Бросивший вызов штормам

Вячеслав Прытков
             Б  Р  О  С  И  В  Ш  И  Й      В  Ы  З  О  В      Ш  Т  О  Р  М  А  М.

«Когда  от  грохота  над  морем
 Бледнеют  пальцы
 И  лицо
 Греби, товарищ!
 В  мире  молний
 Необходимо  быть  гребцом.
 ………………………………………………
 Не  убедить  молитвой  море,
 Не  выйти  из  воды  сухим,
 Греби, товарищ!
 В  мире  молний
 Бесстрашный  труженик  стихий!»
                Виктор  Соснора


Сын  капитана  Уэльских  фузилёров  - Джордж  Вильям  Мэнби  (1765 – 1854)  с  детства  мечтал  попасть  в  старейшее  подразделение  английской  армии – Королевский  полк  фузилёров  и  быть  похожим  на  своего  отца. Однако, мальчик  рос  хотя  и  смышлёным, но  от  сверстников  отличался  своим  небольшим  ростом.
Вспыхнувшая  за  океаном  гражданская  война  вскружила  головы  молодых  англичан, заставив  их  записываться  в  волонтёры  воевать  в  Америке. Джорджу  исполнилось  17  лет, и  он, поддавшись  всеобщему  порыву, решил  идти  на  войну. К  большому  сожалению, его  не  взяли  из – за  маленького  роста, несбыточными  оказались  и  мечты  служить  в  фузилёрах.
Шло  время, Королевский  Уэльский  полк  успел  поучаствовать  в  кровопролитных  боях  американской  революции, а  Джордж  всё – таки  поступил  в  Военную  академию  в  Вулвиче, перед  этим  записавшись  в  народное  ополчение. Он  даже  написал  несколько  книг, одно  из  его  произведений  - памфлет  «Размышления  англичан»  о  планах  захвата  Англии  Наполеоном  имел  громкий  успех  и  вызвал  интерес  у  Военного  Секретаря, Канцлера  Чарльза  Йорка, занимавшего  высокий  пост  в  правительстве. Он – то  и  рекомендовал  капитана Джорджа  Мэнби  назначить  начальником  казарм  в  приморский  городок  на  востоке  Англии – Большой  Ярмут – главную  базу  флота  Северного  моря.
Там  находились  и  туда  прибывали  английские  военные  корабли, готовившиеся  к  войне  с  французами. На  расстояние  от  дома  по  улице  Святого  Николаса, где  жил  Джордж, до  берега  уходило  всего  несколько  минут, и  он  мог  постоянно  наблюдать  за  морем  и  кораблями.

Осенью  и  зимой  море  нередко  штормило, и  корабли  на  рейде  швыряло, как  игрушки, срывая  с  якорей. Порой  целые  экипажи  становились  жертвами  бушующего  моря, хотя  до  берега  оставалось  всего  лишь  сотни  ярдов.
Особенно  страшный  шторм  разыгрался  18  февраля  1807  года, свидетелем  которого  и  стал  Джордж. Военный  бриг  «Снайп»  стоял  на  якоре, когда  огромные  волны  накатились  на  рядом  находившееся  торговое  судно  и  бросили  в  сторону  брига. «Торговец»  запутался  в  якорных  канатах  военного  и  стал  тонуть.  На  «Снайпе»  их  обрезали, и  тут  корабль  оказался  во  власти  бушующих  волн, уносящих  его  на  берег. На  борту  брига, помимо  команды, находились  французские  заключённые, женщины  и  дети. «Снайп»  бросило  на  отмель  и  он  начал  разваливаться  на  куски.
Мэнби  тогда  был  среди  тех  на  берегу, кто  ничем  не  мог  помочь  гибнущим  людям.
Тот  памятный  скорбный  день  и  стал  отправной  точкой. Джордж решил  всецело  посвятить  себя  созданию  средств  для  спасения  людей  в  таких  катастрофах. Он  пришёл  к  выводу, что  таким  приспособлением  может  стать  небольшая  мортира, стреляющая  с  берега  спасательным  линем  по  рангоуту  терпящего  бедствие  корабля. Линь  должен  быть  достаточно  прочным  и  длинным, чтобы  преодолеть  расстояние, отделяющее  берег  от  судна. Крепко  цепляясь  за  мачту  одним  своим  концом, а  другим, закреплённым  на  суше, линь  удерживал  скользящую  по  нему  люльку  с  людьми, либо  привязанных  к  нему  терпящих  бедствие. Мортира  была  компактной  и  удобной  для  перевозки  на  лошади.
Это  средство  Джордж  успешно  испытал  в  1808  году  во  время  крушения  брига  «Элизабет», находящегося  в  150  ярдах  от  берега. Официально  мортиру  Мэнби  приняли, как  средство  спасения  в  1814  году, установив  по  восточному  побережью. В  последующие  годы  более  тысячи  человек  спаслись  благодаря этой  мортире.

Джордж  не  останавливался  на  достигнутом: построил  непотопляемую  шлюпку, первые  испытания  сразу  же  показали  её  «живучесть»  даже  при  большом  заполнении  забортной  водой. Одно  из  таких  плаваний  едва  не  стало  последним  для  самого  изобретателя, находившиеся  с  ним  испытатели  так  сильно  раскачали  лодку, и  она  перевернулась, а  Джордж, не  умеющий  плавать, спасся  лишь  чудом.

За  заслуги  и  достижения  в  деле  спасения  человеческих  жизней  на  море  он  получил  денежное  вознаграждение, удостоился  целого  ряда  наград  и  был  избран  в  1831  году  членом  Королевского  общества.
Выйдя  в  отставку, Мэнби  превратил  свой  дом  в  мемориальный  музей, посвящённый  Горацио  Нельсону: они  учились  в  одной  школе.
СМЕРТЬ  ЗАСТАЛА  ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, СИДЯЩИМ  НА  СТУЛЕ, ОБРАЩЁННЫМ  К  ОКНУ, ИЗ  КОТОРОГО  ОТКРЫВАЛСЯ  ВИД  НА  МОРЕ, СЛОВНО  ДЖОРДЖ  ДО  ПОСЛЕДНИХ  МИНУТ  ЖИЗНИ  ВГЛЯДЫВАЛСЯ  ВДАЛЬ, БУДТО  ПЫТАЯСЬ  УВИДЕТЬ, НЕ  ТЕРПИТ  ЛИ  БЕДСТВИЕ  КАКОЙ – НИБУДЬ  КОРАБЛЬ.

Примечания:  Фузилёр  (фр. Fusiller –стрелок);
                Среди  других  изобретений  Д. Мэнби – первый  огнетушитель  и  гарпун  для  китобоев, испытанный  им  в  Гренландии.

30  октября  2019  года.                В. Прытков.