9. Некоторые неправильные вопросы

Виктор Ефременко
Но гениальный всплеск похож на бред,
В рожденьи смерть проглядывает косо.
А мы всё ставим каверзный ответ,
И не находим нужного вопроса.

                Для   нахождения  истины  нужно  задавать  себе  правильные  вопросы.  Если  вы  решаете  инженерную  задачу,  то  логично  задавать    вопросы,  почему    в  данном  случае  применено,  то  или  иное  решение.  Если  же  имеем  дело  с  живыми  объектами,  которые  все  возникли  в  результате  длительного  процесса  эволюции,  то  бессмысленно  задавать   вопросы: «почему  какой-то  фрагмент  сконструирован  именно  таким  образом».  Задавая  такой  вопрос,  вы  подразумеваете,  что  кто-то  конструировал этот  фрагмент,  имея  перед  собой  цель.  Но  это  не  так.  Можно  спрашивать,  почему  так  случилось,  но в  живой   природе  не  имеет  смысла  вопрос  о  цели.  Её  нет.
                Если   вы  смотрите  на  мир  сквозь  призму  религиозной  ментальности,  то  для  вас,  очевидно,   что  конструктором  был  Бог.   Если  это сделал бог,  то   спрашивать  «почему  это  так»  нельзя,  поправлять  тем более.
Но  руку Бога  можно усмотреть  только  там,  куда  ещё  не  проникло  внимание  естествоиспытателя.  Сколько бы мы ни пытались приукрашивать это  столь мрачное  для  верующих  заключение метафорами и образами, оно остается  наследием последнего столетия научных исследований.
                С  биологической  точки  зрения  конструкция  живого  фрагмента  реализовалась  в  результате  процессов  самоорганизации  с  использованием  генетического  кода.  Часто  биологическая  конструкция  бывает  далеко  не  оптимальной.  Но  это  объясняется  понятными  причинами.

                ПОЧЕМУ  ОБЕЗЬЯНЫ  НЕ  СТАЛИ  ЧЕЛОВЕКАМИ?

                Многие    биологи  уверовали  в  исключительные  возможности  генетики  объяснить  все  эволюционные  изменения.    Некоторые  биологи  так  стали  считать  сотню  лет  назад,  когда  Дарвинизм   им  показался  излишним,    воспринимался  как пережиток “романтической эпохи парусных кораблей и веры в чудесную силу естественного отбора” (W. Bateson, 1914).
                Дарвинизму  с  его  учением  о  естественном  отборе   противопоставлялась  генетика,  как “точное учение о наследственности”.   При  этом    генетики  первоначально  полагали,  что  в  генах  записана  вся  информация  об  организме.    Сведение  всех  порождённых  жизнью  взаимоотношений  к  генетике,  а  далее  к  молекулярной  биологии,  т.е.  к  химии,  не  верно,  по  сути.  По  мере  возрастания  сложности живых  объектов  между  ними  возникают  новые  взаимодействия,  которых  не  было   ранее.  Взаимоотношения  возникают  на   каждом  новом  уровне  организации  материи.
                Когда  два  торговца  обмениваются  своей  продукцией,  то  им  не  требуются  ни  деньги, ни  центральный  банк, ни  банкиры  с  их  комиссиями,  ни  налоговая  инспекция.  А   вот  когда  все  поголовно  участвуют  в  процессе  обменов,  то  тут  возникает  потребность  и  появляются  структуры,  которых  ранее  не  было,  но  которые  становятся  востребованными. 
                Гены  не  являются    кирпичиками  многоклеточного  организма,   содержащими  в  себе  всю  мудрость  жизни,  как  некоторые  себе  представляют.  Для  организма  важны  не  сами  гены,  а  результат  их  работы.   Хотя  в  каждой  клетке  имеется  полный  набор  генов,  но  в  ней  будут  считываться  только  те  гены,  которые  входят  в  состав  считывающего  белкового  комплекса (ферментов)  этой  клетки.  Ферменты  опознают  гены,  в  которых  содержится  информация  о  строении  их  самих.
                Заблокировать  считывания гена,   или  наоборот  стимулировать  его  считывание   могут  промоторы (управляющие  последовательности  генов),  которые  получают  информацию  от сигнальных  клеток,  транслирующих  информацию  о  среде  вокруг  клетки.   Белки  используются  не  только  для  построения  тканей  органов,  но  также   участвуют   в  процессах  регулирования  в    организме,   являясь  во  многих  случаях  гормонами,  вырабатываемыми   разными  органами.   
                Гормоны -  биологически активные вещества,  которые  при  малой  концентрации  проявляют  большую  активность,    оказывающие регулирующее влияние на обмен веществ и физиологические функции  организма .  Гормоны  это  белки,  вырабатываемые  при  помощи  генов,  но  с  участием  сигналов  внешней  среды.  Это  означает,  что  гормоны  несут  средовое  воздействие.

                Кроме  того,  сравнительно  недавно  установлено,  что  внешняя  среда  воздействует     на  саму   молекулу    ДНК  несущую  гены.    Например,  метилирование  ДНК,  затрудняет  для  ферментов  процесс    считывания (транскрипция) информации  с  генов. Внешняя  среда  воздействует  не  на  сами  гены,  а  изменяет  транскрипционные  факторы,  меняет  результаты  работы  генов.   
                Если  страницы  в  книге  не  читаются,  то   для  читателя  эффект  от  этого  такой  же   как  от  отсутствующих  страниц.  При  этом  меняется  процесс  наследования.    Эти  изменения  названы     эпигенетическим  наследованием.  Ещё  раз  убеждаемся,  что  гены  в  деятельности  организма  участвуют  только   в  качестве  элементов  регулирования,  а  не   выступают   как  всё заранее знающие    командиры.
                Появляющаяся  сложность  многоклеточных  организмов  вызывает  к  жизни  новые  системы  управления   для  поддержания  гомеостаза.
 К  таким  системам  управления  относится  система  регулирования  поведения  многоклеточного  организма  на  основе  структур  мозга  МЭМов.  Она,  естественно,  не  является  независимой.    Многие  сложные психологические  процессы   могут объясняться       участием  МЭМов   в   управлении   поведением  и  мышлением.  Эти  процессы  нельзя  свести  к  одной  генетической    регуляции. 
                Наши  органы  чувств  участвуют  в  управлении  поведением  через  мозг,   а  не  через  гены.  Создаются  сложные  стабилизирующие  обратные  связи  для  этой  системы  регулирования.  С  другой стороны  следует  помнить,  что  эта  новая  система  опирается  на  уже  созданные  многочисленные  системы  организма   более  низкого   уровня,  взаимодействует  с  ними. 
                Поведение  волка, не  может  быть  таким  же,  как  поведение  льва,  потому,  что  велика  разница  в  их  морфологии,  хотя  тот  и  другой  являются  хищниками.
               
                В  книге  «Социобиология: новый синтез»  Э.О. Уилсон,    задаётся    вопросом:
                «Какие особенности окружающей обстановки побудили гоминид адаптироваться иначе, чем другие приматы, и начать их уникальный путь эволюции?»
                Из  общих  соображение  относительно  эволюции  понятно,  что  невозможно  указать  все  причины,  приведшие  нас  именно  к  этому  пути  эволюции.  Уникальность  человеческого  пути   эволюционирования    состоит  в  том,  что :

 во-первых -  эволюционирование  происходит  за  счёт  адаптаций   поведения,  а  не  морфологии;
 
 во-вторых  -  используются другие   репликаторы.  Это  не  гены,   а МЭМы, функциональные   состояния  нескольких  связанных   клеток  мозга  -  нейронов.  Эти  функциональные состояния   программируют  ментальность,  влияют  на  поведение.

                Homo Sapiens  генетически  отличается  устройством  мозга  от  других  приматов  тем,  что  в  его  мозгу  оказывается  возможным    создание    продвинутого  разума.               
                Если  рассматривать   вид  Homo Sapiens  как  недоразвитых,  в  смысле  морфологии  приматов,  которым  трудно  было  занять  традиционную  экологическую  нишу  для  своего  обитания,  то    давление  отбора   при  наличии  развитых  структур  мозга  привело  этот  вид  к  интенсивному  развитию  разума,  помогшему  виду  выжить  в  трудных  и  враждебных  условиях. 
                Все  приматы  способны  к  обучению  путем  подражания,  но  создать  многочисленную  систему  обычаев,  традиций  они  не  могут.  Это  не  позволяет  им  наследовать  культуру,  их  приобретённые за  время  жизни  знания  не  наследуются   так  широко,    как  в  человеческих  социумах   и  культурная  эволюция  для  них  закончилась  тупиком. В   популяциях  человекообразных  приматов   за  счет  некоторого  усложнения  структуры  мозга  удалось  запустить  передачу приобретенных  свойств (наследование  культурных  достижений),  что  привело   к  постепенному  накоплению  знаний  и  позволило  строить  сложную  цивилизацию  HOMO SAPIENS. 
                У  эусоциальных  насекомых  было  более  100  млн. лет  для  продвижения  по  пути  культурной  эволюции.  Они  многого  добились  на  этом  пути.  У  приматов  история  более  короткая.  Вид  Homo  sapiens   заполнил  пустовавшую  нишу,  перекрыв  путь  другим  видам  приматов   в  цивилизацию.  А  ведь  ещё  50  тыс.  лед  назад  существовало  около  6  видов  человекообразных  приматов.

                ГЕНЫ,  СРЕДА,  ПОВЕДЕНИЕ.

                Многие  полагают,  что  биологическая  информация  начинается  в  генах  и  идет  из  них  выше,  вовне.  Никто не  указывает  гену,  что  делать.  Всегда  наоборот.  Гены  отдают  команду,  биологические  системы  подчиняются.   Гены диктуют   клеткам  их  структуры  и  функции.    А  если  эти  клетки  нейроны,  их  функции  включают  мышление,  чувства  и  поведение.  Продолжая  эту  логику,   мы  добираемся до  вывода,  что  гены  заставляют  нас  делать  то,   что  мы  делаем.   Эта  точка  зрения  генетического  детерминиста.
                Но  с  другой  стороны    мы  твердо  знаем,  что  воспитание  и  образование  существенным  образом  влияют  на  поведение  и  мышление.
С   одной  стороны -  нейроны,  мозг,  гормоны  и  гены.  С  другой  воспитание  и  всяческие  воздействия  окружающей  среды, включая  социальные  институты.
 Бессмысленно  противопоставлять  эти  две  стороны.  Можно  говорить  о  взаимодействии  этих  двух  факторов.
                Ген   участок  ДНК,  с  записанной  при  помощи  универсального   генетического  кода  информацией  о  строении  белка.   Ген  не  несёт  в  себе  никакого    поведения,  ни  какую  мысль  или  эмоцию.   Его   информация  будет  перезаписана  (скопирована)  в  процессе транскрипции  на  молекулу  мРНК,  которая  через  ядерную  мембрану  проникнет  в  область  метаболизма  клетки,  и  там после  редактирования  (сплайсинга) строится    соответствующая   молекула  белка.   Информация  превращается  в  молекулу.   Этот  процесс  назвали  трансляцией.  Всё  буднично.   
                В  числе  белков -  гормоны,  нейротрансмиттеры,  множество  сигнальных  молекул,  ферменты.  Так, белки-ферменты катализируют протекание биохимических реакций и играют важную роль в обмене веществ. Некоторые белки выполняют структурную или механическую функцию, образуя цитоскелет, поддерживающий форму клеток. Также белки играют ключевую роль при иммунном ответе и в клеточном цикле.
              Многие  белки   необходимы  для  работы  мозга.   Но   все  они  обычно  не  определяют  поведение,  а  только  вызывают  склонность  реагировать  на  окружающую  среду  определённым  образом.  Генетическая  уязвимость,  предрасположенность,   склонность….но  редко  генетическая  неизбежность.

                Важно   также  понимать,  что  гены  не  являются  независимыми  командирами.  У   генов  имеются  на  ДНК  регуляторные  участки (промоторы).   Зачем?   Чтобы  окружающая  среда   вокруг  клетки,  через  сигнальные  молекулы  могла  бы  повлиять  на  активность   (транскрипционные  факторы)  гена. 
                В  сущности,  промоторы  позволяют  вводить  управляемые  средой  условия.  Когда  и  как  работать  генам  решают  за  них  другие  факторы, регулирующие  их  активность.  Зачастую  это  факторы  среды. 
                Кроме  того,  надо  понимать,  что  гены  это  химические  молекулы  и  под  действием  среды  они  могут  изменяться (мутировать).   Мутация  же гена   приводит  к  построению  другого  белка  со  всеми  вытекающими  последствиями  для  поведения.
                Часто  к  ДНК  прилипают  метильные  группы,  которые  затрудняют  считывание  информации  с некоторых генов,  что  эквивалентно  изменению  их  активности.  Этот  эффект,  названный  метилированием  ДНК,  один  из  транскрипционных  факторов,  влияющих  не  на  гены,  а  переданную  ими    в  область  построения  белков  информацию. На  рибосоме  по  этой  изменённой  информации  будет  синтезирован  другой  белок,  что  изменит  весь  каскад  последующих  химических  реакций. 
              Рассуждая  на  тему:  гены  или  среда,  легко  впасть  в  одну  из  крайностей.  Либо  -  генетический  детерминизм,  если  считать,  что  гены  это  непобедимые  командиры,  или  в  Лысенковщину,  если  считать,  что  внешняя  среда  решает  всё.
              Посмотрим  с  более  общей  точки  зрения  на  излагаемый  вопрос. Предположим,  что  гены  являются  независимыми  командирами.  Тогда  они  все  делают    свою  работу  независимо  ни  от  чего.   При  этом  возникает  два  вопроса.  Как  в  живой  природе  возможно  такое,  чтобы  какой  то  орган  работал  независимо  ни  от  чего?  Такого  не  бывает.
               А   как    может  появиться  такое  разнообразие  клеток  в  организме?  Из  одной  первоначальной  клетки?  Гены  бы  должны  были  бы  просто  штамповать  копии,  ведь  они  репликаторы. 
              Но  в  организме  человека  насчитывается  по  данным  википедии  около  230  типов  клеток  разных  органов.     Можно  предположить,  что  это  в  промоторах  записано  задание  на  все  типы  клеток.   Тогда  промоторы  будут  подобны  Госплану:   такие  же  громоздкие  и  такие  же  неэффективные.  Но  это  не  так.  Они  тоже  являются  звеном  для  передачи  информации  от  сигнальных  молекул.
               Чью  же  волю  несут  эти  молекулы?  Чей  же  разум  управляет  процессом?  Сигнальные  молекулы  несут  информацию  о  состоянии  своей  внешней  среды,  среды  в  которой  они  находятся.  Вот  он  канал  воздействующий  не  на  гены,  а  на  результаты  работы  всей  совокупности  генов (генома).  Ведь  не  все  гены  участвуют  в  построении  какой-то  ткани  органа,  не  все  гены  участвуют  в  синтезе  необходимого  в  данный  момент  инсулина  или  нейротрансмиттера.
               Разума  нигде  не  видно,  это  процесс  самоорганизации  материи,  в  котором  гены  являются  некоторым  передаточным  звеном   передачи  информации  от  прежних  времён,  а  не  командирами.  Весь  этот  процесс  и  является  реальным  мозгом,  точнее  говоря,  мозг  является  виртуальным  подобием  этого  процесса.   Когда  мы  удивляемся,  как  же  такие  сложные  процессы  происходят  без  участия  мозга,  так  они  происходят  на  реальных  объектах,  где  всё  серьёзно.
  Все  варианты   фенотипов,  которые  не  проходят  естественного  дарвиновского отбора,  отвергаются и  погибают  безвозвратно.  Если  бы  мы  решали  инженерную  задачу  с  помощью  разума,  то  неподходящие  варианты   просто  отсеивались  бы  без  всякой  крови   на  стадии проектирования. Но  разуму  такие  задачи  пока не  под  силу.


                МЭМЫ  И  БОЛЕЗНЬ  АЛЬЦГЕЙМЕРА.

                МЭМы    это  программы,  функционирующие  в  мозгу,   они    имеют     свою   «аппаратную  базу»   в  виде  нейронов,  соединенных  в  сложные  сети    дендритами  и     аксонами  (отростками нейронов).     Мозг  представляет  собой  биологический суперкопьютер  с  огромным  количеством  параллельно  работающих  ядер.   Ядра  это  клетки  мозга (нейроны)  с  генами  в  ядре,  как  и  в  других  клетках   тела. 
                Нейроны  -  специализированные   клетки,  созданные  для  ситуативного  управления  всем многоклеточным  организмом  в  соответствии  с  информацией,  получаемой  от  органов  чувств,    накапливаемой  и  систематизируемой  мозгом.
                Если    перевести  на  технический  язык,  то  окажется,  что   в  многоклеточном  организме  присутствуют  контуры управления с датчиками  состояния  и  адаптивными  регуляторами  для  управления  всем  организмом.   Нигде  в  организме  не  записан  план  построения  организма.  Каждая  система  действует  под  управлением  информации  от  генов  и  внешней  среды,  а  результат  получается  сам  собой.    Когда  происходит  сбой  в  таком  сложном  процессе,  то    отбор  позволяет  брак  утилизировать  на  каждом  этапе  строительства  организма.
                Особенность    системы управления  многоклеточным  организмом   в  том,  что  сами  регуляторы   не  инородные  структуры,  а состоят  из  живых  клеток  с  теми  же  генами  в  ядре,  что  и  в  других  клетках  этого  организма.  Нейроны  можно  представить  как  «двухэтажные  клетки».  Внизу  «в  кочегарке»  идут  химические  реакции,  строятся  белковые  молекулы,  а  между  собой «на  втором  этаже» нейроны  обмениваются  информацией  при  помощи  электрохимических  сигналов.  Обмен информацией ведется  не  на  уровне  генов   как  в  онтогенезе,  а  на  уровне  клеток.
                Регуляторы (нейронные  комплексы) работают  в  химической  среде,  способной  к  выделению  нейромедиаторов (стимуляторов  активности),  что  вызывает  изменение  работы  самих  регуляторов,  а  значит,  эта  среда   оказывает   давление  на  выработку  поведения    организма.
                Известно  из  опыта,  что со  временем   все  конструкции  разрушатся.  Чтобы  поддерживать  функционирование  системы (многоклеточного  организма  в  данном  случае)  её  части   должны  обновляться,  путем  замены  клеток,   как  это  происходит  со  всеми  другими  клетками  организма.   Нетрудно  представить  эту  замену  для  комплекса  нейронов,  поддерживающих    врождённые  МЭМы,  так  как  они  созданы  генами  и  могут    обновляться  «на  ходу».  При  этом  обновится  и  записанная  на  них  с  помощью  генов   первоначальная  информация,  составляющая  содержание  врождённых  МЭМов.   Ведь  все  клетки  наших  органов обновляются  подобным  образом  в  процессе  жизни.
                Но  невозможно  обновить без  потерь   информации  нейроны,  сохраняющие  ментальную  информацию,  нейроны  на  которых   функционируют  культурные  МЭМы.  Ведь  при  таком  обновлении  (замене старых нейронов  новыми),     утратится  информация, полученная  в   течение  жизни.   Гены  могут  сформировать  новые  нейроны  вместо   старых,  утративших  функционал.   Но   так  как,  видимо,  не  существует  механизма  для  перезаписи  информации,   являющейся  отражением  жизненного  опыта,   в  новые   созданные   клетки  мозга (нейроны),  то  эта  информация  будет  утрачена.     А замещение старых  ячеек памяти новыми,  но  пустыми   будет  для организма   катастрофой,  поскольку  делает  человека  идиотом,   человеком  без  опыта.  А   если  не  обновлять  утратившие  свой  функционал  нейроны,  то  результат  окажется  примерно  таким  же.
                При    замене,  как  и  при  утрате работоспособности   нейронов, в   культурных  МЭМах  будут  наблюдаться  изменения,  отражающиеся  в  поведении,  что  фактически  и  наблюдается  в  старческом  возрасте.  По  мере  утраты  ментальной  информации  поведение  стариков  сдвигается  в  сторону  поведения   детей,  которые  такой  ментальной   информацией  еще  не  обладают. 
                Такая замена  нейронов была  в давние  исторические  периоды  не актуальна   для  человека, так как в отведенное естественное время жизни организма,    (это  25-35  лет)  нейроны    достаточно хорошо выполняли свои функции. Не  мог  человек  в  доисторическую  эпоху,  прожить  дольше   во  враждебной  среде,  в  условиях,   когда    каждый  день  надо  добывать  пропитание,  и  при  этом  есть  вероятность  получить  травмы,  которые  при  отсутствии  медицины  оказывались  смертельными.  Не  мог  он   прожить  долгую  жизнь  как  современный  пенсионер.  Жизнь    ограничивалась  трудными  условиями  существования.
                Человек  в  нынешнюю  эпоху  превысил  свою  естественную  продолжительность  жизни     в  2-3  раза.  Поэтому   нейроны  в  конце  жизни уже отказывают. Это  проявляется  как  болезнь  Альцгеймера. В  мозгу  появляются  бляшки,  с  которыми  пробуют  бороться.  Но  вопрос  то  принципиальный.  Срок  жизни  нейронов  ограничен,  и  заменить  их  нельзя  по  указанным  причинам.  Поэтому  не  стоит  мечтать  о  средней продолжительности  жизни  в  150  лет,  ведь  люди  в  конце  такой  жизни  будут  выглядеть  весьма  печально.

                МАРКСИЗМ  НЕПРАВИЛЬНАЯ  СОЦИАЛЬНАЯ  ТЕОРИЯ.

                К.  Маркс  будучи  философом,  а  не  биологом   увидел,  что  в  капиталистическом  обществе  продукты  производства  распределяются  несправедливо,  и  призвал  полтора  века  назад  вместе  с  Ф. Энгельсом   в  «Коммунистическом  манифесте» эту  «ошибку»  исправить.   Исправлять   нужно  было,   по  их  мнению,  радикально. 
                Большевики  во  главе  с  Лениным  подхватили  идею   исправления   природы  человека,  не  задумываясь  о  возможных  последствиях.   В  результате  «исправления»    никакой  справедливости     не  получилось. Потому,  что  идея  Маркса  оказалась  в  корне  неверной.  Природу  с  помощью  философии  переделать  не  получится. Никаких  научных  инструментов  у  большевиков,  взявшихся  переделывать  результаты  культурной  эволюции,  не  было.            
                1917  год  был  год  абсолютной  неустойчивости  Российской  империи,  что  позволило  большевикам  совершить  вооруженный  переворот.  Традиции,  мораль  и  обычаи  народа  были  отвергнуты  большевиками  и  заменены  военным  коммунизмом  в  деревне  и  революционным  порядком  в  городах.
                Через некоторое короткое  время,  убедившись  в  экономической  неэффективности новой системы   управления, столкнувшись  с  мощным  противодействием  народа  пришлось  вернуться  на  прежнюю  траекторию  развития. Объявлена  новая  экономическая  политика.  Но  это  только  первый  круг.   О  жертвах  на  этом  пути  надо  разговаривать  в  другом  месте.
                Социальная  система,  это  система  живая,  находящаяся  в  динамическом  равновесии  со  средой.   Новые     объекты  возникают  в  данном  месте  не  для  чего-то,   не  с  какой-то  целью,  а  потому,  что  экологическая  ниша  оказалась  свободной,  и  нашёлся  претендент  на  неё,  который  может  её  занять. 
                Так и  поступили  большевики,  заняв  чужое  место  в  управлении  страной.   После  занятия  места  в  экологической  нише  сразу  возникает  вопрос:    «сможет  ли  претендент  на  нишу  отстоять  её  в  борьбе   с  внешними  вызовами».  Если  нет,  то  срок  его  пребывания  в  этой  нише  будет  ограничен.  Так  и  оказалось  в  России,  которая  вынуждена  была  сделать  круг  в  социальном  развитии  длиной  70  лет.

                ЗАЧЕМ  НУЖНЫ  ПАРАЗИТЫ?   САККУЛИНА.

                Это  ещё  один  неправильный  вопрос.   
               Все  живые  существа,  начиная с простейших,  живут  в  разной  степени  взаимодействия  друг  с другом.  Нет  ни   одного  вида,  который  существовал  бы  сам  по  себе.     Поведение индивидуума не всегда такое, каким  оно  должно  быть,  исходя  из  представлений  генетики,   для максимизации  его  собственного генетического благополучия: оно может максимизировать генетическое благополучие   кого-то другого,   в нашем  случае – симбионта  паразита.
             Под  симбиозом  понимаются отношения, складывающиеся между видом-хозяином и его сожителями — видами-симбионтами.  Сожители  бывают  полезными,  нейтральными  и  паразитами.
            Симбионты    существенно  изменяют  эволюционную динамику  вида хозяина.
Рассмотрим  симбионтов - паразитов,  тех,  которые  живут  за  счет  хозяина.  Это  не  редкий  природный  феномен,  а  повседневное  явление.  Как  объяснить  одобрение существования  таких  существ  отбором? 
           Если  есть  экологическая  ниша  для  существования,  есть  претендент  на  неё,  то  начинает  действовать  отбор,  формируя  претендента.  Если  ниша  оказывается  непригодной  для  претендента, то  он  исчезает  в  небытие   под   действием  отрицательного  отбора.
           Если  же  он  поселяется  вместе  с  хозяином,  то  в  поведении  хозяина  происходят  изменения.  Иногда  значительные,  иногда  не  очень.

                На Дальнем  Востоке,  в  Охотском  море  и  вблизи Камчатки  рыбаки  добывают десятиногого   краба.  Продукция  из  краба  высоко  ценится  и  достигает  50$ за  килограмм,  что  в 5  раз дороже  мяса. 
          Краб - хищник, пожирающий главным образом моллюсков, различных ракообразных, многощетинковых червей. Жесткий  хитиновый покров, покрывающий тело краба, периодически сбрасывается в ходе линьки, и в это время животное увеличивается в размерах.
          Хотя крабы защищены хитиновым  панцирем, у них много врагов,  которые  не  прочь  ими  полакомиться.   Это, прежде всего донные и придонные рыбы (треска, бычки, скаты и др.), а также некоторые виды морских млекопитающих.   Личинки крабов, которые  он  разбрасывает  в  придонное  течение,   выедаются  почти  полностью  рыбами, в том числе и такими ценными промысловыми, как горбуша, кета и нерка.
Половой зрелости самцы достигают на 8 - 10 году,   а  живут  иногда  до  20  лет.  К этому времени ширина панциря достигает 20 - 25 cм.,  а вес  3-5кг.
                Во всех районах обитания на десятиногом   крабе паразитирует корнеголовый рак саккулина,  вызывающий паразитическую кастрацию.  Ослабленные по причине заболевания,  самцы не достигают промысловой кондиции.
САККУЛИНА ( Sacculina) — род морских   усоногих раков  являющихся сембионтами – паразитами  для десятиногого  краба.
                Развитие  их  проходит в  несколько  этапов.  Вылупившись  из  яйца,  личинка  в  море  претерпевает  2  личиночных  превращения и  после  них   должна  найти  молодого  краба.   Те  личинки,  которые  не  нашли   краба,  оказываются  пищей  для  рыб.
              Когда   личинка женского пола находит  краба   мужского  пола,  прикрепляется к нему,  избежав  участи  оказаться  съеденной,   всё её туловище с ножками сбрасывается, а на голове образуется шип, который пробуравливает покровы краба. Через этот полый шип самка саккулины переходит в полость тела краба  в виде микроскопического скопления клеток. Клетки оседают на поверхности пищеварительного тракта и делятся, образуя тело паразита с корневидными выростами, оплетающими внутренние органы краба.
                Эти  выросты, напоминающие  корни  дерева,   пронизывая  все  органы, поглощают  питательные вещества, причем заходят даже в глазные стебельки краба.  Уничтожаются  даже  половые  органы  краба, т.е. производится  его  кастрация. (Последние  исследования  показали,  что  происходит  не  кастрация,  а  изменение  пола  краба.)
                При  этом  изменяется  гормональный  фон  краба.  Самцы  приобретают внешние черты самок и сильно отстают в росте от здоровых особей.  Начинают  заботиться  о  потомстве,   но  о    потомстве   не  своём,  а  паразита -  саккулины.
               Вторая  часть  саккулины   крепится  снаружи  к брюшку  краба,   к панцирю  и  соединяется  с  корневой  частью  канатиком (типа  пуповины).   На месте крепления к брюшку краба саккулина образует плотный  нарост, в котором со временем открывается крошечное отверстие, предназначенное для спаривания. Когда свободно  плавающий самец саккулины находит  краба,  и,  ползая  по  телу  краба,  находит  это  отверстие у зараженной  особи  краба,   отбрасывает большую часть своего тела и внедряется в упомянутое отверстие.  Далее по узкому каналу внутри самки,  прибывает  на место  и  всю оставшуюся жизнь (и свою и партнёрши) будет заниматься производством   спермы, постоянно оплодотворяя  яйца.

                Оплодотворённые яйца вынашиваются в мешковидном  выросте тела самки, который расположен на нижней стороне панциря краба-хозяина — как раз там, где находятся брюшные ножки, на которых самки краба вынашивают свои собственные яйца.
                Краб,  не  понимая,  что  попал  под  контроль  саккулины, этому  он  обязан  изменению  гормонального  фона  после   изменения  его  пола,  заботится о яйцах саккулины как о собственных, тщательно ухаживая за ее яйцевым мешком.  Затем яйца  после  созревания  разбрасываются  крабом  в  море,   как это  принято  у  крабов.
               Краб  сам  высевает  своих  паразитов.  Вот  оно  радикальное   изменение  поведения.  Краб  действует  в  интересах  паразита. Правда,  не   поёт  при  этом  патриотических  песен.

                Взрослая саккулина никогда не линяет, лишена ротового отверстия и кишечника. Зачем  ей  рот,  если  всё питание  с  помощью  своих  наростов-корней  она  высасывает  из  краба  и   даже  свои  выделения  предоставляет  выбрасывать  крабу.Вот  такие  «несообразности»  позволяет  себе  эволюция.  Но  ведь  это  не  значит,  что  в  культурной  эволюции  мы  должны  с  подобным  мириться.
                Эволюционные  изменения  будут  направлены  на  выработку  противодействия  паразиту.  Тем  более,  что  другие виды  крабов  не  заражены  саккулиной,  значит  имеют  некоторые  адаптации.

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

                Паразит  и  хозяин  это  всегда  разные  виды.   В  социальной  эволюции  участвует  только один  вид - человек.  Здесь  разделение    происходит  не  по  морфологическим признакам,  а  по  ментальности. 
                Ментальность  расслаивается  в  социальных ячейках  общества,  в  которых  находится  человек,  и  с  этой  точки  зрения,  это  уже  разные  касты (разделение  людей  по  ментальности).  Это  уже  не  биологическая,  а культурная  эволюция,  в  которой  появляется  возможность  паразитических  отношений  внутри  социума.
                В  процессе социальной  эволюции  выделилось  много  групп (подвидов) способных  паразитировать  на  теле  общества,  а  оно (общество)  это  далеко  не  всегда  осознаёт,  бросает  в  воздух  чепчики,  радостно  приветствуя  лидеров.
                А  когда  ощущает  дискомфорт, (понижение  уровня  жизни,  проблемы  пенсий,  здравоохранения  и  т.д.)  то  приписывает  его  внешним  обстоятельствам,  которые  вдруг  так  неожиданно  проявились.   Начинаются  разговоры  о  Вашингтонском  обкоме,  о  вражеском  окружении,  о  пятой  колонне.  Короче,  виноватыми  оказываются  все,  кроме  тех,  которые  реально  управляли  и  которые  к  этому  привели.