Самая популярная профессия

Людмила Горюнова
У меня – самая популярная профессия. Завидуйте!
   Кто не помнит прекрасные школьные годы, уроки прекрасного русского языка и наипрекраснейшие сочинения? Покажите мне хотя бы один класс отпрысков в любом обучаемом возрасте, где бы все единодушно болели любовью к словам и словоблудию. Конечно же, многое зависит от преподавателя и от его не то чтобы умения привить страсть к великому и могучему, к оформлению диких сумасбродных и непричесанных мыслей в стройные ряды воздушных фраз, но и от таланта учителя не убить в вас желание ковыряться в буковках, склеивать ущербные языковые конструкции, возводить хрупкие неказистые сооружения из предложений. Так, в 4 классе Галина Николаевна зачитывала мои сочинения ученикам старших классов – дескать, вот как надо (опуская, однако, мои множественные орф. и грам. ошибки). В 6-м уже другая русичка (даже имени не помню) гнобила жажду писать, как «льется», натаскивая весь класс и меня на списывание мыслей великих критиков и построение на основании уже готовых статей своего «авторского» видения (ну что-то вроде коллажа, только словесного). После данного насилия над сознанием и фантазией пришлось восстанавливаться не один год. Литературу ненавидела, русичку презирала, желание ваять, «как Ирочка», за которую, как могла, пыхтела мама, у меня и вовсе, увы, так и не возникло.
   Если спрошу и сейчас знакомых и бывших коллег, любите ли вы писать, едва ли не большинство сморщат мило красивые личики. Читать, говорить, смотреть – да все что угодно, только не мучить фразы. Тем не менее, а скорее – более ситуация складывается абсурдная. Твои тексты «правят» дизайнеры, на свой вкус и «стиль» сокращая или дописывая тексты, которые не «встают» в сложившуюся верстку; начальник вырезает из статьи, написанной от твоего лица, все живые комментарии и дополняет своими «сухарями», после чего материал превращается в отчет о проделанной за год работе, и ты поспешно снимаешь свою подпись под текстом, заменяя на «авторство» биг босса. Закупщик, задача которого добывать интересный и продаваемый товар для торговли через каталоги и следить за достоверностью публикуемой технической информации, скрупулезно вычитывает твои «козюли» из нескольких мини-фраз, возмущаясь словосочетаниям типа «воздушный хлебушек» («Это что за уничижение какое-то??? Кошмар!!!»), пропуская ошибки по своей задаче. Маркетологи растрачивают свое драгоценное время, которого всегда не хватает, на замену слов типа «нескучный» на «интересный». И даже корректор корпоративной газеты неумело сокращает твою писанину так, подгоняя под «правила русского языка», что хочется отречься от того срама, который в итоге выходит.
   Я не против качественной редактуры, и только «за», тем более что из-за гонки в «производственном процессе» всегда возможны ляпы. Мне хочется, чтобы были люди, которые реально желают улучшить работу, а не внести своей царственной рукой изменения – хоть запятую, но поправить (притом, что текст они считают неважным и ненужным в торговле – продает ведь только лишь картинка). Мне хочется, чтобы каждый профессионал занимался СВОИМ делом. И тогда, возможно, работа будет двигаться быстрее, а результат станет качественным. И еще для меня так и остается загадкой: откуда в современном человеке такая тяга повсюду вставлять свои «пять копеек», при этом не желая брать на себя ответственность за весь текст в целом или создавать его с нуля? Откуда эта всепоглощающая графомания? Откуда вера в себя как в Шиву, способного все и вся? И неужели мало возможностей реализовать свою потребность в словосочетании в соцсетях и в чатах?