Евгений Весник, или Живите нараспашку

Михаил Грушевский
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

НОННА ВЕСНИК, вдова артиста
МАРИНА КАМЕНЕВА, ее дочь
ЕВГЕНИЙ ВЕСНИК МЛАДШИЙ, сын артиста
ОЛЬГА АРОСЕВА, актриса, друг детства Е.Весника
СЕРГЕЙ ЕРЕМЕЕВ, артист, друг
ЕВГЕНИЙ ХОРОШЕВЦЕВ, режиссер, друг
ГЕННАДИЙ ХАЗАНОВ, артист, ученик Е.Весника
ЮРИЙ СОЛОМИН, артист, режиссер
Центр Москвы. Высотка на площади Восстания. В этом доме известный актер Евгений Весник прожил около двадцати лет. Его не стало 10 апреля 2009 года. Уже после ухода Евгения Яковлевича его жена Нонна нашла конверт. Это последнее письмо Весник адресовал ей и ее дочери. «Дорогие Нонна и Марина! Мне 85 лет, и я чувствую, что недолго мне осталось. Я в четырнадцать лет остался один. Все эти годы я редко общался с родителями: они были очень занятыми людьми. Я не испытал счастья жить в семье. Я очень любил родителей  особенно отца. Но настоящей  повторю  не испытал теплоты семьи. Встретив Нонну и тебя, Марина, я долго стеснялся признаться в том, что обрел настоящую семью. Спасибо вам, берегите себя. Я вас люблю». Ветеран Великой Отечественной, звезда театров Станиславского и Сатиры, мэтр Малого театра, писатель и философ  долгие годы Евгений Весник мечтал о простом счастье. Он встретил свою Нонну лишь в середине жизни. Да и квартирой в элитном доме обзавелся не сразу.
Жена Нонна: Он был чересчур прямолинейный, потому жил хуже всех. Ни квартиры шикарной, ни дачи у него не было, говорил: надо довольствоваться малым.
В знаменитой высотке актер обрел дом, которого ему не хватало всю жизнь. Ни сценический успех, ни узнавание на улице не делали этого человека счастливым. Долгие годы рана, нанесенная в детстве, не давала покоя Веснику. Воспоминания о трагической судьбе родителей он нес всю жизнь. Женя родился 15 января 1923 года. Его отец, Яков Ильич, был чиновником и другом Орджоникидзе. В 1925 году с женой и двухлетним Женей он отправился в Америку, затем  в Германию. В Европе Весники познакомились с семьей полпреда Аросева. Его дочь Ольга стала для Весника другом жизни.
Аросева: Ему было 5 лет, мне 3 года. И там были выступления в посольстве на детских утренниках, мы с ним были партнерами и пели куплеты на немецком.
Родители пропадали на работе. У них не было возможности заниматься сыном. В Германии Женю сдали в интернат. Изза границы семья вернулась в Кривой Рог. В 1931 году отец Весника был назначен начальником строительства Криворожского металлургического завода, его первым директором. Весник имел в распоряжении личный самолет, а семья была обеспечена. После загадочной смерти Орджоникидзе в 1937 году отца Жени вызвали в Москву.
Жена Нонна: Министром тяжелой промышленности должны были назначить. Он так и не вернулся. Наверное, на Лубянке и расстреляли.
Вслед за отцом арестовали и маму Жени, Евгению Эммануиловну. Это произошло в Кривом Роге.
Сын Евгений: Сын врага народа, с ним не общались никто из окружения прежнего, с ним просто боялись общаться.
Женя Весник остался один. Мальчика на грузовике отправили в специальный детдом для детей врагов народа. По дороге Женя сбежал. Поездом добрался до Харькова и пришел к адвокату, который знал его отца. Адвокат связался с женой Орджоникидзе, который дружил с Жениным отцом, и та сумела провести мальчика на прием к всесоюзному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин помнил Якова Весника по совместной работе.
Жена Нонна: Калинин первым делом спросил: «Маму тоже посадили? Я тебе даю в квартире, где вы жили, одну комнату». Он там жил, стал вещи продавать.
14летний Женя не пропал: он оказался сильным, и то, что впоследствии назовут «тяжелым характером Весника», сформировалось тогда.
Каменева: Он, в отличие от многих, очень хорошо чувствовал фальшь и ложь, и это не придавало его характеру жизнерадостности.
Хорошевцев: Его же многие не понимали  хам, он, и всё. Он не хам. Он мог тебя обозвать. Но он никогда не говорил за глаза. Поэтому он был и неудобен. Он суровый был человек, и я его очень любил за это.
Хазанов: В нем чувствовался мужик! Настоящий мужчина во всем.
Потеряв родителей, Женя обречен был стать взрослым. В тяжелые дни, чтобы отвлечься, Женя стал посещать школьный драмкружок. Этому способствовала его любимая учительница Анна Тютчева. Она преподавала литературу и была внучкой великого русского поэта.
Сын Евгений: Она посоветовала ему поступать в училище театральное и сказать, что мама живет в Акмолинске. То, что это лагеря, он скромно умолчал. И благодаря тому, что он так заполнил анкету хитро, ему удача выпала и он поступил в театральное училище.
В училище имени Щепкина Весник принялся постигать азы лицедейства. Едва Женя закончил первый курс, началась Великая Отечественная. Весник отправился на Белорусский фронт. Никто не ожидал от этого человека с совсем не героической внешностью ни бесстрашия, ни подвигов. Однажды увидел, как на парашюте спускается немецкий летчик, и взял его в плен. За немецкого языка Весника наградили орденом Красной Звезды. Но даже в пекле войны ему приходилось помнить, что он  «сын врага народа»!
Жена Нонна: Всем дали лейтенанта  ему только младшего там давали. Ранен был, контужен, врачи сказали, что будут больные бронхи и легкие изза вашей контузии.
Сын Евгений: Он говорит: «Я не рвался ни к каким званиям и рвался вернуться в театральное училище». Счастливый, что демобилизовался, приехал в Москву, и соседка видела, как он пришел и сел около дома, потому что никто не ждет. Грустное возвращение победителя.
За героизм Весник был награжден семью орденами и двадцатью медалями. Весник снова стал студентом. В 1948 году, окончив училище при Малом театре, он надеялся, что будет принят в прославленную труппу. Однако анкетные данные помешали и на этот раз. Весник вышел на эстраду. Они работали в паре с Геннадием Дудником.
Хазанов: Он знал секреты мастерства, и в нем сочетался театральный и эстрадный дар. Один на один с залом он дискомфорта не испытывал.
Весник рано стал обращать внимание на девушек. В 15 лет ему приглянулась одна из сверстниц. В студенческие годы Евгений получил опыт семейной жизни. Его первой женой стала студентка Щепкинского Клавдия Шинкина. Но брак оказался недолгим. Весник не мог оставаться один. В начале пятидесятых Евгений стал гражданским мужем актрисы цыганского театра Ляли Черной. Она была старше Весника на 14 лет! Прожив какоето время вместе, они даже хотели пожениться.
Аросева: Он сказал, что женится на Ляле Черной, я была на свадьбе, и на свадьбе они подрались. Они поругались. Ляля мне звонила: «Хазиям, что этот дурак ушел?»
В 1954 году Весник поступил в труппу Театра сатиры. Там уже блистала подруга его детства.
Аросева: Мы с ним играли очень много вместе. В «12 стульях» он играл Остапа Бендера замечательно, я играла мадам Грицацуеву.
В середине пятидесятых мама Весника после восемнадцати лет заключения вернулась из лагерей. Несмотря на радость, отношения складывались трудно. У мамы артиста был далеко не простой характер.
Каменева: Она была властная, всегда имела свое мнение.
Жена Нонна: Она стала чужая за 18 лет. Всетаки 18 лет разрыва.
В конце 50х Евгений опять женился. Труппа театра недоумевала: жена ведущего артиста Ника Демидова служила гримершей, к тому же была на тринадцать лет моложе Весника. Всё это не нравилось и маме артиста.
Аросева: Когда он женился на Нике, она звонит мне: «Слушай, он на парикмахерше женился! Ну как это так?» Он ее немножко побаивался, боялся огорчить. Ника была у нас гримером, славная женщина.
От этого брака в 1959 году родился сын Женя.
Сын Евгений: Пришла молодая девушка работать гримером. Честные и чистые помыслы, была замужем, папа тоже был несвободен, и вспыхнула страсть. Она была замужем за дипломатом. Но папа умел ухаживать, он был очень настойчив.
Евгений искал новые сферы для воплощения. Актерское амплуа было тесным. И вместе с Ольгой Аросевой он набрал курс в цирковом училище.
Аросева: Он хотел быть режиссером. Он в Театре сатиры поссорился с Плучеком, потому что хотел поставить «Чудеса в гостиной», Плучек не давал ему ставить, а он поставил.
Хазанов: Ему было тесно в актерском амплуа. Он рвался в режиссуру, чтобы получить другие возможности и расправить крылья.
Аросева: Его не увольнял никто, он сам решил и ушел в Малый театр. Он мне говорил: «Господи, вы голуби, вы ангелы небесные по сравнению с тем, какие там актрисы, склоки!»
В те годы Малым театром руководил народный артист СССР Михаил Царёв, к которому и приходили подчиненные с жалобами друг на друга.
Аросева: Он никогда не был артистом народным, он был Женька Весник.
Соломин: Он был очень любим в театре всеми начиная от помощников сцены до капельдинеров. Он обязательно рассмешит, скажет доброе, хорошее, расскажет анекдот на ходу и побежит на сцену.
Покидая Театр сатиры, Евгений Весник знал, что не пропадет, у него было имя. Этому способствовал кинематограф. В шестидесятые и семидесятые Весник активно снимается. Главных ролей ему не поручали, но каждый образ, созданный артистом, публика запоминала сразу. Кино подарило Веснику всесоюзную популярность. Иногда доходило до курьезных случаев!
Сын Евгений: Мы с ним на пляже были в Сочи, женщина увидела папу и кричит : «Ужас какой! Весник загорает!!
Это свойство больших артистов: сходу узнаваемый, в каждой роли Весник был разным.
Каменева: Постоянно  а посмотри, как он ест, или посмотри, как он идет, или смотри, что на нем надето. Какаято шляпа немыслимая, или как он трость несет.
Жена Нонна: Он изучал походки, мимику, как говорят, что говорят и какойто прототип. Вот это, говорит, это у меня был Маршак, я так говорил, как Маршак говорил. Это походка тогото.
В середине шестидесятых Евгений Весник расстался с Никой Демидовой и женился в четвертый раз. Его избранницей стала Галина Зенкина.
Аросева: На свадьбе он подвыпил и говорит: «Ты спроси, где она работает».
Сын Антон: Мама работала в управлении дипломатического корпуса.
Весник увлекался, женился, расставался. Его жены были достойные и любящие его женщины. А он искал единственную. Искал  и не находил.
Аросева: Вот такой разброс: служащая в посольстве, Ляля Черная, гример  не найти принципа, по которому он выбирал жен.
Но и четвертый брак артиста оказался кратким. Весник любил жизнь: старался жить на полную катушку, нараспашку. Он неплохо зарабатывал.
Еремеев: У нас был рекорд Росконцерта, мы с ним за два месяца сыграли 80 с лишним концертов. При ставке Евгения Яковлевича рублей 80, 90, умножьте на эти суммы  можно было и машину купить.
Евгений Весник так и поступил. Купил долгожданную «Волгу»!
Жена Нонна: Мы объездили всю Украину, Белоруссию, Прибалтику, Крым, Кавказ, он до меня 44 года не знал, что значит отдыхать.
Каменева: Он больше любил общаться с обычными людьми, потому что они, по его мнению, более честны, более искренни  то, чего, он считал, он не может получить в актерской среде.
Жена Нонна: Он больше всех зарабатывал, он же много работал. Все одалживали деньги. Он уже и забывал всех. Он и угощал, и были деньги, потому что он без конца работал.
Аросева: C Женькой было всегда весело: и очень жизнелюбивый человек, раблеанского стиля такого, и пожрать любил, выпить любил. Он был не очень домашний.
Этой встречи могло и не произойти, но жизнь  вещь непредсказуемая. Еще в начале 60х Весник приехал на гастроли в Ленинград и встретился с фронтовым другом Нилом Каменевым. Друг пришел на встречу с молодой и очень красивой женой Нонной.
Жена Нонна: Он потом признавался, что позавидовал своему другу.
В 1967 году жизнь Евгения Весника разделилась на две части. Отныне всё, что происходило до встречи с Нонной, показалось артисту не имевшим значения.
Жена Нонна: Я разошлась и вернулась к папе с мамой. И думаю: ну что же я ничего не видела в Малом театре? Он стал меня водить на спектакли. Потом говорит: «Пойдем, я тебя с мамой познакомлю». Она меня хорошо приняла. Теперь, говорит, я могу умереть спокойно. Гражданский брак  это вообще позор был. Я приезжаю куда, разные фамилии, не поселяют в один номер. С трудом, пока он не уговорит когото, он говорит: «Мне надоело, пойдем поставим штамп».
22 июня 1974 года Евгений Весник стал мужем в пятый раз. Молодые решили: свадьбы не будет! Они и так были счастливы.
Жена Нонна: Он ревновал. Уезжал на гастроли, я должна была сидеть дома, потому что он будет звонить.
В это время дочь Нонны, Марина жила с папой в Ленинграде.
Каменева: У меня была детская ревность, я не понимала, как это возможно. Я его всегда называла Евгений Яковлевич. У меня папа был один. Хотя он меня называл дочерью, Евгений Яковлевич. Мне по характеру был ближе папа. У меня склад мужской больше, чем женский.
Жена Нонна: Сначала она еще была девочка, не было близости. Когда уже она помудрела, тогда они общались, и она слушала советы его.
Впрочем, к одному совету Весника Марина была готова прислушаться сразу. Она оканчивала школу и решила пойти «в актрисы».
Каменева: Евгений Яковлевич сразу сказал, что если ты можешь не ходить в актрисы, то лучше не ходи. Конечно, я не послушалась, у меня была попытка поступления, но я поняла, что я не столь талантлива, чтобы испытывать судьбу и быть статисткой. Евгений Яковлевич всегда говорил, что ты стала человеком благодаря тому, что я тебя отговорил идти в актрисы.
Жизнь в новой семье шла своим чередом. Но она не всегда была гладкой. Евгений Весник и дома не мог сдержать взрывной характер.
Жена Нонна: Я сразу замолкала, для него это было самое страшное. У него даже статья написана  самое страшное, когда женщина молчит.
Каменева: Когда Евгений Яковлевич звонил мне: «Вот, мы поругались». Я говорю: «Евгений Яковлевич, надо было смотреть 30 лет назад, на ком вы женились». И он тут же сразу приходил в себя.
В 1966 году в Малом театре состоялась премьера спектакля «Ревизор», поставленного Игорем Ильинским по пьесе Гоголя. В этой постановке Весник исполнил свою самую яркую роль  Городничего. На этот спектакль было не попасть. Но дети артиста имели привилегии. Настал день, когда его старшего сына привели смотреть «Ревизора».
Сын Евгений: Папа стоит и читает монолог городничего, который боится за свою карьеру, трясется от ужаса. И я, ребенок, на весь Малый театр кричу: «Папа, они тебя обманывают, он вон там, он вот там!»
Очевидцы уверяют, что Веснику удалось невозможное: в разгар периода застоя он превратил классику в абсолютно современную пьесу, увидев в ней прямые параллели с брежневской эпохой.
Хорошевцев: Гоголь до сих пор современен, понимаете? Коррупция. А такого нет что ли сейчас? Правда, сегодня это в крупнейших размерах. Всё возвращается на круги своя. Что было сто лет  то же и сейчас.
Весник достиг всего, о чем мечтал: играл в Малом театре и снимался в кино. В 1968 году в прокат выходит «Трембита» режиссера Олега Николаевского. При исполнении роли Сусика Евгений проявил себя как артист универсальный: пел, танцевал и обходился без дублеров при исполнении трюков. В 1979 году в детской киноленте «Приключения Электроника» блестяще сыграл роль чудаковатого учителя Таратара. После выхода фильма маленькие зрители писали артисту письма и просили стать их преподавателем математики. Даже для этой небольшой роли Евгений Яковлевич нашел в своем арсенале неповторимые черты, сделавшие образ ярким и запоминающимся. Манеру речи Весник скопировал у писателя Маршака. Весник не желал замечать серые будни и каждый день придумывал новые шутки и розыгрыши.
Аросева: Прихожу в «Асторию», слышу писк. Что такое? У него лилипуты в ванной, человек 10. Ручонки тянут: «Женя, водки налей». Он их посадил в ванную, чтоб охолонули, они напились. Ну, фантастика, что он вытворял в жизни.
В 1987 году на экраны вышел фильм Владимира Бортко «Единожды солгав». Именно эта картина стала для Весника особенной, поскольку судьба героя и его настоящая жизнь в этой ленте удивительным образом совпали.
Сын Евгений: мы с ним не говорили на эту тему, о таких вещах не спрашивают, но в этой роли заложены и мои с ним отношения. Я первый сын, он ждал меня, любил, но так получилось, что он не воспитывал меня, и мы редко виделись.
В 1989 году произошло еще одно важное событие: Евгений Весник наконец получил звание народного артиста Советского Союза.
Каменева: Несмотря на характер, он был чувствительным человеком. Не только в отношениях с людьми, но и чувствительным к той жизни и к той стране, в которой мы живем.
Чувствовал Весник и то, что ему всё труднее и труднее играть Городничего в «Ревизоре». Да и Малый театр в смутное время перестройки стал другим. В середине 1990 года Евгений Весник принял для себя самое трудное в жизни решение  уйти из театра, где он прослужил 27 лет.
Жена Нонна: Были гастроли в Японии, и он там написал заявление.
«Так как я учился и работал в другом Малом театре, прошу из этого Малого театра меня освободить!»
Каменева: У него было несколько спектаклей поставлено в Малом театре, и это были удачные постановки, и тут он, к сожалению, не раскрылся до конца. Конечно, если бы ему дали работать, он бы остался.
В этот непростой период дочь жены Весника, Марина, стала для Евгения Яковлевича очень близким человеком.
Каменева: До этого я его воспринимала как маминого мужа и не более того, а тут вдруг передо мной открылась личность, человек, который не боится оставить свою профессию и уйти в никуда.
Уйдя из театра, Весник не стал сидеть сложа руки. Он попрежнему много работал: снимался в кино, на телевидении, записал на радио огромное количество спектаклей. Написал 19 книг воспоминаний и дневников. В последние годы Весник почти не расставался с любимой Нонной. А она, как ангелхранитель, делала всё возможное, чтобы продлить его жизнь. Они прожили вместе 42 года.
Каменева: Евгений Яковлевич подкорректировал ее характер. Он научил ее терпению, он научил ее в нужный момент замолчать, когда он был в ярости, он научил ее жить для семьи. Они нашли друг друга и посвятили жизнь друг другу.
Последние годы жизни были тяжелыми: Евгений Весник серьезно страдал от бронхиальной астмы.
Жена Нонна: Он говорил: «Я чувствую, от меня уходит жизнь». Как это он чувствовал, не знаю.
Народного артиста Советского Союза Евгения Весника не стало 10 апреля 2009 года. И в это невозможно было поверить.


2016