Я тебя никогда не увижу.. Николай Караченцов

Михаил Грушевский
Жизнь, насыщенная образами и овациями - до трагедии. Тяжелейшая и наполненная терпением и силой воли - после…. Николай Караченцов. Можно без преувеличения говорить о нем, как о великом актере. В его домашнем архиве мы обнаружили кадры и материалы, которых еще не видел никто.

Поргина: Если он летел из Америки, он всегда говорил: «Так, пельмени мне, пожалуйста», я всю ночь крутила пельмени, чтобы к его приезду пельмени сделаны.

Теперь эта традиция поселилась в их семье навечно. За этим занятием мы и застали их, приехав в летний домик в Болгарии. В маленькой соседней стране Поргина и Караченцов находили убежище последние годы. Здесь он продолжал бороться и здесь же «подводил итоги», когда стало понятно, что пришло время уходить… Людмила Андреевна показала нам уголки Болгарии, которые стали ей особенно дороги после ухода мужа. В городке Святой Влас супруги бродили по набережной, гуляли по островку средневековой цивилизации - селению Несебр.

Поргина: Здесь нету такой жары, здесь идёт воздух с холмов, здесь воздух идёт с моря, он встречается, перемешивается, получается очень чудное состояние. И он был здесь счастлив, и главное, что он как-то себя здесь чувствовал очень, он очень любит тепло.

Сегодня Караченцов – это семья, трепетно хранящая память о нем! Жена, сын, невестка – те, кто знал его и в горе, и в радости. И, конечно, внуки!

Поргина: Он такой нежный! Он проснулся: «Моя любимая, моя дорогая, счастье моё! Какой хороший день… ты со мной…»
Невестка Ира Он невероятный человек был, и я вот считаю, что у меня был лучший свёкр на свете, я не знаю, есть ли ещё такие.
Пока семья набирается сил в Болгарии, сын Караченцова и Поргиной - в Москве. Работа - прежде всего. На интервью он пригласил нас в столичное жилище родителей. Это дало нам уникальную возможность проникнуть туда, где великий артист жил и творил.
Cын Андрей: после ухода папы, первым делом вот в голову лезут какие мысли, не, не какие-то роли, какие папу прославили - он, такой, в расцвете сил, нет, а наоборот. Вот именно тот папа, которого я знаю после аварии, вот таким он мне и запомнился. То есть, папа, который может быть где-то,беззащитный, где-то он не такой физически крепкий, не может самостоятельно что-то делать. Но, но настолько у него светлый, чистый, добрый взгляд, который, которого я не мог уловить, вот до аварии.
Поргина: Ну вот, любимое место Николая Петровича – кабинет, потому что всё творчество, вся жизнь его посвящена творчеству, и вот здесь он у нас сидел за этим столом, читал сценарии, здесь прослушивал свои новые музыкальные номера, здесь просматривал свои новые какие-нибудь дубли, которые они сняли в фильме. И самый любимый мой портрет – это вот Граф Рязанов в исполнении Серёжи Полякова
Когда-то, познакомившись с Андреем Караченцовым, его будущая жена не сразу узнала, чей он сын. Юноша это скрывал. Они встречались уже несколько месяцев, когда ее пригласили в дом на Пасху. В разгаре праздника в двери позвонили: домой пришел Николай Петрович.
Невестка Ира Подходит Андрей и говорит: «Ира познакомься, это мой папа.» Ну тут я, конечно, вообще уже потеряла дар речи, он, я помню, своим этим басом сказал: «Привет, красивая.»
Cын Андрей: я понимал, что познакомившись с Ирой, я начинаю свою личную жизнь, закладываю основу для будущей семьи, и мне очень хотелось, чтобы наши отношения начинали строиться максимально объективно, и не что не влияло на наши отношения.
Cын Андрей: Здесь конечно большое удивление у Иры, и она спрашивает: «А Вам кого?», и мой папа говорит: «Вообще-то я здесь живу».
Его любили все, кто был рядом. И Николай отвечал тем же. Самая последняя любовь настигла Караченцова перед его уходом. Младшая внучка Ольга родилась за несколько лет до его кончины.
Внук Петр: Я помню прям его выражение лица, как оно изменилось, когда ему дали в руки подержать её. Прям чувствовал, насколько он рад сильно держать Олю в руках.
До ее появления любимой внучкой знаменитого артиста считали Янину.

Невестка Ира: Николай Петровичу, то есть я ему первому сообщила, что будет девочка. И он говорит: «Назовите в честь моей мамы.»

Внучка Янина: Меня же вот зовут Янина - это в честь его мамы. Я ему очень часто играла, я пыталась разучить его песни, песни на флейте, но я тогда только начинала.

Раньше всех появился на свет внук Петр, получивший имя в честь своего прадеда. Петр и внешне – копия деда. Серьезный, сосредоточенный, те же глаза, волевой подбородок и легкая ухмылка.

Внучка Янина: Петя - вот он заходил достаточно часто к дедушке и, ну как бы дедушка его воспринимал, но я, мне так кажется, как его отражение себя, потому что он очень похож всё-таки.

Поргина: На Колю? Конечно, он даже сутулится так. Он ходит так. У него челюсть такая же, у него зубы тоже не помещаются здесь. А у него темперамент такой же. Он очень на него похож, очень. И детские фотографии, если посмотреть, они похожи очень.

Сейчас говорить об этом преждевременно, но, возможно, внуки Караченцова вернут фамилию знаменитого деда на киноэкран?

Внук Петр: Нет, я думаю, я буду в экономической какой-то сфере, или бизнесом заниматься стараться, мне просто очень интересно что-то своё в этой сфере создать.

Внучка Янина: Сейчас я начала достаточно, плотно заниматься юриспруденцией Моя дилемма, добиться того, что я стану директором театра или работать в какой-то определённой компании.

Старшие внуки на сцене себя не видят. А вот их младшая шебутная сестренка Оля того и гляди, продолжит актерскую династию. Завидев нашу камеру, она так и норовит что-нибудь отчебучить. Вместе трое внуков проводят и минуты отдыха. При внуках Людмила Андреевна никогда не показывает, как горько у нее на душе без любимого Коли.

Поргина: Честно говоря, свет погас, мне как бы выключили станцию какую-то в этом мире, и всё стало в других тонах.

Дом Караченцова и Поргиной - где бы он ни находился, всегда был хлебосольным. Несмотря на недавнюю утрату хозяина, гостям здесь рады, как и прежде! Мы осмелились показать Людмиле Поргиной записи из ее же домашнего архива. Поргина и сама-то о них позабыла…Нашим зрителям посчастливится первыми увидеть неизвестного Караченцова. Например, на актерских домашних посиделках и в семейном кругу. Кадры последних лет, снятые внучкой Яниной на телефон и многое другое…

Поргина: (смотрит ролик) Ууу! Ты мое солнце! … Это мы улетаем в Англию. … (смех) Ой, какая же я смешная! Да? Молодая какая, боже мой! Колюнчик, глазки мои любимые! … Пятьдесят лет Колечке…Голос Караченцова в ролике: Ты мне подарила любовь, ты мне подарила сына, ты мне подарила дом. Ты мне подарила дружбу и подарила верность. Это наверно основные понятия, которыми живет человек. Да, если я это буду смотреть, весь архив, я так…в сумасшедший дом меня точно определят. Нервов не хватит…
Cын Андрей: мы сейчас изготавливаем памятник и хотим в камне изобразить папу в роли графа Рязанова. И на мой взгляд именно это роль, которую он играл, ну, чуть ли не около тридцати лет, и это очень перекликается роль с его жизнью. на памятнике будет изображена сцена уже финальная, спектакля «Юнона и Авось», когда граф Рязанов он молится, и его уже покидают силы, он просит прощение у бога и у государя императора, за то, что у  него не получилось реализовать эту миссию, и там через несколько секунд он умирает.

А еще сохранились несколько записок Николая «на манжетах»: он привык планировать дела на бумажках, попавшихся под руку. Николай не останавливался порой 24 часа в сутки, ему приходилось конспектировать список своих дел на месяцы вперед.

Поргина: Он ложился в четыре, вставал в восемь, зарядка, холодный душ, завтрак и в Мосфильм. Потом после Мосфильма запись песни,  потом он бежит на спектакль, потом он садится в поезд, уехал в Санкт-Петербург, или он летит в Чили, ночью он там прослушивал песни, читал сценарии, обсуждал со мной, меня будил, ему хотелось очень много сделать в этой жизни.

Золотовицкий: Он не мог по-другому. Я говорю, что он, и, и это его, ну, я думаю, что это его и мучило, потому что там, знаете, каждый раз на 100 процентов, это очень выхолащивает и очень выхолащивает, а он не мог, он не мог проценты сбавить.

Фурманов: К деньгам он относился очень спокойно, он хотел, чтобы жена, сын был, были все в достатке, поэтому ради этого он работал и получал от работы удовольствие.

Поргина: Он практически никогда не тратил на себя. Он никогда не выпячивался, никогда не был звездой, он не играл звезду, он не позволял хамить одевальщицам или костюмерам и гримёрам, он всегда делал какие-то подарки всем, кто с ним работал.

Золотовицкий: когда мы встречались её в стенах дома актёра, эээ, он приходил и с удовольствием участвовал, когда мы играли в футбол, Ленком и МХАТ, уже будучи они звёзды: Янковский, Абдулов, Караченцов, Збру… (не помню, Збруев играл или нет), вот. А мы молодые МХАТовцы тоже играли, и дрались на равных, и в прямом и в переносном смысле. я с 4 классе был в драмкружке в Ташкенте, и я коллекционировал артистов, и у меня были альбомы, я писал, я писал биографии каждого артиста, почему-то зачем-то я списывал с открытки, с той стороны, и писал, да, ну вот. Но маме моей казалось, что если ты занимаешься, так увлекаешься, то ты тогда и биографии должен знать. И, вот Николай Петрович ещё с моих детских альбомов у меня в памяти, когда я покупал эти, набор открыток «Актёры Советского театра и кино», вот.

На курсе в школе-студии МХАТ его прозвали «обезьяном» из-за обезьянки, которую мама привезла Коле. С тех пор у Караченцова все повадки были обезьяньи. Он сутулился, ходил бесшумно, крадучись. Школу-студию МХАТ окончил с отличием в 1967 году. Выпускников «распределяли» во МХАТ, но в Театре Ленинского комсомола случился недобор, и Караченцов в числе лучших распределился туда. А Людмила Поргина - во МХАТ. И тут же начала сниматься в кино. Однажды ее подвел директор картины и Олег Ефремов Люду уволил. Ее порекомендовали в «Ленком». Так судьба свела их в одной труппе. Людмила хорошо помнит первую встречу. Это было на репетиции.

Певцов: про него сказал Марк Анатольевич: «Влететь тайфуном, промчаться смерчем, это да, а вот скромно войти и сказать здравствуйте, это никогда, это не к Караченцову».

Поргина: Выскакивает нечто на длинных ногах, челюсть, по-моему, как у крокодила во всё лицо, глаза две фары, руки длиннющие, волосы длиннющие и он не ходит по сцене, он прыжками передвигается. Я говорю: «Господи, кто это», и я понимаю, что вот тут-то я умерла, и глядя на эту люстру в стиле «Модерна» я сказала: «Ну, если он не будет моим мужем, а у меня уже было два мужа, это был бы третий муж, то я повешусь на этой люстре. Марк Анатольевич говорил: «Если по Тверскому бульвару идёт женщина, всё время улыбается с накрашенными губами - это Людмила Андреевна». Когда я встретила Колю, то я стала улыбаться, я и во сне улыбаюсь, понимаете? Я как идиотка всё время улыбаюсь.

Позднее Караченцов признался ей: «Я полюбил тебя с первого взгляда!» Знала ли она тогда, что ее путь будет усыпан не только розами?

Невестка Ира: Быть женой известного человека, известного артиста, это очень тяжело, это очень сложный путь. Два человека так работать не могут, дети будут заброшены, семья.
Поргина: У тебя ребёнок, у тебя семья сниматься ты не будешь. Жестоко, но он сказал, говорит: «Мы должны понять, что мы ответственные перед ребёнком. Я снимаюсь, я зарабатываю деньги, это мотание, это физическая усталость, это то, это сё, а ты должна быть здесь в доме».
Коля, как и обещал, всегда был ее рыцарем и защитником

Поргина: Да, рыцарь, рыцарь, рыцарь! Мы шли с ним по улице по Санкт-Петербургу, и кто-то меня толкнул плечом из мужчин, и в секунду его уже нет, смотрю: он уже вот так поворачивает и говорит: «Извинись перед моей женой!»

Поргина: Когда Коля стал инвалидом, он мне сказал такую фразу: «Вот теперь ты видишь, какой я ранимый?», я сказала: «Коль, да ты не волнуйся, щас я возьму шлем, одену, я возьму саблю, я возьму щит». Но все четырнадцать лет как раз я занималась тем, именно этим, защищала, боролась, доставала лекарства, доставала деньги.

Узнав, что Поргина подает на развод, в порыве ревности прежний муж отвез Людмилу в лес и хотел бросить…

Поргина: Чтоб я там умерла! Я ударилась головой об машину и когда он меня выкинул около дома моей мамы с папой, я даже не могла набрать телефон Колин. Он любил меня очень, и расстаться со мной он конечно не мог.
И все же, разведясь со вторым мужем, Поргина стала свободна. Но Николай еще целых два года тянул с предложением руки и сердца, пока его любимая не сделала его сама! Это была ее третья свадьба, и родители красавицы заявили, что они не пойдут на роспись, потому что больше не могут выдержать. А вскоре Людмиле настало время рожать.

Поргина: Я пошла к врачу и мне сказали, что «Вы беременны! Правда, срок определить не можем, вы очень уж вы худая.» И я сказала Коле… и, о господи, да он плакал. А когда я родила он снимался в фильме «Пока безумствует мечта». И я позвонила, что у меня начались схватки. Коля прям скинул усы, костюм, всё и на ходу меня схватил, привез. Он меня сдает и говорит: «Послушайте, а, может быть, всё рассосётся? Может, я её домой повезу?» А потом когда я выписалась, я заболела. И первое слово нашего сына было: «папа»! Потому что он кормил с ложки, он учился пеленать, он носил, он гулял, он выносил его на улицу, Коля был удивительный отец.
Да и с мамой Караченцова Людмиле пришлось долго выстраивать отношения. Людмила Андреевна впервые рассказывает, как нелегко пришлось Караченцову «меж двух огней».
Поргина: Я не могла ссориться с ней, я не могла Коле сделать что-то больно. Но Коля чувствовал, и я сказала ей: «Что вы хотите? Вы хотите, чтобы мы его распили на пополам? Какую часть вы хотите? Голову или низ? Это же невозможно, мы убьём его, он любит и меня, и вас, вы его мама. Коля тогда ей сказал тогда: «Если ты хочешь, чтобы я вот остался с тобой, я останусь. Я очень тебя люблю. Но через 2 дня вот здесь будет лежать труп на коврике. Это я. Я умру как собака без хозяина, без них, без сына и без Люды, без девоньки моей я умру!»
Со временем женщины примирились. Но у Людмилы впереди были новые испытания. Пожертвовав своей карьерой, она все силы отдала сыну. Он удался. Такое редко бывает в актерских семьях.
Поргина: Я очень рада, что мы вырастили сына, который не пьёт, не курит, который адвокат. Я рада, что он нашёл свою женщину, что она родила этих детей, необыкновенных, которые меня очень радуют и дают мне стимул жизни.

Поргина: он мне сказал, когда мы родили сына, что теперь ты не будешь сниматься: «Как? Мне так нравится сниматься Коленька, это так здорово… камера, это, сё. Он говорит: «У тебя сын, у нас с тобой сын, у нас с тобой старые родители, значит у тебя есть театр, я, сын и родители – всё остальное я, концерты, деньги, съёмки и должен возвращаться в дом, где тепло и ты сидишь меня ждёшь, ты, сын, моя семья». Потом я поняла почему, потому что он жил в интернате, у него не было мамы, папы он жил 17 коек в комнате, он привык к обществу и вдруг он нашёл женщину, нашёл семью, и он хотел жить в семье, когда входил, он раздевался до трусов, бросал все, говорил: «Всё, я дома» закрывалась дверь и начиналась, начиналась жизнь домашняя. Он как кот изменялся, он становился мур, мур, мур, мур

Cын Андрей: папе нужен был тыл, и я чувствовал, что папе было спокойней, когда мама занимается хозяйством, когда я под маминым присмотром, а так, он понимал, что знаете, как вот.
Поргина: Это альбом полностью Андрюхи, сыночки посвящён. Вот он в первый класс пошёл. О, вот тут Колечка гуляет с ним и я. О! Коля тут такой серьёзный сидит с Андрюхой, с длинными волосами такой хорошенький, прелесть. А вот тут какой серьёзный, уставший, наверное, со съёмки приехал, это у моей мамочки в квартире, Андрюшка несколько лет жил у мамы, а потом его забрали, когда переехали вот сюда на Вознесенский и он, мы его забрали, он пошёл в школу здесь. Он говорил: «Я такой несчастный, у меня родители актёры».
Невестка Ира: Андрей очень скромный, очень воспитанный, абсолютно неизбалованный. Не знаю, как получилось в такой известной семье вырасти такому ребёнку. Никакой заносчивости, никакой гламурности, никакой напыщенности. Вот ни грамма. И у Николая Петровича, вот звёздная болезнь и Николай Петрович – это вообще несовместимые понятия.

А голове Николая было от чего закружиться! Приход Марка Анатольевича в 1973-м перевернул «Ленком». Караченцов стал звездой!

Поргина: С него началась совершенно новая эпоха, именно Марк пришёл и с оркестром, и музыкальные спектакли, которые Коля просто на ура играл, и началась его эра в этом театре.
Золотовицкий: первое впечатление о Коле и в театре, когда я ещё студентом, мы прорывались, в Ленком, невозможно было пробиться, какими-то путями через водосточные трубы и какие-то задние подвалы, задние проходы, в театр пробивались, и Олег Шейтис помогал, и «Юнона и Авось», которая на свела с ума просто, мы были все, неужели это до нас добралось, такие мюзиклы, такие музыкальные спектакли.
Опробовав силы молодого артиста в спектакле «Автоград 21», Захаров пригласил Колю на роль Тиля Уленшпигеля. И тот нашел свою манеру, играя чуть отстраненно от образа. Захаров заявил, что Караченцов с Тилем стал «тараном, что пробил брешь в стене, отделяющей старый «Ленком» от нового». После спектакля Николай восстанавливал дыхание по три часа, настолько он выкладывался!
Cын Андрей: Первый раз, когда я услышал о папиной популярности, о том, что к папе пришла слава, наверное, это было связано с театром, с его игрой в спектакле «Тиль» и вот с этого момента, я понял, что я расту, в семье известного актёра.
Сурикова: У нас с Колей богатая биография киношная, потому что, ну на первой картине «Человек с бульвара Капуцинов» в принципе я его звала на другую роль, но он пришёл и сказал: «Вы знаете, мне вот это неинтересно, я бы сыграл Билли», а в сценарии Билли был написан плечи широкие, рост больше чем у оператора вашего, выше, а, но Коля был так заразительно обаятелен и так умел красиво сказать: «Давайте попробуем», что мы попробовали.
Cын Андрей: на меня неизгладимое впечатление произвёл этот фильм «Человек с бульвара Капуцинов». И, ммм, не только на меня, но и на зрителей, и на многих экспертов, сцена драки в этом баре у них были призваны на тот момент лучшими. Как это всё было поставлено, все эти бои, и неоднократно этот фильм получал высокие награды именно вот за постановку этих поединков. папа после этого фильма в моих глазах ещё больше вырос и я узнал папу и с другой стороны, что оказывается он у меня такой боевик, и такой, ну, мужественный, сильный и действительно в этом, в нём всегда это было и он такой пластичный, гибкий как обезьяна.
Сурикова: он снимался на коне, у него были съемки на коне и он дрался, да, в каких-то сценах его заменяли каскадёры, но в каких-то он делал это сам, например, там такой есть трюк: захват головы соперника ножницами, ножницы называет. То есть он прыгает, становится на руке, поднимается ноги вверх, захватывает голову соперника, кладёт соперника значит на обе лопатки и поворачивается на камеру, шляпа с него слетает, к его удовольствию, и он типа говорит: «Видите, я сам сделал этот трюк». То есть какие-то трюки Коля безусловно делал сам и делал это замечательно, он очень пластичный был,
Сурикова: Он человек пробойного обаяния, вот он снимается в сцене, когда лежит умирающий Фёст и Коля должен показывать кино, несмотря ни на что, собрались плачущие значит ковбои, а у Коли такой достаточно сложный эпизод от плача, когда он видит на экране Чаплина, он должен начинать смеяться, я, он говорит: «Я сниму это одним планом, пожалуйста, только тишину, дайте мне возможность сосредоточиться и я скажу когда». Он говорит: «Я готов», я: «Мотор»
С Аллой Суриковой артиста связала многолетняя творческая дружба. Но Караченцов был прежде всего человеком театра. В конце 70-х Тарковский поставил в Ленкоме «Гамлета». Солоницын - Гамлет. Терехова - Гертруда. Караченцов - Лаэрт. Чурикова - Офелия. Николай прикоснулся к смыслу бытия. «Быть или не быть» - по пьесе знаменитый монолог принадлежал не ему, но спустя годы вопрос встал и перед ним…После аварии Караченцов прожил 13 с половиной лет! Какими они были?! Когда живая, мятущаяся душа актера оказывается у искалеченного тела в плену - что происходит в голове? Человек оказывается у последней черты… Как перед ней он оценивает предыдущую жизнь, роли, поступки? А как после его ухода ощущает себя его жена?
Поргина: Я понимаю, что он меня любит и что там он меня ждёт, мне не хватает именно его тепла, его, когда он меня гладит по плечу, по голове, когда он меня называет девонькой и так говорит: «Хочешь я тебе спою?»
   
А внуки по сей день обожают смотреть фильмы с участием деда - таким энергичным и темпераментным они его не застали.

Внучка Янина: Мой любимый фильм – это «Человек с бульвара Капуцинов», хотя всё время я смотрела «Электроника», но все-таки «Человек с бульвара Капуцинов» и «Старший сын».
  Внук Петр Очень люблю смотреть его в фильмах. «Старший сын» один моих самых любимых фильмов с ним.

Певцов: Я наверно впервые с ним встретился, это первое моё было, это фильм Мельникова «Старший сын» и я вот тогда в него влюбился, насколько можно было, значит, влюбиться в артиста.

В начале карьеры Караченцов сыграл в экранизации пьесы Вампилова «Старший сын». Он был в черных списках, наряду в Роланом Быковым и Инной Чуриковой, его запрещали снимать в кино. Сыграть в «Старшем сыне» ему помогло заступничество Евгения Леонова.

Поргина: Был приказ не снимать Костю Райкина, с его мордой лица, Караченцова, с его мордой лица, и как раз Евгений Павлович решил сыграть, значит «Старшего сына» эту роль, и когда он сказал, что я бы хотел, чтоб, мне кажется, что вот может сыграть очень хорошо Коля Караченцов И это фильм был для Коли, мы как раз поженились, на этом фильме, у нас была свадьба, наконец-то я дождалась.

Фурманов: 1 августа 1975 года состоялось бракосочетание Поргиной Людмилы Андреевны и Николая Петровича Караченцова, он был в это время утверждён на фильм «Старший сын». А 22 октября 1975 года мой очередной день рождения и Евгений Павлович Леонов спросил разрешения прийти с молодым актёром: «Рудик, ты его ещё не знаешь, он только начинает сниматься в кино, но уже он очень интересен на сцене Ленкома, он сейчас начинает играть «Тиля». Все обратили внимание на необычные проявления этого человека, его темперамент.
«Старший сын» принес артисту известность. Предложения посыпались. Работал он на износ, не жалея себя и реально рискуя. Его след остался и в музыке. Первым ему предложил спеть Геннадий Гладков. В спектакле «Тиль», в фильме «Собака на сене». Было принято, что в кино поют профессионалы, а актеры под фонограмму лишь имитируют пение.
Трофимов Я пришёл тогда, когда Рыбников написал оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» как педагог вокала. Может кто-то сказать: «А ну нет будет голоса и не будет никогда, ладно» я вот там говорю, с этим нет, Коля он очень упорный.

Поргина: Там высокая очень нота и уже в этот момент Коля как бы бросает микрофон, вот тут вытягивал эту ноту Сашка Садо. А так Коля всё время пел сам, он каждый день, утро делал Стрельников гимнастику для горла, чтобы освободить связки, и конечно он берёг, берёг своё горло конечно, но вообще у него такая, такая сила была физическая и энергетическая, что он же сколько концертов давал там, даже по Австралии месяц путешествовал и в каждом городе орал, пел.

Захаров предложил Николаю роль в спектакле «Юнона и Авось», предполагая, что артист должен уметь петь. Николай не обладал нужными данными, но устраивал режиссера по другим параметрам. Актер стал брать уроки. Немало пришлось пережить и режиссеру, и композитору, прежде чем актер смог спеть «Я тебя никогда не забуду»…

Поргина базовое Кончается репетиция и Марк подходит и говорит: «Коль, я уже понимаю тут спектакль выстраивается, а вы-то чего? Всё никак это…» А он говорит: «Ну, Марк Анатольевич, ребёнок-то девять месяцев рождается, щас, немножко, скоро рожу, подождите секундочку».

  Трофимов Я запомнил фразу Караченцова: «Я угадал себя». Он даже немножечко опередил время. Такая инициативность, она потом появилась  в людях уже позже вот, уже после падения коммунизма.
Золотовицкий: Сейчас же по-другому относятся к этой драматургии, уже немножко она такое близкое ретро, а тогда это было так свежо, так, казалось, что это про нас, про молодых, про любовь, про бесшабашность такую, они так чувствовали время, очень это поколение Коли они  очень чувствовали время
Певцов: Я больше этот спектакль увидел, когда я внутри матросом начал бегать. Вот тогда я его увидел и, и увидел, вернее даже… щас, я даже не увидел, это какое-то слово другое… Понял, что значит Караченцов в этом спектакле. Вот тогда я понял, что эта фигура, во-первых, не вынимаемая из спектакля, и тогда понял, что если бы не было Караченцова тогда у Марк Анатольевича, не известно получилось бы вот такое чудо как «Юнона и Авось». И для меня это, и я до сих пор в этом уверен и считаю, что Караченцов это такой же творец, создатель спектакля как Шейнц, как Захаров, как Васильев, как Вознесенский, как Рыбников.
Мать Коли - хореограф - ставила спектакли: и в Большом театре, и по всему миру.
Морозов Ну вот Коля появился тогда, он, собственно, отличался он, наверное, такой своей подвижностью и активностью, вот это как раз за ним, наверное, с самого начала наблюдалось. Он был всегда такой улыбчивый, и подвижный, и активный, немножко хулиганистый, ну в общем, как все в этот период восьмом классе. маму конечно он обожал, мама для него была авторитет, друг, товарищ, в общем, всё. Поэтому он конечно её очень слушался и вообще для него она была и первый критик, когда он был в театре и всегда она присутствовала на просмотрах.
Когда ее сын захотел связать себя с балетом, она воспротивилась
Морозов он всё время был в таком движении. по разговорам он очень хотел быть танцовщиком да, или танцевать в Большом театре и очень любил балет.
Она знала, как складываются судьбы, и сказала: "Это не для мальчиков". У мужчины в 40 лет - расцвет, а тут - пенсия. А травмы? Николай был благодарен маме, что отговорила его от балета.
Поргина: Он же в интернате жил, мама работала за границей, а папа, у него другая была семья, он жил в комнате, где 17 коек, он был очень скромен вообще в каких-то вещах, в вопросах еды, в вопросах одежды.

Морозов Потому что Коля появился вообще в школе у нас, приблизительно в 8 классе, связано это было с тем, что его мама уехала в очередную командировку, если мне память не изменяет, во Вьетнам

Cын Андрей: он уже чувствовал себя ну, может быть где-то в каком-то одиночестве, потому, что его мама, она вынуждена была всё время, находиться в командировках зарубежных, то в Монголии, то во Вьетнаме, где-то ещё по поручению, правительства Советского. И, были сложные отношения между Петром Яковлевичем и Ниной Евгеньевной. Пётр Яковлевич очень талантливый человек, папин папа, замечательный художник, мне всё время дарил разные зарисовки, пейзажи, именно с птичками, с оленями. И я думаю, что как-то кончено всё это передалось папе генетически,  таланты пи от папы, и от мамы, но это наверно всё находилось бы в сонном состоянии, и так бы не смогло о себе заявить, проявить себя, если не вот эта вот сложная его жизнь, сложное детство, когда он понимал, что он сам должен себе прокладывать  дорогу, своим лбом, идти вперёд, не смотря ни на какие сложность. И я думаю, вот именно, вот такая сложная жизнь она сделала, детство, вернее, оно сделало из него человека.

Отец Николая Петр Яковлевич работал в журнале «Огонёк» художником. Родители разошлись еще до рождения сына. Мама была довольно жестким человеком, но они были близкими друзьями. Может, поэтому, и семья самого артиста получилась такой большой и шумной?


Поргина: Знаете, в наш дом с Колей приходили по 40 человек гостей, им тепло было в нашем доме, не только от того, что мы творческие, что были капустники, были, делали рождественские концерты, спектакли, а просто оттого, что здесь радость существует.

Поезд Караченцова мчался на всех парах. Остановка была мгновенной и неожиданной. 27 февраля 2005 года. Накануне роковой аварии случилось несколько плохих предзнаменований.

Поргина Его предупреждали, за, до аварии, многие люди приходили, говорили: «Вы белый человек, вам нужно на вашу звезду села чёрная звезда, это очень опасно, берегите себя, это всё связано с машиной. Не садитесь в машину». Ну как Коля? Ну раз не сел в машину, два не сел в машину, а потом же в третий раз всё равно надо куда-то ехать. Всё расписание, всё расписано по минутам, вся жизнь.
Поргина: Накануне упали две иконы. На стене у нас в спальне висят иконы. И они развалились на две части – вот это был очень плохой предвестник. А накануне своего 60-летия Коля сказал: «Что-то стало очень скучно в театре мне жить».
В тот вечер умерла мать Людмилы. Караченцов понесся через всю Москву, чтобы быть рядом с женой. Николай вёл машину, не пристегнувшись. Машина врезалась в столб. Актёр получил черепно-мозговую травму, сломал три ребра. Искорёженный автомобиль заметила бригада скорой помощи - случайная машина возвращалась в больницу. Караченцову была сделана трепанация черепа. Как только позволило состояние, его перевезли в Институт Склифосовского.
Невестка Ира: Это произошло ночью, в 2 часа ночи, мы уже легли спать, я была беременная, вот нашей дочкой Яночкой. Николай Петровича скорая помощь отвезла в 31 больницу, где я на тот момент работала. Ну я была беременная, но я находилась там в ординатуре. И я позвонила ночью хирургу с которым у меня были дружеские отношения. Он выехал туда и позвонил мне уже из больницы, и говорит: «Ира, состояние очень тяжёлое, критическое, он без сознания.» Но всё-таки выстоял, выжил. Вытащили врачи, плюс мы, наверно нашими молитвами, и плюс наверно народная любовь.
Морозов: он любил жену, не хотел её оставить одну в этот трудный момент, собственно, он помчался. Ну вот так вот получилось, что февраль, такая дорога.
Сурикова: я принимала душ в 9 утра, звонок, думаю кто звонит в такое время, звонил Виталик Мели-Карамов, он заканчивал книгу про Николая Петровича, мы дружили и он знал, что я с Николем  Петровичем в дружеских хороших замечательных отношениях и он мне позвонил, сказал: «Караченцов разбился». Я спросила: «Он живой?» и так же сказал: «Живой», поставил такое многоточие, к после которого трудно понять завтра что будет с человеком.
26 дней Караченцов пролежал в коме. Людмила была рядом: она разговаривала с мужем, читала ему Пастернака и старалась быть красивой. Никому не позволяла плакать у постели больного.

Сурикова: Я вспоминаю, как она потом рассказывала, говорит: «Он мне помог. Я приехала, я взяла за руку Колю и сказала: «Коля, если ты меня слышишь, сожми мою руку» и он сжал руку и, наверное, с этого момента вот это началось его воскрешение

Поргина он вернулся, просто вернулся на эту землю вновь, и заново его рождение, понимаете. И нам удалось с этим заново рождённым прожить ещё 14 счастливых лет, где и побороться, и пострадать, и главное, полюбить опять снова жизнь и друг друга и своих друзей. «Возьми у меня всё, что хочешь: кровь, сердце, только живи, только вернись, ты нужен здесь на этой земле. Пожалуйста, вернись». И Коля сказал, что он слышал каждое моё слово. А когда очнулся, он ещё не разговаривал, только одна рука у него работала, он показал мол, и написал, когда я пришла: «Нам надо срочно венчаться». Он понял, что если он со мной повенчается, то я нигде не потеряюсь в этом мире огромном и что обязательно он меня встретит.

Венчание состоялось в день 30-летия их свадьбы. Еще не все тяжелые операции были завершены, и Николай Петрович едва держался на ногах, но от коляски он категорически отказался. Скопление людей было таким огромным, что это дало новый повод для сплетен.

Поргина: И мне столько приходилось с этим бороться, выслушивать, что я идиотка, я дура, кретинка, секс символа таскаю больным. Мне плевать на это, мой караван идёт, я знаю свою задачу. Если отвечать каждому, что пишут про нас там, в интернете, меня это вообще не волновало никогда. У меня была одна задача, продлить Коле жизнь

Сурикова: И когда с Колей вот это случилось, и когда некоторые, некоторые журналисты говорили: «Ну зачем же Люда выводит его туда-сюда, всё». Дело в том, что Коле это нужно было, ему нужно было выйти на сцену на свой юбилей, услышать аплодисменты, прийти на фестиваль, прийти на просмотр картины, ему нужна была живая жизнь, которую он подпитывался, и может благодаря этому прожил 13 лет, а не один день.
Катастрофа разделила жизнь на «до» и «после». Когда речь заходит о второй половине - трудно понять, идет речь о Людмиле Поргиной или о жизни Караченцова в целом? Да обо всем - без одной не было бы другого. Когда на Людмилу сыпались обвинения: «Зачем вы больного таскаете по светским мероприятиям?» - отвечала: «Как можно закрыть его в четырёх стенах?! Как можно отобрать у Коли жизнь?»
Невестка Ира: Пишут, обсуждают, что вот, Людмила Андреевна пиарилась, там у неё звёздный час, и вот только когда её муж стал инвалидом, она стала везде его водить, показывать, до этого её никто знать не знал, и вот теперь вот её узнали. И очень все это смаковали. Дай Бог, чтобы им никогда не пришлось столкнуться с подобной ситуацией. Чем угодно могу поклясться, что он постоянно просил: «Когда мы пойдём в театр? Когда мы пойдём в цирк?»

Фурманов: Многие осуждали и осуждают Людмилу Андреевну Поргину, что она таскает Караченцова больного по спектаклям, по театрам, я этим людям хочу объяснить, вы ошибаетесь, потому что я видел, как все 14 лет она посвятила свою жизнь для того, чтобы Коля существовал и жил, чтобы, став в таком состоянии, он получал бы удовольствие от жизни.

Жизнь Караченцова оказалась на волоске. Но и после аварии он пытался выйти на сцену.  В мае 2007-го Караченцов смог подняться на сцену гала-концерта «Звёзды сошли с небес». Николай Петрович даже сыграл в фильме «Белые росы. Возвращение». Поскольку речь была затруднена, его эпизодическая роль была выстроена без текста. На вопрос «Есть что-то, ради чего вы могли бы оставить профессию?» - он отвечал «Смерть». И добавлял: «Я этим живу, ничего другого не умею, не знаю и не хочу!» Но с некоторых пор он отказывался от всех предложений.

Поргина: Коля сказал одну вещь, что «на сцене надо работать, когда ты здоров, когда ты инвалид, все будут смотреть на меня, на инвалида, а не на тот образ, который я играю. Я не хочу разочаровывать, пускай меня помнят тем, каким я был.»

Еще до аварии Людмиле хотелось вернуться во МХАТ! Но ее муж возражал: «Нельзя предавать своего мастера, от Марка уходить». Марк Захаров, несмотря на тяжесть ситуации, попросил Людмилу театр не бросать. И вот однажды за кулисами она узнала, что ее Колясика решили заменить…
 
Поргина: Я читаю, что завтра прогон «Юноны». У меня было такое ощущение, что вот меня, меня как бы не, не, меня не важно вот, что меня, но как будто его убили в этот момент Колю, убили, предали. Я доигрываю сцену и говорю: «Расстегните корсет, всё я ухожу, я не буду играть» они все кричат мне: «Вы актриса, вы должны там то-то, то-то». Я говорю: «Нет, я, я ничего не должна, я сначала жена, мать, актриса – это я моя профессия, я не буду играть в этом театре, которые предают актёра, который ещё не умер, дайте ему умереть и тогда пожалуйста, вводите».

Фурманов: Это не только спектакль Марка Захарова, но и Николая Петровича. Если Марк Анатольевич позволил в программе и в афише указать «режиссёр спектакля Караченцов», значит - он это понимает.

Певцов: Когда это происходило, я по гордыне своей и по прирождённой наглости больше радовался, чем думал об ответственности. Месяц шла подготовка, технически всё было просто, но я готовил себя к тому, что я выйду на сцену, и будет свист, будут крики, чё-то полетит на сцену, я вот себя к этому готовил. Потому, что я прекрасно понимаю этих людей, для которых Караченцов и «Юнона и Авось» это одно, и какое-то… сколько он, он играл огромные, с 81-го года, вот посчитайте до пятого, видеть другого исполнителя это просто невозможно, и многие это очевидно воспринимали как предательство. Перед «Юноной» я волнуюсь, это единственный спектакль, где я молюсь всегда и прошу господа помочь мне ничего не испортить в этом спектакле.  Вот эта моя единственная просьба и действительно я испытываю такой трепет. После Петровича очень трудно. Это невозможно. Мало вообще удивления было, ведь это шестьдесят два ему было, когда это случилось, по-моему, и он играл этот спектакль. Я потом и понял, что это ни фига не легко, это реально не легко, а я то помоложе ввелся, чем он был, ну, конечно монстра вот этой концентрации и включения, и физического какого-то, физической отдачи, это пойди там попробуй побегай. 

Сентябрь 2017 года. У Караченцова диагностируют неоперабельную опухоль в лёгком. Борьба продолжилась. В начале октября 2018 его госпитализируют в онкологическую больницу. Он все понимает, но ни на что не жалуется и ни о чем не сожалеет.

Поргина: Я ему сказала откровенно: «Коля, ты знаешь, у нас осталось очень мало времени, и мы как православные люди будем тебя щас соборовать, будем причащать, исповедовать и читать молитву об уходе души. Ты согласен?», он сказал: «Я всё знаю, я согласен. Я не боюсь».

Невестка Ира: И вот онкология случилась тоже как гром среди ясного неба, как сказал мой муж Андрей, что наверно это был такой знак, что пора уходить.

Внучка Янина: Очень много видео в Инстаграме, что Людмила Поргина кричит: «Ура» на поминках Николая Караченцова», но она очень много раз говорила, что она не хочет с ним никогда прощаться.
Внук Петр Когда дедушка погиб, всем было тяжело, она очень достойно с этим справлялась.

Скончался Петрович 26 октября 2018 года. Прощание состоялось 29 октября в театре «Ленком». Караченцов многое успел. После аварии к его таланту прибавилась необыкновенная сила духа. А может, она жила в артисте, ожидая того часа, когда можно будет вырваться наружу… Когда Николай Петрович умер, его любимый лабрадор выл трое суток.
Невестка Ира: Спрашиваю: «Николай Петрович, как вам Оленька?» А у него такие уже очень ослабленные руки были, с трудом он двигался, но он так вот показал, вот. И у него был такой взгляд, как у святого какого-то, вот какой-то очень глубокий взгляд.

Внук Петр Ну, я, я этого ожидал, потому что я за день, нет, я бы даже сказал за восемь часов был вечером в больнице, и ну то уже было не общение, я попрощался с ним, вот. И это было понятно, что там ну день, два, может быть по состоянию.
Внучка Янина: Это было прям перед смертью, он не мог ни улыбаться, ничего и все боялись, что вот я приду, почему-то все называют меня «любимой его внучкой». Я даже особо не поняла, очень сильно много плакала.
Невестка Ира: Когда мы вышли на улицу, это была уже ночь, и пошёл первый снег, наступила зима, было такое впечатление, что всё вот, всё хорошее, что было в моей жизни, оно куда-то ушло. И он умер 26 в 9 утра за день до своего дня рождения. Отпевал Николая Петровича патриарх Кирилл, и он сказал на отпевании, что очень важен был путь до, но ещё важнее путь после.
Со дня ухода Николая Петровича прошел без малого год. Его жена по-прежнему говорит о нем, как о живом. Слова «вдова» она не признает категорически. Ее любимый Колясик живет в сыне, во внуках. А для нас, миллионов зрителей, он навсегда остался любимым героем самых интересных отечественных боевиков и знаменитых рок-опер.

2019