Ирина Одоевцева из воспоминаний Ленинград 1988-89г

Тамара Воронина 2
Ирина Одоевцева из воспоминаний…Ленинград 1988-89г.
   И до чего же были трудные годы для страны - годы ПЕРЕСТРОЙКИ. Хотя Ирина Владимировна как-то  и оговорилась, случайно, назвав  их «ПЕРЕТАСОВКОЙ». И ведь,  действительно, даже не пересказать, как все было не просто; все смешивалось, перетиралось, а, главное, менялось. И ведь люди менялись: из простых советских людей постепенно становились гражданами новой Свободной России, менялось отношение, привычные стереотипы, менялись одежды, менялись лица, менялись мысли, шла переоценка нашей отходившей в прошлое советской действительности. А на Невского, 13  уже  была новая Свободная  Россия. Эту свободу мы ощущали рядом с Ириной Владимировной, от которой мы узнавали, какая была Россия тогда, до ее отъезда. Какая была культура, воспитание, какое было  ее окружение. Мы погружались с ней в ее удивительный мир. В ее устах звучала музыка того мира, из которого пришлось бежать.  «В чужой стране,…в чужой семье, в чужом  автомобиле…были/.. И у меня/Моя страна/Мой дом/Моя семья.. И собственный мой пудель Крак.» А ведь, действительно, все чужое.  И что остается – смириться, терпеть и ждать, когда родная страна перестанет быть злой мачехой и позовет своих родных любимых детей. Но как же трудно чужую страну приспособить, приблизить к той родной… И садили русские березки, строили православные храмы, устраивали русские общины, чтобы хоть чем  ни будь  напомнить Родину, наполнить ее своим русским содержанием. Георгий Иванов  не принял французского гражданства, и, оставшись  русским гражданином, писал: «Распыленный миллионом мельчайших частиц/ В ледяном,  безвоздушном, бездушном эфире/Где ни солнца, ни звезд, ни деревьев, ни птиц/ Я вернусь- отраженьем- в потерянном мире…». Вернусь, все равно вернусь, хоть стихами. Какая боль утраты Родины. А  сегодня  покидают Россию без страха и боли потерять. Никакой тоски, никакой трагедии. Так что же это была за Россия, потерять которую было так тяжело…  «За столько лет  такого маянья /По городам чужой земли/Есть отчего войти в отчаянье,/ И мы в отчаянье вошли./В отчаянье- в приют последний,/ Как будто мы пришли зимой/С вечерни в церковке соседней/ По снегу русскому домой»-Георгий Иванов покидал  такую Россию. Покидали  ее и Ирина Одоевцева, Иван Бунин, Иван Шмелев… это была Россия, потерять которую было равносильно потери жизни. Мы узнаем, какая она  была, читая их произведения. Они не уставали ждать того счастливого времени, когда она станет другой. И она стала другой, но не все дожили до этого часа.
       Ирина Владимировна привезла в Ленинград и свой архив. Он передан в Пушкинский дом. Но до того, как он полностью уже был перевезен, я, и это мое счастье, удача, думайте, как хотите, я скопировала огромную часть ее архива, и теперь он здесь, у меня, в Екатеринбурге, я могу его изучать, могу отслеживать процесс ее работы писателя, поэта, ее поиск одного, другого. Архив-это мысли, это тайны творчества. Это, наконец, поиск и находка. Вспоминаю, как она говорила: « Утром рано встаю и иду в кафе, беру чашечку кофе и все утро работаю, посетителей еще нет, т.к. рано»,- и она  писала, писала, надо сказать, почерк очень красивый.. и я думаю:  ведь все написано рукой, а не так, как сейчас, я набираю текст на компьютере. «Я очень любила писать»- ручная работа. И я смотрю: вот капелька пролитого кофе, а вот загнут листочек, а вот что зачеркнуто, а вот одна и та же фраза повторяется несколько раз. Как интересно. И я представляю : раннее утро, тишина, маленькое кафе. пока пустое, без посетителей, и русская писательница, просто одетая, сумочка, в сумочке тетрадочка, карандашик… с огромной любовью пишет на русском языке  о своей России, которая страшно далеко и далека. А любовь здесь, в  русской тетрадочке, на фоне звучащего французского.
      Небольшой поворот в сегодняшний день. Получаю сообщение от французского друга, армянского происхождения: «Дорогая Тамара, вернулся в  Санкт- Петербург». Его  безграничная любовь к России родилась через Великую Княгиню Елизавету Феодоровну (Романову), тоже немецкого происхождения, но так преданно служившей православной России,  не покинувшей ее в период революции, и принявшей венец   мученицы, ставшей сегодня русской святой. Это так потрясло Жана Марка Аракеляна, что каждый раз получив очередную визу, он  возвращается в Россию с любовью и надеждой остаться в России навсегда.
Народная артистка России Тамара Воронина.
31 октября.2019г. г. Екатеринбург