Сомнамбулизм. Часть IV

Леонид Андреев 2
Часть I: http://www.proza.ru/2019/10/29/1627
Часть II: http://www.proza.ru/2019/10/29/1771
Часть III:http://www.proza.ru/2019/10/30/417

Манипулирование информацией - естественный процесс, связанный не только со стремлением некоторых людей выделиться на фоне среднего человека, но и с желанием власть имущих всех сортов сделать людей одинаковыми для простоты манипулирования ими. В современном мире с появлением интернета, когда любой грамотный человек вне зависимости от его интеллектуальных способностей и уровня образованности получает без особого труда личное средство массовой информации, манипулирование информацией приобретает характер совершенно тривиального процесса независимо от того, отсутствуют ли следы ума у манипулятора или же наличествует у него ума переизбыток. По этой причине не стоит удивляться тому, что интернет захлёбывается в потоках ложной информации по различным вопросам медицины, буквально забит информацией на тему того, что думают о сне и сновидениях отдельные господа (думать о сомнамбулизме абсолютное большинство ещё не доросло), относительно мыслительных способностях которых никто не может быть уверенным, а подозрения об их полном отсутствии возникают очень часто.

За время существования сомнологии немерянно померянно всего, что можно померить. Сегодня будет большим преувеличением сказать, что мы что-то знаем о том, для чего человек спит и видит сны. Но вопрос о том, для чего спят живые существа, является одним из важнейших вопросов современной науки. Под названием "сон" мы иногда подразумеваем сновидение: "Я видел сон...". Сновидения сопровождают любой сон человека, но во многих случаях человек не может вспомнить, что он видел во сне, или вспоминает отдельные фрагменты сна, которые забываются, как правило, через несколько минут после просыпания. Сон, как особое физиологическое состояние человека, можно отразить в виде измерений, например, с помощью электроэнцефалографии. Охарактеризовать сновидение с помощью измерений невозможно. Все те многочисленные исследователи, которые, пытаясь понять феномен сна и сновидений, начинают с измерений, а не с гипотез на уровне целого организма, заканчивают свои редукционные усилия рассказами, не выходящими за рамки того, что и как они померили. Результаты порой оказываются странными и даже смешными.

Так, один большой учёный, доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории передачи информации в сенсорных системах Института проблем передачи информации РАН И. Пигарев, в своей лекции (http://polit.ru/article/2014/05/04/pigarev/) прямо заявил: "Я должен сразу огорчить, наверное, очень многих, кто пришел на эту лекцию, что как раз о снах в смысле как о сновидениях, ради чего, наверное, большая часть слушателей здесь собралась, я как раз говорить ничего и не буду. Потому что состояние сна и сновидения это вещи совершенно разные, и если первое, действительно, чрезвычайно интересно, то второе, с моей точки зрения, ничего интересного не представляет." Для этого "учёного" сновидения не имеют никакого смысла, поскольку он не имел возможности опросить кошек и обезьян, с которым работал, что они видели во сне.

Согласно кишечной теории И. Пигарева, в этот период мозг занят вовсе не обработкой сигналов, поступивших из внешних сенсорных каналов (зрения, обоняния, осязания, слуха), а сигналов, идущих из желудочно кишечного тракта. Один из "экспертов" - руководитель Центра медицины сна МГУ им. Ломоносова - так художественно "замыливает" проблему сновидений: "Часть информации может проникать во время сна в кору головного мозга из окружающей среды, но вряд ли это может сформировать сновидения. Я бы сравнил сновидения человека с хвостом кометы. Это означает, что любая информация, которая была получена человеком с момента его развития и даже до его появления на свет, имеет определенный след – как в комете частичка ледяного ядра переходит в хвост, и чем дальше она от ядра кометы, тем больше удаляется событие во временной шкале. Но оно все равно неразрывно с ядром." Получается так, что, когда человек регулярно видит во сне любимую женщину, то эта любимая женщина появляется в его снах в качестве эманации деятельности ЖКТ.

Зигмунд Фрейд считал, что в сновидениях человек реализует свои скрытые желания, чаще всего связанные с сексом (https://systemity.livejournal.com/945106.html). Приводимые в цитированной статье примеры интерпретации реального сна по Фрейду у современного образованного человека не могут не вызвать снисходительное отношение к проявлению очевидной бредовости, хотя когда-то всё это выглядело очень серьёзным научным достижением. Сновидение является галлюцинацией в чистом виде (http://systemity.livejournal.com/2399180.html), поэтому не может быть объектом логического анализа. Карл Юнг писал, что сновидение является "прямой манифестацией бессознательного", и только "незнание его языка мешает понять его послание". Причины, по которым мы видим те или иные эпизоды, включаемые в динамику сновидений, по моему мнению никогда не будут выявлены и систематизированы. Это вытекает из гипотезы, объясняющей природу снов и сновидений, которуя я предложил много лет назад и которую вкратце ниже изложу. Главной проблемой в понимании сущности сновидений является их галлюциногенность, главный вопрос состоит в том, почему сновидения практически никогда не запоминаются, а те, которые запоминаются, проявляются в виде дежавю с отсутствием малейшей возможности вспомнить, где и когда этот эпизод был ранее увиден.

В числе очень странных даётся гипотеза о том, что сновидения помогают человеку подготовиться к опасностям: мозг как бы репетирует встречи с теми или иными угрозами, которые могут произойти в жизни. Согласно этой гипотезе сон - это механизм, придуманный эволюцией для защиты нас от опасностей. Согласно другой точке зрения сновидения помогают справиться с душевными переживаниями. Существует мнение, что во время сновидений головной мозг обрабатывает все, что случилось с нами за день (или даже за прошедшее время) и создает некий архив воспоминаний. Недавно было высказано мнение о том, что сон наращивает производство клеток, которые создают защитный материал, известный как миелин, покрывающий нервные волокна. Нехватка миелина тесно связана с развитием рассеянного склероза, объясняет команда американских исследователей из Висконсина (http://www.bbc.com/news/health-23932577). Словом, кто, во что горазд, излагает своё видение причин сна и сновидений, которые даже не пытаются объяснить, почему лишение сна приводит к патологическим изменениям и к смерти. Получается, что животные умирают от повышенной защиты от опасностей. Надо понимать, что широкомасштабный бред на тему сна и сновидений высказывается не в записанных беседах тет-а-тет, а публикуется в академических журналах.

К счастью, появление интернета неизбежно было сопряжено и с разработкой поисковых систем, которые стараются объективно выдавать известную на сегодняшний день информацию по любому вопросу (правда, не связанному с политикой). Поэтому даже человеку со средними способностями вполне по силам оценить качество предоставляемой информации. На первый взгляд техника оценки сложна и зависит от способностей личности. На самом же деле с этой целью просто необходимо придерживаться нескольких несложных правил. Например, у сравниваемых очень различающихся объектов могут быть одинаковыми характеристики. При этом в одном случае характеристики используются для того, чтобы выделить один объект от другого, демонстрируя его уникальность, а в другом - для того, чтобы продемонстрировать их сходство по какому-то фактору. В первом случае очевидна несостоятельность рассуждений, но почему-то подавляющее число читателей научно-популярной и даже научной литературы на этот вопиющий факт не реагирует.

Гипотезы, идеи, взгляды на фундаментальные особенности любых сущностей основываются на некотором исходном наборе фактов, который может быть стартовым или окончательным при разработке окончательной точки зрения на смысл тех или иных феноменов. Если при попытке продемонстрировать уникальность, особую полезность объекта исследования в сравнении с другими объектами одной и той же группы демонстрируется набор характеристик, идентичных характеристикам других объектов этой группы, то такие факты необходимо сразу же исключить из рассмотрения и, если после этого, ничего специфического не остаётся, то необходимо этот интернетный сайт захлопнуть и прекратить с ним знакомиться. Это так просто и понятно, но почему-то на практике мало кто этим руководствуется.

Если вы читаете научно-популярную статью об уникальной полезности какого-то фрукта или овоща и узнаёте из этой статьи, что в нём содержится и калий, и кальций, и магний, и цинк, и витамины группы В, и витамин С, то знайте, что автор статьи скопировал эти знания у такого же, как он, идиота, поскольку калий, кальций, магний, цинк, витамины группы В, витамин С... содержатся во всех без исключения овощах и фруктах. Кстати, витамины группы В в продуктах растениеводства содержатся в незначительных количествах (https://systemity.livejournal.com/4379774.html), они поставляются человеку микрофлорой толстой кишки. Когда же сообщается, что все животные при длительном лишении сна умирают, то эта характеристика используется не для описания различий между животными, а для описания сходства и такая характеристика становится чрезвыйчайно важной в обсуждении роли и смысла сна в физиологии животных и должна быть обязательно положена в основу гипотез.

Дело в том, что до сих пор нет однозначного понимания того, какие патологические изменения стали причиной смерти при депривации сна. В 1980-х годах Алан Рехтшаффен провел в Чикагском университете эксперимент на крысах. Он разместил грызунов на специальных дисках над подносами с водой. Когда крыса начинала дремать (это показывала энцефалограмма), диск проворачивался, толкая грызуна к воде, в результате чего тот просыпался. Через месяц такого обращения все крысы умерли, хотя причины их смерти остались невыясненными. По мнению Сигела, скорее всего виной был стресс от пробуждения, который крысы испытывали примерно тысячу раз в день. Он-то и мог износить системы их организма. Среди других симптомов у крыс наблюдались нарушение терморегуляции тела и потеря веса - несмотря на увеличение аппетита. "В этом и заключается главная проблема изучения сна у людей и животных: человека или зверя нельзя лишить сна без их добровольного содействия, не причинив при этом серьезный стресс, - считает Сигел. - Если наступает смерть, то остается вопрос: что было причиной - стресс или бессонница? Отличить одно от другого непросто".

Непонимание конкретной конечной физиолого-биохимической причины смерти животных в результате депривации сна является основной причиной отсутствия ясной и понятной гипотезы, объясняющей, почему животные и насекомые спят и видят сны. Ведь в этом случае методология редукционизма в виде "разрезать, посмотреть, измерить, составить таблицы и нарисовать графики" не работает. Здесь никак невозможно обойтись без "спекулятивных умозаключений", создание которых в научной среде давно не пообщряется, а обучение этому невозможно. Существенная часть информации о функциональной активности мозга была получена вовсе не молекулярно-биологическим путём, а в результате случайностей. Как ни печально это выглядит, но много нового о том, за что именно отвечает тот или иной отдел мозга, мы получаем благодаря изучению редких случаев повреждений и патологий.

Широко известна история пациента, известного в медицинской литературе под шифром "Г. М." (Генри Молисон). Он сильно страдал от приступов эпилепсии после того, как его в трёхлетнем возрасте сбил велосипедист и он пять минут пролежал на асфальте без сознания. Один из ведущих нейрохирургов того времени (William Beecher Scoville) предположил, что эпилепсия локализована в височной доле и предложил её удаление в обоих полушариях у 27-летнего Генри. От эпилепсии пациент действительно перестал страдать, но вместе с этим потерял способность включения информации в долговременную память: каждый день был для него первым днём после операции, каждый день он заново знакомился с врачом.

Однако кратковременная память у Г. М. не пострадала - он мог говорить законченными предложениями, запоминал новые слова и так далее. Таким образом было установлено, что кратковременная память хранится точно не в височных долях. Более поздние исследования локализовали зону, ответственную за кратковременную память - она оказалась в лобной доле. Г. М. после операции лишился гиппокампа. Сегодня мы знаем, что гиппокамп собирает информацию от разных зон коры мозга (обонятельной, слуховой, зрительной, сенсорной) и формирует фрагменты воспоминаний, которые потом можно будет восстановить. А сама долговременная память распределена по коре головного мозга, и именно поэтому Г. М. помнил то, что с ним происходило за пару лет до операции, но не мог записать в долговременную память новые данные. Они были обречены на вечную перезапись в памяти кратковременной.

До преображения Генри Молисона в Г. М., память не связывали с какими-то отдельными областями мозга. Считалось, что каждый регион коры отвечает за обработку информации определённого типа — визуальной, вербальной и так далее — и хранит соответствующие воспоминания. Однако у Г. М. нарушения памяти распространялись на информацию сразу всех видов: он не мог воскресить в сознании ни слова, ни картинки. Изучая его, нейробиологи пришли к выводу, что память — отдельная функция, не привязанная к другим когнитивным способностям, и за её работу отвечают определённые области мозга.

В 1848 году в голову работника железной дороги Финеаса Гейджа вонзился металлический прут. Прут вытащили, Гейдж выздоровел, но разрушенная передняя часть лобной доли изменила некогда толкового и перспективного парня, превратив его в импульсивного и бесчувственного алкоголика (существуют, однако, свидетельства того, что личностные изменения пациента были временными, а не постоянными). История с Гейджем помогла выяснить, что лобная доля помогает нам планировать будущее, осуществлять планы, сохранять самообладание и адаптироваться к новым условиям. А ведь до случая Гейджа научное сообщество было уверено, что лобные доли не оказывают вообще никакого влияния на личность человека.

Для того, чтобы перейи непосредственно к проблеме объяснения причины сомнамбулизма, я должен затронуть ещё несколько ключевых тем физиологии и нейробиологии. Одной из таких ключевых тем является тема управления мозга телом.
(Продолжение следует)