Апелляция

Александр Чатур
          АПЕЛЛЯЦИЯ

   Синий френч (или как это теперь называется?) Знак классности на груди справа. Капитан. С аккуратной бородкой. Что- то подсказывало: наш, несмотря на бородку. Да и классность лётную от технической я давно уже не отличаю после «творчества» Юдашкиных. Ан привыкли.
- Самовольно изменил высоту полёта, поставил под угрозу жизнь экипажа, четверых пассажиров. Допустил столкновение с линией электропередач. Нанёс повреждения вертолёту, вред боеготовности подразделения. Нуждается в ремонте автомат перекоса… Ущерб…
Год лишения свободы с отбыванием в колонии- поселении.

   В окружении двух молодых, ему под стать, адвокатов, стройный, крепкий, сдержанный. Ответы чёткие- встал- сел. Кажется, ни судья, ни приставы, чего уж говорить о прочих, никогда и не были столь же дисциплинированы и целеустремленны. Если суд сейчас вдруг загорится или начнёт рушиться- последним из него выйдет именно он, если выйдет.

   - Предельно- малая- это от 15 до 200 метров. Высота мне не задавалась. Я лишь информировался о барической и истинной высоте. Экспертиза проводилась по инструкциям, не действующим с 1996 года. В соответствии с ней, мой полёт проходил на 100 метров ниже поверхности. Я летел под землёй, уважаемый Суд! Заключение МАК является недействительным, позвольте приобщить к делу письмо.
- ...Как экспертная комиссия, МАК не может утверждать виновность или невиновность, но лишь технические аспекты происшествия…- судья проглатывает что- то из текста скороговоркой,- только о ВС гражданской авиации… Что такое ВС?
Тишина.
- Кто- нибудь знает?
Ни подсудимый, ни адвокаты- никто.
- Я же не пилот,- продолжает судья,- ВС… Вооружённые силы?..

   Прения.
- Понятие урона боеготовности характеризуется закрытым документом. Как экспертиза могла прийти к такому выводу? Он характеризуется процентным соотношением…
- Если стало на один вертолёт меньше- ущерб очевиден,- парирует прокурор.
- Устранение неполадок заняло лишь несколько часов. Я долетел, сел без всяких затруднений. Риска для жизни и здоровья экипажа не существовало.
По заключению экспертизы я порвал провода, шесть проводов, каждый из которых три тонны на разрыв. Это несопоставимо с теми незначительными повреждениями. Я утверждаю, что столкновения не было.
- А что было?
- Я не знаю. Возможно, мной была допущена какая- то ошибка. Но я не нарушал режима полёта и заданной высоты.

   Последнее слово.
- Прошу учесть, уважаемый суд, что за время службы взысканий не имел. Имею налёт полторы тысячи часов. Хочу продолжать служить в Вооружённых силах. Мои сослуживцы (экипаж) доверяют мне и готовы служить со мной дальше.
Характеристики с места службы положительные.
Встал- сел. Как на предполётной подготовке. А ведь уже два или три месяца не летал. Отстранён на время следствия.
Что там бормотал этот мужичок в углу? ВС… ВС… Воздушные суда! Ну конечно! Судья спросил, знает ли кто. Вот он и подсказывал. Но «кто» в судебном заседании означает «из участников процесса», а их перечень исчерпывается Процессуальным кодексом. Значит всё- таки- никто. Он ещё подошёл потом в перерыве:
- Сызрань?
- Сейчас больше нигде не готовят,- отвлёкся капитан.
- Мы коллеги. Я тоже был. – и мужичок замялся и отошёл.
- Вот это да. – донеслось до него без восклицательного знака.
Да и понятно. Жена у стеночки на стуле. Несколько месяцев этого бредового сна. Следствие. Адвокаты. Деньги. Профессия? Карьера? – всё под двумя вопросами.
Сызрань… Кто- то понял, о чём речь? «Река, вытекающая из оврага», с тюркского. А город- на Волге. А полёт проходил вблизи знаменитейшего озера. Синий френч. Синяя майка. Восемь звёзд. А может быть и одна большая когда- то. Как они похожи, даже внешне. Та же ступенька над переносьем, точёные черты лица, фигура, словно высеченная из камня.

   Вы взлетаете с аэродрома и устанавливаете на высотомере в окошечке атмосферное давление данного места. Прибор естественно показывает высоту «0». По маршруту вам передают условия посадки и метеоданные. Вы изменяете показания в окошке прибора (он до сей поры показывал высоту над точкой вылета, а не над рельефом под вами). Если давление в данном районе отличается на 10 мм (например, не 765, а 755), то показание высотомера грешит на целую сотню метров. При полёте на предельно малой (15- 200) – это очень чувствительно. Есть и другие приборы. Есть и другие намерения и обстоятельства…

   Моя судьба… что ещё я так любил или ценил? Честь? Я связал Судьбу с профессией. Я связал Судьбу с женщиной, с Армией, со страной. Я холил мою судьбу и лелеял. Закалял и оттачивал… Они не вправе судить о военных- как он сказал- ВС, воздушных судах. И этот мужичок, как дыхание тлена: «Я тоже… был…» Дохнуло концом, могилой, гнилым ручьём из оврага…

   Они улыбались. Жена вытерла слёзы и бросилась на шею капитану. Но он же- «точёный». Он только глубоко- глубоко вздохнул. Так, будто не дышал уже несколько месяцев. Как же сладок был этот воздух. Этот московский предзимний воздух… Условно…
 
     30.10.19