Дневники любителей сыска. Их первое дело

Семён Староверов
2011 год.

У каждой истории есть своё начало. И у длинной истории приключений двух детективов Семёна Вяземского и Ивана Михайлова тоже имеется своё начало.
Это произведение расскажет о самом первом деле этих сыщиков-любителей. О том самом деле, с котором и началась эта длинная вереница расследований, загадочных детективных историй и приключений.
Для начала стоит представить главных героев.
Это Сёма Вяземский. Ему 11 лет, скоро исполнится 12. Учился он в 6 классе. Жил он вместе со своей семьёй в Копейске, городе-спутнике города Челябинск. Семья была большой, кроме него в семье Леонида Петровича и Людмилы Васильевны Вяземских были Андрей (1989 года рождения), Алина (1990), Лиза (1993), близнецы Миша и Паша (1995), Виктория (1996), Коля (1997), Антон (2001), Лёша (2004). Андрей и Алина уже жили отдельно от семьи. Сёма уже тогда отличался весёлым, энергичным, но жёстким нравом, принципиальностью. Он был умным, эрудированным, всегда стремился к знаниям. Он был отъявленным книголюбом, меломаном и любителем кино. Он любил читать художественную литературу, в особенности фантастику, детективы, приключения, драму.
Сёма Вяземский захлопнул книгу и положил её на полку. Голова уже гудела, как всё оборудование в цехе. Он уже не помнит, какую по счёту книгу читает. Сейчас он закончил читать книгу Агаты Кристи "Убийство в "Восточном экспрессе". До этого он прочитал "Убийства по алфавиту", "Смерть в облаках", "Печальный кипарис", "Объявлено убийство", "В 4.50 из Паддингтона", "Убить легко", "Таинственный мистер Кин" за авторством всё той же Агаты Кристи. И читал он все эти книги безостановочно, только он отбросил прочитанную книгу в сторону, как тут же брал другую и принимался её читать. Даже после прочтения одной книги голова может загудеть. А тут он прочитал очень много книг...
Немного погодя голова уже перестала гудеть. Надо бы сейчас найти себе занятие. А то Сёма начал чувствовать, как его начала одолевать скука. Чем заняться?
Раздался звонок в дверь. Раздался торопливый топот Людмилы Васильевной, мамы Сёмы.
– Сёма, это Ваня! – раздался с прихожей голос Людмилы Васильевны.
Сёма на радостях побежал в прихожую.
Это Ваня Михайлов. Как и Сёме, ему 11 лет, и скоро тоже стукнет 12. Ваня тоже живёт в Копейске. Он был младшим ребёнком в семье Евгения Борисовича и Елены Юрьевны Михайловых. Также у него было два старших брата: Юрий (1994 года рождения) и Пётр (1998). Он учится в одном классе с Сёмой. Ваня, в отличие от Сёмы был более спокойным, более серьёзным, что не мешало ему чувству юмора. Он, также как и Сёма, был умным, эрудированным. Ваня был лучшим другом Сёмы. В школе они всегда сидят за одной партой.  На переменах они всегда проводят время вместе. И вне школы тоже. Вообще, этих двоих невозможно представить раздельно. Они не представляют свою жизнь друг без друга.
– Привет, Ваня!
– Привет, Сёма! – отозвался Ваня Михайлов, его лучший друг.
– Ты не представляешь себе, как ты вовремя пришёл! Мне как раз заняться нечем.
Ваня улыбнулся.
– Выглядишь уставшим, – сказал Ваня.
– Я просто щас перечитал кучу книг.
– Отдохнуть не хочешь?
– Хочу.
– Тогда одевайся. Мы пойдём.
– Куда? К тебе?
– Ко мне нельзя. Там мамка щас на Юрку орёт.
– За что?
– А он с какой-то девкой гулял. Которая оказалась дочерью какой-то женщины, которая очень не нравилась маме.
– Ааа. Ясненько. Тогда куда пойдём?
– Пошли к Максу.
– Ладно. Мам! – закричал он на всю квартиру. – Мы с Ваней к Максу пошли!
– Хорошо! – отозвалась Людмила Васильевна.
Сёма собрал нужные вещи и он вместе с Ваней вышел из квартиры.

А вот и дом Макса Епифанова.
Теперь стоит познакомиться с Максом. Поскольку он появится в дальнейших рассказах.
Макс Епифанов учился с Сёмой и Ваней в одном классе и был их другом.  Несколько лет назад его мама Юлия Борисовна развелась с отцом Макса, Александром Епифановым. Он был домашним тираном и очень плохим человеком. Родители Сёмы, Вани, Славки Скрипникова (друга Сёмы и Вани), Марка Яковлева (ещё одного их друга) и другие люди помогли ей. Александр потом был осуждён за убийство на 8 лет. После развода Юлия познакомилась с Владиславом Логиновым. У них завязался роман, а после они поженились. Три года назад у них родился сын Дима.
Сёма и Ваня нашли Макса сидящим на скамейке во дворе.
– Привет, Макс, – поздоровался Ваня. И тут же осёкся. – Что-то случилось?
– Да, случилось, – ответил Макс. – Мой брат Дима пропал. Мама с ним гуляла, она отвлеклась на мгновение, и его украли. Папа уже вызвал полицию.

Целый час Сёма и Ваня стояли возле подъезда дома, в котором находилась квартира Макса. Недалеко стояла полицейская машина. Следователь сидел в квартире Епифановых-Логиновых. Наконец, из подъезда вышел Макс.
– Куда пойдём? – спросил он.
– Можем ко мне, – сказал Сёма. – А что?
– Дело есть.

Через десять минут в квартире Вяземских, в комнате Сёмы Макс заговорил:
– Мы должны его найти.
– Конечно, – сказал Сёма. – Его найдут. Это же их работа.
– Ты не понял? Мы должны его найти. МЫ. Именно МЫ.
– Мы? – удивлённо переспросил Ваня.
– Да, именно мы.
– Ты думаешь, милиция не найдёт?
– Должна. Но я хочу сделать это сам. Если вы не со мной... Что ж. Тогда, я один.
– Нет, мы с тобой. Мы вместе найдём Диму.
– Вы с ума сошли? – спросил Сёма.
– Отнюдь, – покачал головой Ваня. – А ты что, не хочешь?
– Нет, почему. Хочу. Но только у меня есть вопрос: как вы собираетесь его искать?
– А помнишь, ты мне говорил, что хочешь заняться расследованием? Ну, быть как Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро?
– Ну... Да.
– Ну и вот! Вот тебе и расследование! Найти пропавшего брата твоего друга – чем тебе не дельце?
Сёма задумался.
– А ты прав. Да, этим можно заняться. С чего начнём?
Ваня задумался.
– Вначале ты, Макс, расскажешь нам всё, что ты сумел подслушать из разговоров ментов. Да, Макс, мы прекрасно знаем, что ты подслушивал. Ты нас не заметил, а мы тебя застукали. Давай, выкладывай.
– Да рассказывать то особо нечего, – пожал плечами Макс. – На месте похищения был обнаружен окурок от сигареты марки «Мальборо». Затушен он был в слюне. Кто-то плюнул на землю, а потом затушил сигу в харке. И всё. Других улик у них нет.
– Хорошо. Теперь мы подумаем над мотивами. Мы можем напридумывать их... Взять их из книг... Наверняка, там есть книги про похищение человека. Найдём подозреваемых, и начнём отрабатывать версии.
Сёма, Ваня и Макс принялись размышлять. Они доставали из полок детективы, бегло просматривали их, вспомнить сюжеты. Они надеялись, что эти книги могут им дать какую-нибудь подсказку. И их надежды оправдывались. И вот какие версии у них получились:
1. Выкуп.
Тут никаких вопросов не возникало. Но эта версия была отвергнута. Мама с отчимом, как уже отмечалось выше, работали на заводе. Бизнесом они не владели, больших денег у них не водилось. Так что версия с выкупом отпадает.
2.  Маньяк.
Эта версия очень не понравилась Максу. Он просто не мог такое даже предположить. Да и сами Сёма и Ваня сочли её неправдоподобной. Поэтому и от этой версии они отказались.
3.  Он сам ушёл и потерялся в городе.
4. Ближайший родственник похитил Диму по причине отсутствия заботы родителей.
Насчёт этой версии Ваня и Макс недоумевали. Сёма пояснил:
– В каком-то детективе я читал, что родная бабка похитила внучку, потому что считала её мать никчёмной девушкой. Мать уехала по делам в другую страну, дочь она оставила на попечение няни. И в один прекрасный день эта бабка украла эту маленькую девочку. Я думаю, что в этом случае бабка, дедуля, дядя, тётя, ещё какой-то родственник, да даже седьмая вода на киселе, посчитала, что твои родители не заботятся о Диме, плохо его воспитывают. Вот и решили его забрать.
– А знаешь, такое реально может быть! – воскликнул Макс. – Мать моего отчима Елизавета Аркадьевна очень хотела забрать Диму отсюда. Она считала мою мать непутёвой женщиной из-за того, что она разведёнка. Кто такая разведёнка?
– Насколько я помню, – сказал Ваня, – это женщина, которая была замужем и развелась.
– Из-за того, что моя мать развелась с моим папашей, бабка невзлюбила её?
– Наверно, – пожал плечами Сёма.
– Тогда примем за версию, – сказал Ваня. – Итак, у нас есть две версии: 1) Он сам ушёл и потерялся в городе; 2) Родная бабка похитила его.
– Нам нужно к кому-то обратиться, – сказал Сёма. – Мы одни не сможем справиться. Нам нужна помощь взрослых.
– Мы обратимся к моему отчиму, – сказал Макс.

Владислав Николаевич, отчим Макса, после того, как Сёма, Ваня и Макс рассказали ему о своих выводах, задумался. И, наконец, он заговорил:
– Полиция подключила поисковые отряды. Они рыскают по всему городу. Так что, если Дима реально потерялся – его найдут, непременно найдут. А вот насчёт мамы...
– Владислав Николаевич, а Елизавета Аркадьевна курит? – спросил Сёма.
– Да. Она заядлая курильщица.
– А что она курит?
– «Мальборо». Только «Мальборо». И ещё, я знаю, она своеобразно тушит сигарету: сначала она плюёт на землю, а потом об эту слюну тушит сигарету.
– Так ведь на месте преступления обнаружили окурок от «Мальборо», – сказал Ваня. – И именно затушенный об слюну.
– Значит, это бабка похитила ребёнка, – сказал Сёма.
– Этого-то я и боялся, – с горечью в голосе сказал Владислав Николаевич. – Мама сразу невзлюбила Юлю. Прямо с самого первого дня их знакомства. Ей очень не понравилось, что Юля была в разводе, да ещё с маленьким ребёнком на руках. Она была против нашего брака.
– Знала бы она, почему мама от папы ушла... – сказал Макс.
– Я ей об этом много раз рассказывал. Но она в это не верила. Она считала Юлю никчёмной женщиной, гулящей, говорила про неё всякие гадости. О многих гадостях вам даже слышать нельзя. Она всегда желала нас поссорить, хотела добиться нашего развода. А после рождения Димы мама говорила, что добьётся того, чтобы отобрать её у Юли, лишить её родительских прав. Угрожала, что лишит прав и меня, если я не разведусь с ней. Она в последнее время  вообще стала какой-то ненормальной.
– Так чего же мы ждём? – воскликнул Сёма. – Нам нужно немедленно спасать ребёнка! Нужно прямо сейчас ехать и забирать ребёнка!
– А вы точно уверены?
– Уверены на все 100%. Даже есть доказательства. Да, мы уверены. А вы?
– Да, я тоже в этом уверен. Едем.

Владислав Николаевич вместе с Сёмой, Ваней и Максом приехал на своей машине в какую-то деревню. Какую – Сёма, Ваня и Макс не знали. Владислав Николаевич не забыл вызвать ещё и следователя Виктора Рогозина, который вёл это дело. Он вместе с нарядом должен был скоро подъехать к месту назначения. Деревня не была глухой, дома были отделаны современными материалами, к каждому дому вела жёлтая газовая труба с газом (что, кстати, было очень редко в Челябинской области).
Машина подъехала к дому с светло-зелёными стенами, с крышей, выложенной коричневыми металлическими листами. Машина встала возле деревянных ворот, которые были недавно выкрашены зелёной краской.
Владислав Николаевич вышел из машины, перед этим строго-настрого запретив Сёме, Ване и Максу выходить из машины и идти с ним, и стремительно пошёл в сторону дома. Без труда он открыл калитку и вошёл на участок. Тем временем Сёма и Ваня вылезли и машины и встали у забора, поглядывая в щели в двор.
Владислав постучался в дверь. Она открылась, и на крыльцо вышла пожилая женщина.
– О, Владик! – воскликнула она с фальшивой радостью. – Какими судьбами, сыночек?
– Отдай Диму, – потребовал Владислав.
– Диму? Да нет его у меня.
– Отдай по-хорошему.
– Нет его у меня.
– Хватит врать. Я знаю, что это ты похитила его. Отдай мне моего сына.
– Владик, ты что-то мне какие-то небылицы рассказываешь.
– Тогда дай войти в дом.
– Нет.
– Ты не хочешь пускать меня в дом?
– Эээ... У меня не убрано.
– Всё равно я войду в дом.
Но Елизавета Аркадьевна вошла в дом раньше. А вышла она уже с ружьём в руках.
– А ну уходи! – потребовала она. – А то стрелять буду!
Владислав совсем не ожидал такого поворота событий.
Сёма спрятался в кусты. Ага, а тут забор проломлен. Он пролез в эту дыру. Достал из кармана рогатку, поднял камушек, натянул резинку, выглянул... Хорошо, что кусты скрывали его. И Елизавета Аркадьевна его не замечала. И хорошо, что палец она не держала на спусковом крючке.
И тогда он отпустил резину...
Камушек угодил старухе прямо в ногу. Она взвыла от боли.
Тогда Владислав выхватил у неё ружьё.
Тут же раздался вой полицеской сирены. Машина остановилась у ворот, за ней ещё одна. Из первой машины вылез молодой человек с пистолетом наготове. Он вместе с другими оперативниками ворвался во двор.
– Я вижу, тут уже всё без меня обошлось, – сказал он.
– Вы как раз вовремя пришли, Виктор Михайлович, – сказал Владислав. – Нужно, чтобы кто-то присмотрел за ней, пока я ищу моего сына.
Он вместе с Виктором Михайловичем вошёл в дом. Сёма и Ваня юркнули следом за ними.
– Вот он! – радостно прошептал Владислав.
На диване, который находился в зале, лежал, укутавшись в одеяло, трёхлетний ребёнок. Он спал.
– Вот мы и нашли его, – сказал Виктор Михайлович. – Но мне не понятен мотив.
Он вышел во двор и заговорил:
– Елизавета Аркадьевна Логинова, вы задержаны по обвинению в похищении. А теперь, пока мы с вами не уехали в отделение, ответьте на вопросы. Почему вы похитили ребёнка?
– Я забрала его у преступной матери! – ответила она. – Эта (тут содержится очень неприличное слово, которое, кстати, Сёма и Ваня знали, хотя им было не положено знать) была отвратительной мамашей. Я хотела спасти своего внука от пагубного влияния этой (и снова нехорошее слово).
– Так. А оснований называть мать этого ребёнка именно так у вас есть?
– Нет, – сказал Владислав. – На самом деле нет.
– Да? А то, что она разведена была и то, что у неё был ублюдок при себе – это ни о чём не говорит? – спросила старуха.
– Нет. Потому что я знаю почему она развелась со своим мужем. Он был уродом, моральным уродом. Домашним тираном.
– Да враньё всё это!
– Нет, не враньё, – сказал Сёма. – Мы знакомы с Максом давно. И то, что его папа бил его мать и его самого – это правда. Мои родители в союзе с родителями Вани и родителями других наших друзей и знакомых, сделали всё для её защиты от этого изверга и помогли ей. Теперь он сидит вполне заслуженно.
– И не пытайтесь тут спорить, – добавил Ваня. – Ибо всё, что Сёма рассказал – чистая правда. А с правдой не поспоришь. Как бы вы не пытались.
– И знаешь что, мамаша? – добавил Владислав. – Я никогда не брошу Юлю. Никакие твои козни не заставили её разлюбить или уйти от неё.
– Да я же для тебя стараюсь! – воскликнула Елизавета Аркадьевна. – Не пара тебе она.
– Во-первых, мамаша, не тебе уже решать, кто мне пара, а кто нет. А во-вторых, да ты не для меня старалась, а для себя. На самом деле ты просто ненавидишь Юлю. И ты просто хочешь избавиться от неё...
– Простите, а что здесь происходит? – раздался чей-то мужской голос.
– Здравствуйте, Игорь Владимирович.
– Привет, Владик, – отозвался пожилой мужчина. – А что тут происходит?
– Мама похитила моего сына. Вот приехали забирать его.
– Да ты что?! А почему она его похитила?
– Она просто ненавидит мою жену Юлю.
– Юлия Епифанова? Которая раньше была Зотовой?
– Да. А вы что, знаете?
– Так мать Юли Жанна Бурова училась с нами в одном классе. Жанна когда-то увела у твоей мамы парня в 9 классе, Борьку Зотова. Вот Лиза и возненавидела Жанну. И, видимо, эта ненависть перешла к дочери.
– Всё ясно, – ответил Виктор Михайлович. – Спасибо, что прояснили ситуацию.
– А что с ней будет.
– Пока не знаю. Но, похоже, что её ждёт тюрьма.
Игорь Владимирович ушёл.
– Мамаша, ты что, совсем от ненависти ума лишилась? – вскрикнул Владислав.
– А что? Какая мать – такая и дочь!
– Ну, это уже совсем идиотизм – ненавидеть детей только лишь из-за ненависти к их родителям! Чёрт, я давно подозревал, что ты не в своём уме, но теперь-то ты это доказала. Всё! Исчезни из моей жизни! Видеть тебя не хочу. Ты мне больше не мать.
– Сын!!
– А что нам с ней делать? – спросил Виктор Михайлович.
Владислав подумал немного. А потом он сказал:
– Я заберу заявление. Но в обмен на это ты, мамаша, навсегда исчезнешь из моей жизни. И больше никогда не появишься в ней. Ты ни на шаг не приблизишься ко мне и моей семье. Или тебе придётся посидеть в тюрьме. Хочешь?
– Не хочу, – после раздумий с тяжёлым сердцем ответила Елизавета Аркадьевна. – Ладно. Я больше никогда не появлюсь в твоей жизни.
– Вот и Слава Богу. Виктор Михайлович, можно я заберу заявление?
– Конечно, – ответил тот. - По-моему, то, что вы предложили - это самый лучший вариант.
Владислав ушёл в дом.
– Так, а теперь я бы хотел узнать, кто вы? – обратился Виктор Михайлович.
– Меня зовут Сёма Вяземский. А это Ваня Михайлов. Мы друзья Макса Епифанова. А вы кто?
– Рогозин Виктор Михайлович, следователь убойного отдела.
– А у вас удостоверение есть? – спросил Ваня.
– Есть. – И Рогозин показал им своё удостоверение.
– Прикольно!
– А вам сколько лет? – спросил Сёма.
– 23. Скоро будет 24.
– И вы уже следователь?
– Да. А что удивительного?
– Ну, в таком возрасте...
– Просто я был вундеркиндом.
– А. Классно! – сказал Ваня.
Владислав вышел из дому с маленьким Димой на руках. Он уложил его на заднее сидение своей машины.
– Я вижу, вы уже успели познакомиться, – сказал Владислав.
– Да, мы успели познакомиться со следователем Рогозиным, – сказал Сёма.
– Виктор Михайлович, это именно им мы обязаны. Это именно благодаря им мы нашли Диму.
– Да? – удивился Рогозин.
– Да.
– Как вы это сделали?
– Ну, мы просто выдвинули несколько версий, – сказал Сёма. – Одна из них была такой: Диму похитила бабка из-за ненависти к его маме.
– А как вам пришла такая версия?
– Мы её из книг взяли, – сказал Ваня. – Из детективов. Я уже не помню, из какой именно. Но там тоже одна бабка похитила внучку, потому что считала, что мать этой девочки - а по совместительству, мата была также родной дочерью бабки - так вот, мать этой девочки была никудышной, ужасной, которая оставила дочь на никудышную няньку.
– Как только мы эту версию озвучили, – продолжил Сёма, – Макс припомнил, что бабка Димы Елизавета Аркадьевна считала тётю Юлю плохой женщиной, и что она угрожала похитить Диму. Потом мы пошли к Владиславу Николаевичу. Мы также у него спросили курит ли его мать? Он сказал, что она курит сигареты марки «Мальборо», и что она тушит сигареты в слюне, которую она выплёвывает на землю.
– Именно этот окурок в слюне мы и обнаружили на месте преступления, - сказал Рогозин. – Значит, этот окурок принадлежит ей, а значит, она была на месте преступления. Но откуда вы узнали об этой улике?
– Нам рассказали некоторые уши, – многозначительно сказал Ваня.
– Ясно. И кому принадлежат эти уши?
– Максу.
– Вот кто прятался за дверью на лестничной площадке. Вот кто там испортил воздух. Причём, так громко.
Сёма и Ваня рассмеялись.
– А у вас не было других версий? – спросил Рогозин.
– Были, – ответил Сёма. – Но, как оказалось, истинной оказалась именно эта версия.
– Знаете, книги – это книги, это же вымысел...
– Но кто сказал, что то, что написано в книгах, не может быть правдой? Кто сказал, что то, что там происходит, не может случиться на самом деле?
– Знаете, – сказал Сёма, – иногда книги могут подкинуть очень хорошие идеи. И мы это на личном опыте знаем.
– Знаете, ребята, я с вами согласен, – сказал Рогозин. - Я и сам иногда обращаюсь к ним.
Сёма и Ваня улыбнулись.
– Вить! – раздался голос какого-то оперативника.
– Что?
– Поехали?
– Да, поехали. Ребята, спасибо вам, – со всей искренностью сказал Рогозин Сёме и Ване. – Я надеюсь, что потом вы пойдете работать к нам.
– Мы об этом подумаем, – сказал Сёма.
– И хорошенько подумайте.
Все расселись по своим машинам.
– Ну, как тебе? – спросил Ваня у Сёмы.
– Прикольно, вообще-то, – сказал Сёма. – Мне понравилось.
– Хочешь ещё заняться преступлениями?
– Я не против.
– А я против, – сказал Владислав Николаевич. – Это опасно. Особенно для детей. Так что обещайте, что вы больше не будете заниматься расследованиями.
– Хорошо, обещаем, – сказал Ваня.
– Постараемся ни во что не вляпываться, – сказал Сёма.
И Владислав Николаевич завёл машину.

И ещё несколько слов в заключение. Владислав Николаевич забрал заявление. Елизавета Аркадьевна вскоре вышла замуж за какого-то бизнесмена и уехала с ним жить в Америку. Владислав Николаевич с ней больше не общался. Кстати, он вскоре поменял свою фамилию - теперь он не Логинов, а Епифанов, он взял фамилию жены. И всякий раз, когда кто-то в его присутствии вспоминал о его матери, у него портилось настроение.
И, кстати говоря, насчёт обещания, данного Сёмой и Ваней Владиславу Николаевичу. Как уже было написано выше, этот случай - начало длинной истории приключений Сёмы Вяземского и Вани Михайлова. Поэтому, совсем неудивительно, что это обещание было нарушено.