Как спасти счастье

Сергей Гагаев
На днях в ванной я обнаружил паука. Представьте себе: славненький такой паучишко, рыженький, с изящными ножками. Если бы я встретил его лет двадцать назад, то непременно прихлопнул, несмотря на то, что люблю животных. Ведь в народе популярно суеверие, мол, убей паука и семь грехов с тебя снимется. На Чукотке, где я прожил сравнительно долгое время, люди имеют иной взгляд. В их представления о мире входит правило: сохрани паука, и он принесет тебе счастье. Там в честь пауков речки и горы называют. Вероятно, сказывается суровость климата - мало живности по поверхности земли в тех местах бегает, да и уж очень короткий срок отведен им. Поэтому чукчи так бережно и относятся к этим букашкам. Я с аборигенами солидарен, потому что сам в некотором смысле чукча и знаю, как бесконечно долго длится полярная ночь и как коротко северное лето по сравнению с зимой, каким бы вечным ни был полярный день.

Так вот, я не прихлопнул паучка на месте, а позвал жену взглянуть на чудо. И она, увидев божье создание, не зашлась пронзительным визгом, а сказал с умилением:
- Какой хорошенький! Не может, бедняжка, выбраться. Давай его спасем, а не то ты его утопишь, когда станешь мыть собаке лапы.

Я действительно собирался погулять с нашим песиком. А после каждой прогулки мы непременно отмываем ему лапы в ванной.
- Как бы нам его не помять, ведь он такой хрупкий - изрек я и стал подыскивать вокруг подходящий предмет для спасения.

На глаза попались тазик для стирки белья, безопасная бритва, пудовый водолазный пояс из свинцовых кирпичиков, который лежал под левым краем ванны за неимением более подходящего места и терка для полировки пяток. Все это мало годилось. Я перевел взгляд на полочку с туалетными принадлежностями, обнаружил там коллекцию парфюмерии, фен, щетку для волос и расческу.
 
Паучок тем временем спокойно посиживал на дне в окружении ка-пель и, вероятно, совершенно не задумывался о дальнейшей своей судьбе, то есть вел себя, на мой взгляд, легкомысленно, словно школьник весенним днем сбежавший с уроков. Счастливый преступник с наслаждением вдыхает пьянящий воздух, пропитанный мнимой свободой и безопасностью. Он и не подозревает, что вот-вот из-за угла вывернется ему навстречу завуч по воспитательной работе или директор школы.

- Может, польем рядом из душа? - спросила жена. - Он поймет, что сидеть здесь опасно и уберется к себе домой.

Предложение показалось мне здравым, я взял серебристую змею и от-крыл кран с холодной водой.

- Добавь немного горячей, - посоветовала хранительница очага. - А не то ты его заморозишь.

Я так и сделал.
- Ты льешь слишком далеко. Приблизь. Иначе у него не возникнет чувства опасности.

Я покорно сместил струю, вырывающуюся из многодырчатой пасти душа, но, как оказалось, слишком близко. На беду паучка подхватил поток и стремительно помчал к сливному отверстию.

- Не закрывай глаза! - воскликнула моя супруга так, что на ее встревоженный голос незамедлительно прибежал песик, давно с интересом наблюдавший за происходящим с дивана и, как видно, только ждавший подходящего момента, чтобы принять активное участие в происходящем. - Скорее закрой кран! А не то он утонет!

Я оттолкнул любопытного пса и  перекрыл воду. Но вода оказалась проворнее меня и увлекла паучка в дырочку раньше, чем я успел помешать этому.
 
Мы в ужасе смотрели на воронку и бедное создание, вращающееся в ней. Через мгновение воронка иссякла, но паучок и не думал идти ко дну. Он оказался не потопляемым, а я потихоньку стал извлекать из памяти об-рывки ветхих от времени знаний из курса физики о смачиваемых и не смачиваемых водой телах.

Наказав жене не спускать глаз со страдальца, я кинулся к платяному шкафу в надежде хотя бы в нем найти что-нибудь пригодное.

Первое на что я наткнулся, были галстуки, безвольно висящие на тоненькой перекладине с изнаночной стороны дверцы. Схватив первый попавшийся под руку, им оказалось любимое вишневого цвета украшение из моего небогатого гардероба, спешно вернулся в ванную комнату.
Галстук не хотел попадать в сливное отверстие и тыкался о его края, словно они были намагничены, а тряпица обладала свойствами железа.

- Ты его так точно утопишь, - посетовала на мои неловкие действия жена. - Возьми-ка веревочку, нет, лучше нитку.  Он уже выбился из сил.

Я метнулся к комоду, где хранилась жестяная коробка с катушками, по пути отбросив галстук.

Пес, вероятно, подумал, что я собираюсь поиграть с ним в догонялки. Он с радостным повизгиванием, скользя лапами по линолеуму, ринулся вслед за мной, уронил попавшийся по дороге стул и вообще наделал гораздо больше шуму, чем можно было ожидать от взрослого пуделя.

- Поспеши, дорогой! Мне кажется, что он вот-вот захлебнется.
- Бегу! - коробка, как назло, выскальзывала из пальцев и не хотела открываться. Я подцепил крышку попавшими под руку ножницами и вы-брал катушку с толстыми шелковыми нитками, которыми я обычно чинил сети и прошивал обувь. - Он еще держится?

- Скорее! Ему нужно за что-то зацепиться, а не то он соскальзывает.
Я опрометью метнулся в сторону ванной, но пес не дремал, притаившись в нише между диваном и кушеткой. Он умело запутался у меня в ногах и мы оба оказались под журнальным столиком.

- Какой ты неловкий! Ты, что же, уронил шкаф?
- Нет, я всего лишь разломал журнальный столик, - сказал я, одаривая пса взглядом, который, верно, вызвал бы аплодисменты у зрителей, играй я роль Каина в спектакле на известный библейский сюжет. Оставив "на по-том" осмотр пострадавшей мебели,  вынув из-под обломков катушку с нитками и обескураженного пуделя, я без происшествий добрался до ванны. Символ счастья тем временем продолжал свои безуспешные попытки вы-браться наверх, умиляя своей настойчивостью.

- Сейчас мы тебя выручим, - весело сказал я, обращаясь к пауку, который явно нуждался в ободрении. - Потерпи немножко.

Жена маникюрными ножницами ловко отхватила толстую нитку метровой длины, и я, медленно и на сей раз удачно, опустил спасательный кончик в сливное отверстие. Но паук никак не хотел принимать от нас по-мощь. Он просто игнорировал ниточку. Видимо, животное в силу своей паучьей ограниченности не могло уразуметь, что спасение перед носом и нужно только схватить кончик нитки, чтобы по нему выбраться из тяжелого положения. Мне приходилось встречать то же самое у людей: иной, попав в переделку, упрямо не желает видеть, что спасительный вариант перед глазами и начинает "огород городить" - производит самые бесполезные в данном случае действия, все больше усугубляя свою незавидную участь.

Я мысленно пропел оду прозорливому гению Дарвина, ловко подметившему родство всех существ на Земле, и так же про себя выругал паука за бестолковость.

Не знаю, что подействовало, то ли обращение к знаменитому духу или неизреченная мудрость, но паучок неожиданно проявил недюжинные  умственные способности и зацепился за спасительный канат. Казалось, еще мгновение и операцию можно считать законченной. Наши просветленные лица готовы были расплыться в улыбке людей, гордых содеянным, но раз-давшийся звонок в дверь изменил ситуацию. Под действием резкого звука, возникшего в результате звонка, немедленного вопля песика, сообщающего о чьем-то приходе, и непроизвольного возгласа жены мои барабанные перепонки передали сигнал по напряженным нервам в головной мозг. Там, как водится, возникло некоторое замешательство: центр управления  не мог мгновенно отрешиться от важной проблемы  спасения паучка и не нашел ничего лучшего, как сообщить мышцам-сгибателям о своем традиционном решении. Моя напряженная рука рефлекторно дернулась, увлекая вверх нитку вместе со страдальцем.  Приблизительно на уровне моего замершего вопля паучок отцепился, возможно, так отделяется очередная ступень от ракетоносителя, и жертва благополучно свалилась почти на то же место, где пребывала до начала спасательной акции.
 
          Я открыл дверь. Оказалось, что вернулся из школы младший сын. Ловко метнув рюкзачок в угол, он сообщил об очередном успехе на уроке математики. По правде сказать, нам было не до него, мы продолжали выуживать паука.

- Что здесь происходит? - удивленно заметил он, увидев нас, стоящих на коленях: меня с ниткой в руке, а матушку, раскрасневшейся и взволнованной более чем обычно. - Вы что же, рыбу в ванной ловите?

- Нет, мы всего лишь пытаемся спасти паука, который никак не хочет спасаться.  Тяжело вздохнув, сообщил я.

- Где он?! - со свойственным мальчишкам азартом, воскликнул сын. - Я тоже хочу его спасать!

- Да, вон, на дне ванны притаился, - сказала жена, отодвигаясь в сторону, чтобы наш ребенок смог протиснуться между нами и взглянуть на чу-до. - Перепугали мы его, беднягу. Чуть жив.

- А что же он сам не убежит?
 
- Почему-то не хочет, - сказал я. - Вот пытаемся извлечь его с помощью нитки.

- Смотрите-ка! Точно таких красавцев мы встречали в тундре у речки! Эти пауки еще умеют стряхивать росу с листьев морошки. Я видел, как они играют ею словно мячом.

Мы втроем смотрели на паучка, который в действительности не вы-глядел напуганным. Он сохранял хладнокровие и был невозмутим, как индейский вождь из вестерна перед отрядом врагов за минуту до неминуемой гибели.
 
- С ниткой у нас ничего не получится, - авторитетно заявил сын. - Подождите, я сейчас, - поднявшись с колен, поспешил к рюкзачку. Открыв, порылся среди учебников, перемешанных с тетрадками, и извлек на свет узкую белую полоску - обрезок листа в клеточку. Вернувшись, он вытянул руку с зажатой в перепачканных фиолетовой пастой пальцах закладкой и поднес ее к смирно сидящему паучку со словами:
- Ну, давай же. Смелей!

Паучок ожил, осторожно и несмело коснулся края белой полоски, оценивая надежность мостика и, вдруг осмелев, взобрался на нее полностью, а затем, еще более прибодрившись, пробежал до середины.
 
Жена и я заворожено следили за его движениями и действиями сына. Наш мальчик осторожно поднялся с колен, плавно повернулся, держа в руке, по-прежнему вытянутой вперед, тонкую полоску бумаги с сидящим на ней паучком. Он проделал все это уверенно и благополучно доставил спасательное средство с его пассажиром к краешку ванны. Паучок на секунду замешкался, а потом стремительно пробежал до конца бумажного мостика и, соскочив с него, скрылся в узком проеме между стеной и эмалированной поверхностью.

- Ну вот. А ты все просишь заделать эти щели, - сказал я, обращаясь к жене. - Мне кажется, что они ничуть нам не мешают.

- Пожалуй ты прав, дорогой.
Послышался щелчок открывающегося дверного замка, на пороге воз-никла фигура старшего сына - ученика выпускного класса. Он внимательно посмотрел на нас, молча оценил разгром в квартире и произнес:
- Вы что тут в регби играли? Впрочем, ничего другого я от вас и не ожидал. Когда вы только повзрослеете? Обед-то хоть готов?

- Суп, наверное, весь выкипел! - спешно покинув ванную, торопясь на кухню, на ходу обронила жена.

-   И возможно мы никогда не повзрослеем, - ответил я с некоторым запозданием.
 
-   Но зато мы спасли наше счастье! - добавил младший сын.

         Пес радостно подскакивал и пытался лизнуть старшего сына в нос.