Как спасали святыни ККВ ч. 5

Николай Мринский
Казаки отвезли бесценные ящики в Меминген и сложили их в комнате Н.Г. Назаренко. Уже 20 июня была назначена комиссия по проверке регалий, которая тут же приступила к их осмотру. Всё было в порядке и регалии перевезли на хранение в монастырь Отобойерн в двух часах езды от Мемингена. В итоге, относительно обеспечив сохранность регалий, атаман Науменко стал изыскивать возможности отправки их в Америку, подальше от СССР. В конце 40-х гг. XX в. началось массовое переселение казаков из Европы за океан – в США, Канаду и Латинскую Америку. К 21 июля 1949 г. с большими трудностями были оформлены надлежащие документы и 5 августа 1949 г. регалии были вывезены из Бремена на пароходе «Хавман» в Филадельфию. Следом за ними отправился и В.Г. Науменко с семьёй. 30 августа 1949 г. они прибыли в Бостон, где атамана сразу взяли под стражу по подозрению в сотрудничестве с нацистами. Поводом к задержанию послужил донос недругов Вячеслава Григорьевича из противостоящего лагеря казачьей эмиграции - возглавляемого всё теми же деятелями вольно-казачьего движения В.Г. Глазковым и И.И. Безугловым. С 1949 по 1950 гг. американскими судебными властями велось расследование. Впоследствии, доносчики отказались от своих показаний, заявив, что их якобы заставили написать... Так или иначе, в ходе судебного заседания атаман ККВ за рубежом В. Науменко был оправдан, освобождён из-под стражи и супругам было разрешено проживание в США. Они поселились под Нью-Йорком в католическом монастыре.

Здесь надо отметить что, в процессе участвовал довольно известный американский адвокат Ватсон Вашборн с еврейскими корнями. Он был одним из юристов, участвовавших в Нюрнбергском процессе, поэтому заподозрить его в пронацистских симпатиях было довольно затруднительно. Войсковой атаман стал налаживать связи с кубанцами, вёл переписку, выпускал ежемесячный журнал «Казак». В результате был создан Войсковой совет ККВ за рубежом. Науменко совместно с атаманом Центральной кубанской казачьей станицы в Нью-Йорке, войсковым старшиной Борисом Ивановичем Ткачёвым подыскивал возможности для надлежащего хранения регалий. Проживая в чужих государствах, в память о Родине кубанцы откликались на призыв атамана и жертвовали средства из своего скудного семейного бюджета. На собранные 20 000 долларов был приобретён недалеко от центра Нью-Йорка трёхэтажный кирпичный особняк из 15-ти комнат, который стал в 1953 г. Центром кубанской казачьей эмиграции - Русским домом. В нём расположился Кубанский Войсковой музей. Святыни наконец-то перестали храниться в ящиках. Их извлекли и выставили здесь на всеобщее обозрение. Тогда же воссоздали комиссию по сохранению регалий во главе с бывшим начальником Кубанского Алексеевского военного училища ген. О.И. Лебедевым. 4 марта 1961 г. войсковая комиссия проверила наличие и состояние знамён, другой символики, выставленной в музее и хранящейся в запасниках. Открытые знамёна поместили под пластиковые рамки. Застраховали регалии на 10 тыс. долларов.

Именно В. Науменко, в первую очередь, и его близкому окружению, кубанцы обязаны спасением и сохранением войсковых святынь. 30 октября 1979 г. в доме Толстовского фонда под Нью-Йорком на 97-м году жизни скончался бывший войсковой атаман В.Г. Науменко. Чего только не довелось пережить этому человеку, этому Казаку! Но ни разу не терял он присутствия духа, никакие опасности не могли сломить в нём мужества и уверенности в победе над недругами. Благодаря ему, настоящему казачьему патриоту, ККВ выжило, причём достойно, не растеряв знамён, не утратив души. Вечная ему память и низкий поклон от кубанских казаков за этот подвиг! Достойными последователями в деле сохранения регалий были атаманы Б.Н. Ткачёв (1958-1966), В.И. Третьяков (1966-1974), А.В. Бублик (1974-1984). В 1984 г. атаманом ККВ за рубежом был избран Александр Михайлович Певнев. Все атаманы постоянно заявляли, что войсковые регалии принадлежат не только казакам за рубежом, но и тем казакам, которые проживают на Родине. И рано или поздно святыни должны вернуться на Кубань. В конце 70-х гг. ХХ в. в штате Нью-Джерси г. Хоуэлле опять на пожертвования казаков была куплена земля и построено новое здание Кубанского войскового музея, куда перевезли регалии и реликвии (8). Итак, святыни вновь были выставлены на всеобщее обозрение, на радость и гордость казаков всего войска, а казачий музей стал центром культурной жизни кубанцев, ещё больше сплотив их на чужбине. Прошло время и условия хранения регалий в Хоуэлле перестали соответствовать принятым нормам.

Дело в том, что здание требовало ремонта, во многих местах протекала крыша, знамёна и грамоты зачастую находились в сырости, большинство знамён заворачивалось в полиэтиленовые кульки, не просушивалось и не проветривалось, что приводило к их частичной утрате. В начале 90-х гг. XX в. установился контакт между воссозданным в России ККВ и ККВ за рубежом. Вопрос о возвращении войсковых регалий на Кубань впервые поставила дочь атамана Науменко – Наталья Назаренко, которая в ноябре 1998 г. посетила свою историческую родину, Краснодар по приглашению главы администрации края Н.И. Кондратенко. В ноябре 2000 г. был издан приказ по ККВ «О создании комиссии по возвращению регалий Кубанского казачьего войска». В её состав вошли известные общественные деятели, историки и музейные работники Кубани. С этого момента начинаются переговоры с потомками кубанских казаков-эмигрантов первой и второй волны, проживающих в США и хранящих регалии. В период с 2000–2004 гг. Краснодарскому краю дочерью В. Науменко были переданы в дар документы личного архива атамана. Среди них - ценные источники - дневники Вячеслава Григорьевича, которые он вёл с 1920 по 1953 гг., его именное оружие, юбилейные подарки, редкие издания, переписка, в том числе и с донским атаманом П.Н. Красновым. В марте 2005 г. губернатор Кубани А.Н. Ткачёв, его зам. А.А. Ремезков, ректор КГУ академик В.А. Бабешко, атаман ККВ В.П. Громов выезжали в США, где встретились с казаками и осмотрели регалии.

На основании достигнутой договорённости с 12 по 20 мая 2005 г. совместная комиссия во главе с атаманами А.М. Певневым и В.П. Громовым произвела ревизию регалий. Среди кубанцев в г. Хауэлл были члены войскового правительства ККВ Ю.Н. Загудаев, О.В. Михайлов, отец Сергий (Овчинников) и ученые КубГУ А.Г. Иванов, В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк. Опись фондов казачьего музея включала в себя более 120 наименований. В июле 2005 г. А. Певнев побывал на Кубани и сообщил о решении зарубежных казаков вернуть войсковые регалии на Кубань. Решающую роль в переговорах о возврате регалий сыграло участие губернатора края. С воззваниями к кубанским и зарубежным казакам несколько раз обращалась и Н.В. Назаренко, призывая вернуть регалии на Кубань. В результате многочисленных заседаний и споров, потомки кубанской казачьей эмиграции в США, в августе 2006 г. приняли окончательное решение о возврате регалий и реликвий ККВ на Кубань. В результате длительных переговоров (почти 10 лет) между ККВ и Войсковым Советом ККВ за рубежом, в Краснодаре атаманами В.П. Громовым и А.М. Певневым 16 октября 2006 г. было подписано историческое соглашение об условиях передачи и хранения войсковых регалий. Принявший в участие в переговорах губернатор края А.Н. Ткачев заверил атамана Александра Певнева, что гарантом безопасности реликвий выступает администрация края. Он поблагодарил американских гостей за то, что все эти годы они бережно хранили святыни кубанских казаков.

Такое преданное служение своей любимой земле, своей Родине, сродни подвигу, - заявил губернатор. - Теперь регалии будут служить нынешним и будущим поколениям казаков. Тогда же распоряжением главы края была образована комиссия (председатель – В.П. Громов) по приёму, обеспечению сохранности и реставрации святынь кубанского казачества. 18 апреля 2007 г. первая часть - грамот, знамен, оружия и других предметов (29 ед.) были переданы в Москве А. Ткачёву и 20 апреля спецрейсом «Авиалиний Кубани» доставлены в г. Краснодар. После торжественной церемонии в аэропорту, в войсковом храме Св. А. Невского состоялся благодарственный молебен в честь возвращения регалий. 21 апреля они уже были представлены в ходе ежегодного парада, посвящённого реабилитации репрессированного казачьего народа, других народов Сев. Кавказа. Затем в октябре того же года было возвращено ещё 110 предметов, включая ценные вещи В. Науменко, в мае 2008 г. - 74 предмета. «Особняком в списке реликвий стоит столовое серебро с клеймами Мариинского института и гвардейского дивизиона. На столовых приборах выгравированы чины и имена казаков императорского конвоя, пользовавшихся этими приборами более ста лет назад», - сообщала пресс-служба администрации края. История кубанского казачества неразрывно связана с войсковыми регалиями. Они – символы доблести, геройства и чести с одной стороны, с другой – это знаковые предметы, которые играют вполне самостоятельную роль в деле патриотического воспитания новых поколений.

Продолжение следует в части  6                http://proza.ru/2020/08/08/384