Ю. Быков Сторож

Дмитрий Литвинцев
«Сторож» Ю. Быков

У нас крайне мало режиссеров, которые пытаются снимать о стране и наших людях честно. Жестко, но без истерик, пафоса и нравоучений. Без вот этого вот скрытого мессажа: «Боже, как меня угораздило тут родиться».
Юра в этом плане молодец, снимает  жестоко, иной раз утрируя, где-то цинично и даже слишком, но при этом от его картин отнюдь не веет русофобией и ненавистью к стране. Быков просто делится своей болью, которая дессно его
боль. Он тут живет и по нему эта жизнь проходит своими кривыми колесам, так же как по каждому из нас, оставляя уродливые следы на душе. А не так, как некоторые живя в парижах и ниццах снимают о страшной безумной «рашке». Которую они до конца не поняли, а может и не знали (это камень в звягинцевский огород)
Нет, Юра, абсолютно свой парень, что видит, то поёт.
Я не буду подробно останавливаться на проблематике этой его картины в контексте социума, она со времен «Дурака» и «Завода» не поменялась. А о них я писал ранее, повторяться не буду.
Постараюсь описать, что нового я увидел в этой его работе.
Вы знаете, мне кажется, Быков немного вырос и фокус его взгляда, как художника живописующего остро-социально (такой вариант подросткового максимализма)  наконец-то сместился с бичевания многочисленных язв нашего общества на внутренний мир персонажей, наших с вами соотечественников. На их, то бишь, наши переживания и поступки. На всё ту же проклятую проблему выбора и его последствий. Их принятия или непринятия. Такой, легкой достоевщинкой потянуло. Нет, конечно, сам контекст картины вопиёт о них, о социальных язвах. Но крупным планом показан человек. В первую очередь ГГ, которого играет сам Юрий. Но и другие персонажи хорошо, ёмко прописаны.
Знаете, я с одной стороны, против когда режиссер замыкает на себе еще и главную роль (есть у нас один такой любитель, барин от синематографа), думается, всё же, каждый должен заниматься своим делом, но не в этом конкретном случае. Почему.
1. Быков действительно неплохой, хотя и не сказать, чтоб выпукло фактурный драматический актер.
2. Никто лучше тебя самого твой замысел не реализует.
3. Когда  играешь себя, то как бы и не играешь. Нет, я не хочу сказать, что Быков в чем-то повторяет судьбу или даже характер своего лирического героя. Но что-то говорит мне, в других обстоятельствах его взгляды и мировоззрение могли бы быть именно такими, да отчасти они и так его собственные. Это по диалогам понятно. Именно поэтому мы наблюдаем такое удивительное соответствие фона на котором развивается персонаж тому, как ведет и что говорит ГГ. Режиссер прекрасно вписал себя, как актера в контекст произведения.
К слову, не быковым единым в плане актерской игры жив фильм, остальные персонажи, особенно хм... «пациенты» санатория, т.е те, кому досталось вдоволь экранного времени также выписаны старательно, чувствуется хорошо поданная динамика развития их персонажей по ходу пьесы. Кстати, по поводу пьесы -  это не шутка, композиция фильма дессно напоминает классическую пьесу, какого-нить Островского. Хотя, по стилю скорее ближе к Т. Уильямсу. Женский образ чем напоминает таковую из «Кошки на раскалённой крыше»
В плане композиционных находок, также хороша вот эта тема, которой злоупотребил М.Ф. в «Бесах», когда поначалу вроде как ничего не происходит. Крупные планы, какие-то бессмысленные (с точки зрения сюжета) телодвижения ГГ, а потом вдруг бах и резко понеслась, такой ход здорово «разгоняет» сюжет, по контрасту добавляя динамики к в общем-то объективно не торопливой картине.
Как всегда у Быкова не обошлось без «символизмов», которые, безусловно, смогут доставить внимательному зрителю. Одну аллюзию я подскажу - сцена где ГГ пошел вешаться на том же суку, на котором вздрернули его пса. Остальные ищите сами :).
Ну и под занавес, Быков не был бы Быковым если бы не оставил открытым финал. Абсолютно, на первый взгляд не логичный, но это в его духе, ставить многоточие в конце картины.
У всех свои слабости :), автор надеется ну и мы, наверное, тоже.
В конце концов, надежда - последняя женщина, которая остается с тобой, после того, как все её товарки тебя слили.
Приятного и вдумчивого просмотра вам, сограждане, Удовольствие получат не многие, но возможно, кто-то лишний раз подумает.