Дом с привидениями. По реальным событиям

Ольга Мариоли
Этот рассказ - впечатление написан по следам визита в особняк Дашкова на нашумевший иммерсивный спектакль «Вернувшиеся» (Москва)

Эпиграф
Каждый из нас имеет свою темную сторону, свою тень, свои скелеты в шкафу, своих привидений…
 
                I. Театр начинается с вешалки. Или с самого входа?

   Стоял дождливый осенний день. Ветер срывал разноцветные листья и гонял их по мокрым улицам, превращая серый асфальт в пеструю веселую мозаику.
   Вечерело. Массивные фонари отражались на влажном асфальте. Москва играла разноцветными огнями.
   Мы вышли на  многолюдный бульвар и направились к старинному особняку 19 века.  Предстоящий вечер обещал быть очень необычным.
Свернув в переулок, мы  увидели  двухэтажный желтый дом, а за ним металлическую ограду с толстыми колоннами ворот. Во дворе уже толпились посетители.
-- Добрый вечер, -- поприветствовал нас любезный молодой человек в черном цилиндре. -- У вас на который час назначено? Милости просим через этот вход.
Лукаво улыбаясь, он распахнул перед нами дверь, приглашая войти внутрь.
   Гардеробщик взял мое пальто и протянул карту с изображением.
-- Вам выпала карта  «Честолюбие». Не потеряйте ее. Это ваш пропуск на следующий уровень.
   Нас направили в шумное помещение с арочным потолком,  полукруглой барной стойкой и мебелью под старину. В центре небольшой сцены красовалось старенькое фортепиано с обнаженным механизмом, ударная установка, а на стенах висели фотографии актеров. Так выглядел театральный бар «Ибсен».
   Спустя некоторое время в бар зашла красивая брюнетка, с прической в стиле 20-х годов, одетая в черное облегающее платье. Она странно закатывала густо накрашенные глаза и хищно улыбалась.
-- У кого карта «Честолюбие», прошу пройти за мной, --  вкрадчиво произнесла чудаковатая дама.
   Я пошла за ней, оставив своего спутника в баре. В особняке специально разъединяют пары, для лучшего погружения в происходящее.
-- Вот вам маска, оденьте ее, -- продолжала странная дама. -- Не снимайте эту маску на протяжении всего пребывания в доме. Вы свободны в выборе пути в особняке.  Можете ходить, где пожелаете, открывать потайные двери, трогать и рассматривать любые предметы, каждую деталь. Но не прикасайтесь ни к живым, ни к мертвым! Однако не пугайтесь, если они сделают это сами!  Они могут вовлечь вас в любое, даже самое неожиданное действие. При этом всегда помните, что вам нельзя ни при каких обстоятельствах не произносить ни слова!

   Я одела маску и оказалась за тяжелыми бархатными кулисами, внутри лабиринта из коридоров, лестниц и полсотни комнат. Теперь я человек-невидимка, которая со стороны наблюдает  за увлекательной жизнью обитателей таинственного дома и их скрытыми «приведениями».
 
                II. Знакомство с обитателями дома

   Внутри царит полумрак. Со всех сторон звучит музыка, погружающая в загадочную мистическую атмосферу.
Поднимаясь по старым скрипучим лестницам  сквозь облако тумана, я попадаю на второй этаж. Здесь находятся комнаты хозяев дома.
   В гостиной стоит высокая стройная дама в элегантном атласном платье, госпожа Хелен Алвинг, вдова капитана и камергера Алвинга. Она нервно ходит по комнате, ожидая своего друга пастора Мандерса, с которым у нее предстоит важный деловой разговор.
 
   Мимо стремительно проносится еще одна женщина, едва не сбив меня с ног. Кажется, что еще немного, и она прошла бы через меня насквозь. Чувствуя себя бестелесным привидением, я последовала за ней.
   Расстроенная женщина проходит в просторную уютную комнату, посреди которой стоит ванна, наполненная водой. Сняв одежду, женщина ложится в нее. Она рассказывает печальную историю из своего нелегкого детства, вспоминает умершую мать. После этого вода на глазах изменяет цвет и становится почти черной. И вдруг в комнату врывается  высокий бородатый мужчина, ныне покойный капитан Алвинг. Его лицо искажает звериная злоба. Бородач подходит в ванне, где лежит героиня  и начинает ее топить. Она не в силах сопротивляться сильным рукам капитана. Расплескивая воду и захлебываясь, женщина смотрит на него глазами полными мольбы, молча прося о пощаде. Опомнившись, капитан подхватывает измученную женщину на руки и выносит из комнаты прочь…
   Далее я попадаю в потайную комнату Регины, красивой молодой девушки, живущей в доме госпожи Алвинг (актриса Кристина Асмус).
Ее комнату я обнаружила случайно, найдя спрятанный лаз в шкафу за одеждой. Эта комната хорошо замаскирована от посетителей. В девичьей комнате я открываю комоды, сундуки, трогаю вещи, читаю записи в дневниках, узнаю мысли и переживания героини. Выйдя оттуда, я вижу, как какая-то девушка в маске гостя сидит перед большим старинным зеркалом, а из самой глубины «зазеркалья» на нее внимательно смотрит Регина. Регина медленно одевается и протягивает гостье шкатулку с драгоценностями, просит помочь выбору украшения к платью.
   Действия иммерсивного спектакля проходят на нескольких этажах одновременно. Восемнадцать актеров в течение вечера проигрывают все сцены дважды.    
   Для упрощения можно выбрать одного актера и неуклонно следовать за ним. Так можно охватить больше сцен и полностью погрузиться в историю персонажа, в его чувства и переживания. Но мне больше нравится гулять самой по себе.
   Нужно было искать, где происходит действие. Какие-то комнаты были нелюдимы, встречались комнаты, где царила кромешная темнота, а некоторые были заперты и открывались позже. На просмотр сюжетов и исследование помещений отведено 3 часа, столько длится спектакль.
   Просмотреть все сцены за одно посещение практически невозможно. Некоторые приходят на спектакль по нескольку раз.

   Двигаться сквозь завесу тумана в коридорах не так-то просто, но очень интересно. Каждая комната наполнена своим неповторимым ароматом. В гостиной чувствуется запах еды, пахнет свежеприготовленным ужином. На столе стоят аппетитные блюда, по бокалам разлито красное вино.
В приходе пастора окно украшено разноцветным витражом, везде стоят свечи. Комната наполнена благовонием ладана. Приход расположен на верхнем чердачном этаже. Здесь же находится много других любопытных комнат. 
   Создателями все сделано для полного погружения в атмосферу.
Спецэффекты, запахи, музыка, костюмы, интерьер, выразительная игра актеров - все очень сильно действует на сознание и отрывает от реальности.
 
   На первом этаже не менее интересно. Там расположены комнаты прислуги, прачечная и другие помещения.
   А это что за комната? Подхожу ближе и заглядываю в приоткрытую дверь. Это медицинский кабинет. Здесь пахнет лекарствами. И ни одной души. Я осматриваю предметы в шкафах. Это медицинские инструменты давних времен. Старинный стетоскоп: трубочка-слушалка. Стеклянные шприцы. Хирургические инструменты: скальпели, щипцы, зажимы. В шкафах разные баночки-скляночки, старые медицинские книги, на стенах изображения с операциями. Посреди кабинета стоит акушерское кресло. В урнах окровавленные бинты.
   Только я захотела уйти, как в дверь вошел молодой человек. Его руки в крови. Он роется в шкафчиках, оставляя кровавые следы на чистой белой краске. Находит бинт и заматывает израненные руки. Это – Освальд (сын Хелен Алвинг), художник, заболевший  страшной венерической болезнью, которая провоцирует психозы и приводит к слабоумию.
   Приступ безумства  Освальда я наблюдала в его мастерской. В мрачной комнате грязно и сыро. Парень сидит, забившись в угол, и обмазывает себя глиной, полностью покрывая липкой массой голову и лицо. А потом он лепит   из этого месива что-то невообразимое, чувствуя себя не иначе, как богом, создавшим из глины своего человеческого первенца. В конце, чтобы вдохнуть воздуха он разрезает ножом свой глиняный рот.
   От всех этих действ по спине пробегали мурашки.
   На обратном пути я увидела, как сумасшедший Освальд затаскивает испуганную девушку-гостью в медкабинет, сажает ее на акушерское кресло и выпроваживает всех зрителей наружу, решительно захлопнув за ними дверь. Что было дальше с перепуганной девой, остается загадкой.
-- Как хорошо, что это была не я, -- подумалось мне. -- Иначе бы я не сдержалась и подняла уровень децибел самым бессовестным образом, нарушив священное правило особняка.
   Путешествуя по лестницам и лабиринтам, я наблюдала невероятные трюки, например неожиданное появление актеров с потолка. Проказники-привидения такой внезапностью сильно пугали зрителей. Акробатические полеты по коридорам без страховки и хождение по высоким перилам, а также эстетичные обнаженные спортивные тела в весьма откровенных сценах (спектакль строго 18+ с предъявлением паспорта). Ну и, конечно же, хореографические сцены.
   Но все-таки, отвлекаясь на это, я старалась не потерять линию сюжета, хотя временами было очень сложно. До этого я внимательно прочитала пьесу Генрика Ибсена и хорошо знала все сцены. Но временами все-таки запутывалась в хитрых сплетениях сюжетных линий и персонажах-призраках, идентифицируя «кто есть кто».
   Устав, от долгого хождения по особняку, я решила присесть на мягкий  винтажный диванчик в одной из комнат, чтобы немного передохнуть.
   «Здорово, что меня никто не трогает», радостно думала я.
   И тут в дверях неожиданно появился высокий мужчина в строгом костюме.
-- Интересно, кто это? -- подумала я, перебирая в голове персонажей.
Тем временем мужчина прошел вглубь комнаты, что-то достал из ящика письменного стола, молча огляделся, взял меня за руку и увел в дебри тумана…
 
(c) Ольга Мариоли. Октябрь 2018