Гомель мой новый

Раиса Дейкун
И сбылась мечта: Сож и Припять
героев встречают.
В Гомель танки вошли - путь костями
врагов устилают.
И я знаю, пока чужаки
Догнивать будут в чаще сосновой,
Станут здания светлы, высоки.
Гомель вырастет новый.
(«Гомель» Пимен Панченко)

   Он вырос новый – мой Гомель, моя малая родина на планете Земля!
Город, при упоминании которого, когда я находилась далеко от него, у меня перехватывало дыхание, потому что он был моим родным областным центром – большой орбитой, в радиусе которой кружилась вся наша семья и все ближайшие родственники.
   В моем сознании с самого детства этот город ассоциировался с волшебником из сказок. Ведь именно из него, тогда ещё далекого и неведомого, приезжал отец из служебных командировок. А он никогда не являлся с пустыми руками. Гомельские гостинцы для нас – детворы, были самыми необыкновенными и самыми вкусными.
   А хлеб! Его в наш пристанционный магазин для железнодорожников тоже доставляли из Гомеля. Вначале в громоздких деревянных ящиках, а позже – в легких металлических. Хлеб был трех сортов: белый, серый и черный. Именно так он именовался в обиходе и нашей семьи, и всех других. Гомельский хлеб можно было есть без ничего – до того он был пахучий и вкусный!
   Гомель был из моего счастливого детства и юности, когда ещё были  живы отец, мать, братья… Вместе с родителями я, подросшая, иногда бывала в нём. От нашей станции до станции Гомель всего-то пару часов ходу на поезде. Когда отец ехал в свою дистанцию пути по работе, изредка, он брал нас с матерью с собой, чтобы мы, пока он сдавал отчеты, могли побывать на Центральном рынке, «побегать» по близлежащим магазинам и купить то, чего в магазинах нашего лесного поселка при станции Авраамовская, не было.
   Позже, когда я покидала город на долгие годы, он вставал передо мной такой родной, такой незабываемый… В снегу. Это был январь 1973 года…
   Первые больше десятка лет, когда я находилась от своей малой родины за тысячи километров и приезжала домой раз в год, я встречалась с городом, как говорят, только пролетом и проездом, и только в районах аэропорта и вокзалов (авто- и железнодорожного). Позже, когда я перебралась поближе к своей области, в соседнюю с ней, на протяжении двух десятков лет я приезжала в Гомель снова на короткое время – в качестве члена официальной делегации.
   Каждый раз, прибыв на родную землю, я испытывала необыкновенные чувства, у меня подкатывал комок к горлу, а когда покидала её, мне становилось реально плохо. Было дело, что я на кратковременных остановках делегаций в дороге, уходила в придорожный лес и… давала волю слезам. Выплакавшись и, спрятав заплаканные глаза за затемненными стеклами очков, я возвращалась к коллегам по работе и продолжала тянуть лямку под названием «каждый день на ремень»… 
   Все годы, находясь вдали от своей родной «орбиты», я мечтала о том времени, когда смогу вернуться на неё. Такое время наступило после трех десятков лет  жизни в «малом зарубежье». Я вернулась в родные края и стала жить в… самом Гомеле. Под Гомелем приобрела дачу (дом-то наш родовой закопали, Чернобыль). Теперь я имела возможность утром пробежаться босыми ногами…по росе! Как в детстве! Летом. А зимой – по первому снегу, который для меня был необыкновенно теплым. Над головой у меня теперь был кусок неба! Да какой! Свой! Родной!
   Я была безмерно счастлива – наконец, я вернулась туда, куда все эти годы рвалась моя душа – на свою малую Родину!
   А что же мой Гомель? По правде говоря, я его не узнавала. В детстве он казался мне таким огромным и величественным… Своим суровым деловым видом, который преобладал в его внешнем облике, он покорял и подавлял меня – сельскую девчонку. Таким он вставал перед глазами, когда я находилась в других городах необъятного Советского Союза, невольно сравнивая его с ними. Мой город был не похож на них и проигрывал перед своими собратьями по градостроительству. В памяти он оставался этаким трудягой-производственником со столовыми советского типа и четкой прямолинейной сталинской архитектурой, которому за непрерывной работой заводов, фабрик, предприятий было не до внешних нарядов. Тогда, моментами, мне было даже за него обидно и досадно. Я переживала за свой Гомель.
   А может это чувство зародилось во мне потому, что я толком его не знала?
   Твердо осев на родной земле, я заимела возможность познакомиться с городом вплотную и стала обходить его пешком.
   И что же? Радости и удивлению моему не было предела – за все эти годы Гомель сильно преобразился и стал таким…Настоящим франтом.
   Первое, что мне бросилось в глаза, так это многочисленные новостройки. Они опоясывали город, расходились во все стороны от его центра, как лучи от солнца. Дома были различной конфигурации, с арками и угловыми поворотными секциями. И все – высокие, светлые, устремлённые ввысь – именно о таких зданиях писал-мечтал Пимен Панченко… Вокруг Гомеля выросли целые новые микрорайоны: Солнечный, Речицкий, Кленковский, Мельников Луг…
    А еще… Меня поразило ландшафтное оформление улиц и дворов с многочисленными композициями малых архитектурных форм, которые украшали все районы города. Они так ловко и уместно вписывались между строениями, были своеобразными изюминками, которые делали город теплым и домашним, милым и привлекательным. Всевозможные скульптурные композиции как будто соревновались между собой – кто из них красивее, наряднее, оригинальнее… Они были на любой вкус, для разных возрастных категорий. Их названия соответствовали их обликам: «Мельницы», «Воины», «Кубик Рубика», «Зайчик»…
   В городах, в которых я бывала, я нигде не видела огромных бетонных яблок и груш, раскиданных на маленьком пятачке-скверике в Советском районе.
   А скамейки! Под зонтиками, в виде змеек, букв, бревна, обычной прищепки, кабинок…
   А фигуры сказочных персонажей и целые композиции из известных с детства сказок: «Гулливер», «Репка» …
   Меня поразили и многие другие композиции: «Дама с собачкой», «Влюбленный фонарь», «Аллея влюбленных» (с воротами в виде подковы), «Единение», «Стрела Амура», «Поцелуй»…
   Глядя на современный Гомель, мне уже трудно стало представлять его тем – советским. И уж совсем-совсем другим – искалеченным многочисленными бомбежками немецко-фашистских захватчиков (на момент освобождения в ноябре 1943 года). Тогда это были сплошные руины с почти полностью уничтоженным жилым фондом…
    Мой родной Гомель! Он стал первым областным центром БССР, освобождённым от гитлеровских захватчиков. 75 лет прошло с того дня, когда в Москве прогремел гром 20 артиллерийских залпов из 224 орудий, возвестивший жителей огромной страны под названием Советский Союз, о победе войск Белорусского фронта – освобождении первого областного центра БССР – Гомеля!
   Это же надо – я в то время ещё не родилась, а те, кто освобождал мой родной областной центр, уже позаботились обо мне и моих сверстниках, чтобы мы родились в свободном городе, скинувшем с себя ярмо насилия чужаков.
   Сегодня я знаю, чего это стоило, сколько жизней советских солдат было положено к подножию этого подвига, кто водрузил над моим Гомелем красное знамя – символ Победы.
   Я хочу, чтобы об этом знали все!
   Архивные документы запечатлели: 50 дней и ночей длилось противостояние Красной Армии и 25 дивизий гитлеровцев на Гомельском направлении. 12 дней героически оборонялись защитники города – до последнего патрона, до последнего снаряда… Взятие Гомеля для немцев было чрезвычайно важно – из него открывались прямые пути в одном направлении на Смоленск и за ним на Москву, в другом – через ближайший Чернигов на Украину с ее черноземами… От таких перспектив у гитлеровских стратегов и исполнителей-вояк дыхание перехватывало – они уже видели себя владельцами несметных богатств захваченных территорий…
   Но, слава Богу! – не так сталось, как мечталось фрицам! Просчитались вояки вермахта: в боях за Гомель гитлеровцы потеряли 80 тыс. солдат и офицеров, более 200 танков, около 100 самолётов, много другой боевой техники…
   В сетях Интернета я нашла сведения и о том, кто водрузил древко с красным полотнищем над освобожденным Гомелем. Им оказался разведчик ефрейтор Михаил Васильев из 39-го стрелкового полка 4-й Бежицкой дивизии полковника Воробьева. Это он, уроженец Новоторжского района Калининской области, первым появился у полуразрушенного здания Гомельской электростанции, над которым и вознес красный флаг. Флаг освобождения! Флаг Победы! Это было то самое 26 ноября 1943 года. Именно поэтому этот день стал Днём города – Днем нового Гомеля!
   А дивизия? После освобождения Гомеля она двинулась освобождать земли Буда-Кошелевского и Жлобинского районов Гомельской области и другие, которые располагались дальше вдоль железной дороги Жлобин-Калинковичи…
   Я продолжаю наверстывать упущенное – изучать мой Гомель и героев, причастных к его освобождению от фашистской чумы. Мне это крайне необходимо. Свои знания я должна передать тем, кто придёт на эту землю после меня, чтобы они также любили и почитали своих предков, славных земляков и героев со всего Советского Союза, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сегодня жили в прекрасном современном городе, наслаждаясь его красотой и мирным небом над головой.
   Низкий земной поклон, честь и слава людям, подарившим всем нам такую! возможность!