Семен Фарада. Уно моменто

Михаил Грушевский
В середине декабря нас охватывает предновогодняя суета. Мы бегаем по магазинам, покупаем подарки, а вечерами торопимся к телевизору. В эти дни в эфире показывают наши любимые кинокомедии – и почти в каждой из них играет Семен Фарада! Эти фильмы создают атмосферу предчувствия праздника – они и сами похожи на сверкающие елочные шары. «Формула любви», «Человек с бульвара Капуцинов», «Тот самый Мюнхгаузен», «Гараж», и конечно, знаменитые «Чародеи».

            СУРИКОВА А это, я бы сказала, знак качества Сени Фарады — смешной и добрый, то, конечно же, картины, которые идут под новый год, это картины с участием Семена Фарады.

ШИФРИН  Это обещание хорошего настроения, это обязательно обещание улыбки, это обещание тепла, веселья. Вот да, наверное, Семен Фарада новогодний человек

В 1981 году режиссер Константин Бромберг решил снимать ленту «Чародеи» в только что отстроенном корпусе «Останкино» - телевизионщики называют его АСК-3. На протяжении всей картины герой Фарады бегал по коридорам телецентра. Он вспоминал: «По совету Григория Горина я выбрал маску, а потом здорово прилип к ней. Это была маска непутевого человека. Объяснение этой маски всего в нескольких фразах Горина: «Наша жизнь полна сложностей и загадок. Бывает, иногда сделаешь что-нибудь редкое, хорошее, но не нужное. И самому же хуже!» Вот в этом и заключается кредо моего образа». Когда маленький непутевый человечек потерялся в коридорах тогда еще новенького здания телецентра, этот небольшой эпизод оказался в картине «Чародеи» едва ли не самым запоминающимся.

            Михаил Полицеймако Это все придумано сходу. Вообще, это импровизация. Это импровизация, этого не было в сценарии, все придумано им. Там был эпизод — гость с юга. Он так убедил Бромберга, что он весь фильм ходит и и еще поет в конце — говорят да-да-ра-да.

Это было так созвучно жизни самого Фарады с ее водоворотом событий. Все в его жизни было парадоксально и вопреки ожиданиям! Кажется, судьба сама подхватывала Семена и приводила в нужное время в нужное место. Фарада вовсе не собирался быть актером, но стал им. Он пошел служить на флот, а оказался в самодеятельности. Был человеком не самым веселым, но стал одним из лучших клоунов. Будучи небольшого роста, нашел счастье с высокой статной блондинкой. Семен играл маленькие роли, но завоевал огромную любовь публики. Сам того не ожидая, он поневоле стал таким грустным и одновременно смешным клоуном с пронзительно печальным взглядом. И даже в конце жизни, когда тяжелая болезнь приковала его к постели, Семен был окружен семейной заботой и написал книгу!
 
            31 декабря Фарада отмечал не только приход нового года, но и собственный день рождения. Это был его любимый парадокс. День своего появления на свет Семен комментировал так: «Однажды первого апреля мои родители решили пошутить, и эта шутка через девять месяцев обернулась новогодним подарком! Мне приятно, что мой день рождения празднует вся страна, правда, не догадываясь об этом». Интересно, а что жизнь подарила самому Фараде – человеку, который стал новогодним подарком?

ЧЕРНЯЕВА Я так предполагаю, что он в свой День Рождения сам дарил всем подарки. На самом деле он был солнечный, хороший и теплый человек, весьма интеллигентный и удивительно тонкий.

             С этим двойным праздником у Фарады была масса хлопот! Но Семен успевал все: сыграть спектакль, заехать к маме, и вовремя оказаться в бане! Ведь обычно Семен Львович принимал поздравления в знаменитых Сандунах! Об этом вспоминает его близкий друг Ростислав Суховер.

            СУХОВЕР И ходить мы в баню 31-го декабря начали намного раньше, чем это появилось в кино. Там нам была занята кабина, и уже потом подтягивались люди, которые, ну, там приходили его поздравить в какое бы время это не было, кабину держали.

Мария Полицеймако Приходили из бани, приходили за стол и потом это медленно переходило в Новый год. Понимаешь, так мы праздновали, было всегда огромное количество народу, приходили из всех подъездов, из всех квартир.

Кстати, звонкое слово «Фарада» родилось только тогда, когда Семен стал актером. Ведь его настоящая фамилия – Фердман! В 71-м году на киностудии «Таджикфильм» снималась кинолента «Вперед, гвардейцы!» Руководство картины было, мягко говоря,  не в восторге от «непатриотической» фамилии малоизвестного актера Семена Фердмана, о чем ему и сообщили. Когда пришло время писать титры, он придумал себе псевдоним: взял слово «шарада», заменил в нем первую букву на первую букву своей фамилии, изменил ударение, а заодно сменил все документы. С тех пор его звали Семен Фарада!

Семен родился 31 декабря 1933 года в подмосковном селе Никольское (в районе нынешнего «Речного вокзала»). Перед войной его семья переехала поближе к центру Москвы.

РЕСИН Это было рядом с ВГИКом, и рядом с Киностудией имени Горького. И мы там, пацанье, с автоматами, с игрушечными пулеметами, с пистолетами, играли в войну. И мой отец сказал маме – Роза, зачем нам три комнаты? Пока, давай, одну комнату отдадим Фердману, а потом, когда еще дом построим, тогда они переедут, у нас опять будет эта трехкомнатная квартира.

Оглядываясь назад, непросто представить, что будущий главный градостроитель и будущий народный артист много лет жили одной большой семьей в условиях коммунального быта…

РЕСИН Когда его сестренка Женя вышла замуж и родила ребенка, и уже в этой комнатке спать было негде, он спал на кухне, на нашей общей кухне. Поэтому, когда просыпались, и надо было идти на кухню, то ему приходилось уже вставать, или через него переступали. А, так как, я был прорабом, и мне надо было рано утром уезжать на работу, то первый, кто его тревожил, это был я.

В 1983 году Семен Фарада наконец получил большую квартиру в сталинском доме на Садовом кольце. Жили весело и шумно: Фарада поселился там большой семьей - вместе с сыном, женой, мамой и тещей!

Мария Полицеймако Ссорились, еще как, еще как. Ида Давыдовна всегда хотела, чтобы Сеня ел ее пищу, вот, а когда я варила, она говорила, что я плохо варю. А Сеня любил то, что я готовила они между собой да ругались, моя мама, она же актриса была, поэтому моя мама любила сборища, любила устраивать такие посиделки, устраивать такие, какие-то когда она устраивала даже концерты, понимаешь, Ида Давыдовна засыпала рано, в 9 часов вечера, мы ей мешали, поэтому чтобы не шумели, и так далее, и тому подобное, и Мишка среди всего этого болтался.

Близкие артиста разрешили нам провести съемки в квартире, где после его ухода ничего не изменилось. Его дом живет бурной и, по мнению соседей, даже слишком шумной жизнью. Сын Фарады – артист Михаил Полицеймако – разговаривает по телефону с продюсером и, не меняя громкости, воспитывает жену Лару и дочек Милю и Соню. Дочери отвечают папе не менее громко. Шум не стихает даже когда из своей комнаты выходит глава семьи - жена Семена Фарады – актриса Мария Полицеймако. Эта величественная женщина любовно погружает нас в недра семейного фотоархива.

Многое в жизни Фарады было парадоксально. Жизнь часто направляла его совсем не туда, где он собирался оказаться. Семен обладал явными актерскими задатками, но после смерти отца он превратился в надежду и опору для всей семьи. О театральном училище не могло быть речи.

РЕСИН Потому что – какой артист? И так голодно жить, еще полунищим артистом быть. Тогда же помните, какие зарплаты были у артистов.

По просьбе мамы Фарада послушно выбрал солидную профессию. Ценой невероятных усилий поступил в Бауманский институт, как он сам шутил, «первое попавшееся по ходу трамвая учебное заведение», на весьма «заманчивую» для творческой личности специальность - инженер-механик по котельным установкам. Но
увлечение самодеятельностью, джазом и футболом затмило начертательную геометрию. Фараду отчислили из ВУЗа, и на целых четыре года он отправился на флот, где тоже не обошлось без самодеятельности и участия в Краснознаменном ансамбле Балтийского флота. Облик у Фарады был совсем не героический, зато характер - мужской. Вернувшись из плавания, Семен все же закончил высшее училище имени Баумана и стал работать по профессии. Но от призвания не уйти. В 1964 году Фарада попал в знаменитый студенческий театр МГУ «Наш дом». 

РОЗОВСКИЙ Он совершенно неповторим! Да он и по сей день абсолютно… Я не могу никакого такого аналога найти, который близко, хоть как-то приближался бы к его образу, к его индивидуальности.

Театр-студия «Наш дом» гремел на всю Москву. Зиновий Гердт называл эту труппу «коллективный Райкин»! На их спектакли было не попасть!

РОЗОВСКИЙ Это было проявление свободы в несвободное время. И это все ощущали. Поэтому и зрительский лом такой стоял на этих спектаклях.

Это была по-хорошему сумасшедшая, талантливая компания. Семен Фарада, Александр Филиппенко, Михаил Филиппов, Геннадий Хазанов, Александр Карпов, Илья Рутберг, Володя Точилин. И если днем все они трудились не на самом творческом поприще, то ночью режиссировали, сочиняли, играли…
 
ХАЗАНОВ Семён был человеком очень смешливым. Я не могу сказать, что он, там, был перегружен какими-то философскими размышлениями. Он был такой земной очень, очень любил жизнь, был очень естественный, абсолютно не умел прикидываться, лгать, и обладал, конечно, потрясающей природой актерской. У нас в студии смешнее, чем Семён, никого не было.

РОЗОВСКИЙ Он вообще, артист красок, конечно. Трудно было тогда представить какую-то пьесу, где бы Семен  играл центральную роль. Но он играл так выразительно, так ярко, так запоминался, таким он был живым комиком уже тогда!

ЗАХАРОВ И вот такой абсурдизм, истинный, правдивый, идущий изнутри, он сразу как-то схватил. Я не знаю, где это он увидел, или, может быть, это какое-то благоприобретенное или врожденное комедийное качество, это, знаете, когда мозг отстает от организма. Организм уже разогрет, он что-то хочет производить, как-то хочет действовать, а разум не позволяет, ума не хватает.

После «пражской весны» 1968-го года «гайки» в нашей стране стали закручивать сильнее. Несмотря на аншлаги, постановки «Нашего дома» то и дело запрещали, упрекая в антисоветчине. В 69-м театр закрыли окончательно. Семену казалось, что его актерская карьера закончилась, толком и не начавшись. Но Марк Розовский не мог позволить, чтобы звезды его театра остались не у дел!

РОЗОВСКИЙ Семен как раз был стойким таким оловянным солдатиком. И верным и преданным товарищем. Он никогда меня не предавал. Никогда! Когда студию разогнали и встал вопрос о профессионализации, в первую очередь мне хотелось профессионализировать вот эту команду. Мы пошли в Москонцерт, и там работали в театре «Фитиль». И в том числе Семен.

            ХАЗАНОВ Потом Семён Фарада вместе с Александром Карповым приняли участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и если я не ошибаюсь, стали дипломантами, не лауреатами, с рассказом, с номером, который им поставил Розовский.

Он обладал талантом напрямую общаться со зрителем, не прибегая к спасительной помощи света и декораций. Зрители снова стали выстраиваться в очередь, узнав, что в том или ином концерте занят Семен Фарада.

ШИФРИН Это был уже залог того, что зрителей ожидает смех. По-моему это был «Хочу харчо», это знаменитый рассказ Горина, если не ошибаюсь. Вообще Сене как-то повезло или не повезло все время изображать восточных каких-то персонажей.

            ЛЮБИМОВ Он человек, конечно, такого хорошего эстрадного дарования. Это особый дар и очень редкий, редкий.

Выходя на эстраду, Семен по-прежнему работал инженером. В 1975 году в жизни Фарады произошел очередной парадокс: актер без образования был приглашен режиссером Юрием Любимовым в труппу знаменитого театра на Таганке. Любимов был одним из поклонников студенческого театра «Наш дом».

ЛЮБИМОВ Юмор и живость, его живость просто, ну, как человеческие качества. Шарм определенный, его забавность, как он умеет рассказывать, подмечать жизненные всякие коллизии.@ Казалось, он был и любимцем, на него всегда интересно было глядеть, начиная даже со студенческих времен театра МГУ, где я его увидел там. И я же его пригласил сюда работать-то, увидев его там, и он через некоторое время согласился здесь работать.

РОЗОВСКИЙ А занять место в театре на Таганке при той плеяде, которая там уже была, было совсем непросто. Но Семен везде, где бы он ни появлялся, конечно, был ярок и совершенно неповторим. Он совершенно неповторим!

Мария Полицеймако И когда он писал например, ваше образование писал в Бауманское училище, все думали, что он шутит.

«Занятия в театральной студии Розовского заменили мне театральный вуз!» - напишет Фарада в книге. Он был гиперактивен и получал роли во всех постановках Любимова. Но всенародный успех принес Семену не театр. В том же 1975 году его пригласили в детскую передачу «АБВГДЕЙКА». В ней он играл грустного клоуна Сеню. Фараде понравилась идея Эдуарда Успенского: через игры и шутки учить детей новым словам и правилам правописания. 

ЧЕРНЯЕВА И это действительно гениальная придумка - обучать клоунов. Потому что клоуны – они не взрослые и не дети, они могут ошибаться – и это не обидно. Они могут пять раз переспрашивать, они могут делать всякие глупости.

Детям понравился новый клоун с такой веселой фамилией. В редакцию стали приходить мешки писем. Создателям передачи захотелось показать их зрителям. Но чем измерить популярность?

ЧЕРНЯЕВА Мы решили измерить эту кучу писем Сеней, клоуном Сеней. То есть мы показали, что вначале у нас пришло писем, ну, вот на половину Сени, и он был по колено, значит, в этих письмах, в горке. Потом пришли письма на Сеню до головы, до плеч. Потом пришли письма, и уже Сеня погрузился в них по плечи, а потом, значит, пришло столько писем, что это уже измерялось на Сеню с тросточкой.

Несмотря на бешеную популярность передачи у детской аудитории, вскоре начались проблемы. Когда «клоун Сеня» появился на экране, председатель Гостелерадио СССР Лапин строго сказал: «У клоуна не может быть такого орлиного профиля». С тех пор перед каждой съемкой Сеня долго гримировал свой нос, вглядываясь в зеркало грустными глазами. Может, именно тогда и появился знаменитый бездонно-глубокий взгляд Фарады, за который критики стали причислять его к «чаплинской» школе?

            СУРИКОВА Безусловно — смешной и грустный, это определение Чаплинское. И это, ну, можно сказать так — наш Чаплин. Чаплин наш — Фарада. Через черточку.

В книге Фарада напишет: «Чаплин для меня – недосягаемая высота, вершина. Чаплинская недосягаемость меня обогащает. Я постоянно пересматриваю его фильмы. Я приписываю себя к таким актерам. Не такого класса, а такого амплуа».

            ЧЕРНЯЕВА Фраза клоуна Сени: «Если глубоко задуматься», она пошла в народ. Вообще у Фарады было потрясающее чувство смешного. Ему не надо было ничего делать, вот не надо было кривляться, прыгать, скакать. Он действительно глубоко задумывался, и уже все улыбались.

Судьба заставила Семена изрядно поплутать, но в конце концов привела его в нужное место! Главная встреча его жизни произошла в труппе театра на Таганке. Там Фарада встретил женщину своей жизни, актрису Марию Полицеймако. У Семена и прежде была личная жизнь, но распространяться о ней он не любил.

            СУХОВЕР Сеня был женат до Марии Витальевны достаточно, по-моему, недолго. Сколько я вспоминаю, я ее, мягко говоря, практически не видел и не помню. Это было еще до того, как в театре он стал работать, но «Наш дом» в это время уже был. И после этого к этому никак сильно не возвращался. А вот когда он пришел работать в театр на Таганке, то, соответственно, там познакомился с Машей.

Поначалу ничто не предвещало их долгой счастливой совместной жизни. Семен только что поступил в труппу. Мария уже была известной актрисой, дочерью знаменитого ленинградского артиста Виталия Полицеймако, к тому же замужней женщиной.

Михаил Полицеймако Я знаю, что папа долго добивался ее…Мама была очень такая неповторимая, красивая, молодая женщина. У нее уже был сын, которому было уже пятнадцать лет. И папа – у него же никогда не было детей до меня, у него были браки, но у него не было детей.

Мария Полицеймако Он был человеком таким ну как я называю все-таки настоящим, хотя он тоже не мог сделать проводку и там починить утюг, он этого не мог, но все равно он был очень настоящий человек, у него не было такого актерского знаешь, такого притворства, такого сахара, он был человек очень честный и очень верный. Он был такой настоящий мужчина.

В самый ответственный момент Семен поставил любимой железное условие: родить сына. Маша лишилась дара речи, но лицо Фарады было по обыкновению серьезным!

Мария Полицеймако Это ужасно, это мой позор - он сказал, родишь сына, женюсь на тебе,  он так сказал, мне это стыдно, но это факт

Седьмого апреля 1976 года у Марии Полицеймако и Семена Фарады родился сын Миша. Тогда-то Любимов и изрек крылатую шутку.

Мария Полицеймако Фарада нанес удар ниже пояса Марине Полицеймако и нашему театру на Таганке.

Маша и Сеня прожили вместе больше 30 лет. В радости и в горе… А радости было много! Когда родился сын, его отец был на седьмом небе!

Мария Полицеймако Он так был счастлив, когда  я родила, ну вообще это невероятное было, вот особенно первые эти годы, как он говорил, я не выпускал его из губ, это что-то было невероятное, он его жамкал, тискал, целовал, обнимал, ну в общем очень, очень был нежен с ним

ШИФРИН Мне кажется, с тех пор, как появился Мишка, он как-то стал смыслом жизни. Вот этому человеку нужен был сын. Вот вчера я его видел, Мишу. Вот все, все в нем выдает папу. Не знаю, это способность шутить с непроницаемым лицом, какая-то особенная теплота и расположенность к друзьям папы.

Когда родился сын, «молодые» столкнулись с проблемой выбора: какую фамилию их мальчик будет носить?

Мария Полицеймако Я сказала, у меня уже есть сын, так что давай, этот будет на твоей, на твоей фамилии Фердман, (он говорит нет, этого так не будет. Потому что у нас такое тяжелое время, пускай у него будет твоя фамилия, ему будет легче. И потом, это - актерская династия.

Семен Львович провел в этих стенах почти 30 лет. Сын рос рядом. Для Миши знаменитая «Таганка» - почти колыбель и кладезь воспоминаний.

Михаил Полицеймако в театре на Таганке Да, вот этот Чарли Чаплин – это был мой детский кошмар такой: он в коридоре такой. Чарли Чаплин здесь стоит уже лет 30, наверное, сколько мне лет, даже больше, вот. Вот этот коридор, он очень такой специфический. Я вот маленький, всегда папа меня вел через сюда вот через служебный вход к себе в гримерку, на сцену. Папа же все время шутил надо мной. Я сидел вот здесь вот, вот здесь сидел, ну, да, вот так сидел. Мне было там девять лет или 12, не помню, и значит, идет спектакль «Полтора квадратных метра», и папа, значит, вот здесь вот мама, папа играет партийного работника, он доводит, доводит, доводит, и она падает в обморок — А!, и занавес, и он вот так вот подходит в темноте вот сюда к авансцене и говорит — Миша, подними маму.

              В 1968 году Фарада материализовался в кино. Его первые фильмы были ничем не примечательны, но благодаря им артиста заметил Марк Захаров – он и предложил маленькому забавному человечку, напомнившему ему Чарли Чаплина, сыграть в своих фильмах несколько небольших ролей. Эпизодические персонажи Фарады оказались настолько яркими, что их реплики тут же растащили на цитаты...


ЗАХАРОВ Станиславский говорил, там, второй план, третий план. А бывает так, что у человека нет никакого плана, и он находится в растерянности, потому что программа работы мозга запаздывает, и получается большой зазор между намерениями и возможностями. И поэтому очень трудно человеку. И он в фильме «Тот самый Мюнхгаузен», когда герцог спрашивает: «Что такое, что происходит в городе?» И главнокомандующий, которого играет Фарада, говорит: «Вы знаете, сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить». Он это говорил изумительно, замечательно, и этот абсурдизм уникальный, которым он владеет, владеет очень искренне, органично.

Только 79-й год подарил Фараде две знаковые роли у уникальных режиссеров: главнокомандующего в «Мюнгхаузене» Захарова и музыканта в «Гараже» Рязанова. Тромбониста из фильма Рязанова не запомнить невозможно.

РЯЗАНОВ Я Фараду знал. Я, во-первых, был патриотом Таганки, я туда ходил очень часто как зритель. Потом я его видел в разных картинах. И мне показалось, что вот просто, ну, вот годится... И он это все замечательно играл, замечательно.

При виде Семена люди всегда сразу начинали улыбаться: А он говорил удивленно: “Ну, чего вы смеетесь, я же еще ничего не сказал”.

ЗАХАРОВА Когда произносят такую фразу «Семен Львович Фарада», я сразу вспоминаю: «Оладушки-оладушки. Где были? У бабушки. Селянка, у тебя бабушка есть? Селянка, хочешь большой, но чистой любви?» И, конечно, это человек удивительный, замечательный, актер небывалый, актер с такой острой характерностью, существующий в таком остром рисунке, и ни на секундочку нет там никакого ни цинизма, ни пошлости. Он радостный. 

Шутки Фарады шли в народ прямо с экрана. Каждое его появление на экране вызывало восторг и смех. Хотя артист сохранял при этом невозмутимое лицо.

ЗАХАРОВ Он был собран, мрачен немножко. Вообще, это замечательно, все настоящие комики мрачные.

            АБДУЛОВ Леонов был, кстати, в жизни абсолютно не смешной, понимаете, поэтому, Никулин в жизни был тоже не смешной, понимаете, а на арене, в кино это...Вот Сеня так, в жизни он довольно несмешной человек. Он зануда вообще. Он тысячу раз будет взвешивать. Он сомневается. Это тоже хорошее качество. Только идиот не сомневается. Мало артистов, которые так чувствуют юмор. У него глаза смеются…он удивительный человек…

            После фильмов «Гараж», «Тот самый Мюнхгаузен» и реплики «Кто так строит?» в телесказке «Чародеи» Фарада стал широко известен. А в образе итальянского слуги из «Формулы любви» он буквально ворвался в души зрителей.

ЗАХАРОВ Он, конечно, мне страшно дорог. И я думаю, что надо было такого комедиографа великого, как Гайдай, который дал площадку для Вицина. У Семена Львовича, вероятно, так не сложилось, но те блестки, те замечательные мгновения, которые он  подарил нашему кинематографу, театру, они останутся навсегда. И когда следующий фильм я стал снимать, «Формулу любви», как-то я уже не представлял, как можно без него.

ЗАХАРОВА Марк Анатольевич его уговаривал в «Формуле любви» себе усы оторвать. Никогда никто же не видел без усов Семена Львовича. Нет, не захотел, уперся. Может быть, по-своему прав, потому что есть своя тема, есть свое лицо, есть своя интонация, есть то дорогое, что есть у больших актеров.

В знаменитой песне «Уно моменто», которую мы запомнили в исполнении блистательного дуэта Александра Абдулова и Семена Фарады, голос Фарады не звучит. Абдулову  на самом деле подпевал композитор Геннадий Гладков. Тем не менее, в связи с этой песней мы запомнили именно Фараду, и ни у кого не возникло сомнения, что поет именно он. Парадокс, да и только!

ЗАХАРОВ И «Uno uno uno un momento» – это, конечно, тоже, так сказать, крик, святой такой крик отчаяния и безумия при полном внутреннем испуге, потому что хватит ли дальше ума, чтобы довести песню до конца. Это он умел делать замечательно.

ЗАХАРОВА Когда я вышла после спектакля летом на Тверскую, пошла домой пешком, был выпускной вечер у школьников, студентов, и вся эта молодежь, которая, видимо, в тот вечер гуляла, я часов в 11 вышла, и они все шли с гитарами, пели: «Donna bella mare, credere, cantare…».

АБДУЛОВ Я не думал, что страна запоет нашу песню. Но она запела. Самое смешное, что мне сейчас из Италии привезли диск – называется «Итальянские шлягеры». И человек, которые привез, смеется жутко. Он начал слушать. А там «Уно-моменто» в нашем исполнении.

Благодаря этой роли многие еще долгое время считали артиста итальянцем. Даже Рязанов, когда Фарада попросился на роль сапожника Сталина в его фильме, ответил: «Сапожник Сталина был евреем, а ты – итальянец!» У Семена была уникальная внешность, для многих просто родная - чуть ли не все южные народы принимали его за своего…

Михаил Полицеймако Когда Таганка была на гастролях в Тбилиси – это же можно сдохнуть. Они, когда приехала Таганка – это в семидесятых годах, – а папа, значит, в кепке. Он все время ходит в этой кепке-аэродром, небритый, в тройке, в серой (тогда было модно) и стоит, их фотографируют. И фотограф стоит, грузин, и говорит папе: «Ара, уйди отсюда, артисты приехали». Он говорит: «Я артист» - «Да, какой ты артист! Иди отсюда, я тебе сказал! Не видишь – я работаю! Артисты приехали, что ты встал, иди отсюда!». И подходит, тогда еще директор театра на Таганке, Дупак, и говорит: «Это наш артист». Тот фотограф: «Да? Ну пусть стоит».

            СУРИКОВА Мы снимали на Кавказе, и мне нужен был типаж кавказский, а кто лучше сыграет смешного кавказца, как не еврей? Конечно, Сеня Фарада. Вот он, значит, там и сыграл — сол можно?

В фильме «Будьте моим мужем» Фарада в который раз стал  кавказцем. Сыграв в 78 картинах, он напишет: «Я прославился в капризном мире кинематографа как мастер эпизода, и даже хотел сменить фамилию Фарада на фамилию Эпи-заде!»

            СУРИКОВА Он сыграл мужа Галины Польских, она бьет его по щеке замечательно тоже, эпизод маленький, но Сеня отважный человек. И там, значит, он участвовал в салуне и спрашивал — а поезд уже ушел? Вот это замечательное чувство юмора, которое в нем существовало...

Большому актеру продолжали поручать маленькие роли. В исполнении Фарады они почему-то выходили на первый план, оставляя в тени признанных красавцев, игравших главных героев!

ЗАХАРОВ У Фарады было очень мало пространства, времени – такие были персонажи, но он на этих секундах успевал сделать очень многое.

Мария Полицеймако Вот я обожаю этот фильм, как я его люблю, ой, вот – «После дождичка в четверг», когда он играет этого самого Бомбадура. Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри. Это с Абдуловым они в цирке, это Сеню попросили, у Абдулова был, у Абдулова был какой-то юбилей и они в цирке выступали, вот еще конвертик я дала где фотографии, вот, это они с Галкиным, с Галкиным очень дружили.

В начале 80-х Фараду норовили разорвать на сувениры, как только он выходил на улицу. Поначалу его сыну нравилось вместе с папой оказываться в эпицентре внимания, но вскоре он понял: народная любовь - тяжкое бремя!

Михаил Полицеймако Люди идут с сумками, только его увидят, все бросают: «Уно, уно…», начинают петь, как идиоты просто. И мне это сначала так нравилось, забавляло, потом меня стало жутко раздражать, потому что невозможно.

Спрятаться артист не мог нигде. Все считали своим долгом подойти и пообщаться с Фарадой. Даже его отдых превращался в представление.

РОЗОВСКИЙ На пляже Семен забавлял всех этюдами, импровизациями. Он мне показывал: «Вот смотри: это русский вход в воду», - говорил он. И он разбегался так размашисто, и саженками плыл. Дальше кавказский вход в воду. Он брал два голыша, засовывал их в плавки и красовался перед женской частью пляжа в этих плавках, повергая всех в невероятный хохот.

Во времена тотального дефицита, когда приходилось доставать даже товары первой необходимости, Фарада иногда пользовался своей популярностью. Ему был рад услужить любой продавец. Из его книги: «Не могу сказать, что я очень люблю делать добрые дела. Но иногда покажешь свое лицо – и все в порядке. Я устраиваю в больницы, в институты».

            СУХОВЕР У Сени была фраза, которую он озвучивал, что надо показать лицо. Что вот если прийти и о чем-то попросить там театрального администратора или где-то в магазине, он не любил этого делать категорически. Но в принципе, в общем, вот показать лицо, этого было достаточно. И он этим пользовался, редко, но пользовался.

Несмотря на бешеный успех у публики и постоянную занятость на сцене и съемочных площадках, Семен Фарада раз и навсегда расставил свои приоритеты. На первом месте была его любимая семья!

ШИФРИН Наверное, домашние там не очень вспомнят его как человека там, на котором держится дом. Я его не знал там, в семейной обстановке. Но на гастролях складывалось ощущение, что он – основа дома. Потому что мне казалось, что это вообще такой завхоз в семье. Потому что этот список, с которым… Мы там оказались на одном фестивале. Список того, что надо было купить там каким-то знакомым, 39.30 семье - по-моему, он был больше, чем у всех, кто отправился в эту поездку. Я помню, что мы беспрестанно с ним ходили по магазинам.

Свою книгу Фарада назвал «Уно моменто!» Парадокс заключался в том, что он ненавидел эти слова, считая, что они «прилипли к нему», но взял их в название книги, понимая - именно они стали его визитной карточкой. Он писал: «Может быть, у другого режиссера я сыграл бы другие роли – большие, главные... Но я знал, куда шел. Театр на Таганке всегда был театром Любимова. Я – режиссерский актер и всегда был очень удобен для режиссера. Наверное, потому, что не люблю спорить!» Актер, ставший заложником комедийного амплуа, мечтал играть в драме. Режиссеры видели его таким редко, и его это задевало. Судьба в который раз вела Семена совсем не туда, куда ему хотелось. Разве не парадокс?!

ЛЮБИМОВ Актеры почему то все хотят играть то, что им не надо играть. Конечно, он комедийный артист. Это редкий дар

РОЗОВСКИЙ Комик – это ведь должность народная. Народной любви. Потому что если шут Его Величества нравится только Его Величеству, тогда его дело хана. Но если шут Его Величества нравится всему народу, то любой царь не может даже дотронуться до этого шута, потому что если он ему, этому юродивому, отомстит, то народ восстанет.

            СУРИКОВА Серьезную роль сыграть может, извините, каждый если не второй, если не первый, то второй, а вот в комедии это штучно, это могут только избранные.

ЧЕРНЯЕВА Масса людей, которые пытаются стать клоунами – и это не проходит.  Во-первых, это, я уже говорила, что это абсолютное состояние души и потрясающий алогичный взгляд на вещи. То есть клоун увидит какое-то явление и прочтет его так, как не додумается никогда нормальный  человек. И это, это здорово, это здорово. Всегда и шуты, и клоуны, они были мудрее своих правителей. Так что мудрость настоящего клоуна, его природа вот смешного – это конечно же дается от Бога, безусловно.

ШИФРИН Я думаю,  что внутри него все-таки жила какая-то тоска по каким-то серьезным ролям. Вот улыбающимся на экране мы же его не видели, да? Это все время такие и бровки домиком, и такой печальный взгляд, и… ну, это такой трагик поневоле. Конечно, он бы мог что-то… он мог бы сыграть  гораздо больше.

          Мария Полицеймако Его это  тяготило очень,  он хотел сыграть трагическую роль, я ему говорила, Сеня, ну, а, может быть, это неправильно,  может быть, у тебя вот данные такие, что надо играть только комедийные, он хотел сыграть Короля Лира, да, он очень хотел сыграть

Был один фильм, участием в котором Семен Фарада особенно гордился. В киноленте «Попугай, говорящий на идиш», он сыграл серьезную драматическую роль. Что особенно ценно, его партнершей в картине стала любимая жена Маша.

Мария Полицеймако Это была единственная роль, которую он сыграл потрясающе, гениально, в смысле вот такая трагедийная роль была, да, это мы снимали в Вильнюсе как раз накануне всех вот этих событий, да, это было очень интересно. Его гримировали наверное часа три, он играл старого старика такого, он был раньше в меня влюблен, потом немцы все разбили, всех убили, ничего не осталось, у него только остался мой портрет, который он потом дает сыну, когда он его встречает.

Михаил Полицеймако Есть потрясающий фильм, это когда папе единственный раз дали драматическую роль, это «Попугай, говорящий на идиш» … это маленькая роль портного, но там столько боли, там и он всегда об этом говорил… А так все комедии, комедии

           ШИФРИН Палитра актерская у Семена была гораздо шире, чем та, которая пригождалась когда-то режиссеру. Я думаю, что много бы еще он мог успеть сделать с Захаровым. И  «Формула любви» как бы дала нам надежду на это. Думаю, что, может быть, с Рязановым бы что-то получилось. Но вся актерская жизнь состоит из этих «но».

            Летом 2000 года Фарада перенес операцию на сердце. Несмотря на протесты родных, он продолжал жить в бешеном ритме.

Мария Полицеймако Ему нужно было занятие, ему нужны были спектакли, ему нужно было, понимаешь,  вот это вот отдавать себя

Михаил Полицеймако У него был такой календарь, на котором были записаны дела. Шесть утра Рик, это у нас была немецкая овчарка. Погулять значит. Потому что Миша спит. А семь утра, было написано зубы. Он там шел к стоматологу. А 12.00 – репетиция, 15.00 концерт в воинской части, в 19.00 написано спектакль, допустим  Масина… в 23.50 – вылет в Новый Уренгой. Следующий день, переворачиваешь, написано, Новый Уренгой. Следующий день переворачиваешь, написано, шесть утра Рик, семь утра – зубы. В  12 часов репетиция. В 15 часов концерт, в 19 часов там Россия.

Семен Львович не мыслил себя без работы – у него уйма была планов, а еще надо успеть на футбол и в баню с друзьями. Внезапно пришло страшное известие – скоропостижно скончался его давний близкий друг, автор эстрадных номеров Фарады и сценарист, подаривший ему яркие образы в фильмах Захарова - Григорий Горин.

Михаил Полицеймако Безусловно, это была трагедия для всей нашей семьи. Я его так чуть знал, видел – 60 лет, молодой, не курил, не пил, занимался спортом. (Хлопает руками) все – его нет. Это парадокс.

Когда Горина не стало, Семен Львович буквально задохнулся от осознания происшедшего, но переживал свою боль глубоко внутри. Несмотря на уговоры жены, Семен Львович один пошел на похороны, а на следующий день ему самому стало плохо. Инсульт.

Михаил Полицеймако Первое, что мне сказал врач в 2000м году, он не сможет работать, мы говорим, как не сможет работать, да вы что, ребята, была полная уверенность, что сейчас он поболеет чуть-чуть, выздоровеет и опять поедет на работу

Миша Полицеймако стал артистом еще в детстве – в 8 лет снимался в «Ералаше», в 12 стал партнером отца во вполне взрослом фильме. Никого не удивило, когда он продолжил династию. По желанию отца взял фамилию матери. Вопреки маме пошел учиться в ГИТИС, а не в ее родное Щукинское. Потом попал в Российский Молодежный театр и работал там 5 лет. Но болезнь отца перевернула все, на лечение Семена Львовича нужны были большие деньги. Миша ушел из театра и брался за любую работу. Его свободное плавание обрело необъятные масштабы – несколько театральных проектов, телевидение, кино, дубляж и бесконечные командировки. Взлет Михаила Полицеймако начался с желания спасти родного человека. Любовью за любовь...

Михаил Полицеймако Девять лет борьбы, девять лет полного значит встал на ноги, сломал шейку бедра, ни фига идет вперед, операция на шейке бедра, не прижилась шейка бедра искусственная, еще операция, потом свищ из этой шейки бедра, потом пролежни, это все, все равно вперед. Вот в последний год уже он устал уже просто с этим бороться.

 ШИФРИН Иногда даже с удивлением узнаешь, что у  артиста есть семья. И когда ты вдруг обнаруживаешь в ком-то нежность о сыне, которому нужно купить то-то, то-то, то-то и то-то, вдруг ты понимаешь, что профессия – это еще не вся жизнь, что у этого человека  есть еще что-то, что в какой-то момент становится важнее профессии. В случае с Семеном это стало. Его, когда он заболел, вся семья стала главнее всего. Она его и держала на этом свете. Я уверен, что держала дольше, чем позволяло его физическое состояние.

               СУРИКОВА Прошедшее время для Сени - оно как-то не правильно. И даже когда он уже был тяжело болен после инсульта и плохо говорил, все равно он был на экране, и общение с ним все равно было.

Мария Полицеймако Я не могу сказать, что он преодолевал как-то бодро свое состояние, нет, он все время надеялся, что он поправится, что у него как-то пойдет  на улучшение, но этого не происходило Как он говорил, если так можно сказать и то, что так все-таки рано уходит его жизнь, что он меня оставляет вот так вот рано, он знает, знал, что мне будет трудно очень вот, просил у меня прощения, я не могу сказать, что он жаловался на жизнь в последние мгновения нет, нет, если так можно сказать, он умер тихо.

Семена Фарады не стало 20 августа 2009 года. Артиста по-прежнему помнят зрители и любят члены его большой и шумной семьи. Внучки Миля и Соня под гитарный аккомпанемент своего папы поют «Уно моменто», разглядывая фотографии деда. Семен Фарада никогда не играл Деда Мороза, и лишь однажды снялся в его костюме на пробах. Не стесняясь нашей камеры, внучки Фарады смотрят на деда с белой бородой и мешком подарков – и верят: настоящий Дед Мороз выглядит именно так! И он обязательно вернется 31 декабря! Стоит лишь включить телевизор.

2014