М. М. Кириллов Петербуржцы Очерк

Михаил Кириллов
М.М. КИРИЛЛОВ

«ПЕТЕРБУРЖЦЫ»
Очерк

       Всё меняется на этом свете. Вчера ещё, казалось бы, обычный вполне советский человек, а сегодня он уже спокойно относится к произвольному, официальному запрещению всех, ранее любимых им великих советских писателей, в современном буржуазном обществе и предпочитает читать уже не «Молодую гвардию» Фадеева, а Дидро, например. Да, хоть бы и Вольтера, вольному воля! Кстати, интерес к творчеству самого Дени Дидро, замечательного французского учёного, писателя и просветителя 18 века, может только  приветствоваться. Дело в том, что ситуация изменилась и человек изменился. Из ленинградца с его революционными традициями он превратился в благопристойного «петербуржца» из избранных. Ничего непонятного и нового. «Креативность» и удалённость от «совка» приветствуются. Это как бы пропуск в новое избранное общество. И такой человек не редкость. Таким же был и остаётся прекраснодушный «петербуржец» артист Басилашвили, много сделавший в начале 90-х, чтобы вместе с Собчаком переименовать рабочий Ленинград в буржуазный Санкт-Петербург. Чувствуете аналогию с одновременной произвольной (от слова произвол) заменой всех советских писателей на классово безвредных Набокова и поэтов «серебряного века». Подальше от революционных идей! Тут и благородный Дидро пригодится.
       Звучит-то как! Ни в какое сравнение не идёт с шолоховским большевиком Давыдовым и фурмановским Чапаевым. Чувствуете тут же только от одного упоминания появившийся сермяжный запах рабочих-террористов?!
       Но как же быть всё-таки с вчера ещё дорогим для большинства жителей нашей страны писателем Фадеевым? Неужели его навеки придётся из сердца вон выкинуть по приказу идеологов «Единой России»?! Не случайно город Краснодон на Донбассе и герои-мученики краснодонцы ни разу не были упомянуты в российской прессе за все 5 лет вооружённой борьбы шахтёров из донецких республик с украинскими националистами. Как будто не было никаких фадеевских краснодонцев с их коммунистической убеждённостью! И никакой советской власти не было! И писателя Фадеева тоже не было! Как сказал Чехов: «Этого не было потому, что этого не было никогда!». А вот Дидро из 18 века, получается, был, и именно он «живее всех живых»! Да простят меня, грешного, Бог и невиновный Дидро!
       Видимо, прав, известный уже в 90-е годы, идеологический единомышленник господина Собчака, всё ещё Народный артист СССР, Олег Басилашвили, заявивший буквально на днях, что «советские люди – это рабы, вылезшие из клетки». Он так воспринимал победивший в Революции российский пролетариат и рабочий класс, построивший и защитивший от фашизма советское государство. Каково! Сказал он это сейчас, а думал-то так всегда. Себя он «рабом в клетке», конечно, не считал. С самого рождения он был, по его мнению, свободным человеком мира! Хотя до поры до времени он это, всё-таки, скрывал, нескромно же было бы даже про себя считать себя самым равным, тем более, среди «вышедших из клетки». Тоже, видимо, давнишний любитель Дидро, недоступного «быдлу».
       Тут всё, хоть и возмутительно, но предельно ясно. Не зря же он только что по Указу нашего Президента (тоже, кстати, «петербуржца») и знатным орденом был награждён по случаю 85-летия. Свой, проверенный, подлинный, «петербуржец»! Очень близок к такому же обласканному, давно покойному петербуржцу Даниилу Гранину.
Полагаю, что, при всех его артистических талантах, именно этой преданностью «петербуржцам», он останется для всех знаменит и впредь. СССР для него теперь уже не нужен ни в каком смысле. Он же не из «рабов, вылезших из клетки»! Что Вы, что Вы! Упаси Всевышнего! Слишком от природы благороден, и изменениям не подвержен. Этим он и дорог своим поклонникам и власти.
      А как же быть нам, ещё советским людям, не живущим авторами 18 века и далёким от нынешней власти? Не тесно ли оставаться в отведенной нам «клетке памяти о прошлом», сохраняя навыки раба? Тем более, что ни Фурманова, ни Маяковского, ни Алексея Толстого всё равно практически не издают и не преподают уже лет тридцать?
       Тем, кто до сих пор «в клетке памяти», тяжело всё это особенно. По себе и друзьям знаю. Трудно ведь даже жить без «Что делать?» Чернышевского и «Матери» Горького, не говоря уже о Павке Корчагине! А ведь их нет даже в районных библиотеках. Многое нам не по душе. Но ведь убеждения, в отличие от депрессии, таблетками не лечат. Что же делать?!
       Раньше я думал, на старости лет буду заново читать Чехова. Не получается: так плохо вижу, что ни газет, ни диссертаций, ни художественной литературы даже с лупой последние годы читать уже не могу, разве только в компьютере при значительном увеличении. И только так могу писать и свои собственные книги. И это уже большое счастье.
      Некоторые люди до сих пор не поняли, что народ нагло обокрали, и от этого поразительного неведения они живут как бы легче, всё ждут каких-то перемен в жизни без борьбы. Очень многие, особенно из студенческой и школьной среды, давно уже не читают вообще ничего и оттого безоружны в агрессивной общественной среде. Да и не книжное ныне время.
       Очень многих реально замучила безработица и бескормица или работа на 3-4 работах в коррумпированной экономической клетке неэффективной сегодняшней России. Миллионы людей теперь просто выживают. Вот уж клетка так клетка, классовая по существу, да к тому же с безудержным криминальным уклоном! Эдакое наёмное экономическое многомиллионное рабство. Тут уж не до «Молодой гвардии» и «Поднятой целины»!
       Не спасает и жалкое протискивание некоторых в малый бизнес. Убивают продажность и ненадёжность подельников, неэффективность результатов и вечная замотанность при такой жизни.
       Вот тут-то кое-кто из особо продвинутых интеллигентов и находят утешение в чтении Дидро и поэтов «серебряного века». А ведь это, в сущности, идеологическое бегство и предательство в ситуации, чреватой уже даже  гражданской войной в России. Но убежать далеко или избежать этого, если эта ситуация всё же произойдёт, не удастся никому. Классовая борьба догонит. Не надо забывать и того, что нынешний многомиллионный Петербург, потому и не тихие и спокойные Стокгольм или Хельсинки, что он именно Ленинград, средоточие рабочего класса России и его исторической классовой памяти, а не только место для проведения всемирных экономических форумов, туризма и место жительства современных «петербуржцев» и их «продвинутых» и «креативных» земляков.
       Я и вся моя семья - потомственные ленинградцы – из Ржевки, Пороховых, а ещё раньше из посёлка Обуховского завода (после Революции завода «Большевик»). Да, это тоже был Петербург, но тогда у него не было другого имени. И мои старики были петербуржцами без кавычек. Рабочие похоронили тот Петербург.
        Сам я родился в Ленинграде, похоронил там своих деда и бабушку и других наших родных, умерших от голода в блокаду или убитых, закончил Ленинградскую Военно-медицинскую академию им. С.М.Кирова, я там  женился, там мои Учителя и их могилы, ученики, друзья и уже молодое поколение нашей большой семьи.
       Ленинградцы мы! Нам и в голову не приходит, что теперь мы по чьей-то воле «петербуржцы» и что оказывается - это большая честь для нас, вчерашних «рабов, вырвавшихся из  клетки»!