же пьяна и переходила дорогу на красный свет.

С авариями и трагедиями более или менее понятно, а что с наукой? Тут сфера открытий, сенсаций, гипотез и экспериментов. Это вам не обсуждение длины юбки эстрадной дивы, которую я лично предпочёл бы видеть без оной, не ожидая никаких новостей. Поддаюсь порыву, попав под прицельный огонь массмедиа, погружаюсь в тему. Как ни погрузиться, когда такое пишут:

«Ученые обнаружили в мозге области, отвечающие за веру, прощение и чувство справедливости».

«Системы машинного обучения помогли американским ученым найти несколько областей мозга, которые отвечают за понимание различных абстрактных понятий, в том числе справедливости, духовности или этичности».

«В человеческом мозге есть области, которые ответственны за обработку таких абстрактных понятий, как гордость, вера и истина…»

Мало того, что человеком легко управлять, так ещё и места находят, в которые остаётся вживить чипы и получить вместо населения массу чипов и дейлов. Без особой надежды разобраться отправляюсь по адресам, указанным сетью, пытаясь совместить несовместимое – информацию научного характера и собственное невежество.

Далее род конспекта прочитанного, свои комментарии заключаю в квадратные скобки.

В 2013 году нейрофизиологи выяснили, что определенный участок в префронтальной коре играет роль своеобразного "центра послушания", стимуляция которого заставляет человека подчиняться социальным нормам.

Позже швейцарские и американские исследователи смогли найти своеобразный "центр честности" в верхней части префронтальной коры. Если этот центр принудительно включить, человек становится заметно менее склонным к обману. Аналогичные участки в других областях мозга оказались связаны с риском, религиозным поведением и другими сложными концепциями, не имеющими аналогов в мире природы.

[Забавно. Детектор лжи изобрели давно. Теперь стали определяться с "географией" мозга с точностью до указания мест послушания, честности и т.д. Похоже, близятся времена, когда уголовный кодекс можно будет загружать прямо в соответствующую зону мозга. Фантасты отдыхают. Воспитание и культура отходят на второй план, на первом… кто и что окажется на первом?
Имея соответствующие гранты можно что угодно найти, открыть, переоткрыть.]

Определить отделы и секторы мозга, которые отвечают за абстрактные категории, ученые смогли благодаря системе машинного обучения и магнитно-резонансной томографии (МРТ).

По словам специалистов, их работа напомнила им «чтение мыслей», так как ранее подобные типы исследований ограничивались лишь такими конкретными понятиями, как яблоко или, допустим, молоток. Однако новые выводы предполагают, что отдельные части мозга населяют различные «неуловимые» идеи.

Во время эксперимента на студентах-добровольцах им демонстрировали картинки с изображением как простых для понимания и описания явлений, так и более сложных, философских понятий. Задачей подопытных было в течение трех секунд осмыслить увиденное, в то время как ученые наблюдали за сменой активности коры их головного мозга, а также изменением концентрации кислорода в сосудах полушарий.

[Студенты-добровольцы. Вот чьи зоны изучались. Смею предположить, что в местах заключения могут обнаружить совсем другие зоны.]

Провели МРТ-сканирование девяти человек, предварительно показав им 28 слов [тут разноголосица, в другом источнике именно "картинки с изображением как простых для понимания и описания явлений, так и более сложных"], обозначающих то или иное абстрактное понятие, и давая три секунды на обдумывание: например, (наука) «гравитация», «жара»; (общество) «сплетня», «запугивание»; (эмоции) «счастье», «гнев», «гордость»; (право) «этика», «преступность»; (метафизика) «нужда», «сознание», «истина», «причинность»; (религия) «Бог», «вера»,  «кощунство».

[По поводу разноголосицы, ещё одна формулировка: ]
Ученые показывали девяти добровольцам различные понятия в визуальной форме, после чего давали три секунды на обдумывание. Причем каждое слово предъявляли шесть раз.
[Похоже, что "понятие в визуальном форме" либо имело картинку и надпись, либо считается, что понятие однозначно называется, настолько картинка выразительна… ладно, оставим это занудство.
Любопытно также выглядит необходимая быстрота ответов. Не получается ли таким образом то самое первое, что часто оказывается ложным… или общепринятым, что иной раз одно и то же.]

Затем сканы мозга (МРТ) обработали, используя инструменты машинного обучения, и получили шаблоны для 28 абстрактных понятий, охватывающих семь категорий: математика (вычитание, равенство, вероятность, умножение); наука (гравитация, сила, тепло, ускорение); общество (сплетни, запугивание, прощение, комплимент); эмоции (счастье, грусть, гнев, гордость); право (договор, этика, преступление, освобождение от ответственности); метафизика (причинность, сознание, истина, необходимость) и религия (божество, духовность, кощунство, вера).

Как оказалось, человеческое сознание оперирует чем-то вроде своеобразного «каталога», определяя необходимую категорию по трем критериям. Первой из них является словесная ассоциация с тем или иным изображением, далее анализируется определение связи явления с персоной самого испытуемого, а третьим фактором учитывается общественное значение объекта или действия.

[9 студентов, 28 понятий, 7 категорий, 3 критерия… Снова непонятно, что за критерии и категории, к тому же используется ещё и "измерение", теряю нить]

1. Первое из них соответствует регионам мозга, связанным с языком: так, «этика» соотносится с «правилом» и «моралью».

2. Идеи из второй категории лежат в континууме между «внутренним» и «внешним» миром: «сознание» и «гравитация», например. Кроме того, «духовность» – это «я», а «причинность» принадлежит окружающему миру.

3. Наконец, последнее измерение основано на социуме: как определили психологи, в понятиях «гордость» и «сплетня» есть социальный подтекст.

«Большая часть нашего понимания того, как мозг обрабатывает объекты, основана на том, как наши пять чувств воспринимают информацию. Трудно описать нейронную среду абстрактных мыслей, потому что многие инструменты мозга для их обработки сами абстрактны  <…> самым захватывающим результатом этого исследования было то, что мы смогли предсказать паттерны нейронной активации для отдельных абстрактных концепций между людьми. Удивительно, что мое понимание вероятности или духовности похоже на понимание другого человека, даже если его опыт духовности отличается от моего».

[Позволю себе напомнить – в эксперименте участвовали студенты, вполне определённая социальная и возрастная категория…]

Также обнаружили, что человек обычно представляет абстрактные понятия в виде слов, в отличие от конкретных объектов, которые формируют восприятие в зависимости от того, на какое из чувств они влияют: следовательно, думая о чувствах или морали, сначала мы понимаем слово, а уже потом добавляем к нему смысл.

[«думая о чувствах или морали, сначала мы понимаем слово, а уже потом добавляем к нему смысл…» может быть, не понимаем, а распознаём… всё равно не понимаю, каким образом понимание и смыслы оказались по разную сторону баррикад]

«Абстрактные концепции вызывают меньше активации в регионах, связанных с перцептивной обработкой, и вызывают больший отклик в тех областях мозга, которые связаны с вербальной обработкой», – подчеркнули авторы работы.

[Почти то же самое иными словами:]

Понятия, связанные с конкретными предметами или действиями, обрабатываются в тех частях головного мозга, которые отвечают за восприятие или связаны с теми или иными частями тела. В отличие от них, обработка абстрактных понятий не привязана к какой-либо одной области мозга.

[Повторение мать… чего-то там. Ещё раз про "измерения".]

1. Первое измерение соответствует областям мозга, связанным с языком. И здесь, например, понятие этики будет соседствовать с такими понятиями как правила и мораль. То есть, человек должен сначала понять [опознать?] слово, чтобы затем придать ему дополнительный смысл.

2. Второе измерение определяет абстрактные понятия в терминах ссылки либо на себя, либо на внешний источник. Например, духовность относится к себе, а причинность – к внешнему объекту.

3. Последнее измерение определяется социальной окраской.

Благодаря определению принципа распределения философских понятий, который использует мозг человека, ученые смогли обучить подобному и компьютер. Теперь, с помощью концепции, схожей с человеческой, искусственный интеллект способен «угадывать» мысли испытуемых с точностью до 82%.
____________

Подвожу черту. Далее оставляю конспект в покое, освобождаюсь от квадратных скобок и пишу что в голову взбредёт.

Прежде всего возникает вопрос к финалу: что за искусственный интеллект, каким образом он угадывает… по каким признакам… по выражению лица, снятого скрытой камерой? Почему бы и нет, ведь находят же компьютеры в толпе нужного человека имея в памяти фотографию. Всё же кажется, что тут досточтимые нейрофизиологи хватили через край, поторопились. Неужели ясновидящие, маги и прочие, насквозь человека видящие, будут теперь заменены искусственным интеллектом! Если этот интеллект угадает в тебе неприличные мысли, ему же даже морду не набьёшь, ввиду отсутствия лица… и выражения на нём.

Возможно, речь идёт о том, что по части написанного человеком можно угадать, о чём он вообще думает. Так, например, прочитав несколько публикаций автора на сайте прозы, догадываешься, о чём он думает, в том числе, когда не пишет… и о чём будет думать… и что с ним было и будет… но это уже какой-то искусственный интеллект во мне подаёт голос и лезет, куда не просят.

Всё же, интересный, хоть и не совсем внятный материал. Представляется вполне естественным наличие трёх то ли измерений, то ли областей, то ли принципов, лежащих в основе ориентации человека в реальности. То, что эта троица как-то проявляется когда смотришь на мозг через линзу МРТ… почему бы и нет.

Перевожу на свой язык, понимая, что перевод надо будет исправить… если руки дойдут (но ведь не руки доходят, а ноги… язык – что хочет, то и несёт… доходя до абсурда).

Итак, в наличии… в голове… в понятиях…

1. Модель мира, с которой человек имеет дело. В этой модели он и себя самого рассматривает (полагает) как часть среды – вполне материальное тело и трудноопределимый внутренний мир.

С определённостью относительно тела тоже не всё ясно. Древние греки, например, полагали, что человек думает сердцем. В наши времена считают мысль прерогативой мозга. Мистики и вовсе находят нечто такое… тут я пас, не стану рассматривать понятия души, духа, ментального тела… не могу рассмотреть. Человек видит (осознаёт) мир и себя в нём, даже если он слепоглухонемой (помню, видел такого учёного на лекции в университете… по телевизору).

2. Социальная среда тоже космос, но иного порядка. Социальные рефлексы специфичны, это вам не полнолуние и не печень, которые явно относятся к миру, в котором можно взвешивать, измерять расстояния и время и так далее. Человеческие отношения не описываются формулами Ньютона, в них иные законы действуют, хоть и напоминающие иной раз своей примитивностью о мире животных.

3. Наконец – язык. Вот то, в чём и социальное, и природное равно представлены. Именно в языке находит выражение мышление в первую очередь. В языке человек и свой образ формирует, потом начиная путаться, по какому образу и подобию… и кто кого образует…

В голове своя сеть, там обнаруживаю ассоциацию, нахожу фрагмент из электронной сети, небрежно сохранённый в файле (источник не указал). Не наука, опыт жизни многотрудной… но ведь тоже 3 пункта… вариант начала дня, первые 9 минут после сна… посмотрим:

«Первые три минуты вспоминаем о том, за что мы можем быть благодарны: людям, стихиям, богам, вселенной, законам физики – мир устроен в целом неплохо и каждый из нас занимает в этом мире не последнее место.

Затем три минуты вспоминаем всех своих близких людей – родственников и друзей. Желаем им всего самого хорошего. Если вы религиозны – можно за них помолиться.

Последние минуты – визуализируем движение к цели. Представляем, что мы сделаем для того, чтобы изменить нашу жизнь к лучшему. Не мечтаем! Не рисуем картинки прекрасного будущего! А представляем, как мы будем к этому будущему идти».

В первых двух фазах слышна внутренняя речь, слова, заключающие в себе отношения. Завершение – визуализация, череда образов в движении. Речь, заметим, присутствует в двух частях из трёх.

Повторяю на свой лад:

1. Сначала мир, включая людей как часть его. Благодарность.
2. Затем внимание ближним, самой существенной части социального окружения.
3. Последнее – мысль, визуализация, представление о себе действующем.

Не так выразительно, как в случайно сохранённом фрагменте, но запомнить проще.

Хочется отвлечься, вернуться к простоте существования, оказавшись в хорошем обществе. Пусть Гумилёв скажет своё слово.

         Есть Бог, есть мир; они живут вовек
         А жизнь людей мгновенна и убога,
         Но всё в себя вмещает человек,
         Который любит мир и верит в Бога.

Мир, жизнь людей… а что же Бог? – а Бог и есть язык и мышление.

Любить мир, верить в культуру и науку, тогда и жизнь человеческая перестанет быть убогой… оставаясь мгновенной.