Фантазерка

Ольга Зарецкая
Воспоминания под впечатлением     Особенности национального шопинга на родине    Юрий Яесс  http://proza.ru/2016/10/01/16

Родня  уральская

Незабываемые советские времена  тотального дефицита отложились в  моей памяти яркими картинками. В нашем маленьком Уральском городке мы,  как и большинство советских людей, жили просто, по талонам  А наши родственники в большом городе  имели доступ к радостям жизни благодаря полезным связям или блату.

При нашей первой встрече со свекровкой она рассмотрела меня с головы до пят  и заявила презрительно:” Моя дочь никогда бы это не надела!”    А у нас на общем скромном фоне мои наряды  никого не раздражали.

Иногда у нас  в магазинах выбрасывали товар. Это так и называлось, не продавали, а выбросили. Как бы собачкам на драчку. При этом выстраивались огромные  многочасовые очереди,  но  немногим счастливчикам перепадал заветный дефицит.
 
Только от  своей новой родни  я узнала, что мясо –это не те кости,  которые  у нас иногда выбрасывают в магазине,  а оно бывает даже разных типов,  говядина, баранина,  свинина!

Настоящий  шок я испытала, когда свекровка отправила меня что-то поискать в  своей кладовке.  А там на полках у нее  лежали многочисленные ящики  с консервами  и конфеты в коробках! Целое  невиданное сокровище всевозможной еды!  Похоже, что блат у них был кругом.

Когда у нас родился первенец, городская родня зачастила в гости.  Они привозили малышу игрушки и одежду,  оставшуюся от их первого внука   Это тоже было дефицитом Но при этом   съедали все наши скромные запасы,  выдаваемые нам строго по талонам.  А взять продуктов больше было негде!  Рынка в нашем городке не было, да и денег на рыночные продукты тоже.   После их отъезда я тщательно мыла полы,  бабушка так посоветовала отвадить нежеланных гостей. Но и это не помогало. 

После их очередного нашествия я объяснила им  про те, мягко говоря,  неудобства,  которые они нам создают своими частыми посещениями. Родня  мне не поверила, разобиделась и долго не появлялась.  Но потом стали приезжать со своими продуктами и иногда  нас подкармливать. Наш малыш даже питался  невиданными тогда у нас  баночками с детским мясным и овощным пюре!

Когда у нас  родились двойняшки, пришлось сильно похлопотать насчет их приданого.  Подготовили мы только на одного! Просто бесценным подарком были подгузники, с которыми пришла  одна сотрудница,   они  остались от ее малыша.  Люди тогда вот так и выручали друг друга,   делясь абсолютно всем.

Двойняшки родились недоношенные, слабенькие,  больные.  Вот тогда свекровкины связи, возможно, спасли им жизнь.  Да еще бесконечные молитвы моей бабушки.  По блату  свекровь договаривалась с лучшими врачами, доставала  дефицитные лекарства и учила меня,  бестолковую,  благодарить  врачей подарками. Я вообще представить себе не могла,  ну вот как это,  предложить что-то врачу?  Ведь он же обидится!

 
Вспоминается Михаил Жванецкий:  “Лечение стоит дорого, но можно и не платить.
Нянечкам, сёстрам обычно платят, но они ухаживают и так.
Поэтому я вам советую подождать специалиста, договориться с нянечкой и заплатить.
Но можно этого и не делать. Если вас не интересует результат.”

Нас очень интересовал результат. Дети часто болели, пришлось  научиться благодарить медиков.   Никто не обиделся ни разу.   А двойняшек выходили,  поставили на ноги.  Спасибо свекровке за науку.

Как-то  золовка  оставили у нас погостить маленького племянника. Хороший мальчишка,  особых хлопот не доставлял,   с тремя нашими сыновьями ему очень нравилось играть.  Но вот с питанием возникли проблемы.   Наши парни  росли на супах и кашах   Супы были  в основном на костях, каша  часто  на воде, без масла,   чай пили с вареньем.  А Вова требовал   суп с мясом, батон с маслом и чай с сахаром.   Наши супы и каши все-таки ел,  глядя на братьев.  А вот чай подайте ему только с сахаром!

Часто происходили такие диалоги:
-Вовочка,  у нас нет сахара!
-Надо купить в магазине! – стоял на своем  малыш.
-В магазине сахара тоже нет !-  горестно разводили мы руками
- Тогда надо достать!- не унимался племянник
- Как же нам его достать,  если нет нигде?
- По блату! Моя  мама по блату достает!
- А у нас нет блата! – вздыхали мы обреченно,  чем приводили  мальчишку в полное замешательство.

Как-то мы с детьми гостили у них и на обратную дорогу золовка положила для детей бутерброды и чай в термосе.  Наш автобус сильно задерживался,  дети проголодались, мы усадили их покушать на лавках автовокзала. Когда мальчишки с удовольствием уплетали  теткины бутерброды  с колбасой и маслом, нас обступили другие дети и показывали пальцем на мальчишек.  Колбаса и масло  тоже были большим дефицитом!


Родня украинская

Еще у нас была родня на Украине.  Ну, это вообще отдельная песня.  Тетка по линии моей матери  писала нам удивительные письма про их райскую жизнь и  поверить не могла, что у нас все так плохо! Очень сочувствовала,  как нам трудно растить детей и  даже пригласила в гости.  А я,  не долго думая,   собралась и поехала!  Взяла с собой старшего и одного из двойняшек. Второго после болезни оставили  дома с бабушкой.

При встрече и нашему,  и их удивлению не было предела!  Глядя на моих худых и бледных пацанов,  тетка даже всплакнула!   “Как дохлые цыплята!” – приговаривала она, всхлипывая   А рядом носились ее два внука и две внучки, крепкие, упитанные  здоровые  дети, кровь с молоком!

Здесь мяса, рыбы, овощей,  фруктов, молочки и всего остального было сколько угодно! Без всяких очередей и талонов.
Постепенно  приучала  своих детей к  теткиным наваристым  борщам и кашам на молоке с маслом,  чтобы не сорвать кишечник непривычной едой.  Поштучно выдавала конфетки, чтобы не спровоцировать диатез.

Дед, наслушавшись страшилок про наше житье,  стал каждый день колотить ящики с посылками и отправлять к нам на Урал.  Мы уже домой вернулись, а посылки с сахаром, конфетами,  консервами все шли и шли.

Спасибо гостеприимной  и щедрой  родне,  дети загорели, окрепли,  поправились, повидали  сытую райскую жизнь,  долго удивляли  домашних своими  сказочными впечатлениями.

Но и я нашла-таки повод для гордости! Тетка спросила как-то,очень удивив меня :” А вот в какие деньги родителям  обошлось   твое  высшее образование? ” Я закончила  Уральский  университет,  и мои родители  вообще ничего за это не платили. Еще и стипендию  повышенную получала за хорошую учебу и общественную работу!

“Вот уж не бреши! Быть такого не может! ”- возмущалась тетка.  “Когда мы своих девок в металлургический институт пристроили,  возили  туда возами,  и пареным, и  жареным!”

А  тетка  так  мне и не поверила:”  Ты,  Ольга, с детства была  большой фантазеркой,   но вот чтобы такого насочинять!”