Патриархальная семья

Дмитрий Гендин
1.
Патриархальная семья — не единственный вид семьи, а семья не всегда вмешает полноту половой любви. Россия — это страна, привыкшая к патриархальной семье. Муж — добытчик, защитник, духовный авторитет. Зарабатывает муж, жена дома с детьми. Такова идеальная картинка патриархальной семьи. Такая семья во много была обусловлена крестьянским образом жизни, где всем дело найдётся. Есть два момента, которые пошатнули традицию: 1) урбанизация, в городе, где человек оторван от земли, сложнее создать многодетную семью, нет ни места, ни денег, зато есть стрессы, плохо влияющие на репродуктивные способности родителей; 2) женское движение, активность женщины, конкуренция мужчины и женщины на рынке труда, свободная воля женщины, которая уже говорит, что не хочет рожать. Женщина служит в армии, может быть министром. Ответом на первый пункт является демографическая новация в крупных городах, создание детской инфраструктуры, поощрение рождения морально и материально, это творческий процесс органов власти, пока что ещё никто не знает, как повысить рождаемость в крупном городе. Ответ на второе заключается  в том, что сильная женщина а) требует более сильного мужчину, почти мифический персонаж, титан, б) готова быть со «слабым» мужчиной — домохозяином (матриархальная семья). Но и патриархальной семье муж не тиран, не деспот, он любящий субъект семьи. Часто власть мужчины лишь номинальна, ведь дом и хозяйство на жене.
«Вся тяжесть мира лежит на мужских плечах». Но под «тяжестью мира» можно понимать разное: нечто материальное, требующее физической силы, что-то мировоззренческое, где требуются не мускулы мужчины, а его ум. Есть философский фронт, философские полководцы, защищающие людей мира от ложных учений и мракобесия.
Не могут все мужчины быть сильным плечом (на каждое сильное плечо найдётся плечо посильнее). Но все могут быть ответственны.

2.

Николай Бердяев писал, что не всякая семья может вместить истины и тайны высокой половой любви. Бердяев не защищает разврат при этом. Счастье семьи тихое. Мужья — спокойные существа. Но есть любовная мечта, чистая и целомудренная. Это идеал, возможно первая любовь. Всё больше защищают секс, и всё меньше дают прав влюблённости. Но иным хочется тайны, хочется неземной любви. Семья живёт в том числе и детьми, родительство — это второе детство, прожитое во имя чад, вместе с ними.   
Семья — это хорошо, это преодоление разврата (тут бы Бердяев не согласился).
Но любовь, любовь-влюблённость (то же, что романтическая, то же, что сентиментальная и чувствительная, то же, что высоко-платоническая) сильнее привязанности супругов. Такая любовь, хоть и велика, но никогда не пойдёт на разрушение другой любви, иначе это была бы не влюблённость, а эгоизм.
Любовь подчёркивает личность любимого человека другого (тем более таинственного) пола. Личность женщины, её душа — вот главное. Красота отражает личность. Мужчина находит отражение души в высоком: в религии, в искусстве, в науке, в философии. Тут нет отбора, тут есть подбор. «Женщина прекрасна, когда любима», а не наоборот.

Путей любви много, более трёх: семья (рай на земле, малая церковь), разврат (адское пламя совести, саморазрушение), жизнь аскета (принципиальный отказ от решения вопроса о поле как несущественного). Но есть путь поэтов и философов, трубадуров и рыцарей, принцесс и волшебниц. Это поиск в любимом существе образа Божия. Другой пол, другая душа — загадка. И в этой тайне высок интерес. Истинные влюблённые знают что-то, что не доступно всему прочему миру и окружающему обществу в частности. Общество состоит из семей, но не терпит влюблённость. Общество по структуре должно быть гомогенным, это условие его единства, а влюблённость возвеличивает, открывает в бесконечности душу любимого лица. Да, часто здесь можно говорить о мистификации, об излишней идеализации. Но на меньшее влюблённый не согласен. «Видит во мне небожительницу», — укоряет такого мужчину его Дама Сердца. Но влюблённый сам подобен ангелу, сошедшему с небес ради любви к земной женщине (См. фильм В. Вендерса, «Небо над Берлином»). Земная женщина не идеальна, как бы она сама не старалась. Но любовь мужчины раскраивает её — сугубо женские — таланты. В любви женщина гениальна (по Бердяеву).


Итог.
Патриархальная семья — это схема. Идеальный объект. Вопрос власти не важен там, где есть любовь, а где есть любовь, там есть инициатива угодить другому, помочь, взять на себя что-то трудное другому. Возможно, что только рядом с женой мужчина и становится тем, что от него требуется априори. Жена расцветает всеми красками, мужчина становится смелым и трудолюбивым. Пока нет любви, нет и мотивации быть лучше. Конечно, работать в этом направлении надо (спорт, какие-то навыки). Но только ради любви можно выложиться всеми возможными силами, потому что любимый человек — это фактор всей жизни, жизни вдвоём. Кто-то не мыслит жизни без любимого человека, жизнь свою ставит ниже этой любви. Это аристократический путь любви.

P.S. Недавно моя племянница вышла замуж. Но нет в их с мужем отношениях чего-то особенного, чего бы и я хотел во что бы то ни стало. Простое человеческое счастье, тихое и мирное. Моя же душа требует чего-то иного. И вроде женщины — самые обычные существа, но влюблённость в конкретную девушку обещает так много, чего и не выразить словами.