Девчонка с крыльями

Зоя Командирова
Фамилия какая крепкая. Бондарюк. Основательная. Вика тоже такая. Не высокая. Крепко сбитая. Я видела в кафе, как она работает. Со второго этажа на первый – пулей. Между гостевыми столиками двигается – будто матч разыгрывает. Только вместо мяча поднос и на нем веер посуды с едой и напитками. Ловко и плавно. Улыбается сдержанно, зато глаза так и светятся.
Сейчас сидит передо мной. Лицо сонное. Встретились в субботу утром в ее первый выходной.
– Ты хоть высыпаешься?
– Не-а. – Вика широко улыбнулась и отвела взгляд в сторону.
Мы сидим в местном фастфуде. В зале все что-то лениво жуют, шуршат обертки от бургеров. По радио тихо играет саксофон. Джазовое что-то.
Вика заказывает себе кофе, пьет его большими энергичными глотками, будто торопит проснуться себя, улицу и весь этот день.
– Сколько можешь смен отработать подряд, ну, так, спокойно если?
– Четыре. Правда, перед крайней просыпаться тяжеловато. 
– А график какой?
– Два на два. По 12 часов. Или три на один, если официантов не хватает. Заболел кто-нибудь, еще что. На четвертую соглашаюсь, когда серьезных планов своих нет.
– Сколько платят?
– Двадцатка стабильно. Плюс чаевые. Если месячный план выполняем, до 30 тысяч может выйти.
«Свободная касса!» – вдруг раздается бодрый голос. Среди спин посетителей мелькает добродушное лицо продавца и уставшие добрые глаза.
– Веселый дядечка. Частенько его здесь вижу. Вроде бы, еще в каком-то кафе подрабатывает. Короче, без выходных.
– Ты же экономист по образованию. Почему в официанты пошла?
– Из-за денег. По специальности на предприятие без опыта вообще не устроиться. По блату если только. А где опыт не требуется, там зарплата просто смешная – десять тысяч.
В «Ростелекоме» обещали двадцать. Продавцом прямых продаж. Я согласилась. Месяц ходила по квартирам, рассказывала об услугах компании. Если клиент соглашался на установку, мне шел процент. Но отказов было много. В итоге за месяц мне заплатили всего девять. Короче,  уволилась. В налоговой предлагали работать с декларациями за одиннадцать тысяч. Тоже не вариант.
– Тяжело работать? На ногах же все время.
– Нормально. Может, потому что я спортивный человек.
– Чем увлекалась?
– Волейболом.
– То-то я смотрю, как ты по залам передвигаешься.
– М-да? Это как?
– Со скоростью пули. И плавно так между столиками лавируешь.
– Ой, мамочки! Какой ужас! (засмеялась, покраснев, и закрыла руками лицо).
– Это комплимент. Не переживай. А вообще нравится работа?
– Ну да, там весело. Особенно когда полная посадка в зале. С ног сбиваешься, чтобы гостей хорошо обслужить. Тут быстрота, действительно, важна. Чтобы гости долго не ждали свои заказы. Блюда не остыли. Но тут скорее память хорошая – кто что и когда заказал.
– Справляешься?
– Стараюсь.
– Гости благодарят?
– Да. Приятно очень. Заряжает энергией. Под конец смены устаешь очень. Стараешься работать, но устаешь. Гости это сразу замечают. Стараются рассмешить. Лишний раз не трогают. Здорово. По-человечески как-то.
– А от однообразия действий в работе официанта не скучно?
– Немножко. Но тут, наверное, вопрос в организации своего личного времени. Книги читаю. Языками занялась. Английский повторяю, в планах итальянский.
– Зачем?
– По Европе хочу поездить. Путешествовать люблю. Пока только в Москве была, в Казани, в Чебоксарах.   
– И как долго ты планируешь задержаться там, где сейчас работаешь?
– Не знаю. Пока деньги коплю. Хочу сменить место жительства.
– Из Березников уехать?
– Ну да. Хотя я его люблю, он мне родной, но хочется новизны. Забыла, что хотела сказать. Мозг спит.
– Может, еще кофе?
– Давай…Так вот. Пока новый город буду изучать, можно официантом устроиться. Или товароведом. Это ближе к моей профессии. И платят больше. Есть курсы.
– А по специальности?
– Наверное, уже нет. Еще будучи студенткой поняла, экономика не мое.
– И все же доучилась.
– Родителей не хотела расстраивать. Они в меня вложились. Вообще, мне сфера туризма интересна. Я это поняла, когда начала путешествовать. Можно менеджером попробовать в турфирме. Я бы могла организовывать людей, мне кажется. Это прикольно. Точно.
– Мне тут сказали, что ты еще в театре «Ровесник» занималась.
– О! Было клево! Я там на ходулях научилась ходить. Акробатические трюки выполняла по ходу спектакля.
– С ума сойти. Не боялась?
– Боялась, конечно. Пока училась, падала и сухожилия растягивала. Просто я знала, что могу ходить. И получилось. Потом новичков обучала. Нужно доверять себе.
– Никогда не понимала до конца смысл этой фразы.
– Ну, это как птица, которая на ветке сидит. Она знает, что умеет летать. Уверена в этом. И в крыльях уверена. И знает, если ветка сломается, она сразу взлетит. Когда есть знание, нужно пытаться. Прилагать все усилия. Вот и все.
– И кого ты на ходулях изображала?
– Была ураганом в «Волшебнике Изумрудного города» и еще дикой обезьяной – через скакалку на ходулях прыгала. 
– Вик, ты, видимо, борец. 
– Наверное. Может, сказывается характер Овна? В институте я завоевала на соревнованиях две медали – золото и серебро. Обе игры были тяжелые, все вымотались. Помню, когда до окончания матчей оставались считанные минуты, у меня мурашки по коже побежали от осознания того, что мы побеждаем. Это так круто! Есть цель, надо ее достигать. Нет цели, у меня апатия. Бегом от нее.
– Это точно. А в театре в характерных ролях ты себя пробовала?
– Арлекином была в «Буратино». Клево было. Мне понравилось. Легко в образ вжилась. 
– И чем этот парень тебе близок?
– Он не заморачивается. Веселый. Старается помочь людям. Тормошит, выводит из столбняков всяких, страхов, сомнений. Не парься, мол. Все будет хорошо.
– Я о твоей фамилии хотела еще поговорить.
– Она папина. Я вся в него. Бондарючка, как выражается моя бабушка. Папа на заводе работает начальником, а начинал с простого охранника. Упертые мы оба.
Ездила тут к бабушке в деревню, папа ей дом строит. Впервые гусей увидела. Сфотографировала, а они как зашипят на меня! Я стою как вкопанная, куда бежать? Хотела фотки скинуть в ВК, а интернета в деревне нет. У-у, совсем другой мир!

"Городская газета", 31.10.2019