Ч. 132 Новый покорный слуга императора

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2019/10/29/1856

Русские войска продвигались к Хиве, отражая атаки небольших отрядов вооружённых  допотопными ружьями  хивинцев. До рукопашных схваток их старались не допускать, расстреливая на расстоянии из винтовок и картечью из орудий.

Если какое-нибудь селение оказывало сопротивление, то его уничтожали, верблюдов, лошадей и скот отбирали. Брали заложников: у хивинца, заподозренного в предательстве, в заложники взяли жену, двоих малолетних детей, а также трёх мужчин из соседнего селения, видимо, родственников.

Их угрожали расстрелять. Судьба заложников неизвестна. С русскими войсками сражались не только туркмены, но и узбеки. При взятии города Мангыта его гарнизон оказал ожесточённое сопротивление. Жители города, также сражались против русских.
 
При осмотре захваченного города в домах и во дворах обнаружили много убитых и раненых узбеков. Раненых добивали, а дома грабили и разрушали.

Генерал Верёвкин выделил летучий отряд из двухсот конников  и ракетной батареи для уничтожения туркменских зимовок, что «исполнено вполне успешно и без потерь с нашей стороны», - говорилось в донесении.
 
Страна, в которую вступили русские войска, поражала образцовым земледелием, культурной обработкой и орошением. Офицеры, которые бывали за границей, сравнивали её с северной Италией.
 
Участник похода  писал: «Производительность и богатство занятого войсками края так велики, что его можно назвать житницей Хивинского ханства. Обеспечение Мангышлакского отряда пшеничною мукою, рисом и джугары (последняя для лошадей вместо ячменя) на продолжительное время не представляло ни малейшего затруднения».
 
Видимо, те, у кого это всё забирали, хорошо себе представляли, чем им грозит создание «затруднений».

Войска генералов Кауфмана и  Верёвкина подошли к Хиве с противоположных сторон. К тому времени хан бежал с ближайшим окружением из города, а в самом городе среди жителей и оставшихся войск образовались две партии. Одни предлагали сдаться, а другие – сражаться.
 
Так случилось, что со стороны Кауфмана было большинство желающих сдаться. Они прислали свою делегацию для переговоров. Пока Кауфман вёл переговоры, с другой стороны войска генерала Верёвкина пробивали крепостную стену, вели ожесточённый бой с защитниками Хивы, не желавшими сдаваться.
 
В этом сражении  особенно отличился подполковник Скобелев, проявив и храбрость,  и умение руководить войсками. Бой продолжался, пока генерал Верёвкин не получил приказ от Кауфмана прекратить военные действия.
 
Кауфман получил письмо от хана, в котором тот соглашался на любые условия мира. Генерал-губернатор Туркестана приказал арестовать двух ближайших вельмож хана, Мат-Мурада и  Рахмет-уллу, известных, как ярых противников русских.
 
Их отправили на жительство в Калужскую губернию, видимо, для привития любви к России. Кауфман разрешил хану вернуться в Хиву.
Получив указание из Петербурга, командующий русскими войсками предложил ему подписать договор, который был подготовлен в столице,  и получил одобрение Александра II.
 
Так в саду Гендемиан, летней резиденции хана,  был подписан договор, в котором хан признавал протекторат России. В тексте договора говорилось, что хан считает себя «покорным слугой императора всероссийского».
 
По договору хан отказывался от самостоятельной внешней политики, принимал на себя обязательство не предпринимать никаких военных действий без ведома и разрешения русских властей. Впрочем, ему и не разрешили держать войско.
 
Территория по правому берегу реки Амударьи переходила к России. Русские купцы получили право беспошлинного провоза товаров и торговли на территории ханства. В ханстве уничтожались рабство и работорговля.

И, наконец, хивинский хан принял обязательство уплатить российскому правительству контрибуцию в размере 2,2 миллиона  рублей с рассрочкой в 20 лет (по 1893 год  включительно). Таким образом,  окупались расходы на военную экспедицию.
 
При хане был создан совет из русских чиновников и ханских вельмож с утверждением их кандидатур Кауфманом.

Англичане отметили как положительный результат отмену рабства в Хивинском ханстве. Все рабы были освобождены. Русская пресса тоже делала на ликвидации рабства основной упор. Другие вещи замалчивались.

Россия сохранила на завоёванных землях прежнюю администрацию, прежнюю власть, но теперь простому люду пришлось кормить не только своих собственных чиновников, но и царских, и контрибуцию хан тоже переложил на своих подданных.
 
Продолжение http://www.proza.ru/2019/11/01/1259