Мой маленький капитан

Наталья Шалле
              "Люблю водить тебя кругами неведомыми
                и квадратами неведомыми,
                ещё невидимыми для человеческих глаз..."
                /мой внук/

На моём подоконнике уютно соседствуют две орхидеи, белая фарфоровая статуэтка обнажённой лежащей женщины и несколько морских раковин. Раковины не только моя слабость. Их очень любит рассматривать мой 8-летний внук. У нас даже вкусы совпадают: когда я привожу с побережья очередную порцию, он выбирает именно те, которые бы предпочла я. Каждый раз, приходя в гости, он уносит с собой одну (в основном, плоскую из тех, которые собирались прямо на берегу, рапанки уже давно им приватизированы), внимательно рассматривая со всех сторон. К старым крупным экспонатам он пока ещё не подобрался.

Я как-то рассказала ему о том, как впервые увидела потрясающие дары морских глубин. Это случилось очень давно. Мы с моим младшим ребёнком отдыхали на Евпаторийском побережье в одном из санаториев. Путь на пляж лежал вдоль Набережной, усаженной розами и пальмами. Возвращаясь, ещё издалека увидела худощавого прокопчённого, похоже – насквозь (цвет кожи был просто иссиня-чёрный)  пожилого мужчину, который бережно раскладывал на переносном столике невероятной красоты морские раковины. До этого я видела только похожие на спящих горлиц рапанки; плоские, как вьетнамские шапочки, ракушки; пастельные веерочки; чёрные, словно крылья бабочек, створки мидий. Здесь было пиршество! Кружевные, белые с розовым, изогнутые, похожие на музыкальные инструменты, на раковины-моллюски с золотым сечением, конусовидные, ципреи, хвостатые мурексы, стромбусы, в общем, столько разнообразия, что оторваться от сокровищ было невозможно. Хотелось каждую взять в руки и подержать. Кроме меня и моего ребёнка на тот момент рядом никого не было. И мужчина спросил:
– Какая раковина нравится Вам больше всех?
– Вы их продаёте?
– Да, – с глубоким вздохом ответил он.
– Это Ваша коллекция?
– Да,– повторил мужчина, – Я привозил раковины отовсюду, я в прошлом – моряк. Коллекции несколько десятков лет.
 –Тогда почему продаёте? Ведь это часть жизни.
– Так сложилось, что мне некому её оставить, – глубокий вздох повторился, и после минутной паузы он спросил: – Так какая Вам приглянулась?
Я сразу приметила раковину не особой красоты и витиеватости. Она была, скорее, похожа на древний скрученный свиток с теми тонами красок, которые иногда по мере старения приобретают доминирующий цвет сепии. Взгляд невольно возвращался к ней.
– Это Рог Нептуна. Один из разновидностей. И моих любимых. Если Вы его приобретёте, он принесёт Вам счастье, – едва заметная, мимолётная  улыбка тронула губы мужчины.
Я купила Рог, который стал началом моей коллекции и который казался слишком хрупким для счастья. Не очень веря в слова моряка и не теряя надежды, была рада приобретению.

Завтра жду внука (раньше он с удовольствием смотрел познавашки Зоо, мог особо увлечённо рассказывать о рыбах...), которого в последнее время интересуют 2 темы: Чернобыль и "Титаник". Всё, что можно было извлечь в ИНЕТе по этой теме, он просмотрел и буквально ошеломил меня несколькими вопросами:
– Бабуль, как ты думаешь, где больше погибло людей? В Чернобыле или на "Титанике"? А ты знаешь, что до "Титаника" было ещё 2 аналогичных судна? "Олимпик" и "Британник"? И что он потерпел катастрофу не из-за айсберга? А вот если бы атомы были цветные? – сыпя вопросы и, впитывая, как губка, ответы, добавил:
– Если бы я был капитаном "Титаника", я бы не допустил его катастрофы. Никто бы не погиб.., – и тут же попросил рассказать о моём детстве. Когда он услышал, что мы ходили в школу без сопровождения взрослых, у нас не было компов, мы играли в лапту, прятки, выжигалы, прыгали через веревочки, ребёнок с удивлением и вздохом искренне позавидовал:
– Какое у тебя детство было хорошее... Счастливое...
Однажды, покрутив быстро и медленно игрушечную шарманку, заметил:
– А вот медленнее – музыка лучше. Скажи, почему люди умирают? А ты долго будешь жить? Бабусь, я не буду стоматологом, как мама, а стану врачом, который изобретёт такие витамины, которые сделают человека не умирающим. Выпьешь одну витаминку и не умрёшь никогда. Или буду капитаном большого, как мегаполис(ведь "Титаник" был, как мегаполис! Ты знаешь?), корабля и приведу его в Нью-Йорк  Ну, может, не в Нью-Йорк, другой город. Обязательно! Он будет называться... Пока не знаю, как. Наказывать ребёнка лишением планшета – это безнравственно. Сделай мне чайку, ты очень вкусно готовишь даже чай. Я знаю ещё одного человека, который тоже вкусно готовит, это моя мама. Вы с ней на одном уровне. К изюму меня нужно было с детства приучать. Сейчас уже поздно. Помнишь, я подарил тебе мои стихи? Ты можешь распорядиться ими по своему усмотрению." Распорядилась – взяла эпиграфом к этой мини...
"Господи, – подумала я, – Да разве в наших головах в этом возрасте были похожие мысли? О счастье, о бессмертии, о желании быть полезным?" Ни о каком детекторе лжи не слыхали, на котором внук хотел проверить одного человека, подозревая в обмане.

Я категорически против  того, чтобы на детей оказывали давление признаваться публично в любви бабушкам, дедушкам, тётям, дядям. Ребёнок должен для этого родиться, чтобы ему самому захотелось сказать слова признания в какой-то, возможно, осознанный, важный момент, как это сделал мой непоседливый и неравнодушный ко многому внук. Без зрителей, без родителей, без свидетелей, один на один. Подошёл ко мне недавно, положил свои ладошки на мои щёки и совершенно неожиданно признался: "Бабуся, я очень тебя люблю"... Бесценно.

Я обязательно подарю ребёнку Рог Нептуна. На счастье. Моему маленькому капитану судна с названием "Долгая Счастливая Жизнь".

*---------------------
В иллюстрации "Рог Нептуна" из домашней коллекции.