Томская писаница

Дарья Малишенко
Уже несколько лет подряд я приезжаю в музей-заповедник под открытым небом «Томская писаница». Не знаю, что меня туда влечет, но каждый раз находясь там, я словно подпитываюсь силами или энергией. Каждый раз узнаю что-то  новое. Вот и в этот раз, приехав сюда, я погрузилась в историю заповедника.
«Сельский двор» - я мыслями перенеслась в детство,  у нас было  большое подворье: гуси, утки, куры, козы, кролики. А ещё русская изба. Стол, накрытый вышитой скатертью, крынки, ухват с чугунками, ступка. Я даже разговаривать в этой избе иначе стала. Что сразу бросилось в глаза – это лавка, устланная вязаными ковриками, тут же находилась шерсть, обернутая в тряпку с веретеном. Не сдержавшись, я попросила у хозяйки разрешения попрясть. Она согласилась. Я взяла веретено и стала сучить нить, напевая тихонько знакомую мелодию.Так часто мы с мамой долгими зимними вечерами перебирали шерсть и, закутав ее в тряпку, потом пряли пряжу. Я очень быстро научилась прясть. Мне тогда еще лет восемь было. Сначала не получалось, а потом мы даже наперегонки пряли. И коврики такие же меня мама научила вязать.
Метр за метром я пряла, сидя на лавочке в русской избе и накручивая нить на веретено, я будто воссоздавала все, чему меня учила мама. Уходить совершенно не хотелось. Но, выйдя на улицу, почувствовала огромную благодарности маме за все, что она в меня вложила.
На берегу Томи, у скалистой горы, мне довелось перенестись на шесть тысяч лет назад, я испытала чудо прикосновения к истории.  Способствовали этому наскальные рисунки, впечатанные в камни. Маралов, лосей, медведей, рыб  изображали люди, жившие в этих местах.  Я увидела пещеру, где горит огонь, висят шкуры диких животных, с охоты возвращающихся добытчиков... Танцы «аборигенов» у костра и непонятная речь.
А когда вышла на территорию зоопарка, очень огорчилась, увидев диких животных в клетках. С каждым приездом численность их уменьшается. На то они и дикие, чтобы жить свободными: волки, рыси, маралы, медведи, соболи – в их глазах я вижу столько печали и тоски, а когда к ним подходишь, они, словно хотят что-то сказать нам, только мы их не слышим и не понимаем.
 Множество инсталляций на территории музея, которые относятся к культуре разных народов, проживающих на территории Кемеровской области. Прогуливаясь по территории «Томской писаницы», не устаешь удивляться народным талантам: деревянные фигурки белок, птиц, лошадок, гномиков, медвежат; русские избы с резными ставнями и отделкой, резиденция Деда Мороза (это вообще шедевр мастера резьбы по дереву), избушка на курьих ножках, словно из сказки. Самое главное, что есть у нас на Руси такие умельцы! Их ремесло передается из поколения в поколение. Нам есть чем гордиться.