Донбасс до 2014 года

Михаил Вильевич Орешкин
          ДОНБАСС: до 2014 года

          Введение

         Вначале несколько малоизвестных фатов о Донбассе.

Вполне обоснованно можно сказать, что в период создания УССР не Донбасс был присоединён В.И. Лениным к Украине, а Украина присоединена к Донбассу. Поскольку промышленный потенциал Донбасса не менее чем в 10 раз превосходил промышленный потенциал остальной территории.
Донбасс уже с середины XIX века – это один из четырёх центров мировой машинной цивилизации планеты Земля. То есть Донбасс – это никак не украинское, и не российское явление. Это феномен планетарного масштаба (три других планетарных центра машинной цивилизации – в Германии – Рур, в Великобритании – Бирмингем, в Американских Соединённых Штатах – где то районы: Массачусетс, Нью-Йорк, Пенсильвания).
Донбасс населяют донбасситы – новая общность людей одного из четырёх коренных центров мировой машинной цивилизации планетарного масштаба [кто хочет – может придумать любой другой термин по сути явления]. Кстати по Гумилеву – Донбасс центр этногенеза, так же как и Карпаты, кстати.
80% (восемьдесят процентов) директорского корпуса промышленных предприятий (заводов, фабрик) СССР были выходцами с Донбасса или учились в его вузах.
Следует так же отметить, что на территории Донбасса люди проживали издревле. Так на территории Луганска сохранился комплекс курганов под название Острая Могила, возраст которых определяется археологами не менее 5-7 тысяч лет. Постарше Египетских пирамид. То есть люди жили здесь всегда. Сохранилось ещё не менее 3 (трёх) тысяч курганов.
Донбасс – в планетарном масштабе – в геологическом смысле, в плане полезных ископаемых – наследник всего первоконтинента Гондвана.
Географически Донбасс – это территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера – условной линией лесов. И называется она Донбассом, якобы от сокращения «ДОНецкий угольный БАССейн».
Большим Донбассом называют обширный регион, включающий в себя территории современных Донецкой и Луганской областей Украины, отдельные районы Днепропетровской области, и небольшую полосу вдоль украинской границы Ростовской области РФ с городами Шахты, Гуково и Миллерово. Но обычно под Донбассом (Малый Донбасс) понимают территорию двух областей – Донецкой и Луганской с населением в 8 миллионов человек, что, как общеизвестно, практически равняется населению Республики Беларусь.
Северная половина Донецкой и южная половина Луганской областей, тесно связанные между собой, представляют из себя один сплошной семимиллионный мегаполис – один из крупнейших в Европе.
Мегаполис, протянулся на 250 км с запада на восток и на 200 км с юга на север, имеет обширные предместья, сельскохозяйственные и рекреационные зоны, развитую сеть коммуникаций, включая крупный морской порт и несколько аэропортов.
ТРЕТЬЯ часть больших городов Украины с населением более 100 000 чел. входит в состав этого мегаполиса. Всего в составе мегаполиса порядка 70 городов с населением более десяти тысяч человек в каждом.
Следует ОСОБО отметить, что в как этнической, так и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс занимает особое место и вполне обоснованно можно сказать, что в период создания УССР не Донбасс был присоединён В.И. Лениным к Украине, а Украина присоединена к Донбассу.

Исторически Донбасс как один из четырёх центров мировой машинной цивилизации планеты Земля сформировался в середине XIX века. В 1841 году для организации поставок топлива на паровые корабли азово-черноморской флотилии, была введена в эксплуатацию первая технически оснащенная донецкая шахта. В 1858 году на территории современного Енакиево был заложен доменный завод, названный в честь Петра I Петровским. В 1869 году англичанин Джон Хьюз, которого в России называли Юзом, приобрел концессию на чугунное и рельсовое производство на Юге России, построил на берегу реки Кальмиус, первое крупное металлургическое предприятие, вокруг которого вскоре вырос поселок Юзовка.
Всего в Донбассе к 1900 году существовало до 300 разного рода предприятий и заведений металлообрабатывающей, химической, местной обрабатывающей и пищевой промышленности.
Железные дороги соединили донецкий уголь с криворожской рудой, создав благоприятные условия для быстрого развития тяжелой промышленности в регионе. Добыча угля выросла с 295,6 млн пудов в 1894 г. до 671,1 млн в 1900 году, т.е. в 2,5 раза. К 1913 году в Донбассе добывалось более 1,5 млрд пудов угля.
Удельный вес Донецкого бассейна в каменноугольной промышленности страны возрос до 74%, причем почти все коксующиеся угли России добывались в Донбассе.
Бурный рост промышленности вызвал также и быстрый рост населения. К концу XVIII века население Донецкого края составляло 250 тыс. человек.
К середине XIX века в Донбассе уже существовали большинство (около 500) современных населенных пунктов с населением около 400 тыс. человек. Во второй половине ХIХ века население территории современного Донбасса увеличивалось в 5 раз быстрее, чем в других регионах Российской империи. Согласно переписи 1897 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии проживало уже 333 478 человек, а в Мариупольском - 254 056 человек.
В начале XX века крупными промышленными центрами Донецкого края становятся: Горловка – 30 тыс. жителей, Бахмут (ныне Артемовск) - более 30 тыс., Макеевка – 20 тыс., Енакиево -16 тыс., Краматорск – 12 тыс., Дружковка – более 13 тыс. Только с 1900 по 1914 год численность работного населения Донецкого региона увеличилась вдвое.
Показателен рост Юзовки (нынешний Донецк), возникшей в 1869 году. В 1884 году в ней проживали 6 тысяч жителей, в 1897 году – 28 тыс., в 1914 – 70 тыс. При этом только в 1917 году Юзовка получила статус города.
Многонациональность Донбасса. Донбасс, который изначала отличался многонациональностью, в период бурного развития рубежа XIX-XX вв. принял в себя сотни тысяч переселенцев самых разных национальностей.
К началу ХХ века численность и национальный состав населения Донбасса (Бахмутский уезд, Мариупольский уезд, Славяносербский уезд, Старобельский уезд, г. Славяносербск), по данным Всероссийской переписи 1897 году, были следующими:
Русские 985887 – 86,7 % (малороссы 710 613 – 62,5 %, великороссы 275274 – 24,2 %, белорусы 11061 – 1,0 %), греки 48452 – 4,2 %, немцы 33774 - 3,0 %, евреи 22416 – 2,0 %, татары 15992 – 1,4 %. Всего 1136361 чел.
В Юзовке в 1884 году, согласно городской переписи, из числа 6 тысяч жителей: 32,6% составляли «местные» – жители Бахмутского и других уездов Екатеринославской губернии; 26% – жители центральных губерний (Орловской, Владимирской, Калужской, Смоленской, Рязанской, Тамбовской и др.); 19% – выходцы из южных и юго-западных губерний (Донской области, Воронежской, Курской, Киевской, Черниговской, Таврической, Харьковской, Полтавской и др.); 17,4% – жители других губерний; 5% – иностранцы (англичане, итальянцы, немцы, румыны и др.).
К началу ХХ века Юзовка не изменила своего интернационального характера: этнический состав населения поселка, а затем города Юзовка к началу ХХ века был пестрым: русские – 31952, евреи – 9934, украинцы – 7086, поляки – 2120, белорусы – 1465.
Именно в то время сложились основные пропорции этнической структуры Донбасса, со сравнительно незначительными изменениями дошедшие до наших дней. Результатом стало формирование полиэтнической общности из представителей около 130 этнических групп с абсолютным преобладанием в ней русских и весьма обрусевших украинцев (правильнее, малороссов), являющихся украинцами по паспорту.

Донбасситы – новая общность людей одного из центров мировой машинной цивилизации. Постепенно, под влиянием ряда факторов (природная среда, условия труда и т.д.) население Донбасса стало преобразовываться в устойчивую региональную общность с единой ценностной базой, мировоззрением, культурой, бытом. Особенно важную роль в формировании единой региональной общности Донбасса играл и продолжает играть языковой фактор. Его характерные черты формировались в период динамичных качественных и количественных изменений населения Донбасса последних веков. Результатом стало доминирование русского языка, несмотря на большую численность говорящих на суржике малороссов, поселившихся в крае в первой половине ХХ века, и политикой украинизации, которую проводили, начиная с 20-х годов власти.
Итак, за каких-нибудь 30-40 лет, между 1860-м и 1900-м годами, вследствие гибкой протекционистской политики правительства, усилиями российских и иностранных предпринимателей обширная область от Северского Донца до Приазовья превратилась в крупнейший промышленный центр Европы, иногда называемый «русским Руром».
Именно в это время Донбасс складывается в единый взаимосвязанный экономический комплекс регион, охватывающий Екатеринославскую, Харьковскую, и частично Херсонскую губернии и Область Войска Донского.
В начале ХХ века Александр Блок, посетив Донбасс, назвал его Новой Америкой – за невиданный динамизм развития, предприимчивость менеджеров и смешение народностей в едином «плавильном котле».

Гражданская война. В годы Гражданской войны Донбасс стал ареной жестоких боев, поскольку все противоборствующие силы стремились овладеть этим промышленным краем. С февраля по май 1918 года здесь существовала Донецко-Криворожская республика в составе РСФСР, управляемая большевиками. Затем был период немецкой оккупации, и хаотичной сменой самых разнообразных властей. Боевые действия в крае завершились лишь в 1921 году после поражения махновского движения.
Восстановление советской власти привело, однако, к тому, что Донбасс оказался в составе советской Украины. Но можно сказать, что именно Украину присоединили к Донбассу, поскольку именно Донбасс многократно превосходил всю Украину по промышленному потенциалу и производимому валовому продукту.

Украинизация – первая волна. В результате воссоединения с Украиной на Донбассе, как и во всей республике, началась украинизация. Украинский язык в регионе, где преобладало русское население, и где большинство людей, считающих себя украинцами, говорили на суржике, стал языком делопроизводства и печати уже к началу 1925 года. Если в 1923 году украинских школ было 7, в 1924 – 129, то в 1928 – уже 181 школа. В 1932 году в Мариуполе не осталось ни одного школьного русского класса.
Современный исследователь истории края Ю. Носко только в Артемовске насчитал 54 различных комиссии по украинизации. Тут уже не только переводились на другой язык документация, вывески, газеты, но даже разговаривать в учреждениях запрещали на русском языке. И просто увольнениями уже не ограничивались. В июле 1930 года президиум Сталинского окрисполкома принял решение «привлекать к уголовной ответственности руководителей организаций, формально относящихся к украинизации, не нашедших способов украинизировать подчиненных, нарушающих действующее законодательство в деле украинизации», при этом прокуратуре поручалось проводить показательные суды над «преступниками». В те времена «привлечение к ответственности» могло привести к самым строгим мерам наказания.
На Донбассе украинизация вызвала всеобщее отторжение. Даже в сельской местности жители предпочитали учить своих детей русскому языку, а не «ридной мове».
Сопротивление украинизации, расцениваемое как «контрреволюционное», могло быть только пассивным. Выглядело оно по-советски: критические выступления на партсобраниях, письма в центральные газеты. Так, учительница из Славянска Н. Тарасова написала в газету: «В школе идет двойная трата времени в связи с украинизацией - учитель проводит беседу сначала с учениками по-украински, а потом по-русски, чтобы дети лучше поняли». Но чаще люди шли на глухой протест: они не посещали принудительных курсов украинского языка, не слушали украинского радио, не выписывали навязываемых газет. Многие донецкие газеты вынуждены были идти на хитрость, печатая всё заголовки по-украински, а статьи по-русски.
Отметим так же, что в 20-30-е годы на территории нынешней Донецкой области в целом сформировалась система образования. Начинает развиваться система высшего образования. В 1939 году насчитывается уже 7 вузов. Правда, политика украинизации принесла значительный вред развитию высшего образования в Донбассе (как и во всей республике), поскольку достаточно долго преподавание шло на «мове». Поскольку при этом отсутствовала разработанная научная украинская терминология, то вместо международных геологических терминов «гнейсы» и «сланцы» студенты учили на украинском термины «лупаки» и «лосняки».
Не удивительно, что при малейшем послаблении в системе репрессивных мер цифры «украинизированных» школ, газет, учреждений региона резко падали вниз. В результате всеобщего неприятия украинизация в Донбассе в основном была свернута в конце 30-х годах.

Индустриализация. Донбасс сыграл значительную, по сути определяющую,  роль в создании практически с нуля экономики не только Украины, но и возрождении промышленности в целом в СССР в 20-30-е годы ХХ века.
Именно поэтому Донбасс именовали в те годы «всесоюзной кочегаркой».
О том, насколько был важен Донбасс для новой большевистской власти, говорят следующие факты.
Так в Постановлении VIII Всероссийского съезда Советов о тяжелой индустрии от 28 декабря 1920 г. было принято решение об обеспечении рабочей силой и возможно большим техническим оборудованием из России и из-за рубежа Донецкий бассейн и Урал. Такое же решение было принято и в отношении снабжением продовольствием и развитии электрификации. А, например, в сообщение Укрроста от 14 января 1921 г. говорится об оказании помощи Донбассу инструментами и оборудованием. Приводятся данные о том, что в середине января из Москвы отправляется в Донбасс специальный поезд с техническими материалами и инструментами для ремонта котлов и около 100 рабочих котельщиков. Кроме того, для нужд Донбасса отпущено 20000 лампочек и 1000 пудов канатов. В тех же сообщениях Укрроста от 16 января 1921 г. говорится, что для нужд рабочих Донбасса из Кубани направляется через Ростов 67 вагонов пшеницы, 43 вагона ячменя и 35 вагонов другого зерна. Также активно решался и кадровый вопрос. Тысячи людей из различных областей государства направлялись на работу в Донбасс. Примером служит Постановление от 4 марта 1921 г.  Всеукраинского комитета по проведению трудовой повинности об использовании красноармейцев в каменноугольной промышленности.
Таким образом, Донбасс продолжал развиваться как многонациональный регион. Если в целом по Украине в 1924 г. национальный состав рабочих был следующим: украинцев – 40,1%, русских – 37,6%, евреев – 14,5%, поляков – 2,4%, прочих – 5,4%. То на Донбассе – украинцев 37,4%, русских – 52,1%, евреев – 2,7%. На шахтах работало также 3 тыс. китайских и корейских рабочих.
В апреле 1925 года состоялся запуск первой очереди Штеровской электростанции в Донбассе. Постройка этой электростанции обошлось не менее  3 млн руб. золотом. И решила многие вопросы развития промышленности региона. В результате постоянного и всестороннего внимания властей к развитию Донбасса он лидировал в развитии угольной отрасли в СССР. Как показывает статистический сборник «20 лет советской власти», изданный в 1937 году были достигнуты следующие показатели:
Например, добыча угля в СССР в 1936 году возросла в 4,3 раза по сравнению с 1913 года. Но 62% угля, добываемого в СССР, добывали на Донбассе. Донецкий бассейн давал 77,3 млн тонн, Кузнецкий бассейн – 17,8 и Подмосковный бассейн – 7,2 млн тонн. Таким образом, Донбасс являлся лидером угольной промышленности СССР в целом. А уголь тогда называли хлебом тяжёлой индустрии.
В 1940 году Донбасс давал более половины всего производившегося в стране чугуна (6 миллионов тонн), около четверти союзного производства стали и проката (соответственно – 4,5 и 3 млн тонн). Многие предприятия Донбасса снискали себе мировую славу. Один только гигант тяжелого машиностроения – Ново-Краматорский завод ежегодно направлял во все концы страны более 200 железнодорожных эшелонов различных машин и оборудования.
Продолжался быстрый рост населения, достигшего к 1940 году 5 миллионов человек, из которых 3,5 млн  проживали в городах. Уже тогда Донбасс стал самым урбанизированным регионом в СССР.
Показателем может служить рост населения бывшей Юзовки, переименованной в 1924 году в Сталино. С 106 тыс. человек населения в 1926 году Сталино выросло до 507 тысяч жителей к началу 1941 года. За эти же годы в 4,5 раза выросло население Мариуполя (который стал называться Ждановым). Аналогичный рост был характерен для большинства населенных пунктов края.

В годы Великой Отечественной войны все предприятия Донбасса были полностью разрушены. С большим трудом происходило восстановление структуры народного хозяйства региона. Этот процесс значительно усложнялся сильной засухой, которая охватила Донбасс, голодом 1946-1947 годы. Но благодаря упорному труду донбасситов хозяйство региона было быстро восстановлено. В дальнейшем промышленный рост региона продолжался.

Масштабное возобновление и последующее развитие угольной промышленности региона значительно ускорились по завершении войны. Власть, рассматривая Донбасс как важную сырьево-энергетическую составляющую общесоюзной экономики, уделяла его восстановлению особое внимание. Наиболее характерными чертами этого процесса были следующие. Во-первых, интенсивное восстановление угольной отрасли на основе привлечения значительных финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов. В четвертой пятилетке общие капиталовложения в развитие хозяйства республики составляли 9,2 млрд руб., из них почти треть были инвестированы в хозяйство региона. При этом, темпы развития угольной отрасли украинского Донбасса были значительно выше, чем общесоюзные. Если в течение 1946-1950 годы угледобычу по стране предусматривалось увеличить на 51%, то в республике – более чем в 2,8 раза и довести добычу угля в 1950 году до 86,1 млн т, что составляло 34,4% общесоюзной добычи. Значительное увеличение угледобычи предусматривалось, в первую очередь, за счет экстенсивных факторов. Стержневой идеей восстановительных работ было быстрейшее количественное наращивание производственных мощностей. В течение первой послевоенной пятилетки в Сталинской и Ворошиловградской (Луганской) областях планировалось возобновить и построить новые шахты общей мощностью 77,5 млн. т, что составляло 42,3% от запланированного на 1950 г. добычи угля в стране.

То есть Донбасс все еще оставался главной топливно-энергетической базой СССР.
 
Сосредоточение значительных финансовых, материально-технических, кадровых ресурсов на решении проблемы увеличения угледобычи дало в целом позитивные результаты. В течение 1946-1950 годах (украинский Донбасс) из 263 основных шахт, что подлежали восстановлению, было восстановлено и введено в действие 259 шахт. Кроме того, было заложено 60 новых шахт.

О масштабах индустриализации Донбасса мощно свидетельствует то, что в Донецкой области в городах к конце советской эпохи проживало 90% населения, в Луганской – 88 %. При этом фактическая урбанизация края была еще более значительной, поскольку многие жители сельской местности работали в городах.
Впрочем, сельское хозяйство Донбасса также было высокоэффективным, урожайность вдвое превышала среднереспубликанский уровень, Донбасс полностью обеспечивал себя хлебом и другими сельхозпродуктами.
К концу XX века Донбасс давал свыше четверти промышленного производства Украины.
В целом население Донбасса к 1989 году достигло 8196 тысяч жителей (в Донецкой области – 5334 тыс., Луганской – 2862 тыс.). В шахтерских районах Ростовской области также проживало еще около одного миллиона человек.
Быстро росли города. Донецк (как стал называться с 1961 году Сталино, прежняя Юзовка), в 1959 году имел уже 700 тысяч жителей, в 1979 году – 1020 тысяч, в 1989 году – 1109 тысяч. В Макеевке, одном из городов Донецкой агломерации, в 1989 году было 432 тысячи жителей. Луганск достиг 524 тысячи жителей.

Советский период истории Донбасса завершил процесс создания в его рамках особой региональной общности. Как отмечает исследователь из Луганска В. Ю. Даренский, статистический факт численного доминирования «украинцев» (южноруссов) и великороссов среди населения Донбасса, при наличии здесь весьма крупных неславянских этнических групп, имел место примерно до середины ХХ века. Во второй половине ХХ века на Донбассе происходили интенсивные процессы этногенеза, обусловленные последней «волной» урбанизации и развития массовых коммуникаций...
Никаких реальных социокультурных различий, например, между потомками украинцев и русских на Донбассе, уже как минимум во втором поколении говорящих на одном языке и усвоивших одни и те же ментальные и поведенческие модели жизни практически не существует.
Традиционные этнические идентификации имеют на Донбассе реликтовый и маргинальный характер. Этнические украинцы и великороссы, сохранившие свои языковые, ментальные и поведенческие особенности в настоящее время здесь не превышают численно представителей других «национальных меньшинств» (кавказских народов, греков, евреев, цыган и др.).
Донбасс – полностью моноязычный регион, в котором количество реальных носителей украинского языка не превышает количество представителей кавказских диаспор».
Именно благодаря влиянию стабилизирующего русского этнического компонента в Донбассе, где проживают более ста национальностей, никогда не было серьезных этнических конфликтов.
Многих выдающихся сынов подарил русскому народу Донбасс. Это и филолог Владимир Даль, писатель Всеволод Гаршин, и композитор Сергей Прокофьев, военный и политический деятель Климент Ворошилов, политический деятель Никита Хрущев, советский украинский политический деятель Николай Скрыпник, актер Василий Быков, певцы Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев и Юрий Богатиков, полярный исследователь Георгий Седов, пионер российского кинематографа Александр Ханжонков, Герои Социалистического Труда Прасковья (Паша) Ангелина, Алексей Стаханов и Никита Изотов, тяжелоатлет четырехкратный чемпион мира и писатель Юрий Власов, украинский поэт Владимир Сосюра и сотни тысяч других достойных людей.
В 60-80-х годуах Донбасс имел репутацию одного из самых развитых регионов СССР с весьма зажиточным населением. Выходцы из Донбасса были обильно представлены в советской хозяйственной и политической элите.
Именно в этот период на улицах донецких городов появились бигборды «Донецк – это уголь. Донецк – это сталь. Донецк – это люди, смотрящие вдаль!», каждое шахтерское застолье начиналось со здравницы «За нас, за вас и за Донбасс!», дети в школах скандировали «Донбасс – это я, Донбасс – это ты, Донбасс- это лучшие люди страны!»
И ведь 80% директорского корпуса промышленных предприятий всего СССР были выходцами из Донбасса!
Поэтому основания для гордости у «донецких», а правильнее сказать у ДОНБАССИТОВ, однозначно, были.

Ни одна из эпох, пережитых Донецким краем, не прошла для донецкого характера бесследно. Донецкий характер – это предпринимательская хватка и любовь к эксперименту, что было сформировано не только поколениями Иловайских, Алчевского, Горлова, Енакиева, Ханжонкова, Рутченко. Но также поколениями Никиты Хрущева, Александра Засядько, Александра Щербакова, Николая Рыжкова. Это – трудолюбие и энтузиазм генерации Николая Изотова, Алексея Стаханова и Паши Ангелиной. Это - интернационализм и нетерпимость к дискриминации на национальной почве эпохи «угольной лихорадки», предвоенных и поствоенных мобилизаций. Сказались также история заселения Донецкого края и опыт «коренизации» 20-х годов ХХ века.
«Донецкие» люди, а лучше сказать ДОНБАССИТЫ, конечно, в хорошем смысле слова, снобы. Инженеры-«валлийцы» Джона Хьюза, конструкторы зятя немецкого «стального короля» Густава Гартмана (основатель паровозостроительного завода в Луганске), французы, итальянцы и бельгийцы из окружения барона де Маккара, разумеется, считали себя людьми иного сорта, чем окружающие их мелкие донецкие помещики - вчерашние запорожцы, провинциальные чиновники и, тем более, «подлый» работный люд. (И даже поселялись иностранцы в Донбассе отдельно, в так называемой Английской колонии – в благоустроенных коттеджах в черте Юзовки).
По свидетельству Константина Паустовского, шахтеры, в свою очередь, несколько свысока относились к украинским селянам.
В целом, население Донецкого края даже в 1970-е годы испытывало к жителям других областей Украины чувство известного превосходства.

И это понятно: Донбасс был самым крупным, урбанизированным, самым населенным, экономически развитым и технически грамотным регионом Украины и УССР.

Фундамент экономики Донбасса образует крупная тяжелая промышленность, – с ее фундаментальностью и с ее основательностью. Объективно, Донбасс «не вмещался» в рамки Украины-УССР. Географически, этнически, экономически, административно он мало походил на Поднепровскую, Южную, а, тем более, – хуторскую Западную Украину. Уже в XIX веке Донецкий регион выделялся даже на фоне обширной Российской империи («Новороссийское общество», «Русско-Донецкое товарищество», «Продамет», «Продуголь»); в 1960-1970-е годы Донбасс подчинил своему влиянию громадный Советский Союз (Никита Хрущев, Александр Засядько, Владимир Семичастный, Филипп Бобков, др.). Не следует также забывать, что Донбасс замышлялся, как «Америка Евразии». И, в качестве «новых американцев», донецкие, безусловно, имели полное право на особое место в истории.
Со всеми своими достижениями и проблемами Донбасс вступил в смутную эпоху распада СССР и провозглашения «незалежности» Украины.
Мало где на территории исторической России кризис 1990-х годы вызвал такие тяжкие последствия. Разрыв хозяйственных связей с предприятиями, оставшимися в РФ, намеренная политика деиндустриализации, проводимая украинскими властями по требованию западных суфлеров, криминальные захваты и переделы собственности – все стало причиной глубочайшего экономического кризиса в Донбассе.
При этом местные региональные политики, несмотря на сохранявшееся экономическое значение Донбасса, долгое время оставались на периферии украинской политики. О донбасских «диких 90-х» говорят такие факты – общее количество людей, убитых в крае, исчислялось тысячами. Только в книге Сергея Кузина «Донецкая мафия», вышедшей в 2006 году перечислены имена и даты гибели более 60 представителей уголовного мира, бизнесменов и журналистов, погибших в период с 1992 по 2002 год в одном Донецке. Был убит брат губернатора Донецкой области, не скрывавшего своих президентских амбиций. Только в первые годы XXI века, после того, как область возглавил Виктор Янукович (когда-то он отличался жесткостью и решимостью), Донбасс перестал быть «диким востоком Украины».
В целом годы «незалежности» привели к жестокому демографическому кризису. Численность населения Донбасса на 1 января 2009 года составляла 6 832,3 тыс. чел. (Донецкая обл. – 4500,5 тыс. чел.; Луганская обл. – 2331,8 тыс. чел.). Проведенный анализ демографической ситуации в Донецком регионе показал, что численность населения за 1995 – 2009 годы уменьшилась на 1261,7 тыс. чел., что сосотавляет15,6%.
Произошло уменьшение численности населения практически всех городов Донбасса. Так, Донецк перестал быть городом-миллионером.
Исправление демографической ситуации проблематично. Коэффициент естественного прироста, например, Донецкой области составляет минус 8,3%. В 2008 году число умерших превысило число родившихся в 1,8 раза. За один 2010 год население Донецкой области сократилось почти на 9,5 тыс. человек (стало 4 млн 423 тыс.). Увеличился и миграционный отток с Донбасса.
Тем не менее, до 2014 года Донбасс – явный монополист наряду с немногими другими регионами в сфере тяжёлой индустрии. Следующие предприятия тяжёлой индустрии Донбасса – явные монополисты по производимой ими продукции.
В машиностроении – Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ) производил определённого типа экскаваторов – 100% производства в Украине и 94% в СНГ; ПО «Азовмаш» производит 47% сталеплавильного оборудования в СНГ, 100% цистерн в Украине и 99% – в СНГ; Горловский машиностроительный завод производил угольных очистных комбайнов 100% в Украине и 96% – в СНГ.
На металлургических предприятиях Донбасса по 19-ти наименованиям продукции производилось от 35% до 100% производства такой продукции в СНГ. Например, металлургический комбинат «Азовсталь» – прокат для металлоконструкций – 100%, Харцызский трубный завод – трубы сварные – 94%, Никитовский ртутный комбинат производил до 54% ртутной руды СНГ. Производственные объединения по добыче угля «Торез-Антрацит» и «Шахтёрск-Антрацит» добывают 100% антрацитовых углей в Украине, обладающих высокой калорийностью, бездымностью и практически отсутствующих на земном шаре.
Слабой следует признать техническую базу отраслей, производящих предметы потребления. Так, на суммарный удельный вес легкой и пищевой промышленности приходится всего 4,2% общей стоимости основных фондов индустрии. Причем имелась тенденции к снижению доли этих отраслей по валовой продукции, что усугубляет ситуацию на внутреннем потребительском рынке, особенно если учесть, что в Донбассе преобладают отрасли, обеспечивающие высокий платежеспособный спрос.
Говоря о развитии другой важнейшей отрасли материального производства – сельском хозяйстве, – следует учесть исключительный уровень урбанизации региона и не значительную численность сельского населения, что при низкой производительности труда в сельском хозяйстве является главной причиной низкого производства и слабого сельскохозяйственного снабжения региона.
Доля Донбасса в Украине по основным фондам сельскохозяйственного назначения и по численности занятых в сельском хозяйстве составляла 6,5%, по объемам валовой продукции сельского хозяйства 10%. Природные условия способствовали формированию в Донбассе мощного АПК, ориентированного прежде всего на удовлетворение потребностей городских жителей. Около 80% сельскохозяйственных угодий приходится на пахотные земли. Распаханная территория занимает около 3 млн гектаров. Из них примерно 50% – под зерновыми и 35% – кормовыми культурами. Особенностью сельского хозяйства Донбасса является преобладание животноводства над растениеводством. Скотоводство имеет молочно-мясное направление, также хорошо развито свиноводство и птицеводство. Стоимость продукции сельского хозяйства региона составляет 7,7% от стоимости производства её в Украине.
По объёмам перевозок Донбасс занимал первое место в Украине. Основной вид транспорта Донбасса – железнодорожный, на долю которого приходится около 59% суммарного грузооборота всех видов транспорта региона. В общем обороте железных дорог Украины на него приходится 38,4%. Железнодорожная сеть, за небольшим исключением, входит в состав Донецкой железной дороги, общая протяженность которой составляет 2856 км  (1201 км – Луганская область, 1655  км – Донецкая область).
По густоте железнодорожной сети Донбасс не имеет себе равных среди других регионов Украины и даже отдельных стран (кроме Бельгии). На каждую тысячу квадратных километров в Донбассе приходится 53,2 км железных дорог (в Донецкой области еще больше – 62,4 км), против 36 км в Украине и 15 км в европейской части России.
Таким образом, Донбасс занимал ведущее место по производству целого ряда основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. На Донбассе производилось 21% промышленной продукции Украины (2010 год). По выпуску многих видов продукции регион занимал лидирующее положение в Украине и в СНГ (доменного и сталеплавильного оборудования – 44%, прокатного оборудования – 96%, бытовых холодильников и морозильников – 95%, цемента – 23%, добычи соли – 75%, производства кокса – 54% от продукции в Украине). Преобладает тяжелая промышленность, его специализация иллюстрируется перевесом долей производства группы «А» в общем объёме – 82,5%.
Донбасс имел огромное значение в военном потенциале страны, здесь было сосредоточено до 1/3 всего военного производства Украины.
По душевому производству промышленной продукции Донецкая область занимает 3-е место после Днепропетровской и Запорожской, Луганская область занимает 4-е место.

Таким образом, в силу ряда причин на территории Донбасса были созданы гиганты тяжёлой индустрии, которые не только в масштабах Украины, но и в масштабах СНГ были практически вне конкуренции.
Не удивительно, что после событий 2014 года Украина, как общеизвестно потеряла 25% валового национального продукта. А всё остальное проистекает именно из-за значения Донбасса.

(В очерке использованы так же материалы Р.В. Макевнина, С.В. Лебедева, А.О. Саржан, Г.Б.Якуша, И. Гужва).