Сказка старой хлебницы

Александр Макаров-Век
 

     Одноактная пьеса. 
      (От 2,  до 5 лет.).


Действующие лица:
Сухарь.
Хлеб.
Пряник.
Булка.
Калач.
Ватрушка.
Мальчик Петя.
Мама.
Доктор.



На сцене хлебница. Но хлебница эта необычная. Когда открывается дверка, она превращается в сцену. Поворачиваем  боком и хлебница превращается в  трактор... С другого бока, стоит к ней прикрепить крылья,  и хлебница превращается в мельницу. Переворачиваем задней стенкой -  и перед нами дом, завод, поле…Поворачиваем другим боком, прикрепляем сверху мигалку –  и перед нами машина скорой помощи…





1

На сцене расписная хлебница. Вдруг она начинает качаться и из под хлебницы вылезает старый  сухарь в очках.
СУХАРЬ
Здравствуйте, дорогие мои мальчики и девочки! Удивляетесь, что я вылез из под этого шкафа? А ни чего удивительного здесь нет!
Да это и не шкаф вовсе. Это – старая деревянная Хлебница…. Да, да, обычная хлебница!  А  я – старый сухарь…. Когда-то эта чудесная хлебница была моим любимым домом! Я жил в ней вместе с калачами, булками, пряниками, ватрушками…. Но, однажды…. Один маленький мальчик, которого зовут Петя, за обедом не доел отрезанный кусок хлеб! А оставшийся  кусочек, что бы ни увидела мама,  спрятал под хлебницу! И с той поры я живу здесь, под хлебницей! Я весь высох от горя! А когда-то я был ароматным и вкусным… Я был необыкновенным хлебом! Ни верите?  Вы просто еще не слышали сказку старой хлебницы…
Слышатся крики мальчика Пети:
ПЕТЯ
Не буду! Не хочу!
СУХАРЬ
Слышите, это мальчик Петя! Вечно спорит с мамой! Лучше я спрячусь…. А то знаете он какой!…
Сухарь прячется за хлебницу. Опять выглядывает и говорит тихо.
СУХАРЬ
Хорошо, что среди вас нет таких мальчиков и девочек!
Сухарь прячется.
2
 Хлебница переворачивается задней стенкой и превращается в дом. Появляется мальчик и его мама.
ПЕТЯ
Не хочу! Не буду, есть кашу! Не буду,  есть хлеб!  В каше мало
сахара! А хлеб не вкусный! Лучше дай мне пряник! Я хочу
есть только сладкое!
МАМА
Петенька, от сладкого заболят зубы!
ПЕТЯ
Тогда дай мне… калач с маком!
МАМА
Калачи едят с молоком, а с кашей нужно есть хлеб!
ПЕТЯ
А я не хочу есть этот противный хлеб! Лучше бы его не было
совсем, а были одни ватрушки, булки, пряники и калачи!
Хочу пряники и калачи!
МАМА
Хорошо, с этого дня я буду кормить тебя только пряниками и
калачами!
ПЕТЯ
Ура! Я - буду есть одни пряники!
МАМА
Посмотрим, долго ли ты выдержишь без каши и хлеба!
ПЕТЯ
Быстрей, идем есть пряники!
МАМА
Идем! Идем…
Мама и Петя уходят.
3
Появляется сухарь.
СУХАРЬ
Бедный Петя! Разве можно есть одни сахарные пряники!
Бедная мама, намучается она с таким сыном….
Слышится голос Пети.
ПЕТЯ
Ой! Ой! Болит! Болит!
Сухарь вновь прячется. Появляется Петя и мама. Петя держится за живот, зубы у него перевязаны.
ПЕТЯ
Живот болит! Зубы болят!
Звучит сирена, мигает сигнал. Хлебница поворачивается боком и превращается в машину скорой помощи. Появляется доктор.
ДОКТОР
Кто вызывал доктора? У кого что болит?
МАМА
У Пети болят зубы! У Пети болит животик!
ДОКТОР
А что Петя сегодня ел?
МАМА
Пряники и калачи…
ДОКТОР
Пряники, да калачи до добра не доводят!
Придется ехать в больницу, будем лечить мальчика! 
ПЕТЯ
Не хочу в больницу! Не хочу лечиться…
Мама и Петя и доктор садятся в машину, машина уезжает. Хлебница поворачивается.
4
Появляется сухарь.
СУХАРЬ
Вот что бывает с теми, кто не слушается маму! Есть среди вас такие мальчики и девочки? Хорошо, что нет!
Из хлебницы доносятся голоса:
Это я - самая сладкая!
Нет,  я – самая ароматная!
А я, я, я – облит сахаром!…
СУХАРЬ
Слышите, опять что-то случилось! Поскорей спрячусь!
Сухарь уходит. Широко распахивается хлебница,  и на сцену вываливаются: пряник  и булка с изюмом.
БУЛКА
А я, я!… Я булка с изюмом!  Смотри,  сколько во мне сладкого изюма! Меня всех больше любят ребята!
ПРЯНИК
Подумаешь, с изюмом! Выковырял изюм,  и нет изюма!
И будешь ты как сыр, в дырках! Кому нужна дырявая булка?
Ха, ха-ха!
БУЛКА
А ты, ты…
ПРЯНИК
А я – пряник! Облит сахаром, расписан узорами….
Хлебница вновь открывает дверку и  появляется калач.
БУЛКА
А… А… А это кто еще?..
КАЛАЧ
А я – калач, круглый как мяч!
БУЛКА
Пустой внутри…. Откусишь - и плачь!
КАЛАЧ
Я с маком…. А посередине у меня…
ПРЯНИК
Дырка! Есть не чего! Обман с дыркой!
КАЛАЧ
И вовсе я не обман! Меня ребята очень любят!
Вновь открывается дверка и  появляется ватрушка.
ПРЯНИК
А это еще кто?
ВАТРУШКА
А я -  ватрушка, творожная подружка!
БУЛКА
Ватрушка, – мятая подушка!… А внутри - лягушка!
ВАТРУШКА
Кто так обзывается, тот сам в лягушку превращается!
Из хлебница появляется хлеб.
ХЛЕБ
Здравствуйте…
ПРЯНИК
Здрасте… А это кто? 
БУЛКА
Плоский, как кирпич!…
КАЛАЧ
Ты кто?
ХЛЕБ
А я….  Я – хлеб.
ПРЯНИК
Ха-ха-ха! Хлеб! Ни узора на нем, ни сахара!
БУЛКА
Даже изюма нет!
КАЛАЧ
Даже дырки!
ВАТРУШКА
И сладкого творога нет…
ХЛЕБ
А мне ни к чему украшения. Я и без них хорош…. Ни даром говорится: Без хлеба нет обеда…. Хлеб всему голова….
ПРЯНИК
Подумаешь, пословицы! Кто же их не знает…
КАЛАЧ
Я знаю - Красна изба не углами, а калачами…
БУЛКА
Красна изба не закоулками, а булками!
ПРЯНИК
Красна изба не вениками, а  пряниками!
ВАТРУШКА
Красна изба не старушками, а ватрушками!
ХЛЕБ
Красна изба хлебом! Потому что и булка, и ватрушка, и калач, и пряник – всё это хлебные продукты! Мы одна семья!
ПРЯНИК
Врешь!
БУЛКА
Врешь!
КАЛАЧ
Врешь!
ВАТРУШКА
Врешь!
ПРЯНИК
Чем докажешь?
ХЛЕБ
Все мы сделаны их муки, а мука из зерна…
БУЛКА
Я не на один изюм не верю!
ВАТРУШКА
А я не знаю – верю я или не верю…
ХЛЕБ
А что бы все узнать, нужно отправиться в познавательное путешествие!
ПРЯНИК
Путешествовать мы согласны!
Все хором: Согласны!
ПРЯНИК
Становись за мной!
Все становятся, маршируют и поют песню:
Что бы узнать из чего и откуда –
Хлеб появился на свете, как чудо,
Нужно отправиться в дальний поход:
В поле,
на мельницу
и на завод…
Что бы увидеть,  как рожь колоситься,
В поле пойдем, и не будем лениться…
Сами увидим, как пашут и сеют...
Как колоски на полях зеленеют!
Сами увидим, как косят и жнут,
И как зерно на машинах везут…

5

Поле. Хлебница поворачивается и превращается в трактор.
ТРАКТОР
Трак-так-так-так! Трак-так-так-так!…
ПРЯНИК
Ни чего не слышно!
БУЛКА
Ни чего не видно!
КАЛАЧ
Пахнет бензином!
ВАТРУШКА
И дымом!
ХЛЕБ
Извините, нас! Мы хотим узнать,  как хлеб делают?
ТРАКТОР
Трак-так-так…. Не когда мне с вами беседовать! Мне надо поле пахать!
ПРЯНИК
А зачем вы поле пашите?
ТРАКТОР
Трак-так-так…. Распашу поле. Посею пшеницу. Вырастет пшеница…  На колосках появятся зерна. Осенью  комбайн соберет зерна…  Вы у комбайна спросите! Может он знает – как хлеб делают!
ХЛЕБ
Как это мы сразу не догадались у комбайна спросить! Он урожай собирает с полей, он все знает!

6

Хлебница поворачивается другим боком и превращается в комбайн.
КОМБАЙН
Я все слышал…. Только я не знаю как хлеб делают! Вы у грузовика спросите! Я в его широкий кузов зерна пересыпаю…. А куда он их везет – не знаю.
ВАТРУШКА
Надо у грузовика спросить, у него колеса круглые как ватрушки!
КАЛАЧ
Как калачи!

7
Хлебница поворачивается и превращается в грузовик.
ГРУЗОВИК
Тух-тух-тух! Кого  перевезти?
ПРЯНИК
Не надо нас ни куда везти. Не знаете ли Вы,  как и из чего хлеб делают?
ГРУЗОВИК
Тух-тух-тух! Я только зерно на мельницу вожу! Вы у мельницы спросите, она живет уже тысячу лет! Она все знает!
БУЛКА
Я вспомнила, я была на мельнице!
ПРЯНИК
Когда?
БУЛКА
Когда я была мукой!
КАЛАЧ
Ты была мукой?
БУЛКА
Пшеничной мукой первого сорта!
ПРЯНИК
Пахнешь то, ты вторым сортом!
БУЛКА
Булки делают из муки первого  сорта! А пряники из второго! Вот так…
ПРЯНИК
Врешь! ( Обращается к хлебу.) Веди нас на мельницу!
КАЛАЧ
Я вижу мельницу!
ВАТРУШКА
Где ты ее видишь?
КАЛАЧ
Вон она, крыльями машет!
ПРЯНИК
Идемте быстрей, пока она не улетела!
ГРУЗОВИК
Тух-тух-тух… Мельницы не летают! Крылья у них холщовые, на деревянном колесе…  На ветряном ходу!
ХЛЕБ
До свидание, дядя грузовик! Спасибо Вам за совет!
ГРУЗОВИК
Счастливого пути!

Герои выстраиваются в шеренгу, маршируют и поют:
Что бы узнать из чего и откуда –
Хлеб появился на свете, как чудо,
Нужно отправиться в дальний поход:
В поле,
на мельницу
и на завод…
Чтобы увидеть, как мелют муку
К мельнице нужно прийти поутру…
Мельница крыльями машет, как птица,
Чтобы муке из зерна получиться….

8

Хлебница поворачивается и превращается в мельницу.
МЕЛЬНИЦА
Ух-ох-ух-ох…
ПРЯНИК
Ого,  какая!…
КАЛАЧ
Крутиться как калач!
ВАТРУШКА
Круглая,  как ватрушка!
БУЛКА
Огромная…. Как сдобная булка!
ХЛЕБ
Здравствуйте, тетенька Мельница!
МЕЛЬНИЦА
Здравствуйте! Здравствуйте! За чем пожаловали?
ХЛЕБ
Мы хотим узнать, из чего делают хлеб?
МЕЛЬНИЦА
Сначала отгадайте мою загадку! С крыльями, а не птица!
Машет, а не летит….
ПРЯНИК
Я знаю! Это сломанный самолет!
КАЛАЧ
Нет, это сломанная ракета!
БУЛКА
Нет,  это бумажный змей!
ВАТРУШКА
А я не знаю, знаю я или нет…
ХЛЕБ
Это… мельница!
МЕЛЬНИЦА
Молодец! Правильно отгадал! Теперь я расскажу вам,
из чего делают хлеб! Вы уже были в поле?
ПРЯНИК
Были, ни чего интересного…
КАЛАЧ
Трактор землю пашет…
БУЛКА
Я вся дымом пропахла…
ВАТРУШКА
А я – бензином…
МЕЛЬНИЦА
Трактор пашет землю, сеет зерно…
ПРЯНИК
Эту сказку мы слышали!
МЕЛЬНИЦА
Это не сказка! Это обыкновенное чудо! Когда зерно вырастет, его привозят на мельницу…. А я из зерна делаю муку…
ВАТРУШКА
А как Вы ее делаете?
МЕЛЬНИЦА
У меня внутри есть два огромных круглых, как ватрушки,  камня! Называются они – жернова! На один камень зерно сыплют, а другой камень сверху крутиться, и давит зерно. И из зерна получается мука!
БУЛКА
А как из муки получаются булки с изюмом?
МЕЛЬНИЦА
Что бы узнать, как из муки получаются булки с изюмом, вам нужно идти на хлебозавод!

9
Из-за мельницы неожиданно выходит кошка.
КОШКА
Мяу, мяу!
ВАТРУШКА
Ой, смотрите, кошка! Она может съесть мой молочный творог!
КОШКА
Мне и на мельнице еды хватает!
ПРЯНИК
А что кошка ест на мельнице?
КОШКА
Что? Что? Будто сами не знаете!
Из за мельница слышится шорох и писк мышей.
КОШКА
Мяу! Ну, погодите! Я вас всех поймаю!
Кошка убегает за мельницу. Появляются мыши.
МЫШИ (Мыши пляшут: А мы просо сеяли, сеяли…И поют)
А мы мыши серые, серые…
А мы мыши смелые, смелые…
Ни кого не слушаем,  слушаем…
Все зерно мы скушаем, скушаем…
Выскакивает кошка.
КОШКА
Мяу!
Мыши бегут.
МЫШИ
Спасайся!
Мыши и кошка убегают за мельницу. Кошка появляется из-за мельницы и облизывается.
КОШКА
Мяу! Вот так я зерно охраняю! Мышей ловлю!
ХЛЕБ
Солнышко садится! Скоро рабочий день кончиться… Пора нам на завод! 
МЕЛЬНИЦА
Счастливого пути!
ХЛЕБ
Спасибо тетя Мельница за рассказ!
Герои становятся в одну шеренгу,  маршируют и поют:
Что бы узнать из чего и откуда –
Хлеб появился на свете, как чудо,
Нужно отправиться в дальний поход:
В поле,
на мельницу
и на завод…

10
Хлебница  поворачивается и превращается в завод. Герои продолжают петь.
А на заводе
без звука,
без муки,
Тесто замесят железные руки!
Форму поставят на жаркую печь,
Что бы изделия к сроку испечь!
ПРЯНИК
Какие такие изделия?
ХЛЕБ
Хлебобулочные! Потому что завод этот называется
- Хлебобулочный! А изделия, от слова «Делать»!
Значит - сделанные из хлеба!
ПРЯНИК
Здравствуйте, дяденька завод!
(Хлебница превращается в завод)
ЗАВОД
О-гу-гу-гу! Здравствуйте!
ВАТРУШКА
Вы нам не расскажите, как делают ватрушки?
БУЛКА
И булки!
КАЛАЧ
И калачи!
ПРЯНИК
И пряники!
ЗАВОД
О-гу-гу-гу! Сначала отгадайте загадку! Было это давным-давно… была такая страна – Греция. Жили в ней древние греки. И вот однажды они нашли в поле зерна, растолкли их, залили водой, положили тесто в глиняную чашку, а чашку поставили в печь… А, то что испеклось, назвали – горшок! Что испекли древние люди?
ПРЯНИК
Кашу!
БУЛКА
Кисель!
КАЛАЧ
Картошку!
ВАТРУШКА
Творог!
ХЛЕБ
Хлеб…
ЗАВОД
Угу-гу!.. Правильно! Они испекли обычный хлеб! Так древние люди называли хлеб – горшок!
ПРЯНИК
Мальчик Петя съел горшок! Ха-ха-ха!
ЗАВОД
Уже давно ни кто не выпекает хлеб в горшках, а выпекают на заводах, в огромных железных формах.  Сначала муку смешивают с водой и месят тесто! В тесто добавляют соль, сахар и масло и ставят тесто в горячую печь!
А из печи выходят булки, пряники, ватрушки, калачи и разный, разный хлеб!
ПРЯНИК
Значит мы все из печи?
КАЛАЧ
Из теста?
БУЛКА
Из муки?
ХЛЕБ
Значит мы все родственники, одна большая семья!
ЗАВОД
Все вы из моей печи, из теста, из муки, из пшеничных и ржаных зерен!..
Заговорился я с вами, а дети ждут моих вкусных изделий!
ВАТРУШКА
Я все поняла! Мы одна большая семья! Поэтому я хочу угостить всех творогом!
ПРЯНИК
А я – сахаром и орехами!
КАЛАЧ
А я – маком!
БУЛКА
А я – изюмом!
ХЛЕБ
А я душистым хлебом!
Все хором:
До скорой встречи!

11
Завод превращается в хлебницу.
Герои поют:
Что бы узнать из чего и откуда
Хлеб появился на свете, как чудо!
Мы отправлялись в дальний поход,
В поле,
 на мельницу
 и на завод…
Будем же хлеб наш беречь и любить,
Будем спасибо ему говорить!
Кланяются. И заходят в Хлебницу. Хлебница закрывается. Из под нее вылезает сухарь.

12
СУХАРЬ
Вот и кончилась сказка. Понравилась? То-то же…  Хотите,  что бы Хлебница рассказала вам еще сказку? Приходите  к нам в гости в следующий раз, и хлебница обязательно расскажет вам новую сказку!