Вечный бег по кругам безответственности

Вячеслав Абрамов
(Об иллюзиях о самом себе)

Человек всегда находит виноватых в том, что происходит. В этом – его первейшая потребность, а осознанность приходит или не приходит, но уже потом.

Всегда кто-то виноват, а я – жертва каких-то обстоятельств.

А жизнь такая насыщенная стала… Но при этом ощущение, что это такой вечный бег на месте. Или по кругу?
Или как во сне: пытаешься что-то сделать и напрягаешься, а это не делается! Бежишь – а не бежится… Теряешь этот смысл – а другой не находишь. Хочешь проснуться – не просыпаешься.

И временами тебя вдруг пробивает, – и ты понимаешь, что жизнь проходит в непрерывном усилии что-то выполнить, а то, что тебе нужно на самом деле, проходит стороной. Ты всё время в каких-то постоянных обязательствах, в постоянных эмоциях, в постоянных переживаниях…

Ты не более чем игрушка, и тебе не понятно, в чьих руках.

И вот в какой-то момент вдруг ошарашивает вопрос: А ЗАЧЕМ? И внутри тебя пробегает какой-то холодок…

Почему даже в самые тяжелые, безрадостные  времена так бурно развивались и становились до истерики и фанатизма популярными кино, и индустрия всяких разных развлечений?
Человек всё время пытается вырваться из круга обыденности. И при этом человека тянет к саморазрушению. Почему он так стремится к алкоголю, наркотикам, ко всему тому, что очевидно убивает?

Да потому что ему до невозможности больно и муторно думать вопрос: а для чего я живу? В чём смысл моей жизни?

На этот вопрос многие вроде бы находят ответ в религиях. Спрашиваю у одного, кто в одного Бога верит, спрашиваю у другого, который верит в другого Бога. Ещё у некоторых спрашиваю, кто шибко так верует.
Все они в Бога верят или потому, что больше некому верить, или потому, что смерти боятся. А в чём смысл их жизни, ни у кого нет уверенного ответа.

Страх остаться наедине с собой – вроде бы несерьёзный страх, но от него бегут с небывалой силой и быстрее всего!
Так, человек, подойдя к пропасти, боится «не того, что он может упасть, а того, что может броситься в неё» – такое заключение вывел Жан-Поль Сартр.

Была такая пытка, если не ошибаюсь, у японцев: человека сажали в наглухо закрытую от света и звука камеру и истязали тем, что он оставался только сам с собой. Это обычно кончалось разрушением психики.

А страх одиночества в толпе людей? Это тот же страх себя самого, и от одиночества бегут хоть куда, хоть к кому – только от себя, от мыслей о себе и о скором конце себя.

Человек разрушителен для себя самого! Значит, неспособен за самого себя всецело отвечать. И поэтому всегда находит виноватых в том, что происходит.

Значит, он создан именно так, чтобы быть руководимым, а оставшись без руководства, самоликвидироваться? Тогда весь его выбор в том, какое руководство выбрать.

Вот и религия всё делит надвое: Бог и диавол-сатана. Почему бы не так? Ведь если не так, то всё весьма усложняется. А зачем эти сложности тому, кто не хочет за себя отвечать, и по-любому имеет «руководителя», того или иного? Незачем.