Горный Алтай

Дарья Малишенко
Я много рассказывала о своем отношении к природе. Побывала в разных местах Кемеровской области и не только. А вот Горный Алтай открыла для себя совсем недавно.
Это тихий уголок на карте нашей необъятной родины, где нет современных небоскребов, нет предприятий, засоряющих окружающий мир, в общем, край далёкий от цивилизации.
Самобытность этих мест завораживает и приводит в необычайный восторг. Путешествуя по горному Алтаю, пребываешь как-будто в другом измерении. Полностью теряешь связь с реальным миром, воссоединяешься с природой, и всё живое вступает с тобой в диалог, не свойственный общению с людьми.
Поездка на границу с Монголией. Восторг, волнение, азарт, любопытство, адреналин: все я испытала в этот раз. Первая половина нашего путешествия не была особенной: дорога, меняющиеся пейзажи: то леса, то поля, то рощи, то большие  деревни, то небольшие села. И вот он – Горный Алтай.
Необыкновенно. Казалось, облака можно было трогать руками, так низко они плыли над землей. Коршуны играли с ветром на уровне глаз. Какое блаженство, чувство полета, свободы и какой- то неги. Так легко и приятно было на душе, словно ты, как эти коршуны, летаешь в небесах. А пейзажи скалистых гор – это волшебство! Гряда морщинистых скал с ущельями, где летом ещё лежит снег. Это ли не чудеса?! Горы, словно мудрые старцы, возвышались над нами и словно передавали какую- то очень важную информацию. Мысль, которая посетила меня, при виде них: «Надо же, они стояли миллионы лет до нас, и будут стоять миллионы лет после нас. Сколько же всего они помнят!»
День клонился к закату. Мы с друзьями искали место для ночлега. Остановились в славном местечке недалеко от населенного пункта под названием Акташ. Разместились, приготовили себе ужин, подкрепились. Ребята остались у костра и долго бурно что-то обсуждали. А я, как обычно, захотела уединиться и спустилась к ручью, который протекал на территории базы отдыха, где мы остановились. Замшелый пихтовый лесок окружал то местечко, где я присела на пенек. А я, глядя на убегающий ручей, пребывала в тишине. И только щебет птиц и журчание ручья сопровождали мои размышления. «Я здесь, словно в сказке, в таёжном лесу, сижу на пенечке, на речку гляжу», - странно, никаких мыслей, только тишина, спокойствие и умиротворение. Как же хорошо! Хочется вдыхать и вдыхать чистый воздух. Никогда не думала, что тишина может приносить столько радости и гармонии.
Я не заметила, как наступила ночь, настолько меня заворожило сказочное место у ручья. Когда вышла на поляну, была поражена еще больше. Небо, до которого, казалось можно достать рукой,  было усыпано звёздами, да такими яркими, что можно было различить все созвездия галактики. Словно  мы,  маленькие человечки, под необъятным вселенским присмотром.
Все уже ложились спать, и я тоже направилась к месту ночёвки. «А что же будет завтра»? - любопытство одолевало меня. И в предвкушении новых событий я сладко уснула.
На следующий день мы заехали на «озеро гейзеров» - вот это чудо! У ворот нас встретила женщина. Она была хозяйкой усадьбы, где находилось это озеро. Сказочница, да и только. Она мне напомнила ту славную тетушку, которая в детстве сказки по телевизору рассказывала. Хозяйка поприветствовала нас и проводила к тропе, которая вела к озеру. Тропа была сложена из горбыля. У самого озера нас встречала Баба-Яга, стоящая у избушки на курьих ножках. Так изумительна была работа мастера, который их вырезал из дерева. Баба-Яга с прищуром и улыбкой на лице, а избушка, как с картинки. Весело и забавно!
На поляне перед озером расселились семейки кукушкиных слезок - цветы, которые растут на Дальнем Востоке, вот так неожиданная встреча! Мы полюбовались озером, набрали водички из родника и отправились обратно. Нас очень порадовали сказочные персонажи, а добрая хозяюшка обняла нас на прощание и пригласила снова в гости со словами: «Приезжайте к нам еще, скоро Змея-Горыныча поставим!» Вот такие самородки там живут. До того тепло от таких встреч и хочется снова и снова возвращаться в сказку.
Спустя немного времени, как мы выехали со стоянки, перед нашим взором открылся вид на перевал Машей-Баши – заснеженные горы высотой более 4000 метров, целая гряда. «Боже, какой здесь вселенский простор…», - процитировала я строчку из стихотворения своего друга. Метаморфозы природы. На улице тридцать градусов тепла, а перед нами горы и снег. Невероятно и необъяснимо! Хотя всему есть объяснение.
Мне совершенно не хотелось покидать эти места. Ни одна фотография не сможет передать все ракурсы гор, которые мы запечатлевали на плёнку. И тот щенячий восторг, который я испытывала при каждом увиденном пейзаже, невозможно передать словами. Казалось, красивее мест нет во всем мире!
А дальше было еще интереснее, мы отправились на вершину горы, название не помню, но ее высота более трех тысяч метров, и дорога пролегала через ущелья. О, вот здесь-то и было море адреналина! Дорога серпантином пролегала через скалы. С одной стороны - обрыв, с другой стороны - скала, бежать некуда, только вперед. Сердечко то и дело колыхалось, то ли от восторга, то ли от страха. И чем выше мы поднимались, тем труднее было дышать.
Потом мы поехали на озера, где собирались порыбачить. Да не тут-то было! Достигнув вершины, где и располагались озёра, мы в очередной раз были удивлены. На улице тридцать градусов тепла, а водные пространства  покрыты льдом. Да не корочкой, а льдом толщиной с полметра!
Пусть порыбачить нам не довелось, зато увидеть рощу цветущей лиственницы посчастливилось! Никогда ранее такого не видела. И странно было встретить карликовые деревья,  великаны-кедры, подснежники, кандыки и огоньки одновременно.
Горный Алтай наделен огромной силой, которой хочется наполниться. Родники и водопады здесь встречаются на каждом шагу. Мы пили воду из разных источников, и что поразительно, в каждом из них вкус воды неповторимый, и ею трудно напиться. Хочется пить и пить.
Следующий ночлег мы решили устроить на берегу реки Яламан. В том месте, где она впадает в реку Ия. Как же там красиво! Огромная река Ия, полноводная, стремительная, шириной метров пятнадцать будет, а то и больше. О категории вообще стесняюсь говорить. И в нее впадает река Яламан, по сравнению с Ией, она гораздо меньше, но такая же своенравная.
Смотреть на реки Горного Алтая можно часами. Чувства, которые они вызывают ни с чем нельзя сравнить. Просто смотри и наслаждайся!
Я не ожидала здесь увидеть такое количество сусликов. Много юмористических историй, связанные с ними, нас сопровождало в пути. Разбили лагерь, развели костер, приготовили еду, и … тут началось весёлое посвистывание. Откуда? Кто свистит?  Я даже не сразу проняла. Пока все после дороги и обеда отдыхали, эти чудо-зверьки пришли в гости. Решили тоже полакомиться нашей снедью. Это надо было видеть. Раскладной столик с металлическими ножками, и по ним на стол карабкается маленький грызун и скатывается. Попыток было несколько и все без толку! Но кто придумал, что у животных нет смекалки? Прибегают к нему еще два или три собрата, встают и опираются передними лапками на ножки стола, а этот отчаянный парень с разбега по ним прыг-скок, и вот он уже на столе тырит кусочки недоеденной пищи и сбрасывает другим сусликам, затем спрыгивает, и все исчезают в кустарнике. Вот смеху-то было!
А однажды я наблюдала целое нашествие, вот где чудики-то! Лежу в палатке, слышу снаружи возня какая-то, открыла глаза, слушаю, поднимаю голову, а в ногах торчит голова суслика! Я с испугу вышвырнула его из палатки. Ох, и наслушалась в свой адрес теплых и ласковых возмущений от сусликов!Они же у себя дома, это мы пришли на их территорию.
Здорово провели выходные. Уезжать совершенно не хотелось. Ни забот, ни хлопот, ни шума. Одно умиротворение. Утром перед отъездом я долго гуляла по берегу реки Яламан. Даже прослезилась. Реки, горы, водопады, леса и эти забавные суслики стали за три дня родными. И грустно было прощаться с ними. Я поблагодарила природу за всё, что она мне подарила в этом путешествии.
Горный Алтай стал неотъемлемой частью моего внутреннего мира.
И каждый раз, когда есть возможность, я вновь отправляюсь туда, где нет цивилизации, чтобы побыть наедине с тишиной Горного Алтая.