Три жизни одного памятника

Елена Драгунова-Пашкеева
          
     В 30-х годах Шанхай стал мировой легендой. В то время когда другие государства были погружены в Великую депрессию, Шанхай постепенно превращался в процветающий коммерческий и культурный центр, с крупным торговым портом, лучшей архитектурой, лучшим искусством и самым мощным бизнесом в Азии. К 1930-му году в нем насчитывалось 60 тысяч иностранных предпринимателей, что с одной стороны повлияло на экономический подъем города, а с другой стороны превратило его в место, удовлетворяющее прихоти богатых. Центр Шанхая был переполнен ресторанами, ночными клубами, борделями, танцевальными и концертными залами. Роскошь и порок, нищета и богатство со всеми вытекающими последствиями, очарование и полная деградация – таким был облик Шанхая 30-х годов.

     Париж Востока, как называли Шанхай, был одним из немногих мест, где приняли тысячи русских эмигрантов, предоставив им свободу Международного сеттльмента. Никаких паспортов и адресов, никакого контроля. Как сложились судьбы людей в бурлящем трехмиллионном городе, зависело, прежде всего, от них самих. Многие русские эмигранты доходили до отчаяния от крайней нищеты. Неоценимую поддержку и помощь нашим  соотечественникам оказала Русская Православная церковь в Шанхае во главе с ее заботливым пастырем архиепископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем). Под его руководством была создана православная община, и работал культурно-просветительский центр, пекущийся о сохранении русской интеллигенцией духовного и культурного наследия вдали от Родины.

      Летом 1936 года представителями русской эмиграции в Шанхае был создан комитет к 100-летию со дня гибели великого русского поэта А.С. Пушкина. Председателем комитета был назначен К.Э.Мецлер, его заместителем профессор В.В.Ламанский.  Так как планы по подготовке мероприятий были весьма обширными, при комитете решили создать шесть отделений, каждое из которых отвечало за свою деятельность. Финансовое, контрольно-ревизионное, отделение по созданию памятника поэту, музыкально-художественное, отделение по делам русских школ, по литературному изданию и прессе. В Пушкинский комитет входили люди многих национальностей и конфессий: русские, китайцы, французы, англичане. Каждый, кто чтил память великого поэта, мог внести свою лепту в устроительство праздника. Общими усилиями русские эмигранты собрали средства на памятник поэту. На помощь пришли живущий в то время в Шанхае А. Вертинский и гастролирующий Федор Шаляпин.
 
     Было принято общее решение установить в Шанхае бронзовый памятник А.С. Пушкину на высокой трехгранной стеле. Для этого требовалось получить разрешение от властей Китая, и так как подобной практики в истории Поднебесной еще не было, получить его оказалось не просто. В результате по просьбе Пушкинского комитета место под памятник выделила Администрация Французской концессии на своей территории.

     В комитет по созданию проекта памятника входили ведущие русские архитекторы и художники Шанхая – Э.М. Гран, В. Ф. Ливин, М.А. Кичигин, Я.Л.Лихонос, В.С. Подгурский и другие. Возглавлял Пушкинский комитет скульптор М. Н. Павловский. На конкурсе проектов были отобраны шесть лучших работ, две из которых были сделаны в виде макетов. Тщательно изучив представленные эскизы, комитет взял из них самое лучшее и объединил в один проект памятника. Всю работу архитекторы и скульпторы сделали бесплатно, посчитав своим долгом не только увековечить память о великом русском поэте, но и грамотно вписать его образ в архитектурный облик Шанхая. Аккуратный сквер на пересечение поэтичных улиц Кунмин-роуд ( сейчас это улица Юэян) и рут Пишон стал местом отдыха и уединения тысяч шанхайцев и навсегда закрепил за собой название Площадь Пушкина. 

     К торжественным мероприятиям в честь 100-летия гибели великого русского поэта Пушкинским комитетом был составлен план, в котором приняли активное участие представители китайской, французской и английской общественности.
29 января 1937 г – торжественное собрание во Французском клубе
2 февраля – театр «Лайсеум» опера и концерт
7 февраля – Свято-Богородицкий собор, церемония поминовения и молитвы
10 февраля – клуб «Русский Сокол», пушкинский вечер
11 февраля, утро – церемония открытия памятника А.С.Пушкину; вечер – зал Французского колледжа, торжественное собрание памяти А.С.Пушкина.
13 февраля – Русский театр, драма А.С. Пушкина «Борис Годунов»
14 февраля – кинотеатр «Гранд», пушкинский концерт.

    Юбилейные торжества в память великого поэта буквально захлестнули Шанхай. Началась настоящая Пушкинская лихорадка. Вечером 8 февраля в здании Русского Общественного Собрания прошел торжественный вечер работников искусства «Понедельник». Вступительное слово сказал Н.К. Соколовский; «Пушкин идет» В.С. Валь;  А. Паркау, Н. Языков и М. Спургот читали стихи памяти поэта; Павел Северный познакомил присутствующих с новым произведением «Кружева жизни Пушкина». В лирическом этюде «Няня Пушкина»  по мотивам произведения П.Северного роль Арины Родионовны исполнила известная шанхайская актриса Вера Панова.Все крупные русскоязычные газеты Шанхая и Харбина подготовили юбилейные выпуски, посвященные памяти поэта.

   Ранним утром 11 февраля 1937 года русская на пересечении трех поэтичных дорог (Yuyang Road, Yueyang Road и Taojiang Road) группа Шанхайского волонтерского корпуса и отряд русских волонтеров при полиции Французской концессии построились почетным караулом вдоль памятника. Прибыли представители русской эмиграции в Шанхае во главе с епископом Иоанном Шанхайским (Максимовичем),  духовенство Русской Православной церкви в Шанхае, генеральный консул Франции в Шанхае,  руководители Администрации Французской концессии, представители китайской армии, архитекторы, скульпторы, поэты, русские предприниматели, студенты, школьники. Офицеры царской армии в парадной форме придали церемонии открытия памятника особую торжественность. Присутствие людей разных национальностей и вероисповеданий свидетельствовало о мировом признании русского гения, дань уважения которому старался выразить каждый поклонник его таланта.

    На высокой трехгранной стеле возвышался бронзовый бюст поэта, символично обращенный лицом на север, в сторону России. На каждой из граней была выгравирована надпись на русском, китайском и французском языках: «1837-1937, Пушкин — в сотую годовщину смерти».
    Владыка Иоанн Шанхайский освятил памятник и отслужил малую литию о погибшем поэте, после чего обратился к присутствующим с проникновенным словом о необходимости сохранения родного языка и культуры вдали от Родины и о мировом значении наследия великого поэта.

    Профессор В. В. Ламанский выразил «благодарность российской общины китайским и иностранным властям за сочувствие и доброжелательность». Затем прочитали поздравительное обращение от командующего китайской армией в Шанхае генерала Ян Ху. В конце церемонии открытия памятника председатель русской общины в Шанхае Н.Ю.Фомин и главный архитектор памятника М.Н.Павловский возложили к постаменту венок из цветов, а русские кадеты прошли мимо памятника А.С. Пушкина строевым маршем.

    Возвышающийся над низкими особняками бронзовый бюст поэта и прилегающий к нему уютный сквер стали не только свидетельством мирового признания творчества поэта,  но и сохранили память о десятках тысяч русских эмигрантов переживших вдали от любимой Родины ни с чем несоизмеримые потери. Здесь, в далеком Шанхае они нашли временный приют и за короткий срок создали свой особенный русский мир, наполненный храмами, архитектурой, живописью, литературой, театрами, операми, школами. Русские эмигранты оставили после себя культурный пласт не только в виде литературного и художественного наследия, но и в десятках архитектурных сооружений, признанных со временем культурным достоянием Шанхая. Одним из примеров такой самоотверженности и любви наших соотечественников стал памятник А.С. Пушкину в Шанхае.

     Невольно на память приходят слова поэта Русского Харбина Алексея Ачаира:
Не смела нас чужбина, не выгнула,
Хоть пригнула до самой земли,
А за то, что нас Родина выгнала -
Мы по свету ее разнесли...

 Более двух недель под руководством Пушкинского комитета проходили торжественные мероприятия в честь столетия со дня гибели поэта. Пушкинский сквер стал одним из самых почитаемых мест русской интеллигенцией. Но радовал памятник недолго. 8 декабря 1941 года началась Тихоокеанская война, положившая конец Международному сеттльменту Шанхая. Ноябрьской ночью 1944 года японские солдаты снесли памятник Пушкину, а бронзовый бюст переплавили для военных целей.

     Весной 1945 года японцы потерпели поражение в Китае, а 14 ноября 1946 года в редакцию газеты «Новая жизнь» поступило письмо от русских эмигрантов с предложением создать Фонд по восстановлению памятника А.С. Пушкину.
Комитет по восстановлению памятника был создан в день 110-летия со дня гибели поэта. Возглавил его директор китайского отделения ТАСС В.Н. Рогов. К сбору денег на памятник подключились русские и китайские писатели, художники, драматурги, журналисты. В Третьяковскую галерею был отправлен проект первого памятника, фотографии и  собранные средства. Руководил созданием нового памятника известный скульптор В.Н. Домогацкий. На этот раз бюст отлили из меди, он был черно-фиолетового цвета, а в середине октября 1947 года его доставили в Шанхай и временно установили в фойе редакции газеты «Новая жизнь».

     На прежнее место памятник вернулся 28 декабря 1947 года. На этот раз надпись на новом трехгранном каменном столпе была написана на русском, китайском и английском языках: «Памятник посвящен 100-летию со дня смерти русского поэта А.С. Пушкина. Создан 10 февраля 1937 года, восстановлен в 1947 году». Лицом поэт по-прежнему был обращен на север.

      Но на этот раз в церемонии открытия нового памятника участие принимали не русские эмигранты под духовным руководством владыки Иоанна Шанхайского, а официальные советские лица и представители ТАСС: Генеральный консул СССР в Шанхае Халин, председатель советского общества по внешним связям Крючков В.А., руководитель советского эмигрантского комитета Хутров. Представителями китайской общественности были Сун Цин Лин (супруга Сун Ят Сена), а мэр Шанхая Ву Гуо Чхэн мэр Шанхая Ву Гуо Чхэн произнес речь: «Мы считаем, что А.С. Пушкин — великий поэт. Он писал о вещах, которые находят отклик в душе каждого образованного человека. А.С. Пушкин говорил о том, что призвание поэта — будить в народе любовь к свободе и счастью. Поскольку каждый человек стремится к этому, мы решили, что памятник А.С. Пушкину может быть установлен в Шанхае.»

 Через два года после вторичного установления памятника великому поэту от русской диаспоры в Шанхае почти ничего не осталось. Все эти трудные годы владыка Иоанн Шанхайский находился рядом со своей паствой. Он возглавил русскую колонию, а с приходом в Китай коммунистов духовно опекал тысячи русских беженцев на острове Тубабао. И снова русские эмигранты рассеялись по всему миру. Одни вернулись на родину, где их ждали лишения и репрессии, несколько сотен остались в Шанхае, многие убыли в Америку. В 1945-46 годах Русский Культурный центр Шанхая перестал существовать.

    Но и на этом история памятника А.С. Пушкину не закончилась.
В 1966 году в Китае началась так называемая «культурная революция». Все культурные иностранные объекты подверглись надругательствам и разрушению. Пострадал и памятник А.С. Пушкину. Скульптуру полностью разрушили, не оставив и камня от основания. И снова Пушкинская площадь опустела на 20 лет.  Но созданная в 30-х годах русскими эмигрантами особая творческая атмосфера в Шанхае сформировала в подрастающих поколениях молодых китайцев  любовь к русской культуре и искусству. И вот, по требованию шанхайцев в Китае был создан новый комитет по созданию памятника А.С. Пушкину, но уже работу выполняли китайские скульпторы и художники. Было это попыткой загладить вину за разрушенные скульптуры или так сильно поэзия Пушкина затронула души живущих в Шанхае людей, но в августе 1987 года состоялось новое открытие уже третьего по счету памятника Александру Сергеевичу в честь 150-летия гибели поэта на средства жителей города. Надписи на русском и китайском языках гласят: «Памятник известному русскому поэту Пушкину. 1799-1837».   На этот раз бюст поэта изготовлен из бежевого гранита и по китайскому обычаю обращен лицом на юг, навстречу солнцу и поднят на высоту 5 метров. Видимо история преподнесла хороший урок. Или жители Поднебесной решили воплотить в жизнь слова поэта:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

 Более 80-ти лет памятник А. С. Пушкину в Шанхае является единственным иностранным памятником в Китае. В декабре 2011 года он был внесен в список объектов культурного достояния страны, а Пушкинский сквер стал одним из самых почитаемых мест в городе.  Сюда приезжают туристы, здесь собираются поэты…

 Опубликован в журнале "Слово" № 12/ 2019 г/ стр. 20-25

Список использованной литературы:

Ван Чжичэн "История русской эмиграции в Шанхае".

Крадин, Н. П. "Русские инженеры и архитекторы в Китае".

Лариса Черникова и Бэй Вэньли (Старший преподаватель Восточно-Китайского педуниверситета, г. Шанхай, КНР.)"История одного памятника"
Фотографию освящения памятника А.С.Пушкина владыкой Иоанном Шанхайским предоставила Екатерина Князева.