Сверчок
Часть II
Коллежский секретарь
65
Улыбышев
Основным публицистом в обществе "Зеленая лампа" был Александр Дмитриевич Улыбышев, позже - драматург и музыкальный критик.
Я знал Улыбышева по Коллегии иностранных дел, где тот служил переводчиком. Потом мы встретились в доме Никиты Всеволожского на заседаниях общества "Зеленая лампа". Улыбышев редактировал газету "Le Conservateur impertial" "Беспристрастный наблюдатель"), а позже - "Journal de St-Petersbourg" ("Санкт-Петербургская газета"), выходившие на французском языке.
Известны три статьи Улыбышева, специально написанные для общества "Зеленая лампа" и прочитанные на его заседаниях:
"Разговор Бонапарта и английского путешественника",
"Письмо к другу в Германию о петербургских обществах",
"Сон".
В них выражены идеи и настроения, присущие обществу "Зеленая лампа".
Первая из них - своеобразный политический обзор положения в мире и в России, наблюдения за нарастающей реакцией.
Вторая посвящена проблемам русской национальной самобытности, актуальной для "лампистов": "Не подбирая жалким образом колосья с чужого поля, а разрабатывая собственные богатства, которыми иностранцы воспользовались раньше нас самих, мы сможем соперничать с французами и после того, как мы отняли у них лавры Марса, мы будем оспаривать и лавры Аполлона".
На одном из заседаний "Зеленой лампы" зимой 1818 года Улыбышев прочел свою социально-политическую утопию, произведение самое острое среди его статей - "Сон". Во введении автор адресуется к тем, для кого он пишет, - к членам общества "Зеленая лампа": "Патриот, друг разума, а особенно друг человечества также иногда находят во сне свои химеры, которые доставляют им минуты воображаемого счастья, какое в тысячу раз предпочтительнее всему, что дает им грустная действительность".
"Сон" Улыбышева - о будущем Петербурга. Все изменилось в этом городе: на Михайловском замке - надпись: "Дворец собрания представителей"; в бывших казармах разместились школы, академии, библиотеки. В Аничковом дворце спящий видит величественную картину русского Пантеона - собрание статуй заслуженных людей России, - среди них нет статуи Николая Павловича, который, еще будучи наследником, снискал ненависть людей передового образа мыслей. На месте Александро-Невской лавры высится Триумфальная арка. Повсюду в городе грандиозные здания, звучит музыка, нет монахов и священников, нет постоянного войска. Но главный образ "Сна" - преображенный царский дворец. Над ним развевается знамя. Изменен герб: "...обе головы орла, знаменовавшие деспотизм и суеверие, обрублены, и из брызнувшей крови возник феникс свободы и истинной веры".
Но сон прерван звуками свистулек, барабана и криками пьяного мужика, которого волокут в полицию.
Такова действительность, против которой направлены статьи А. Д. Улыбышева, оказавшие воздействие на формирование декабристской публицистики.