Заметки мимоходом. 1 - 31 октября 2019 г

Виктор Балдоржиев
1 октября. Начал публиковать в сетях Pax Mongolica. Работа уникальная и нужная. Кому надо найдут на моих ресурсах.


2 октября. Пишу очерки. Заказ. Это будет книга для одного из районов. Глупость, конечно. Район - это огромная история, но это будет 18 очерков, из которых 10 - мои. Я бы мог написать все. Дело в том. что я знаю всех героев...


3 октября. В сетях пишут ерунду. Снова Стрелков и снова Штайнмайер. Вот пусть они и стреляются. Причём тут народ?


5 октября. Заметно, что читают отрывки моего черновика из работы "Время и Фриланс", которую я публикую на Проза.ру. "Наступили 1990-е… СССР рухнул, железный занавес взмыл и исчез.
Руководители страны и регионов, то есть партийная верхушка, которая в последние десятилетия жила как хозяин всех закромов Родины и готова была присвоить эти закрома на, якобы, законных основаниях, активно начала реализовывать свои планы вместе с потомками и ближайшим окружением.
Стационарный защитник и одновременно бандит в лице государства отказался от своих обязанностей и покинул своих граждан, его роль взяли на себя не стационарные бандиты – группировки из разных слоёв общества.
Наивные правозащитники бросились устраивать демократию".
Это я набрасывал на Сахалине, потом в Улан-Удэ. Кажется, в 1987-1988 годах.
http://www.proza.ru/2018/08/25/883


6 октября. Монголы публикуют мои письма и посты на своих сайтах.


7 октября.
Наверное, никогда не избавлюсь от ощущения, что в России большинство никогда не было и не будет настоящим. Тот, кто говорит заведомо ложные слова, не верит в свою ложь, но все хотят удовлетвориться не настоящим, веря в невозможное и неосуществимое. И заняты именно такими вопросами вместо того, чтобы работать и достигать конкретных результатов.
Что настоящего и какие результаты могут быть в пожизненном приспособленчестве?

* * *

Не только с чудищем, которое обло, озорно, огромно, стозевно и лайя, но и с любым чудищем лучше не иметь никакого дела и, по возможности, исключить любое не только общение, но приближение. Лучше не знать никакого чудища. Но именно к чудищу, особенно к тому, который и обло, и озорно, и прочая, прочая, прочая, обращены все слова и зазывания, начиная от научных работ и даже не кончая политическими баннерами и листовками.
Возможно ли другое развитие, без чудища или каждый из нас часть этого чудища и отделиться от него невозможно?
Естественно, что это так. Кто-то давно, кто-то недавно, а кто-то уже готов стать частью чудища...


8 октября.
Разные явления определяют качество общества. Вот два вопроса, ответы на которые характеризуют современную страну: что и как на этой территории производят? И торгуют ли эти люди тем, что они умеют про-изводить?
Если ответы на эти вопросы затруднительны, то возникают разного рода сомнения относительно истории, честности, культуры, образования, профессионализма, таланта и прочих качеств этих людей, При существующих товарно-денежных отношениях, не производя ничего, могут жить только рабы и вруны, воры и приспособленцы, у которых не может быть ничего настоящего, включая их историю…

* * *

«Надо повторять правду как можно чаще, потому что ложь мы слышим каждый день».
И.Гёте


9 октября.
Всегда удивляет наглость или тупость приспособленцев, считающих себя политиками и рассуждающих о возможности встроиться в систему, используя толпу и призывая к протестам. (Политик – это человек, борю-щийся за власть и жертвующий собой и всем ради захвата власти. Остальные - приспособленцы).

Как могут массы людей, бывшие столетиями безмолвными рабами, которых использовала в качестве пушечного мяса кучка тиранов в борьбе за свои интересы с другими тиранами, протестовать и предъявлять какие-то требования режиму, обеспечивающему их бездельем и пропитанием? Могут ли рабы, достигшие своего идеала, протестовать против этого идеала?

* * *

Часто смущают какие-то дикие вопросы. Например, почему, живя в деревне, я не держу живность? Как объяснить, что человек должен заниматься тем, что лучше всего у него получается. В нашей деревне есть люди, которые занимаются животноводством, намного лучше меня. У меня есть своя работа, с которой я, надеюсь, справляюсь лучше чем те, которые заняты животноводством. Грубо говоря, вместе мы производим продукцию, товар, но у каждого из нас свой товар и свой рынок сбыта.

* * *

Краткое обращение к монголам и постановка задачи: мы должны стать нацией культурных и образованных людей. Деятельность любого нашего интеллектуала должна быть направлена только и только на достижение этой задачи, из которого проистекают все остальные цели и задачи.

* * *

В течение жизни одного поколения произошёл (ещё происходит) переход современной России из стадии варварства в стадию дегенерации, минуя цивилизацию.


10 октября.
Люди - новая нефть. Схема уже "овладевает" госаппаратом.


11 октября.
Не нравятся мне разговоры об экологической культуре, экологической проблеме. Они должны быть в человеке, в стереотипе его поведения с рождения. А то, что привито – ненадёжно, всегда может исчезнуть.


13 октября.
АРТИСТ. (Отрывок из очерка)

Зимой 1981 года в одном из ресторанов города Читы, я наблюдал отчаянный спор двух пожилых бурят, явно колхозников, с администраторшей и официанткой ресторана и возникшим по этому поводу в зале милицейским патрулём. Я чувствовал, что пожилые степняки в разгорающейся перепалке правы. Их естественное недоумение не вызывало в этом сомнения.

Но из-за неумения или отсутствия коммуникабельности, а также нехватки русских слов, чем обычно и пользуются наглецы, они уже были готовы согласиться или откупиться от персонала и милиционеров, когда между противниками соткался, будто из воздуха, необычайно художественный и колоритный образ чрезвычайно интересного манерой общения человека.

Элегантный, стройный, красивый, с выразительными и тонкими чертами лица, холёными чёрными усами, в безукоризненном чёрном костюме, в белейшей рубашке при строгом галстуке и лакированных ботинках, убедительным и властным тембром низкого баритона, человек немедленно вызывал у окружающих оторопь и почтение. Взлетали и блестели запонки, зажим галстука, перстень, веяло приятным мужским парфюмом. Ресторан вместе с клиентами мгновенно изменился, стали ярче и сочнее краски, лица, возникла неповторимая атмосфера благородства, в котором звучал властный и убедительный, вместе с тем чарующий, голос никогда не виданного нами типажа.
Он будто возник из другого, свободного и яркого, мира, где должно легко дышаться всем присутствующим и отдельному человеку.

Пожилые колхозники приободрились и приосанились, администраторша, официантка и два здоровенных милиционеры преданно ели глазами артиста, стоя уже навытяжку и сложив руки по швам. Мастер их отчитывал короткими и хлёсткими фразами. Он делал резкие жесты, грозно вращал и сверлил глазами, удивлённо вскидывал и тут же угрожающе опускал брови, в неподражаемой правоте поворачивал голову, рассматривая присмиревших собеседников на предмет их возможной участи в дальнейшем.

Потом человек милостиво отпустил понурый персонал и милиционеров, попутно сделав заказ и усаживаясь за стол. После чего, став совершенно обаятельным и добрейшим человеком, на чистейшем бурятском языке обратился к растерянным пожилым колхозникам, которых, видимо, пытались крупно обсчитать в ресторане.
Они сели, разговаривая на бурятском, за стол. Раздались и стихли аплодисменты, ресторан снова зажил своей обычной суетой, но что-то неуловимо изменилось в этой суете, будто каждый увидел другим себя и мир.
- Земляк! Знаю, ты работаешь в Дульдурге. Я оттуда родом. Садись за наш стол. Говорить будем. – Позвал, улыбаясь, этот художник меня, наблюдавшего эту красочную и живую картину за соседним столом.
А когда нас стало четверо бурят, человек оглядел всех и сказал, изысканно поднимая бокал с вином, очень простые и запоминающиеся слова:
- Никогда и ни перед кем не надо унижаться, этим мы унижаем всех. Уважайте достоинство себя и окружающих, друзья!

Так я познакомился и подружился с великим артистом, организатором и создателем Майдари Жапхандаевым.
Тогда мы не знали слова шоу…

(Из серии очерков для отдельного издания. На снимке: Народный артист России, директор Бурятского Академического Государственного театра драмы им. Хоца Намцараева с 1995 по 1999 год, создатель Государственного цирка Бурятии Майдари Жапхандаев. В 1981 году ему было 37 лет. Погуглите о нём больше)


15 октября.
Крепкий Подарок

Примерный разговор между мной и монголами, живущими в степи (вольный перевод):
- Виктор-ах, Вы очень близки и понятны нам. Но почему Вас понимаем мы, люди, живущие в степи и не знающие русского языка, а ваши буряты, знающие русский язык и живущие в сёлах и городах России не понимают Вас?
- Честно? Мне кажется, что Вы всё ещё остаётесь людьми, а они давно и трудно превращаются в чертей. Тэд б;гд ч;тг;р болж байнаа…
(В общем, получился рассказ. Публикую на своей странице).


18 октября.
О том, как буряты на генеральской машине по Праге катались
(Отрывок из очерка)

- Смотри, какая красивая машина. Ни одной царапины. Как уцелела в такой заварухе? Танки корёжит и сминает, а тут такая машина и целая! – Недоумевал старший сержант Батомунко Цырендоржиев, которого почему-то все называли Хандри, осматривая блестящую, будто лакированную, чёрную машину. – Бросили что ли?
- Из гаража, наверное, недавно выкатили. На таких машинах только богатые господа ездят. Вся открытая, будто без кабины, не сиденья, а дорогие кресла. Мы и не видели таких машин никогда, – заметил его друг, старшина Садо Намжилов, обходя автомобиль. – Красиво тут люди устраиваются, гаражи, как самые лучшие дома, все каменные. Даже скот здесь живёт лучше, чем люди в советских колхозах.
- Тише, тише, Садо! Не критикуй шибко. Ты про себя думай... Прокатимся что ли по Праге! – Вдруг загорелся Хандри, закидывая свой ППШ за плечо. – И ключ торчит в зажигании.
- А ты умеешь ездить?
- Конечно, нет. Я думал, ты умеешь. У вас же в колхозе были машины, а я на технике не ездил. Ты же знаешь, меня сразу после училища призвали.
- У нас таких машин нет. Это совсем другая машина. Наши с фанерной кабиной. А тут всё блестит и на кнопочках! Не трактор. У нас в районе, наверное, человек десять умели ездить на тракторах и машинах с фанерными кабинами.
- Это «Хорьх», хорошая машина! Генеральская, поди. - Высказал догадку подошедший сержант Нечаев. - Эх, умел бы я ездить, рванул бы по Чехословакии!
- И ты не шофёр! Куда рванул бы? - Огорчился Хандри.

Автомобиль стоял у самой бордюры улицы, по сторонам которой начинались руины и уцелевшие здания Праги. Пятый день не гремели выстрелы и взрывы, майское небо удивляло чистотой.
Прага ликовала! Люди смеялись, улыбались друг другу, обнимались, танцевали, звучала музыка. Всюду то взлетал, то ниспадал людской гомон, урчала военная техника. Народа было дивно много! Говорили на разных языках. Время от времени неведомо откуда доходили слухи, что в окрестностях города отстреливаются не признающие или не знающие о капитуляции немцы и неизвестные люди в немецкой форме. Эти неизвестные не сдавались, предпочитали застрелиться. Хандри и Садо знали – власовцы.
Ещё до наступления на восставшую Прагу бойцов 115 полка, в котором служили друзья с начала призыва, предупредили: возможны бои с власовцами в немецкой форме. Наверное, они пытались прорваться через окружение и сдаться в плен американцам. Хандри и Садо успели повоевать с ними, о которых говорили, что они сначала поддерживали восставшую Прагу, но потом почему-то покинули город.

Война закончилась 9 мая, а Цырендоржиеву и Намжилову вместе с однополчанами пришлось воевать до 12 мая. А что будет впереди? Бандеровцов выковыривать отправят? И такие слухи гуляют.
Коренастые и скуластые, смуглые и весёлые, они всё ещё не могли привыкнуть к тому, что война закончилась. А красивый немецкий автомобиль всем своим видом говорил о мирной и совершенно незнакомой друзьям жизни, которая была всё время где-то совсем рядом.
- Нечаев! Кто-нибудь из наших умеет ездить на этой машине? – Спросил Хандри, не оставлявший надежды прокатиться на красивой машине.
- Вряд ли... У нас же одни колхозники, трактористы, танкисты, кавалеристы, оружейники. А тут немецкая техника. Точная, блестит вся. Аккуратность любит.
Автомобиль уже окружили до взвода солдат и сержантов. Шофёров в толпе не было. Начали искать среди проходящих солдат, сходили к хозяйственникам, побывали у миномётчиков, штабных. Шофёра были, но никто из них на «Хорьхе» не ездил.
- Что за народ! – Вскипел неугомонный Нечаев, матерясь.
Солдаты стали отходить от красивой машины.

Мимо потянулась длинная колонна пленных, которых вели несколько конвойных. Немцы шли оживлённо, как будто наконец-то освободились от огромной и давящей тяжести, а теперь можно было вздохнуть и шагать налегке, не особенно заботясь о будущем.
- Немецкая, говорите, техника? – Спросил у Садо и Нечаева Хандри, сдвигая в задумчивости на затылок кубанку. – Немецкая... Значит надо…
Он решительно шагнул в сторону колонны пленных и заговорил с конвойным. Тот рассмеялся и махнул рукой. Хандри хлопнул его плечу и тоже рассмеялся, внимательно разглядывая бредущих немцев. Выбрав одного из них взглядом, он поманил его: «Ком цу мир!» Конвойный кивнул, разрешая, и пленный подошёл к Хандри.
Познания немецкого закончились. Не будешь же пленному говорить «Хенде хох или капут»? Но когда немцу показали машину и объяснили жестами, что надо ехать, пленный понял, оживился, осмотрел колёса, открыл капот и стал осматривать двигатель, проверять масло.
- У немцев на машине ездит любой, а у нас надо искать! - Сделал бодрый вывод Садо. – Куда поедем, что мы тут знаем?
- Найдём куда! - Рассмеялся Хандри. – У нас свободное время до утра. Не потеряемся. Садись, немец, за руль, крути, Нечаев, рукоятку, Садо – на заднее кресло, я – рядом с тобой. Как генералы будем!
Колонна пленных скрылась за ближним поворотом. «Хорьх» завёлся со второго оборота, мягко зарокотал двигатель, немец повернулся и вопросительно взглянул на Хандри, севшего возле Садо на заднем сиденье, и тот вытянув повелительно руку вдоль улицы, показал – прямо. Садо передвинул ППШ на грудь, Нечаев закрыл дверь, сел возле водителя, пристроив свой карабин между колен.
Блестящий немецкий автомобиль покатил по Праге...

Об этом случае я должен был написать в 1982 году. Специально для читателей Дульдургинского района. Тогда дядя Хандри, то есть Батомунко Цырендоржиеву, было 62 года, его знал весь район. А я хотел, чтобы жители района увидели знаменитого дядю Хандри едущим на немецкой машине по Праге. Ведь это реальный факт!

На снимке: Батомунко Цырендоржиев (1920-2013). Полностью очерк будет опубликован в специальном издании и на моих интернет-ресурсах.


19 октября.
Скучно, нудно, но без особой грусти и печали.
Как-то диковато читать в СМИ, особенно региональных, и в сети о политике, когда в России нет и не может быть никакой политики. Ну, не может здесь быть политики и политиков! Какая политика там, где «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак»? Там, где почитают снисхождение и милость, благоговение перед теми, кто питается тобой и твоим потомством, за благо, говорить о политике абсурдно.

Молодёжь, да и то частично, совершенно далека от исторической каши из говна и крови, выдаваемой жрецами за что-то совершенно другое, необходимое и обязательное… Просвещённая интернетом молодёжь демонстративно презирает питекантропов власти, веками занятых пережёвыванием населения и уничтожением сотворённых ими же трупов. Ожидать каких-то созидательных порывов от молодёжи бесполезно. Какие старшие терпилы, такие же и младшие. Рабство - состояние бесконечное, не имеет возраста и ничего не создаёт...

Для создания чего-нибудь нужен материал, в который надо вдохнуть идею. Но здесь нет не только материала или тех, кто могли бы вдыхать или выдыхать идею, здесь нет самой идеи. Её просто не может быть: производить не из чего. Идеи прорастают на напластованиях веков, которые, отработав своё, превращаются в тлен и прах. Пространство от них очищают ветры времён. Здесь пока только клочья тлена и остатки праха из отработанных напластований прошлого. Каких-то новых напластований не будет. Из чего? Из какого материала? Это очевидно…

Территорию меняют (удобряют!) совершенно отличные от имеющихся в обществе МЫСЛИ, которые генерируют совершенно другие мыслители, в результате их работы изменяют себя сначала ЛЮДИ, после чего они делают территорию СТРАНОЙ.
Так думается. Жалости нет. Надо жить.
Наблюдать, конечно, за бурлением процесса интересно, но иногда надоедает.

* * *

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Что бы это значило? Кто и как понимает строки Беранже? Если не заниматься отсебятиной, то есть проецированием себя и мира под свои выдумки, то это означает, что идеология не создаётся на науке.
Идеология создаётся на лжи, ибо всякая отсебятина (культура, а литература особенно) и проецирование себя и окружающего мира под свои фантазии, не имеет ничего общего с химическими соединениями, из которых создано буквально всё. И эти соединения развиваются по своим законам, совершенно далёких от тех, которые выдумывает человек.

Идеологии и партии не создаются по признакам группы крови или свойств аминокислот, они создаются по степени предрасположенности ко лжи. Большая партия – большая ложь, поменьше – поменьше ложь и т. д.
Людям было бы невыносимо жить, следуя науке, вот и выдумывают безумцы тот самый «сон золотой» - религию, идеологию, культуру и прочую гуманитарщину, которую в итоге используют бандиты и самые отвратительные представители человечества, достигающие власти.
Человеку невыносимо увидеть себя и бесконечный космос с научной точки зрения. Ему надо усыпить себя лживыми представлениями, не знать о том, что он и Вселенная – всего лишь вечно изменяющийся, разрушаясь и обретая новые содержания и формы, кратковременный набор химических соединений.
Без «золотого сна», то есть без лжи и самообмана – жизнь становится бессмысленной и страшной…

Так думается сегодня, 19 октября 2019 года.
Кстати, сегодня – День лицеиста. Не забыли? «Друзья! Прекрасен наш союз…» В этот день был открыт Императорский лицей, в котором учился Александр Сергеевич Пушкин, один из безумцев, до сего дня навевающий россиянам золотой сон, отвлекая от настоящего развития. Пусть...


21 октября.
Такое ощущение, что государство скоро начнёт дарить телевизор населению...


22 октября.
Гадаад ерт;нцийн ;г. Что случилось с Монголией?
Страна и люди, которых совсем недавно втайне высмеивали недалёкие их сородичи, якобы знающие русский язык, долго находились в коме, действительно, векового невежества. Но дело в том, что они всегда, даже в этой отсталости, жили своей жизнью, в своей цивилизации, в тайной надежде, что когда-нибудь вырвутся из этого адова круга. И эта надежда, обретя центростремительную силу, вывела их на другие просторы познания и развития.

Они вырвались и развиваются. Теперь они не остановятся, развитие стало неумолимым и обязательным для каждого монгола. И при этом – всё осталось только и только своим, несмотря на инвестиции, алчные поползновения соседних государств. Важно, что люди вырвались из своего застоя. Ещё важнее, что развивается язык, на котором уже возможны любые описания современных технологий. Монгольский язык уже в Googl и во всех переводчиках!

Тайна была в том, что монголы всегда, даже в самые отсталые периоды «развитого социализма», оставались самими собой, в своей цивилизации. И такое «отставание» позволило им сохранить себя, язык, государство, свою цивилизацию, и, сохранив всё это, вырваться и обогнать остальных. Всё было правильно.

Теперь они будут стремительно развиваться, а те, кто недавно высмеивали их, станут стремительно отставать, ибо они безнадёжно и с глупейшей радостью (!!!) потеряли свою цивилизацию и, естественно, никогда не встроятся в чужую цивилизацию, а потому поют свои унылые песни на обочине истории, ставя своей главной задачей (и счастьем!) – стать бюджетным быдлом. Тут всё было и будет дальше неправильным. Но это никогда и никого не волновало, а теперь и подавно…

Урагшаа Монгол! ;нг;рс;н ;е дуусч байна. Б;; эргэж хар!
Вперёд Монголия! Прошлое известно и осталось позади. Не оглядывайся назад!


26 октября.
Третий день езжу по краю. Присутствую на мероприятиях. Персонажи Гоголя не меняются. Многие хотели бы видеть среди них и меня, хотя Гоголь вряд что-нибудь знал о бурятах.

* * 8

Что могут сказать и, тем более, дать люди, всю жизнь пребывающие в плену одних и тех императивов и категорий, кроме уныния?

* * *

Непременное желание проецировать себя на что угодно всегда вызывает оторопь и желание скорее забыть об этом персонаже.

* * *

Что особенно мерзко? В гостях и на всех мероприятиях всегда просили и просят пить водку. Вчера снова настаивали. Не хотят отделять от себя:))) Других людей нет и по-другому нельзя. Вот и сидим: вместе, но чужие...

* * *

Моё очередное путешествие из деревни в цивилизацию закончилось. На этот раз: две презентации в Агинском и Чите. Разговор о книгах и языке.
Итог: помимо приятных речей персонажей Гоголя - ошибки в текстах, которые демонстрируют на больших экранах.
На последней презентации с ошибками присутствовали - писатели, журналисты, доктор и кандидаты филологических наук, бывший руководитель комитета образования и действующий министр культуры.


28 октября.
Любая энергия остаётся дремлющей, неизвестной никому возможностью или потенциалом, до тех пор, пока на этой энергии не будет сфокусировано чьё-то внимание, которое пробудит её и побудит к действиям. Следовательно, для пробуждения этой энергии нужны люди соответствующего уровня.

* * *

Человек понимается в материалистическом смысле, как материя, обладающая сознанием. И как такая материя он является некоей копией, или фрактальной единицей мира. (Из работы Мунко Цыренова).

* * *

- Желательно узнать, а ещё лучше увидеть реальность, чем чьи-то представления о ней в любом изложении.
- Вот именно. И когда я услышал из уст выступающего: «Эта сволочь и пан-монголист Балдоржиев», то сразу понял: надо непременно связываться именно с вами.

(Из недавней беседы с очень интересным философом, занимающимся политической экономией).


29 октября.
Предлагаю населению объявить беспощадную борьбу с лапшой на ушах.

* * *

Стоит только заняться объективными делами на результат, как сразу же отпадают и отряхаются отовсюду от тебя религия и государство. Свобода возникает именно в таких ситуациях.

Дело в том, что целесообразные и результативные занятия не пред-полагают проецирования своих фантазий на реальность, всячески поддерживаемые всеми религиями и государством через искусство, главным образом, через гуманитарные "науки", где ничто и никогда невозможно доказать.
Уход от реальности не даёт человеку никаких результатов и никакого развития. Именно это и нужно всем обманщикам.

Религии и государство предлагают тебе именно уход от реальности, обманывая и отвлекая от своего истинного дела – обворовывания тебя, твоих возможностей, твоей жизни.

Без такого обмана государство станет целиком зависеть от тебя, а религия отпадёт сама по себе, ведь тебе нужно будет развиваться.

..........................................................

30 октября.
За мою жизнь меня много раз обзывали и пытались унизить. В итоге всё сходилось к тому, что люди обзывают и унижают только самих себя. Плохо было только им самим, но и я всегда переживал и переживаю за них.
Есть такое понятие – стыд за другого. Кстати, поэт Шефнер об этом написал.
Такие, в общем-то, дела в нашей многонациональной и многовековой тусовке…


31 октября.
Общую ситуацию и судьбы населения меняют люди, понимающие суть вещей и явлений, мыслящие и высказывающиеся об этом совершенно иначе, чем большинство или отдельные личности до них.
То, что общепринято на протяжении многих лет, даже в самых крайних или радикальных своих проявлениях, не способно изменить политику, экономику, социальную сферу, тем более - чью-то судьбу.

Посмотрим, что будет дальше...

На снимке: у театра оперы и балета. Улан-Удэ. Говорят, что архитектор - зек ГУЛАГа. Надо узнать и написать о нём.