Осень - мудрая весна

Николай Старорусский
…всё в мире неизбежно кончается и рождается вновь, и каждый май, и зелёное лето, и синяя вьюжная зима: всё является творением осени, а вечно живёт лишь её величество Осень, и каждый год, вместе с миром и мирозданием, неизбежно въезжаем мы в ту же самую, вечную осень, вечная  осенняя ночь правит миром…
                (Олег Стрижак. «Мальчик»)


Четверть века прошла с тех пор, как я впервые прочел эту фразу , и не перестаю удивляться: как точно мироощущение автора совпало с моим.  Однако здесь только тезис – «формулировка теоремы», и нет «доказательства» или хотя бы «наводящих соображений»… Нельзя ли отыскать их  в стихах или прозе?

Конечно, «столкновения» осени и весны нередки.  Все мы помним

Как поздней осенью порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…

Однако здесь, как и во многих других случаях,  оппозиция осень – весна лишь сопровождает или  оттеняет чувства, вызванные личными событиями.   Например, у Гёльдерлина

Ein Bruder des Fruelings  war uns der Herbst, voll  milden Feuers, eine Festzeit fuer die Erinnerung an Leiden und vergangne Freuden der Liebe.

Сестрой весны была нам осень, полная кроткого огня, праздничное время воспоминаний о печалях и прошедших радостях любви.

А вот у  Фета в «Осенней розе»  уже чувствуется леденящее дыхание зимы,  не обозначенной явно:

Назло жестоким испытаньям
И злобе гаснущего дня
Ты очертаньем и дыханьем
Весною веешь на меня.

Да и весна может только угадываться:

Бесконечная  осень  казалась  прощальным  подарком.
Вот  и  верба  недаром   то  вдруг  расцветала  не  раз,
То  скрывалась  под  снегом… в  старинном  заброшенном  парке
Над  рекой, где  качели  взлетали  уже  не  для  нас.
                (Н.С. Бесконечная осень)

Причем явное перечисление времен года  и их симптомов совсем необязательно углубляет размышления: у Кузмина

Ты замечал: осеннею порою
Какой-то непонятною игрою
Судьба нас иногда теплом дарит,
А россыпь звезд все небо серебрит,
Пчелиному уподобляясь рою.
Тогда плащом себя я не закрою,
Закутавшись, как зябкий сибарит.
Лишь календарь про осень говорит.
Ты замечал?
Пусть вьюги зимние встают горою;
На вешний лад я струны перестрою.

И наоборот, незамысловатые строки Фета

Какая холодная осень!
Надень свою шаль и капот -

приобретают трагическое звучание, как только мы вспомним рассказ «Холодная осень». (На мой взгляд, лучший в «Темных аллеях», вместе с недооцененным  фантастическим  «Поздним часом»).
 
Переход от частностей к более общему философскому взгляду обнаруживается в простых словах известного вальса «Осенний сон»:

 Ветер осенний листья срывает,
Вся природа грусти полна.
Только надежда не умирает —
Сердце знает: придёт весна.
 
Эти строки при исполнении народным хором, открытыми голосами,  также звучат как трагедия или реквием. И это несмотря на неожиданно вполне оптимистическое продолжение – листики снова зазеленеют, цветочки расцветут…

Примечательно происхождение слов, которые как бы вне времени и уже воспринимаются как народные.  Несколько поэтов в начале сороковых годов сочинили стихи на известную тогда музыку англичанина  Арчибальда Джойса.  История отобрала слова  Лебедева-Кумача.

Интересно, что и здесь нет упоминания о зиме, хотя к весне от осени можно перейти, лишь пережив и преодолев её…  Иногда кажется, что зиму боятся называть в  нашем контексте из-за связанных с ней печальных ассоциаций…

…И со звоном хрустальным
                весь лёд на карьере сомкнулся,
Лишь на берег ступил.       
                Навсегда? 
                До грядущей весны?
                (Н.С. Просвет бытия в начале зимы)

И всё-таки мне удалось найти  поэтическое – хотя и в прозе –  обоснование тезиса  о главенстве Осени. Причем в никак не ожидавшемся мною месте - у Зинаиды Гиппиус в Suor Maria:

Какая осень!  Прекрасна, как весна, но прекраснее: это мудрая весна. Весна – бездумная радость настоящего; а в этой осени торжество жизни и торжество смерти в единой радости бессомненного Воскресения.


О многом можно философствовать, сопоставляя последнюю фразу с эпиграфом. Но   пусть лучше каждый продумает и по-своему почувствует их глубину.

Поблекла память прелести осенней,
Цвета исчезли, тускло, - но твержу:
Пройдёт зима, настанет Воскресенье,
Растает  грусть, подобно  миражу…

Пускай сейчас и времени теченье
Как будто застывает, - всё же верь:
Пройдёт зима, настанет Воскресенье,
Для новой жизни  распахнётся дверь.

И тот, кто не дождётся дней  цветенья,
Лавиной иль морозами отъят, -
Нас всех  коснётся   радость Воскресенья,
И каждый вступит в свой желанный сад.
                (Н.С.)


Фото дочери Иоанны