Новый Герцль, исключительно для негров

Григорий Сухман
Как это частенько бывает, идею написать статью дала случайно услышанная по радио фраза. Сообщили, что "...пройдёт процедура поминовения на кладбище у Тель Авива известного сиониста, родившегося в Лодзи, Якова Файтеловича, чья деятельность была направлена на репатриацию эфиопских евреев в Израиль". Как говаривали древние римляне,"sapienti sat"- мыслящему достаточно. Ещё бы: где польские ашкеназы и где негры-евреи! Очень интересно...  Сразу скажу: речь пойдёт о человеке, чья жизнь была посвящена переводу евреев из Африки в уже ожидающий их (или делающий вид) Израиль. Нечто подобное Герцлю для негров, а кто такой был Теодор Герцль, провозвестник Израиля на 1-м сионистком конгрессе в Базеле, 1897, знают все. Тогда Барон Эдмонд де Ротшильд его не поддержал...

С исчезнувшими коленами связывали происхождение многих народов. Не буду сейчас касаться фантастических «теорий», давно отвергнутых наукой. Однако в современном мире есть этнические группы, родство которых (преемственная связь) с древнееврейским народом практически недоказуемо, но сами они в этом нисколько не сомневаются! Есть гипотезы, которые, при всей их сюрреалистичности, всерьез обсуждаются и в наши дни. Например, что афганские пуштуны - часть этих колен, и у них есть веские доказательства - высеченные на камне письмена на древнем иврите(!).Пока что Израиль воздерживается от их репатриации, будущее покажет...

Кто такие эфиопские евреи? Еще совсем недавно они проживали в основном в северной и северо-западной Эфиопии. Говорили в большинстве своем на разных диалектах соседних народов агау, а также тигре и тиграй; как правило, знают и официальный язык страны – амхарский. Антропологически они также не отличаются от других эфиопских народов. Но их самоназвание – бета Исраэль (дом Израиля, ивр.); народы, рядом с которыми они жили, называли их фалаша (пришельцы, на древнеэфиопском языке геэз).

Одна из легенд рассказывает, у царя Соломона и царицы Савской был сын, отец его выделял и собирался завещать ему царство, когда повзрослеет, но первосвященник и знать возмутились: у них были свои планы на трон... Пришли к компромиссу: принц покинет Израиль, но с ним  в царство Саба уедут и дети знатных сановников. Юноща прибыл в наследное царство матери и получил имя Менелик Первый (его мать похоронена в Иерусалиме, в северной части посёлка Шилоах, ныне населённого арабами)с большой свитой из знатных израильтян, часть которых осталась в стране Саба (она находилась на юге Аравийского п-ова); так образовалась там еврейская община, которая позднее переселилась в Эфиопию. Эта легенда всячески поддерживалась правящей династией властителей (императоров, негусов) Эфиопии, которая именовала себя Соломоновой династией (1270–1974).
Согласно одной из более-менее научных версий, этнически фалаша – это агау, которые заимствовали иудаизм от евреев из Аравии, возможно – из Египта, эпизодически появлявшихся в Северной Эфиопии и оседавших в здешних местах. Имеются и другие гипотезы, другие подходы к этой проблеме.

Одно из первых упоминаний об эфиопских евреях – у еврейского автора IX в. Элдада Гадани. Известный еврейский путешественник Вениамин из Туделы (XII в.) писал о «независимых евреях на укрепленных эфиопских землях». В XV – XVII вв. о евреях Абиссинии (Эфиопии) упоминали в связи с сообщениями о легендарном «царстве священника Иоанна» и исчезнувших десяти коленах. Как устное предание бета Исраэль(дом израилев), так и письменные источники показывают со всей очевидностью, что образующие компоненты религиозной системы общины развились не ранее 14–15 вв.

Все основные элементы религии бета Исраэль первоначально обусловлены влиянием христианских монахов — Аббы Сабры и Цагги Амлака. Некоторые исследователи считают, что этноним «фалаша» происходит от слова «фалашьян» — «монах» (на амхарском языке). Монашество (сохранялось у эфиопских евреев до 20 в.), законы чистоты, праздники, литературные труды и литургия — это лишь немногие элементы духовной жизни, которыми бета Исраэль обязана своим «культурным героям».

В Европе о фалаша стало более-менее известно после выхода в свет (1790 г., Эдинбург) пятитомного описания путешествия англичанина Якова Брусса, который 6 лет (1768–1774) провел в Абиссинии.

В 1867–1868 гг. находился в Эфиопии и собирал подробные сведения и разнообразные материалы об этой еврейской группе видный французский семитолог и путешественник Иосиф Халеви, родившийся в начале 19 века в Эдирне, Турция, в еврейской семье. Он пришел к твердому убеждению, что фалаша составляют часть мирового еврейства. Его ученик ориенталист Яков Файтлович совершил три путешествия в Эфиопию (в 1904–1905 и 1908–1909 гг.), целью которых было подробное изучение этой группы. По его оценке, к началу XX в. в стране проживало около 50 тыс. фалаша-иудаистов.

Эфиопские евреи населяли области вокруг озера Тана и к северу от него (например, горы Сымен). Во 2-й половине XX в. они жили примерно в 500 собственных селениях в областях Сымен, Дембиа, Секелт и Волкает, главным образом в провинции Гондар (ныне регион Амхара, зона Северный Гондэр). Эфиопские евреи также проживали в провинции Тыграй, в исторических областях Ласта и Куара и в городах Гондэр (в отдельном квартале) и Аддис-Абеба.

Основным их занятием было земледелие (большинство — арендаторы), а также различные ремесла: гончарное дело, прядение, ткачество, плетение корзин, кузнечное и ювелирное дело. Многие работали в городах на строительстве. В сущности бета Исраэль были главным образом ремесленниками, особенно в северо-западной Эфиопии. Эфиопские евреи исповедовали разновидность неталмудического иудаизма.
В Эфиопии все фалаша говорили на амхарском — языке окружающего населения и официальном языке Эфиопии, и большинство только на нём. Незначительная часть говорила на языке тиграй. Богослужебным языком фалаша является геэз. В Израиле многие переходят на иврит, хотя в целом его знание одно из самых низких среди евреев-переселенцев из других стран.

Активная деятельность Файтловича в интересах фалаша (создание школ в их деревнях, интерната для детей и подростков в Аддис-Абебе, организация обучения молодых бета Исраэль за рубежом), а затем и появившиеся в разных странах (США, Италия, Германия) комитеты содействия эфиопским евреям вывела эту общность из многовековой изоляции. Бета Исраэль – во всяком случае, какая-то часть их, молодежь по преимуществу, – узнали о еврейских общинах в других странах, а те, в свою очередь, познакомились с ними. Очень важным для эфиопских евреев было знакомство и сближение с тем иудаизмом, который сложился к XX в., многие положения, нормы, традиции которого им были неизвестны.

В религиозной системе бета Исраэль причудливо соединялись основы библейского иудаизма, элементы христианства и дохристианских верований окружающих народов Эфиопии. Их священной книгой была Библия (на языке геэз); по своему составу и текстуально она не отличалась от христианского Ветхого Завета (в варианте эфиопской монофизитской церкви). Поскольку почти всю свою историю они жили в полной изоляции от других еврейских общин, им неизвестно было послебиблейское развитие иудаизма; Талмуда и других раввинистических сочинений они не знали. Видимо, до XX в., когда начались их контакты с европейскими еврейскими общинами, они не знали иврита. Но они безоговорочно исходили из единства Бога (Бога Израиля), всегда свято чтили Иерусалим и молились о его возрождении; верили, что возвратятся в него во времена Мессии. Самым строгим образом соблюдали субботу – важнейший день недели и праздник одновременно.

В ответ на действия миссионеров многие еврейские ученые стали добиваться, чтобы этой неизвестной затерянной общине была оказана помощь. В 1868 г. по поручению Альянса (Всемирного еврейского союза) в Эфиопию приехал французский семитолог-востоковед И. Халеви для исследования вопроса о принадлежности общины бета Исраэль к еврейскому народу. Богатые результаты экспедиции погибли при осаде Парижа, и Галеви удалось лишь познакомить с ними в краткой статье о своём путешествии и в изданном им сборнике молитв фалаша.

Хотя в своем отчете Халеви идентифицировал фалаша с евреями, и в связи с этим еврейские организации развернули филантропическую деятельность в поддержку бета Исраэль, в последующие 36 лет ничего существенного не было предпринято. Тем временем события в Эфиопии, главным образом так называемый великий голод (кифу-кен) 1888–92 гг., продолжали подрывать жизнестойкость бета Исраэль и привели к крещению части членов общины. В 1895 г. петербургские караимы пытались завести сношения с фалаша, адресовав к ним через Леонтьева письмо со сведениями о себе и рядом вопросов. Письмо вследствие политических неурядиц не дошло по назначению; ответ на него дал Mondon-de-Vedaillet в 1896 г. Заинтересованные караимы пытались завязать сношения с фалаша через своих египетских единоверцев; те отправили к ним письмо через коптского патриарха, но ответа не получили.

Яков был 3-м ребёнком, родившимся в большой семье Файтловичей в Лодзи - около 1000 душ, как свидетельствуют редкие выжившие после фашисткого геноцида родственники в семье. Как и все еврейские мальчики, он закончил хедер в родном Лодзи, неисповедимыми путями добрался до Парижа,где ему удалось получить   высшее образование, закончить в Сорбонне Высшую практическую школу,  где учился семитским языкам Абиссинии у известного востоковеда Иосифа Халеви и там же получил докторскую степень. В  1904—1905 гг. Ф., на средства барона Эдмунда де Ротшильда, отправился  на 18 месяцев в глубь Абиссинии изучать фалашей, заразившись от профессора Халеви интересом к этому затерянному колену израилеву (генетически не имевшего почти ничего общего с древним, библейским Израилем),  на средства барона Эдмунда де Ротшильда, изучая  верования и обычаи говоривших на разных языках эфиопских евреев.Ездил Яков по тропам Эфиопии на осле, из-за чего часто его принимали за очередного миссионера. Результаты проведенных им исследований изложены в книге «Заметки о путешествии к фалаша» (на французском языке; Париж, 1905), где доказывается, в частности, что эта этноконфессиональная группа принадлежит к еврейскому народу, который должен помочь ей противостоять попыткам миссионеров обратить ее в христианство. Он привез с собою двух юношей фалаша в Европу для подготовки из них будущих законоучителей, которые благодаря ему стали студентами Высшей нормальной школы (педагогического института) в Париже, а затем во Флоренции, в раввинской семинарии.Например, вот краткая биография одного из них.

Таамрат родился в 1888 году в деревне Азазо недалеко от города Гондэр. Его родители были эфиопскими евреями которые приняли христианство ещё до его рождения, поэтому он вырос в общине Фалашмура. В детстве Таамрат посещал Школу шведской евангелической миссии в Итальянской Эритрее. В возрасте 16 лет Таамрат познакомился с доктором Жаком Файтловичем, который помог ему отправится на учёбу в Париж. В 1904 году он начал обучение в Парижской школе Всемирного еврейского союза. В 1908 году доктор Файтлович устроил его в Еврейскую теологическую семинарию во Флоренции. В 1915 году Таамрат Эммануэль стал раввином и в течение следующих 5 лет работал преподавателем Еврейской теологической семинарии. В 1920 году он вернулся в Эфиопию. С августа 1921 года по апрель 1923 года жил в Палестине. После этого вновь вернулся в Эфиопию где доктор Файтлович основал еврейскую школу, направленную на подготовку учителей, в которой Таамрат Эммануэль стал директором. По его инициативе был переведен Мацхафа Кадусы (писания бета-израильской общины) с языка геэза, который переставал быть разговорным языком сообщества, на более широко распространенный амхарский язык. Возглавлял еврейскую общину Аддис-Абебы, существенно увеличившуюся благодаря миграции из сельских районов.

Яков Файтлович считал бета Исраэль изолированной группой этнических евреев, осевшей в примитивном африканском окружении и подвергшейся его влиянию. В докладе Э. де Ротшильду  Файтлович писал: «Когда я был в Африке среди фалаша, окруженных племенами полудикарей, я чувствовал невыразимую радость, отмечая их энергию, восприимчивость, высокие моральные качества, которые отличают их [от других эфиопов]».Одной из основных задач Файтловича была религиозная реформа бета Исраэль, которая ставила перед собой цель приблизить общину к «нормативному» иудаизму: «Откажитесь от монашества, жертвоприношений и ритуалов очищения и примите религию, являющуюся подлинным продолжением той библейской веры, которую вы исповедуете».Файтлович пытался создать в Эфиопии и за ее пределами школы для бета Исраэль с целью приобщить молодежь, а через нее и всю общину, к современной цивилизации и традиционному иудаизму. В 1909 г. Файтлович на аудиенции у негуса Менелика II обратился к нему с просьбой принять меры для улучшения положения бета Исраэль. Файтлович организовал передвижные школы, проводившие попеременно занятия в деревнях бета Исраэль, а в 1923 г. при поддержке американских евреев он открыл в Аддис-Абебе интернат для детей и подростков.

По его инициативе молодых эфиопских евреев послали на учебу в Европу, США и подмандатную Палестину, впоследствии некоторые из них были назначены на важные государственные посты в Эфиопии и остались верны негусу Хайле Селассие I в период итальянской оккупации (1936–41).В 1915–20 гг. Файтлович — преподаватель Женевского университета. В 1920–30-х гг. он развернул (прежде всего в США) широкую деятельность по созданию современной системы образования для эфиопских евреев; при поддержке американских евреев ему удалось, в частности, открыть в столице Эфиопии Аддис-Абебе интернат для детей бета Исраэль (1923). С захватом Эфиопии фашистской Италией (1935–36) и в особенности с начала Второй мировой войны эта работа прервалась. Яков, как убеждённый сионист, в 1930 переехал в национальный дом еврейского народа, поселился в Тель Авиве и установил контакты с руководителями Еврейского агентства, но лишь несколько лет спустя, когда Израиль уже стал независимым государством, сумел убедить их в том, что начатое им дело должно быть продолжено. Научная, педагогическая, пропагандистская и организаторская деятельность Файтловича во многом способствовала повышению образовательного уровня эфиопских евреев, их сближению с мировым еврейством и в конечном итоге — переселению в Израиль.

В последние десятилетия XX в. в условиях существенного ухудшения всех сторон жизни в Эфиопии (в том числе из-за радикальных политических перемен, сильной засухи) произошла алия (переселение в Израиль) почти всех эфиопских евреев. Юридическим основанием для алии стало признание их со стороны религиозных авторитетов Израиля (в 1973 г.) потомками одного из исчезнувших колен (Дана).Операция «Моисей» (Операция «Моше») — военная операция Израиля по переправке эфиопских евреев[1] из Судана в Израиль, проведенная с осени 1984 по январь 1985 г. Операция была названа в честь библейского Моисея (Моше-рабейну), как символ того, что исход евреев из Эфиопии был подобен «Исходу из Египта». Весной 1991 г. по воздушному мосту Аддис-Абеба – Израиль в течение 36 часов были переправлены более 15 тысяч эфиопских евреев (операция «Шломо» (Соломон). В последующие годы иммиграция бета Исраэль в Израиль продолжилась. К 2003 г. их в Израиле было около 80 тыс. чел. Африканская история бета Исраэль практически завершилась.




В 1983—1984, в результате гражданской войны в Эфиопии и голода после засухи 1983, тысячи эфиопских евреев бежали пешком на север Эфиопии и в южный Судан. Тем не менее, и в Судане они не были в безопасности. В 1983 г. Эфиопия провела операцию «Красная звезда» против Судана, основной целью которой было предотвратить бегство в Судан граждан Эфиопии, в том числе и фалашей. Путь из Эфиопии в сборные пункты в Судане пролегал через горы и пустыни и занимал от нескольких недель до 3 месяцев. В результате «голода, тягот пути, разбойников, произвола местных властей», погибло около 4 тысяч эфиопских евреев. Летом 1984 г. ситуация резко ухудшилась в связи с тем, что после успеха эритрейских повстанцев, спецслужбы Эфиопии начали «резать фалашей, обвиняя их в своих неудачах и в сотрудничестве с эритрейскими сепаратистами. Бегство эфиопских евреев приобрело огромный масштаб». К этому времени в Израиле не было достаточно сил авиации для их эвакуации по уже ранее организованному воздушному мосту Хартум — Тель-Авив...

Стоп, стоп, стоп... А кто же этот мост"сделал", если средств не было? И тут возникает некая подробность, о которой поведать совершенно необходимо. Некий житель Бельгии, Жорж Гутельман, предоставил... самолёты своей частной, доходной авиакомпании! Он, сам перенесший катастрофу еврейский мальчик, кроме оплаты горючего и зарплаты лётчикам, ничего не просил от правительства Израиля! Переговоры с им вёл будущий 9-й директор службы внешней разведки Израиля «Моссад»(1998-2002)Эфраим Халеви, импозантный, родившийся в Лондоне религиозный господин, который не мог не понравиться Жоржу. (Кстати, на исходе своих дней, сражённый болезнью Альцхаймера, именно его он узнал среди посетителей незадолго до кончины осенью 2019 и пожал ему руку!)А ведь операция по перевозке из Африки в Израиль тысяч людей стоит сотен тысяч долларов - вот их хозяин авиакомпании и пожертвовал! Необходимо сказать несколько слов о нём.

В 30-е годы прошлого века в Бельгию из Польши перебралась еврейская семья Гутельман. В 1938 году у них родился сын Жорж. Когда мальчику еще не было и трех лет, в Бельгию вторглись фашисты. Мать Жоржа позже погибла в Освенциме, а отец принял единственно верное решение спасти сына и его брата – он отдал мальчиков на воспитание в семьи католиков. До конца 2-й мировой войны Жорж не знал, что плотник, который его воспитывает, – не его отец, а лучший друг с соседней фермы – родной брат. Только после капитуляции Германии родной отец, сумевший пережить гонения на евреев, нашел мальчиков и сообщил им правду.

Отец с сыновьями поселились под Льежем. Жорж выучился на металлурга. В конце 60-х Гутельман собрал нескольких друзей, вместе с которыми они организовали для пассажирский полет в США. Эта тема так захватила Гутельмана, что он решил продолжить чартерные полеты. К началу 70-х предприниматель сколотил достаточный капитал, чтобы  купить собственный пассажирский лайнер. Так была создана авиакомпания Trans European Airways (или TEA) – в будущем один из крупнейших чартерных авиаперевозчиков Европы. Благодаря своим туристическим компаниям Гутельман заполнял свои же самолеты туристами, летящими на курорты Средиземного моря. Но основную прибыль ему приносили рейсы, организованные для мусульманских паломников, летающих из Северной Африки в Мекку (о том, что два выделенные для них Boeing-720 принадлежат еврею, конечно же, никто из мусульман не догадывался).Но шило в мешке не утаишь,детали операции "Моисей" попали в печать и... компания Жоржа практически потерпела крах после отказа мусульман летать на еврейских самолётах... Он сам перебрался с женой в Тель Авив. и операцию "Моисей"  было принято решение, с помощью Моссада и ВМС Израиля, тайно  выводить группы фалашей к суданскому побережью Красного моря, а затем эвакуировать около 6000фалашей на судах. «Морская» часть операция началась 21 ноября 1984 и закончилась 5 января 1985. 2 ракетных катера типа „Решеф“  совершили беспримерный переход вокруг Африки из Средиземного в Красное море, дозаправляясь от танкеров (впервые в истории Израиля) только в море, без захода в иностранные порты. … В результате удалось организовать не только воздушный, но и морской мост, благодаря чему за месяц в Израиль эвакуировали почти 14000 фалашей, из них половину морским путём.

«Операция „Моше“ обошлась без реального применения оружия, хотя именно к этому моряки, лётчики и разведчики Израиля были готовы». По мотивам операции «Моисей» французским режиссёром румынского происхождения Раду Михайляну был снят израильско-французский фильм «Иди и живи». В фильме рассказывается об эфиопском мальчике, чья мать-христианка выдает его за еврея, чтобы спасти от голода в Эфиопии. В 2005 этот фильм занял 1-е место на Международном кинофестивале в Копенгагене и получила сразу три награды на Берлинском кинофестивале.






Отдельно необходимо сказать о крещёных эфиопских "евреях", их связи с  евреями Файтловича - о фалашмура. Это наименование группы эфиопских евреев, под давлением принявших христианство в XIX—XX веках. Этот термин включает в себя как евреев, которые не придерживаются еврейского закона, так и иудеев, добровольно либо насильственно принявших христианство. Миссионеры помечали их татуировкой, крестиком на лбу - чтобы сразу внешне отличались. 

Изначально крещёных фалаша называли «Фарас Мукра» (англ. Faras Muqra), от которого произошли названия «палас мукра», «парас мура» и «палас мура». В переводе это означает «конь ворона»; ворон — прозвище миссионера Мартина Флада, носившего чёрную одежду, а «кони» — принявшие христианство благодаря его проповедям. Среди эфиопских христиан были распространены прозвища «Исраэль», «Кайла», «Буда», «новые амхарцы» и «христиане-израильтяне». В районах, говорящих на тигринья, их называли «Кистино» (крещёный еврей), «кистинара» (выбравший христиан) и «крисиан» (ушедший к христианам).

Среди евреев из других общин их называли «фалаша маранос». В 1860 году миссионер Генри Аарон Стерн проповедовал христианство для народа фалашмура.
Фалашмура состоит из нескольких подгрупп, наиболее крупная из который — Бета Авраам. В Израиле уже находились члены семей, граждане страны, близкие родственники которых прошли крещение и не подлежали закону о репатриации, что вызвало сильные волнения в эфиопской общине.Согласно решению правительства Израиля, фалашмура-евреи по матери смогут приехать в Израиль согласно закону о въезде (не закону о возвращении), и пройти гиюр. Репатриация фалашмура из Эфиопии в Израиль была практически завершена в 2013 году, а остальных, из временноо лагеря города Гондэр, около 5 тысяч человек, репатриировали к октябрю 2016.
Сам видел, как новые репатриантки входили в христианский собор Яффо, осеняя себя крестным знамением, летом 2019. Их не перепутаешь, обе говорили на амхарском, на лбу были синие крестики. Проходя рядом, не мог не спросить на иврите:"Вы же теперь еврейки! Зачем вам церковь?" Одна промолчала, а вторая обернулась и строго предупредила:"Мы гражданки Израиля, сейчас позовём полицию за то, что ты к женщинам пристаёшь! Иди отсюда, пока не арестовали!" Вся тирада прозвучала на иврите, и это была реальная угроза - для меня. Я быстро удалился в противоположном направлении...Вот тебе, Файтелович, и фалашмура!
1.11.2019