Мы вернёмся с тобою, брат! Игорь Агафонов

Любовь Сушко
Меня  уже нет!!!

Мы познакомились с Игорем  чуть ли не в первый день моего явления на Прозе ру. – Я совершенно еще не понимала, как там все устроено, как и в самой сети, и за спиной сидел лучший программист на свете и буквально пошагово объяснял, что нужно делать, если его не было, то ни с чем справиться не могла, и ждала вечера.

Игорь же был компьютерным богом и немного иронично относился к моему невежеству, но утешал и говорил, что скоро научусь,  и вот тогда..

 . Если мне не изменяет память он прочитал мой рассказ о «Короле художников и художнике королей» П.–П Рубенсе, который как известно был еще и искусным дипломатом, и на вопрос - Дипломат ли он, который увлекается живописью, ответил, что скорее живописец, который увлекается дипломатией.

Почему Игорь воспринял это так живо,близко к сердцу,  тогда я знать не могла, но мы  долго обсуждали этот момент.Говорили  и о Тютчеве тоже, который стыдился своих поэтических  текстов, и разбрасывал их везде, а потом собирать пришлось по всему миру, и если бы не Пушкин, то не было бы у нас поэта Тютчева.

Это значительно позднее я узнала, что  он-то как раз из той же сферы, и биография великого живописца в какой-то мере  и его биография тоже.

Помнится, он попросил электронный адрес,  и хотя почтовый  ящик у меня уже  был, но тоже не обошлось без задержки, я что-то там делала все время не правильно и мы никак не могли связаться, пока не появился Эль. И вот тогда  поэт и писатель сразил меня наповал. Он прислал ролики со своими записями  песен, фильмов,  виртуозного исполнения музыки на гитаре.

Это сегодня  можно все  найти на Ютубе, тогда же я просто сидела и ждала нового видео, все еще не зная, что он и дипломат тоже, как-то биографии не принято было оглашать и медалями бренчать. Все это появилось чуть позднее, в других источниках.Он только обмолвился как-то о встречах, об университете, где преподавал такой вот рокер, что было  невероятно.

Игорь Агафонов. Владивостокский поэт, прозаик, рок-музыкант, востоковед, дипломат.

Служил в СА в 80-х гг. прошлого столетия. Закончил Дальневосточный государственный университет. Специализация — востоковед-историк, экономист, переводчик корейского и английского языков. Сотрудник внешнеполитического ведомства России, работал в загранучреждениях МИД России в странах Северо-восточной Азии. Профессор Дальневосточного Федерального университета.

Не верится, что все это о том невероятно обяательном и красивом человеке, которого мы знали и любили, но это тоже Игорь и деловой костюм на нем сидит нисколько не хуже, чем весь прикид рокера. Просто это какие-то два разных человека. Даже не близнецы братья, а просто разные люди.

И как хорошо, что он успел столько сыграть, спеть, снять, написать,  съемки ну очень красивые,  оттуда с края земли, из Владивостока, который навсегда остался его городом, да и мы узнали и полюбили  этот славный град именно благодаря творчеству  Игоря в первую очередь.

Вот стихотворение, которое заставит полюбить град так, как любил его сам Игорь. Кстати, там его тоже знали и очень любили, что с поэтами в других городах случается не так и часто.
Хочу во Владик
Игорь Агафонов
....................................................12.02.2002 г.
....................................................Сидя ночью. В драндулете.
....................................................На лётном поле ...............................................аэропорта «Сунан».
....................................................В праздник «Ымнёк Соль».


Когда вернусь на берег моря
В туманный град Владивосток…
Когда глотну ветристой соли,
В песке зарывши пальцы ног…

Когда ракушек хруст поймаю,
В прибое искупав штаны.
Когда услышу ругань чаек,
Что никому не отданЫ.

На Тихой* заберусь на скалы.
И, может, вспомню, каким был.
Взмахну рукой, крылом усталым…
С обрыва – в небо! Победил!(?)

А не взлечу, тогда – купаться!
Любить, кричать и пиво пить.
Не перебрать бы, не сорваться…
Вниз со скалы. И дальше жить…
----------------------------
* Тихая – это названье бухты в далеком граде, во Владивостоке.

Вот в этом тексте  весь Игорь, его радости, оттого, что живешь, любви к жизни мог позавидовать любой. У него действительно были крылья за спиной, он летает и на видео, одновременно даря нам неповторимую музыку.

И ему было очень важно, чтобы все мы это видели и слышали, потому что неизменно он присылал на ту самую почту, с которой я уже научилась управляться,  все, что появилось нового. И в этом вот индивидуальном подходе была своя невероятная прелесть. Как обычно говорят поэты, я мол, написал, хотите читайте,  слушайте, хотите нет, мне плевать кто там меня услышит.

У Игоря это было по другому : - Я написал, послушайте, посмотрите, отзовитесь.

И не возможно было тут же отложив все дела, не смотреть, не слушать, не отзываться.  И благодарность за такое внимание до сих пор греет душу.

А ведь надо было учесть, насколько он был занят и в дип.корпусе, и на съемках, и общаясь с нами, но все мог и все успевал. И главное, с какой страстью он все это делал.

Засохнет на гитаре кровь...
Игорь Агафонов
.................................16.11.1998 г.
.................................В 2014 г. в песенном варианте вошла
.................................в альбом автора «Без парашюта»


Засохнет на гитаре кровь,
Когда похмелья боль пройдёт,
Когда лишь горечь от стихов
И о вчерашнем память врёт.
Когда не можешь без тоски,
Когда ушли мечты в пески.
И онемевшие мозги -
Слезой в уставшие вискИ….

Когда, казалось, свет в конце,
Но тёмен облик тайных дрём...
Когда на лопнувшем стекле
Печать судьбы клеймит углём.
Когда нет струн, и нет пера
Для поиска высоких  фраз...
И нитей нет для рваных ран.
Лишь пустоты бездонный глаз...

И нет ответа на пароль,
И капает на деку кровь,
И празднует победу тролль...
Шуты играют злую роль.
А боль - кривая штука боль.
И на губах от страха - соль...
Но нет ответа на любовь,
И сохнет на гитаре кровь.

Я говорила об оптимизме  невероятном Игоря, и это постоянно чувствовалось в общении, но кто, если  не дипломаты  умеют лучше всех других скрывать свои чувства и настроения, и только в стихотворениях, в песня кое-где он приоткрывал для нас завесу тайны «Засохнет на гитаре кровь» -  это тот образ истинного творца, и  того, как ему даются творения.

И еще одна особенность, критики обычно относятся снисходительно к текстам для песен, не включают их в анализ стихотворений, считая, что это какой-то легкий жанр, где и анализировать –то нечего, это  просто песня, а не стихотворение.

Но рок-музыканты доказывают обратное, их тексты не просто добротны и глубоки по содержанию, но это настоящая поэзия с большой буквы, и пусть попробуют от нее отмахнуться

Когда, казалось, свет в конце,
Но тёмен облик тайных дрём...
Когда на лопнувшем стекле
Печать судьбы клеймит углём.

- вот оно как там было на самом деле, но свет в конце для Игоря все равно появлялся, творчество не терпит пустот и тьмы. Светлые, красивые  съемки на фоне моря и Владивостока, говорили об обратном.

И у нас было не только  два Игоря – дипломат и музыкант, но и в поэзии  был светлый и темный лирический герой, и неизменно побеждал светлый, всегда, просто не было  другого варианта. Потому что завтра мы снова заглянем на почту, и снова появится что-то новое,  красивое, яркое и очень талантливое.

Когда я выбирала тексты Игоря, то еще раз убедилась в том, что с закрытыми глазами можно брать любой и не ошибешься, и не разочаруешься. А ведь  так бывает не часто. Неизменно  что-то откладывается в сторону. Но это в случае когда просто написано и автор не возвращается к своему творению, считая, что оно и так совершенно.

Игорь столько раз пробовал свои тексты,  исполняя их сам, что тоже важно, и подбирая музыку, что все косяки были неизменно  удалены, они  не камни, требующие работы, а  скульптуры совершенные и прекрасные, над которыми он работал всю жизнь.  Очень яркую и короткую жизнь, она оборвалась на 50 году, только представьте себе эту дату…


Помнится, в тот день, когда  стало известно, что его больше нет,  он  мне приснился, в широком поле, творящий свою музыку, поющий для меня одной, потому что это был мой сон,  в моем сне он уходил все дальше, и я поняла, что надо прощаться, как бы не хотелось обратного, надо что-то написать, хотя до сих пор рука не поднималась...

А вот мой самый любимый клип, и самая любимая его песня, которой восторгаюсь уже почти 10 лет, смотрю постоянно, особенно когда грустно и ничего не пишется. И настроение меняется, как от песен В.Высоцкого. Успела ему о том сказать, об энергетике, о счастье , когда звучит такое великолепное творение,  а ведь могла и не успеть, как уже сегодня ясно. Хотя надеюсь, что Игорь слышит и видит, и там продолжает писать свои композиции
Танцуй мне свой лавани
Игорь Агафонов
.............................................Ноябрь 2010 г.
.............................................Основной трек в одноименных 
.............................................рок-альбоме и литературном сборнике автора (2011 г.),
.............................................идейная основа видео-клипа «Лавани» (2011 г.)


Назавтра пугают снегом,
И к вечеру заметёт…
Мы утром идём на север,
Рассветом ломая лёд.

Я не солдат Маратхи,
Но танец сей для меня –
Призывно бедром качает
Треглазая средь огня…

Угли уже лишь тлеют,
Огонь – во изгибах див;
Игривицы в синих сари –
плати им, иль не плати, -

Искусны. И барабаны
Оранжевым красят круг.
Бубенчики на лодыжках
Напрасны ль? - скажи мне, друг.

Я не солдат Маратхи,
Я из других миров.
Поправив тюрбан – на север,
Где песни почти без слов.

Трезубец оставил Шива
Себе, нам – ветров клинки.
Апсара та с чёрной чёлкой
Танцует свой лаванИ,

Свистит и улыбкой юной
Легонько нас, хмурых – в транс…
"На север, то – только утром;
Так, может, в последний раз?"

Я не солдат Маратхи,
Мне синее сари – в бег:
Тебя вспоминаю в красном,
И с капелькой на губе,

Запыхавшейся от счастья,
И песней, что так манИт.
К чему мне девчушка в синем
Танцует свой лаванИ?

Я не солдат Маратхи,
Но мне, всё-равно - вперёд,
Тебя вспоминая в красном,
На север, где горный мёд.

Ты только не вздумай плакать,
Когда не вернусь к весне,
Когда половодье летом
Спадёт. Ты надень браслет

И, улыбнувшись песням,
Что пели, когда одни,
Танцуй во цветочной пыли
Игривый свой лаванИ.

Поправить успеешь чёлку,
Когда встретим вновь рассвет.
Ты – в красном, в том красном сари…
А я..? Да к чему нам цвет…

Я не солдат Маратхи.
Пусть колокольчик звенит
На правой твоей лодыжке
В смеющемся лаванИ.

Любимая, смейся, смейся!
Бубенчато, чисто пой!
Я не солдат Маратхи
Уже.
Я закончил бой…

***
Любимая, смейся, смейся!
Бубенчато, чисто пой!
Я не солдат Маратхи...
Но я... не закончил бой…

Думаю, Игорь прекрасно понимал без ложной скромности свой уровень, и совершенствовал его все время. Он не сомневался в том, что с  нами  останется все, что он успел сделать, ведь это практически классика, и не столько хочется сравнивать его с о звездами рока, сколько с Бернсом, Киплингом  и поэтами из прошлого, потому что он не умел и не хотел писать по-другому.

А ведь он был еще и переводчиком, и те восточные темы  и тексты, тоже часть его творчества, это его контекст, нечто родное и близкое, оттуда такая высота и классичность  того, что мы сегодня читаем и слышим.

Вот это о переводах, которые даже не сомневаюсь в том, стали значительно лучше в его именно исполнении. Так бывает, когда  переводчики от бога делают текст гениальным, и автор потом разводит руками, и говорит что-то о том, что он не знает, как так вышло. Так сотворил для нас С.Гончаренко  латиноамериканского поэта Де Грейфа, а те, кто в совершенстве знают испанский, говорят, что ничего так такого и нет, в тех текстах, так  вот работал и Игорь

Мы вернёмся с тобою, брат? Или это уже не мы?

………………………………………………. Несколько модернизированный вариант
…………………………………………«Она колечко не снимает,
…………………………………..индеец к ней – седой тропой» Д.Гантумура (см. - …………………………………………………эксперимент соавторский


1.

Слезу с коника - отдохнуть.
Жарит слишком уж много дней...
Скулой шпареной – о волну...
Вспомнить чуть, помечтать, да спеть...
2.
Не горчит уж настой травы,
след которой засушен в кость...
Не куражит вино главы.
И прикладом бьёт страшный гость.
3.
Разорвать бы ту стрАшну муть,
Окунув в освеженье кисть!
В боевые глаза взглянуть:
"Конь мой, братка, ты жив? Держись!
4.
Разорвать бы ту стрАшну муть,
Как даосы – бескровно в слом!
Мы сумеем? Скажи, пойму!
Или мы уж давно со злом?
5.
Нарисуем с тобой тропу,
Чтоб без выстрела - да возврат!
К той чудесной отыщем путь
Между лезвий и скал? А? Брат!?»
6.
Хватит стрелы пускать во страх.
Победили мы, нет его!
Только вот почему-то мрак
Давит… И под ребро – клинком…
7.
Нарисуем мы с ним тропу...
Чтоб без выстрела - да домой!
"Мы ль вернёмся с тобою, друг?!
Да и к Той ли? Или чужой…"
8.
А девчушка у лунных скал
заговором в колечко льёт…
Древней сути хмурной оскал
Волдырями взрывными рвёт…

-------------------
X

Мы вернёмся с тобою, брат!
...Или это уже не мы..?

--------------------
(см. также - http://www.proza.ru/2008/08/07/285)

Вот те последние строки уже вроде и  не перевод, а  реплика самого Игоря, к нам обращенная.  То,  что он вернется, в том нет никаких сомнений, после ухода поэта его творческая жизнь только начинается, как подчеркивал Игорь Царев, и здесь особенно важно, что будет сказано, какой она будет. Какие загадки и тайны откроются, когда мы говорили о Рубенсе,  я понятия не имела, что говорю с дипломатом, когда читала его стихотворения, еще не знала, как они звучат и какая музыка их сопровождает. Сегодня мы знаем чуть больше, но уверена, что далеко не все тайны раскрыты, что-то всегда остается за кадром.
В записной книжке еще остались номера телефонов и так хочется позвонить
Как все несправедливо и странно в этом мире, но и сегодня Игорь живее всех живых и ближе многих

Памяти  Игоря Агафонова

Звезды рассыпались на ладони,
Оставалась хрупкая зола,
И неслись встревоженные кони.
Прямо к богу смерть их увела,

Музыки отчаянные звуки,
И печаль немого  февраля,
И тяну слабеющие руки
В мир, где зарождается заря,

Там сегодня ты видать нужнее,
Там таких талантов не сыскать,
И иду быстрее и быстрее,
Чтобы проводить тебя опять.

Мир погряз в иллюзии разврата,
Не слышны поэтов голоса,
Только жизнь шальная виновата
В том, что заглянул на полчаса…

Обрывая призрачные звуки,
Унося куда-то нашу боль,
На тропинке лунной до разлуки
И до встречи  там, в тиши с тобой,

Где неслись встревоженные кони,
Где друзей смолкали голоса,
Звезды рассыпались на ладони.
Загляни еще на полчаса...

Мы друзей рассадим на диване,
Чтобы слушать песни и стихи,
Лунная дорожка к Богу манит,
Но еще немного посиди...


www.youtube.com/watch?v=pyXe3JVHWlo&feature=youtu.be
Мой самый любимый клип, только что заметила, что он называется "Меня уже нет"
https://www.youtube.com/watch?v=orW8unuO-CE
Клип Игоря "Йо Гороныча" Агафонова "У нас всё будет хорошо" ("Рассвет над морем"; в студийном варианте - "Хорошо"), Владивосток, 2012 г. Музыка, текст - Игорь Агафонов, реж. - К. Соколов.