Ксенофонт

Константин Рыжов
Афинянин Ксенофонт (ок. 430 — 354 гг. до Р. Х.) был весьма плодовитым   автором. Он писал по самым разнообразным вопросам — историческим, экономическим, философским, военным.

Происходил Ксенофонт из состоятельной семьи. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны, что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет Ксенофонт сделался последователем Сократа, но затем променял свои философские занятия на ремесло наемного воина. Он принял участие в походе царевича Кира Младшего (младшего сына Дария II), претендента на персидский престол, против его брата Артаксеркса II (в 401 г. до Р.Х.). Когда Кир погиб, а его персидские сторонники примирились с царем, десять тысяч греческих наемников претендента оказались в окружении врагов в глубине персидских владений. Они были вынуждены с боями пробиваться из Вавилонии к берегам Черного моря. Не смотря на все попытки персов, во много раз превосходивших численностью греков, им не удалось уничтожить эту небольшую армию.

В Пергаме Ксенофонт, который ещё в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом. Сам Ксенофонт вместе со спартанским царём Агесилаем II отправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против союзников Афин. Был вознаграждён спартанцами, подарившими ему имение близ элидского города Скиллунта. Там Ксенофонт жил в уединении, занимаясь литературными трудами, пока спокойствие его не было нарушено борьбой фиванцев со Спартой. После битвы при Левктрах он в 370 году до Р. Х. бежал из Скиллунта и с трудом спасся в Коринфе. Отсюда он снова вступил в сношения со своею родиной, тогда соединившейся с лакедемонянами против Фив. Приговор о его изгнании был отменён, но вскоре Ксенофонт умер.

По своим политическим взглядам Ксенофонт был убежденным монархистом. Он неоднократно возвращается в различных произведениях к образу идеального правителя, который личными качествами достигает того, что ему «охотно подчиняются». Преклонение перед личностью — характерная черта всего творчества Ксенофонта. Он с большим вниманием останавливается на индивидуальной характеристике отдельных исторических деятелей; искусство литературного портрета и составляет то новое, что внесено Ксенофонтом в греческую историографию.

Из исторических произведений Ксенофонта наибольшими литературными достоинствами отличается «Анабасис» («Восхождение, или Поход Кира») – мемуары об экспедиции Кира и «отступлении десяти тысяч». Приключения греческого отряда в далеких странах дают материал для живого и интересного рассказа, в котором автор несколько преувеличивает свои личные заслуги и наделяет себя качествами образцового военачальника. Это самовосхваление послужило, вероятно, причиной того, что Ксенофонт издал «Анабасис» под псевдонимом Фемистогена Сиракузского и ведет рассказ о себе в третьем лице. Простое и безыскусственное изложение перемежается с рассуждениями и речами. Характеристики, которые Ксенофонт дает Киру и погибшим греческим военачальникам, интересны как первые попытки сжатого индивидуального портрета, схватывающего важнейшие черты личности. Это произведение имело большое и длительное влияние на античную литературу. Им вдохновлялся Юлий Цезарь, когда писал свои «Записки о Галльской войне».

В «Греческой истории» (Hellenika), которая служит продолжением труда Фукидида, Ксенофонт уже не применяет прямой характеристики и старается воспроизвести объективный стиль своего предшественника. Рассказ его начинается с событий 411 г. до Р. Х., на изложении которых оборвался труд Фукидида, и доводится до битвы при Мантинее (362 г. до Р. Х.). Подражание Фукидиду не идет, однако, дальше сохранения внешней повествовательной формы. Ксенофонт не сумел  сравнялся со своим великим предшественником ни по силе критической мысли, ни по глубине политического анализа. Он часто допускает сознательные извращения, умалчивая об одних фактах и ложно освещая другие. Тем не менее, «Греческая история» остается ценным источником, так как автор был свидетелем многих описываемых событий или даже их участником. Основная тенденция «Греческой истории» — прославление Спарты и в частности царя Агесилая II. Этому незаурядному политику, с которым  Ксенофонт одно время был очень близок, писатель посвятил после его смерти особое произведение - хвалебную речь «Агесилай». Здесь Ксенофонт подробно характеризует личность Агесилая и его добродетели в общественной и частной жизни.

Наиболее полную разработку образа идеального правителя, как его понимает Ксенофонт, мы находим в «Киропедии» («Воспитание Кира»). Античное понимание «истории» было настолько широко, что могло включить в себя и это произведение, которое мы в настоящее время скорее бы причислили к жанру историко-нравоучительного романа. С историческим материалом Ксенофонт обращается здесь чрезвычайно свободно. Так, например, вопреки исторической действительности Кир оказывается покорителем Египта; умирает он естественной смертью среди детей и друзей, с которыми он ведет прощальную нравоучительную беседу. В образе Кира совмещены черты Сократа и Агесилая. Положительные качества, которые Ксенофонт приписывает своему герою, изображены как результат правильного воспитания, в котором спартанская дисциплина объединена с нравственным учением Сократа. «Киропедия» очень показательна как для пристрастия Ксенофонта к поучительным рассуждениям, так и для его монархических взглядов, о которых достаточно ярко свидетельствует самый выбор восточного деспота в качестве идеальной фигуры. Многочисленные второстепенные персонажи «Киропедии» также представляют собою олицетворение различных добродетелей и пороков. Ксенофонт счел нужным ввести в свое повествование благородную любовь: прекрасная Панфея, сохраняющая в условиях плена верность своему мужу Абрадату, увещевает его храбро сражаться во имя любви к ней и умирает вместе с ним.

Подобно Платону, Ксенофонт написал несколько произведений о Сократе. Его  «Воспоминания о Сократе» имели целью реабилитировать казненного философа в общественном мнении.  Ксенофонт достигает этого двумя способами: отрицательным и положительным. Первая часть «Воспоминаний» — собственно защита — очень коротка: она заключается в двух первых главах первой книги; всю остальную часть сочинения, начиная с третьей главы первой книги, занимают беседы Сократа с разными лицами на разные темы. (Защите Сократа на суде посвящено специальное сочинение Ксенофонта «Апология Сократа»; наряду с «Апологией» Платона оно является важным источником сведений о Сократе).  Ксенофонт отрицательно относился к киренаику Аристиппу (http://www.proza.ru/2016/07/19/1813). Это видно из диалогов «Разговор Сократа с софистом Антифонтом» и «Разговор с Аристиппом об относительности понятий “хорошее” и “прекрасное”», причём в первом случае, как и во втором, взгляды Аристиппа критикуются.

В число  «Сократических сочинений» Ксенофонта входит  трактат «Домострой» (другой перевод — «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящён изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Образ Сократа не очень подходил для роли наставника в домоводстве, и Сократ становится здесь лишь передатчиком того, что он сам некогда слышал от прекрасного хозяина Исхомаха. В образе Исхомаха Ксенофонт опять выводит свою любимую фигуру правителя, которому охотно повинуются. Рассматривается вопрос об обращении с рабами, о роли жены в доме: Исхомах рассказывает, как он воспитал свою юную жену, вышедшую за него замуж в пятнадцатилетнем возрасте.

Беседы Сократа в «Воспоминаниях» и «Домострой» не имеют повествовательного обрамления; в диалоге «Пир» Ксенофонт развертывает большой сценарий, дающий любопытную картину афинского быта. В таком оформлении диалога Ксенофонт следует, вероятно, по пути Платона, у которого имеется диалог с таким же названием и на ту же тему — о любви. В диалоге Ксенофонта каждый из гостей, присутствующих на пиру, рассказывает о том, чем он более всего гордится. Наиболее важную роль этого сочинения представляют речи Сократа, который произносит монолог о превосходстве любви духовной над любовью плотской.

Ксенофонт является так же автором небольшого диалогического трактата «Гиерон». Действующими лицами его выступают сиракузский тиран Гиерон, правивший в 476-466 гг. до Р. Х.  (http://www.proza.ru/2015/02/23/2121) и популярный поэт Симонид Кеосский. Начинается диалог с противопоставления несчастий жизни тирана и простых житейских радостей обыкновенных людей. В последних главах предлагаются преобразования, способные сделать счастливыми как народ, так и  его правителя. Поэт, сочувствующий Гиерону, объясняет ему, что власть можно применить и по другому и стать в итоге любимым народом.

Кроме исторических и философских сочинений перу Ксенофонт принадлежат несколько эссе на различные темы. Они  отражают обширный спектр интересов автора. Небольшой трактат «Доходы города Афин» оформлен как письмо афинянина к спартанцу. Автор старается доказать, что для благосостояния Аттики необходим мир. Он утверждает, что если Афины будут пользоваться миром, то при хорошем управлении финансами доходы государства могут выйти из расстроенного состояния, и будут без угнетения союзников достаточны для покрытия расходов. При сохранении мира налоги будут легки; заботливость о торговле, промышленности, об улучшении разработки рудников возвратит государству благосостояние; тогда все афинские граждане могут получать пособие.

Описанию государственного устройства Спарты (которое Ксенофонт хорошо изучил) посвящена его «Лакедемонская полития».

Помимо всего прочего Ксенофонт был заядлым и азартным охотником.  Его трактат «Об охоте» доносит до нас не только множество полезных наблюдений о различных видах псовой охоты, но также мастерски передает состояние азарта и воодушевления, которое испытывает охотник, преследующий свою добычу (http://www.proza.ru/2015/01/05/1678). Как и во многих других случаях, Ксенофонт выступил здесь как основоположник нового литературного жанра. (Наш Аксаков с его «Записками ружейного охотника» - пример его непроходящей популярности).

Небольшой трактат «Гипарх»  посвящен описанию необходимых для каждого начальника конницы правил, таких как возношение молитвы богам, набор действующего состава конницы и его обучение, забота и уход за лошадьми и пр. Трактат также регламентирует порядок передвижения всадников на праздничных шествиях и во время военных действий. Помимо необходимых профессиональных характеристик Ксенофонтом указываются и личные качества, которыми непременно должен обладать гиппарх. Каждый свой тезис автор обстоятельно объясняет и указывает причины, по которым начальнику конницы необходимо соблюдать рекомендованные правила.

Среди сочинений Ксенофонта сохранился любопытный трактат «О коннице», собравший в себе разнообразные наставления греческим всадникам. Прежде всего, они касаются покупки лошади и  ее содержания, а также ухода за лошадью и  правильной посадке верхового во время езды.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273