Акулий риф

Олеся Гринкевич
"В следующей жизни я хотел бы стать акулой", - сказал мой друг, высоко запрокинув голову. Солёные брызги оседали на наших куртках, а рядом стояли две банки пива. Его - с тёмным, горьким, моя - со светлым и пряным. Было прохладно, поэтому мы захватили плед, в который я теперь и завернулся.
"Акулы никогда не спят. Сон для большинства видов смертелен, и стоит акуле остановиться, как собственная масса потянет её на дно. К тому же, только при движении акула может дышать - жабры у неё работают не как у обычных рыб, и вода в них поступает только когда она плывёт с открытым ртом", - продолжал говорить мой друг. Мы сидели тут уже больше часа. В основном - молчали.

Смотрели то на серое небо, то на набегающие к камням воды. Ноги слегка сводило от холода.

"Тигровые акулы, к тому же, мигрируют. Они проплывают сотни километров на огромной глубине, питаясь теми крохами планктона, что им удаётся добыть. Это происходит в основном зимой". Мы допили пиво, когда уже смеркалось. Голова не кружилась, да и признаков опьянения я не почувствовал - наверное из-за погоды. Домой никому не хотелось.

"Зубы акул и их чешуя имеют схожее строение, поэтому можно сказать, что чешуя акулы такая же острая, как и её зубы. Разница в том, что зубы хранятся десятки сотен лет, а чешуя - гораздо меньше. Поэтому исследователи в основном находят зубы, но не имеют представления о том, каковой была чешуя первобытных акул".
"Может, пойдём погреемся?" - спросил наконец я, и мой друг рассеянно кивнул, не отрывая взгляда от тёмной воды. Погода портилась с каждой минутой, но он всё никак не вставал. Сидел и я.

"Представь, каково ей сейчас. На глубине сотен метров, в подводной толще, среди неясных звуков и темноты, плывёт акула. Большая, вытянутая, с открытой пастью. Её силуэт наверняка почти не различим. Сверху и снизу - ничего, кроме воды. Дно слишком далеко, а поверхность ей и вовсе не известна. Акула просто плывёт, без сна и отдыха, практически на автопилоте. Лениво шевелит хвостом и плавниками, едва-едва поворачивая голову. Она просто плывёт. А затем - останавливается. И начинает медленно оседать на дно. Ей не хватает кислорода, но она больше не движется. Её всё больше сжимает окружающий мир, давление нарастает, но акула не двинет не единой мышцей. Глаза начинают покрываться мутной плёнкой, а все те шрамы, что она заработала за свою жизнь, окончательно пропадают из виду в подступающей мгле. У акул потрясающие способности к регенерации, одни из лучших. Именно поэтому она смогла перенести все раны, теперь покрытые чешуёй, ещё прочнее прежней.

Вокруг - никого и ничего. Вода едва шевелится, и акула беззвучно и гордо умерла, растворившись где-то в глубине".

Мы помолчали чуть дольше, чем следовало. Я ничего не знал об акулах до этого дня, как, судя по всему, ничего не знал и о собственном друге.
"Возможно, что акулы вовсе и не тонут после смерти. Скорее всего, я много в чём сегодня ошибся, - сказал он, вставая и отряхиваясь, - но не так уж это и важно, верно?"

Я кивнул. Кажется, время пришло. Ни он, ни я не умели прощаться, но именно это нам предстояло сейчас сделать. Ветер в тот день был очень холодный.
Мы обнялись, неловко похлопав друг друга по спине. Скорее всего, мы больше никогда не встретимся. Он уедет, а я останусь помогать отцу и когда-нибудь сам стану смотрителем маяка. Что говорят люди в подобных случаях? Что можно сказать, чтобы это не стало ложью?.. Он не вернётся, а я - не уеду.
Объятия длились чуть дольше, чем должны были. Мы оба искали слова, но они тонули в шуме моря. Я чувствовал соль, медленно разъедающую мои губы.
"Давай запомним этот день таким?"

Неважно, кто в конце-концов нарушил тишину. Мы слегка отстранились и посмотрели друг другу в глаза.

Чуть позднее фигура моего друга, согнувшаяся под ветром, взбиралась по холмам. Вскоре она слилась с серым, почти чёрным, небом. Он так ни разу и не обернулся, как и обещал.

Домой я пришёл довольно поздно. Часы натужно стучали, и старая постройка, пропахшая рыбой, казалось, слегка покачивалась. Я сразу же лёг спать.
Последнее, что я помню о том дне - вой ветра за окном и чувство горечи, сковавшее моё сердце.

"Если акулы и идут ко дну после смерти, то сейчас я хочу быть одной из них".