О рыбалке

Николай Стаханов
          Хочу сразу оговориться – я не рыбак. Нет, я конечно рыбачу иногда, и рыбачил, но в том хорошем смысле назвать себя рыбаком не могу. Вот у Саньки Домрачева 18 удочек для летнего лова, и на рыбалке он  если не 7 раз в неделю, то 3 уж точно. Он рыбак. Или Михалыч – который и в ванной хоть одну рыбину, но поймает Вот они рыбаки, а я так любитель среди любителей.

          Ну да речь не об этом -  речь о рыбалке.  Речь о тех рыбалках о которых мы любим потравить  у костерка, да под рюмочку чая, как о рыбалках выдающихся.

          Вал.
          В один год мы выехали на подлёдную рыбалку  по первым морозам. Только-только встали речки, и уже можно было и проехать, и на лёд выйти. Речка Ичунь излюбленное место Певекских рыбаков.  Лёд на речке ещё сантиметров 7-10. Лунок легко можно набурить уйму, не то что по весне.

          В первый день отсидели  с утра до вечера- ни одной поклёвки. Как в ванне. Второй день картина та же. На третий день мы с Володей Ивановым решили - до хороших вестей из балка не выйдем: «Ну нет в этой речке рыбы!».  Гоняли чаи. Валялись на нарах. В общем, всем своим видом демонстрировали полное презрение к такой рыбалке.

          Через час - полтора прибегает Максимыч:
          - Мужики пошла!
          - Да, ладно, заливать.
          - Правда пошла, валом.
          - Рукавицу дай.  – Запах корюшки не спутаешь не с чем, это запах свежих огурцов.
          - Блин, точно. Погнали, наши городских ... .

          Когда клёв слабенький. То тут,  то там слышен трандёж. У вольно шляющихся  стандартный вопрос: «Ну как?»  И ответ стандартный – «От винта».
В тот раз полная тишина,  и только руки как у целой банды дирижеров.
Одна за одной, без перерыва. Опустил вытянул, об лёд стук и обратно . Опустил вытянул, об лёд стук и обратно, как заведённые.

          На зимней рыбалке на корюшку мы блёсна изготавливали сами. Покупные не использовали, по той причине что на покупных блёснах крючки с бородкой. Нет, оно конечно можно бородку и убрать. Но так уж повелось, крючки изготавливали сами из булавки или иголки.  Корюшка рыба стайная. Можно час просидеть – ничего. Потом подойдёт косячок минут на 5-10, и пошла, одна за одной. И если у тебя крючок с бородкой -  ну успеешь  ты 5-7 вытянуть, а сосед на блесну с крючком без бородки –  15-20 может выхватить.  А так –  вытянул, об лёд стукнул  и блесна  свободна. 

          Но в тот день косяк оказался ну о-о-че-е-нь большим.
Одну – за одной.  Кто ловил на две удочки,  те  вторые побросали. Какой смысл - если на одну поклёвки сплошные без пауз.
- Мужики, прикурите кто ни будь сигаретку, руки заняты...  – шутник.
Шла валом до полной темноты. Не знаю, перевалил ли кто за 1000, но вполне достоверно могу сказать-  за 700 перевалили многие. Я, и то наверно больше  400 поймал.


          Золотая блесна.
          Ну такое бывает не часто. Больше либо вообще не клюёт – одни бычки. либо клёв ленивый, не обильный, 2-3-5 и пауза. Потом ещё 3-5, бывает с десяток - по разному. И при таком клёве  смотри по сторонам, у кого то пошла, руками замахал наматывая леску, и все сразу туда. Другой день за косяком толпа скатиться может из-за поворота в самое устье, а это с километр, а то и полтора. Есть конечно экземпляры рыбаков которые предпочитают сидеть на одном месте: клёв кончился, толпа за косяком схлынула, а он сидит. И тут второй косячок, он и замашет руками, наматывая леску. Пока народ прибежит он с десяток и выдернет.
Но всё же более уловистый стиль это перемещение за косяками. Другой день лунок 30 набуришь. Конечно по осени, по тонкому льду. Весной не очень то разгуляешься – лёд 1,80, а то и под 2 метра. В общем тактика проста – замахал кто-то руками, подбуривай скорее (если у тебя не клюёт), пока остальной народ не набежал!

          У хорошего рыбака и блёсен с десяток и больше, и бур – бриться можно, и удочек 3-4. А у «шаровиков» типа меня – 2-3 блесны, бур – «мужики дайте бур, пару лунок забурить». Ну и результат  - посредственный. Это понятно.

          Но бывают случаи вообще труднообъяснимые. Либо неожиданная удача, либо вообще наоборот. Наверно -  с какой ноги встанешь.
Дело к вечеру, клёв слабенький. Изредка одна – две. Народ болтается от лунки к лунке, прежде чем смотать удочки. Один мужик обращает на себя внимание: таскает «одну за одной». Естественно его подбуривают. Результата никокого: он «одну за одной», а у остальных ноль. Подбурили уже так, что только что не в его лунку блесну кидают, а результат ноль. А у него идёт «одна за одной». Десятка 4-5 наверно с лунки выдернул, пока совсем не стемнело,  и клёв кончился. Наверно у него блесна золотая – у жены кольцо спёр и выточил.
День второй, клюёт умеренно. У кого десятка по 4-5, у кого-то может и побольше, у меня десятка 3. Идёт вчерашний мужик, народ интересуется:
- Ну ты как сегодня?
- Вообще облом, 7 штук.
- !!!???
А ты говоришь блесна золотая! Вставать надо с той ноги!


          А это про рыбалку «на всю оставшуюся жизнь».
По окончанию навигации, за 3 с половиной полевых месяца, мы подкапливали приличное количество отгулов. В море выходных не бывает. А меня давно Лёха (мы дружили тремя семьями, вместе праздники встречали, в гости ходили)  приглашал к себе на рыбалку. Он бригадиром был в буровой партии, и стояли они лагерем километрах в двухстах южнее побережья. А эт-то тебе уже почти материк: и кустарник уже выше тебя ростом и рыба в речке имеется.
- Давай, вертушка от смены до смены 15 дней. Не сомневайся, нары найдём, у меня в командирском балке поживёшь. Может чего и поймаешь.
Сказано -  сделано.

          Прилетели. У Лёхи дел хватает – нары показал, располагайся. И по своим делам. Я расположился. Потрендел мимоходом с «местным населением». Что да как, где и когда.

          Дело к вечеру, жду приглашение на ужин – приглашения нет. На флоте, как говорится, должен быть (и он и есть) морской порядок. Завтрак, обед, полдник, ужин – всё по расписанию. Да и у нас в поле, на льду всё по привычке, по расписанию.
         
          Поздно вечером приходит Лёха. Ну сейчас, думаю, спросит как перекусил, ну и я объясню что меня на ужин просто забыли пригласить. Но Лёху, как то,  эти мелочи не интересуют,  и он готов завалиться спать. Но ведь голод не тётка, и я уже безо всяких выкрутасов спрашиваю - как бы где ни будь подкрепиться и во сколько у них бывает ужин. Лёха посмотрел на меня как на неразумного ребёнка:
          -Пошли. Ужин у нас, и всё остальное, круглосуточно. У кого, когда возможность есть тогда и едят.
          Лёха привёл меня на кухню:
          - Вот плита, горячая постоянно. Выходишь в тамбур, - Лёха указал на кастрюлю литров на 30, снял крышку, внутри замёрзшее (морозец на улице уже был)  первое, – берёшь топорик, отрубаешь себе нужный кусок, - что он и продемонстрировал, - кладёшь в тарелку и ставишь на плиту.
Здесь второе, здесь компот, здесь рыбная мелочь, жаренная, здесь хлеб, чайник, сахар и всё остальное - что найдёшь. Хлеб печём, кстати, сами. Это на ночь, а завтра Колышок (так повара называли) всё свежее сготовит.

          Потом я понял, что в этих условиях,  по другому, наверно и нельзя. Работа что ночью что днём. И не только у бурильщиков - у всех. У одних короткий перерыв – зато у других началась работа. Кто отсыпается, кто на рыбалке.
Ну а  у меня постепенно, выработался – какой  ни какой, свой распорядок дня. Часиков в 8,  полдевятого –подъём. Посещение камбуза, в смысле столовой. Потом снаряжаюсь, удочку, рюкзак, ружьё и вперёд.
До речки с километра 2, может полтора. По пути можно и зайчишку зацепить, и куропаток парочку.

          Кстати, именно по пути к речке, в один из дней со мной приключился казусный случай. Выпал первый небольшой снежок. Следов заячьих уйма, куропаточих тоже. Я ружьё с плеча снял, иду, что называется наготове,  10,15 минут – ничего. Ружьё только за спину закинул, метров десять прошёл и куропатки из под ног. Я мгновенно ружьё сдёрнул, отдуплетился и парочку снял. Иду дальше наготове, 10-15 минут ничего. Закидываю ружьё за плечи. И метров через десять выпрыгивает беляк. Ружьё с плеча и с первого выстрела достаю и его.  Я довольный: снайпер, да и только, да почти по "македонски" – с плеча. Кинул в рюкзак, иду, ну и сам себе думаю: пока ружьё наготове – никто не выпрыгнет, и смело закидываю ружьё  за плечи. Метров через двадцать выскакивают два, один сразу во все лопатки по кастам, а второй отбежал метров на 25 и сел, Я ружьё с плеча... , а оно не снимается. А этот сидит на меня смотрит, а оно не в какую.. . Вообщем посидел он секунд 20: «Не, ну не хочешь стрелять, тогда я пошёл», и неспеша запрыгал своей дорогой. Я себя обматерил – то же мне снайпер...., по македонски. Давай разбираться, в чём дело. Оказалось: я так залихватски закинул ружьё на плечо, что оно наделось ремнём на торчащую из рюкзака удочку (в сборе,  конечно).

          Но, вернёмся к рыбалке, Доходишь до речки, выбираешь свободный омут и до вечера. Тут у каждого свой, именной омут. Со временем и у меня появился свой – именной. Поэтому на вопрос: «Где ловил?», можно было скромно отвечать: «Да сегодня на своём. Нормально. На «геолога» попробовал – что-то не пошла.
По первости улов конечно не ахти был. Пока не освоил некоторые тонкости и специфику.

          Если кто-то вам, когда то скажет, что нет, дескать, больше чистых речек, всё загадили. Не верь, друг мой. Это расхожее мнение - не больше. Есть! Когда каждый камешек на дне 2-х метрового омута виден, я уж не говорю про «по колено». У меня  в первое время не клевало. У всех клюёт, а меня нет. Геолог мимо проходил, ну я ему и пожаловался.
          - Дак,  ты не стой на виду, как тополь на плющихе. Отойди в сторонку, лучше за рябь.
          - А что она меня видит что ли?
          - А она что слепая?
 Ну и пошло потихоньку. Через неделю вышел на среднестатистический уровень – рюкзак. Ловили на обычный телескоп, а в качестве приманки – ручейник, благо его на плёсах не мерено. Из рыбы - в основном  хариус. Мальма, небольшой голец – это лучше на сеть «клюёт», но да это на пропитание, так сказать, а для души удочка.

          Но вот в один прекрасный момент Лёха-бугор, будучи в хорошем настроении, объявил:
          - Завтра поедем на настоящую рыбалку.
          - !!!??? А это что? Не настоящая? – но Лёха в детали вдаваться не стал.

          Наутро завели трактор, вдвоём и поехали. Километров 8-9 наверно. По пойме, по галечным  плёсам. Я думал что мозги все вытрясет. Но доехали.
 Омут метров 30 на 40. Похоже и глубина не меньше чем метров 5.
Я собрался искать ручейник, но Лёха объяснил:  что здешняя рыба предпочитает "галстук", на хоршем крепком крючке блесны. "Галстук"  это  полоска, вырезка из под жабр мальмы или гольца.

          Разошлись, он на один край, я на другой. Только забросил начал подтягивать, и стоп. Зацеп наверно.
          - Что, клюёт?
          - Да нет, зацеп наверно, не идёт.
          - Тяни, здесь не за что цепляться, галька. – И я потянул, и пошла. Кингач, самка, килограмм на 5-6.  Я вытащил её на гальку. Ору как угорелый, глаза по 78 копеек.
          - Лёшь, поймал, поймал .... здоровенная.
          - Ну и что? Поймал и поймал. Закидывай снова.

          Я вытащил 7 штук. Килограм по 5, по 7. Лёха 9.
Ну и вроде отрубило. Лёха начал сматывать удочку. Я глядя на него тоже.... и вдруг – стоп. Выпрямляю удочку, что бы не на изгиб, а на потяг, тяну. Пошёл, но так тяжело. Потихоньку веду к берегу. И он метров за 8-10 вышел на верх, ударил хвостом. Да не хвостом,  а хвостищем.... Лёха увидел и направился ко мне.
          - Лёш, что то тут килограмм на сорок?!
          - Такие здесь не водятся, может килограмм на 10-12, такие бывают.
          - Я подвёл его к берегу и он показал голову, огромную, с красными закусами, раздвоенный  на нижней и одинарный на верхней губе. Тут у горе рыбака руки затряслись, в зобу дыхание спёрло.  Потянул, попятился назад и споткнушись завалился на спину.  Почуяв слабину, кингач рванулся от берега. Рывок я удержал....   и сразу всё ослабло. Я выбрал удочку, блесна не оторвалась, но крючок разогнулся. Я сел на землю и обхватил голову руками. Какие здесь слова...

          Подошёл Лёха:
          - Да не горюй, пусть ещё подрастёт. Что молчишь? Да?
          - Угу.....

          Кингач –разновидность гольца. Молодь, в разных местах, называют мальмой.  Взрослая особь достигает 8-9 килограмм.