Из детства... продолжение

Александр Эрзя
21.01.1999. Спать не хочется, встал по среди ночи и решил пописать* - должен же я стать когда-то известным писателем. Вот ведь дела какие, "мама моя".

Итак:

В 1970 году, когда моя мама вышла замуж за дядю Толю, меня забрали из моего деревенского детства в город Рузаевку. Наняли машину, маме в приданное дали шифоньер, и что-то в мешках - тяжело, значит богатство. Ехали через Воеводск, переезжали в брод какую-то речушку и к вечеру приехали к месту моего нового жительства.

Жили мы с начало у бабушки Сони на Старом Базаре. Мама устроилась на работу закройщицей в КБО - ОРСа 2, Куйбышевской железной дороги. Я постоянно торчал у ней, так как нечего было делать и помогал ей раскладывать материал.

Старое, деревянное здание КБО было на месте сегодняшнего здания КГБ. С торца здания был маленький магазинчик, в нем продавались вкуснейшие шоколадки с орешками -"Белочка", стоили они - двадцать копеек.

Через пару месяцев маме дали общежитие и мы переехали жить в девять квадратов, но свои. Меня отправили в детский садик. В саду мне не очень понравилось, посудите сами, если все это время я был предоставлен самому себе, лазил по "лабазам", а тут жить в распорядке...

Единственное что в плюсе, это много разных ребят, в деревне то мало было. Я очень стеснялся, ни чего не ел кроме печенья, но уже в первый день подрался с "татарчонком" за какую-то игрушку. Потом привык правда.

В саду "баллотировался" один год, рядом с садиком был вокзал, за забором стояли такси. Мой Крестный работал тогда в такси и я всегда подбегал к забору посмотреть - нет ли его там. Один раз мы все же увиделись.

Запомнилась в детсаду елка на Новый год, много снега было. Весной это место затапливалось талой водой и все ходили по деревянным тротуарам по территории сада. Из ребят запомнил только Пашку, он был самый сильный, учился потом в 16 школе.

В общаге изучил все этажи, подвалы, закрытые помещения, куда мне удавалось пролезть маленьким. Ребят там тоже было много и мы постоянно играли в догонялки по этажам.

Семейные жили на втором этаже, на третьем одинокие мужчины, на четвертом такие же женщины, а выше не знаю кто, может командированные, мы туда не поднимались. Самый страшный третий этаж и там лучше не бегать, потому что там были постоянно драки, кровь на полу от поножовщины.

Местом сбора была ленинская комната с телевизором и большой политической картой мира. Научившись читать мы играли в "карты" - один смотрит карту и просит найти город, море, пролив, название горы, а мы кто быстрей, ищем. Когда у меня в школе началась география - я уже все знал на пятерку.

Был у меня там дружек Серега, он был старше меня на год, мне попадало от него, но и я не уступал. Он показал мне как курить, не в затяг, длинные сигареты "Бородино".

Заводилой у нас была крупная Женька, старше нас на три года, сестра моей ровесницы, которую я, как-то раз имел неосторожность обидеть. За это я получил от нее, четырехгранной ножкой от стула точно в лоб. Пробив ткань до кости, голова как будто раскололась пополам, я орал на все общежитие минут десять. До сих пор эта "память" у меня на лбу.

Жила еще рядом с нами учительница, добрая такая, с сыном Антоном. Потом узнал, что приемный он был, а я не понимал, откуда можно взять чужого ребенка, в магазине их же не продают.

С торца общаги был магазин, ходил туда за разливным молоком с бидончиком. В мрачном подвале была прачечная. Частенько туда "командировался" мамой для постирки пеленок от младшей сестренки. В душевых чтобы помыться нужно было взять ключ у вахтера, но тогда все ходили мыться в бани и душ был мало актуальным.

В то время телевизор был еще в диковинку, в ленинской комнате стоял большой телек. В любой вечер, комната была полна народу, как в кинотеатре, попасть на первый ряд нереально, все дружно смеялись и переживали от просмотра фильмов.

Как-то зашел, а там хоккей - канадцы с нашими играют. Я из деревни и не в уме, что такие есть, думал что, есть только наши и немцы, спрашиваю ближайшего: - "Дядя, а немцы каким цветом - белые или черные." Все заржали, но потом объяснили мне, мелкому - "ху ис ху".

Жизнь в общаге полна всякого. Однажды утром рано, проснулись от истошного крика, крик перешел в рыдания. Все вскочили и вывалились в коридор. В соседней комнате уже народ - умер новорожденный малыш. Его мама положила спать с собой, а во сне нечаянно положила на него руку - он задохнулся. Каково же было ее горе, долго не могла успокоиться.

В школу пошел в восемь лет(помню как вчера), был солнечный день, в руке у меня цветы, а на улице песня из громкоговорителя: "Даром преподаватели, время со мною тратили, даром со мною мучался, самый искусный маг."

Первые классы учился на отлично, четверок было мало. Потом дела стали хуже - сказывалось влияние общаги. В эту пору случился со мной второй случай, за который мне дюже стыдно и я хочу вам об этом рассказать. (здесь голос за кадром в "защиту": тогда ты еще этого не понимал)

Во дворе у Стрижа, одного из старших ребят были марки, иными словами он был филателистом. Было их у него целый альбом, разные - про спорт, животных и все заграничные, вообщем "монгол шоудан" полный. Я в то время копил марки, но у меня было их мало и такие в каждом киоске продавали.

Когда я это все увидел, у меня просто "потекла крыша", так я был удивлен этим прекрасным миром в этом альбоме, что мне захотелось посмотреть его еще раз и повнимательней. Как я додумался до такого - не знаю, вообщем немного погодя я пошел к нему обратно - попросить посмотреть марки.

Пришел, постучался. Вышла его бабушка, я ей говорю:

-"Мне Серега сказал чтобы вы дали мне альбом с марками посмотреть." Бабушка была еще в "своем уме" и конечно ни чего не дала и я ушел в печали. Пошел к маме на работу, выпросил у нее двадцать копеек на новую марку. Долго стоял у витрины киоска выбирая, купил только одну, подумал: как долго так буду собирать альбом и пошел домой.

По дороге домой на улице встретил пацанов, а с ними Серега. Подходит говорит: -"Прикинь, сейчас приходил какой-то пацан ко мне домой, марки хотел стырить. Хорошо бабуля не дала, узнать бы кто, вломили бы."

Я без задней мысли говорю: - "Серый, да это я приходил, посмотреть хотел..." Он, выпучив глаза: - "Ты ? Ах ты сучек, а ну иди сюда." Тут мой мозг включился, пелена прекрасного мира "монгол шоудан" пропала, я все понял и дал деру. Они за мной.

Самое интересное - он старше меня был на пять лет и не догнал, я успел добежать до общаги, мимо вахтера пулей на второй этаж, ключ в дверь, открыл, зашел и только тут он меня настиг. Уже собрался навешать мне "люлей", как появилась мама: - "Что тут делаете ?, а ну марш отсюда." В общем мне тогда повезло, что мама на обед пришла, а то не сдобровать бы мне точно.

Зимой мы катались на санках прямо по дороге улицы Гагарина, она с крутым уклоном. Как-то раз проехал на санках под машиной, которая стояла, а потом тронулась с места. Представляю себе волнение водителя, когда у него спереди из под машины выехали санки с ребенком.

Были и откровенные пьяные хулиганы - по дороге поднимались парни с девчонками, а тут мы на санках им под ноги. Один как пнет мне по лицу - молочный зуб на вылет. Бывало и мы сшибали спускающихся пешеходов.

Частенько я забывал ключ от двери и нужно было идти к маме на работу. Случилось это летом, пришел ключа нет, идти к маме - нет желания. Посмотрел на газовую трубу что идет от угла дома по всему второму этажу к кухне. Прикинул, думаю залезу и полез.

По высоте второй этаж плюс высокий цоколь - метров пять, когда забрался понял что назад не слезу и пошел осторожно по трубе прижавшись к стене. С начало было просто, потом труба стала ближе к стене и держать баланс было не возможно не придерживаясь за окна, но я прошел этот путь.

Рассказывает соседка маме: сижу телевизор смотрю, вдруг вижу за окном твой Сашка появляется, руки растопырил в стороны - тянется куда-то. Мне плохо стало, как он там держится, на чем. Подбежала к окну, занавеску отдернула, он аж чуть не свалился от страха, за подоконник схватился.

Когда подрос я нашел простой путь - вставал на перила, балансируя доставал козырек, подтягивался и залазил на него, а там в форточку.

В общежитии я впервые стал заниматься с тяжестями и штангой, о чем во всеуслышание написал на своем портфеле - "АТЛЕТИЗМ". Одноклассники подкалывали меня, рифмуя по своему воображению это слово, но меня это не трогало, а только подстегивало дальше тренироваться.

В общаге мы прожили десять лет, в ней родилась моя сестренка и только в 1980 году наконец-то маме выделили на работе комнату в "Культуре", тоже в девять квадратов, на общей кухне и мы стали полноценными жителями "железнодорожного мегаполиса". Но это уже для Вас - другой сказ.

Всем добра и быть счастливыми.

20.10.2019.