Казаки в вермахте, выдача в Лиенце ч. 9

Николай Мринский
Полки высадились в Панчево и далее походным порядком двинулись через Белград на фронт. Запасной полк был отправлен в Лангр (Франция). В междуречье Дуная и Тисы дивизия вела боевые действия с партизанами Тито, охраняла коммуникации и другие важные объекты. Немецкое командование в Хорватии очень быстро убедилось, что благодаря своей подвижности искусные наездники - казаки оказались больше приспособлены к горным условиям Балкан. Они действовали куда эффективнее, чем немецкие пехотные и моторизованные полицейские батальоны, и отряды усташей, которых ими заменили. Вскоре казаки среди местного населения снискали себе дурную славу. В соответствии с приказами командования о самообеспечении, они прибегали к реквизициям лошадей, фуража и продовольствия у крестьян, что часто выливалось в массовые грабежи и насилия. Деревни, население которых подозревалось в пособничестве партизанам, казаки сравнивали с землей огнём и мечом. Борьба с партизанами на Балканах, как и на всех оккупированных территориях, велась с большой жестокостью с обоих сторон. Партизанское движение в зонах ответственности дивизии Паннвица быстро затухало и сходило на нет. Достигалось это сочетанием грамотно проводимых антипартизанских операций и жестокостью в отношении партизан и местного населения. Сербы, боснийцы и хорваты казаков ненавидели и боялись. Вначале лета 1944 г. части 1-й Казачьей дивизии предприняли не менее 5 самостоятельных операций в горных районах Хорватии и Боснии, уничтожив целый ряд партизанских опорных пунктов.

Казаки утверждали, что их сомнительные действия начались только после того, как они были вынуждены отойти от собственных территорий. Это произошло тогда, когда на них усилилось давление нацистов, и их шаткая автономия перестала существовать. Многие признаки деградации наметились после смерти атамана Павлова. Пётр Донсков обвинял ген. П. Н. Краснова в подготовке убийства Павлова с целью завоевать доверие немцев и стать атаманом. В конце войны соединению ген. Г. фон Паннвица всё же пришлось сражаться против регулярных частей Красной Армии. В декабре 1944 г. войска 3-го Украинского фронта вышли в долину р. Драва, и германское командование, не имея в этом районе других сил, выдвинуло навстречу им 1-ю казачью дивизию. В районе Вировитица, на правом берегу Дравы, заняла плацдарм 233-я Кировоградско-Знаменская сд. Чтобы не допустить соединения советских и югославских войск, утром 26 декабря перешла в наступление 2-я кавказская казачья бригада при огневой поддержке 6 миномётных и 3 артбатарей. В ходе ожесточённого боя ценой немалых потерь казакам удалось прорвать оборону 703-го полка, а к вечеру смять его боевые порядки. Чтобы избежать окружения, советские войска отошли, потеряв 205 чел. убитыми, 145 чел. попали в плен. В дальнейшем казаки продолжали удерживать фронт против болгарских и югославских войск, затем с боями прорвались в Австрию. В августе 1944 г. рейхсфюрер СС Гиммлер, назначенный после покушения на Гитлера главнокомандующим армии резерва, добился передачи всех иностранных военных формирований в ведение СС.

Был создан Резерв казачьих войск во главе с Андреем Шкуро. Его зачислили на службу, как генерал-лейтенанта с правом ношения немецкой генеральской формы и получением содержания по этому чину. Сформировав свой многочисленный штаб, он развернул довольно успешную вербовочную работу по отбору и направлению людей в лагерь около Граца. Весьма эффективную 1-ю казачью дивизию было решено развернуть 25 февраля 1945 г. в 15-й ККК СС с добавлением казачьих частей, присланных с других фронтов. Прибыли два казачьих батальона из Кракова, 69-й полицейский батальон из Варшавы, принимавший деятельное участие в подавлении Варшавского восстания в августе 1944 г., батальон заводской охраны из Ганновера, 360-й казачий полк фон Рентельна из Франции (Зап. фронт). Усилиями вербовочных штабов, созданных начальником Казачьего Резерва ген. А.Г. Шкуро, удалось собрать более 2 тыс. казаков из числа эмигрантов, военнопленных и восточных рабочих, которые были отправлены на доукомплектование 1-й Казачьей дивизии. После объединения большинства казачьих отрядов, общая численность корпуса достигала до 25 тыс. солдат и офицеров, в том числе от 3 до 5 тыс. чел. немцев. Это позволило улучшить обеспечение кавкорпуса оружием, боевой техникой и автотранспортом. Самое деятельное участие в создании корпуса принял ген. Пётр Краснов. Разработанная им «присяга» практически дословно воспроизводила текст дореволюционной воинской присяги, только «Его Императорское Величество» был заменен на «фюрера германского народа Адольфа Гитлера», а «Россия» - на «Новую Европу».

Это прямая и несомненная измена Родине. Обе кавбригады переименовывались в дивизии, конно-артиллерийские дивизионы – в полки, а на базе 5-го донского полка Кононова, произведённого в полковники, началось формирование пластунской бригады из 7-го и 8-го пластунских полков. Несколько позже бригада была развёрнута в 3-ю дивизию во главе с полковником Э. Рентельном. Всё это время корпус продолжал вести боевые действия с югославскими партизанами, а в декабре 1944 г. вошёл в прямое соприкосновение с частями Красной Армии на р. Драва. Вопреки опасениям немцев, казаки не разбежались, дрались упорно и ожесточённо. В ходе этих боёв казаки полностью уничтожили 703-й стрелковый полк 233-й советской сд, а самой дивизии нанесли тяжёлое поражение. В марте 1945 г. 1-я Казачья дивизия в составе 15-го ККК СС участвовала в тяжёлых боях у озера Балатон, успешно действуя против болгарских частей. На самой дивизии это практически никак не отразилось. Форма осталась прежней, на папахах череп с костями не появился, казаки продолжали носить свои старые петлицы, даже не менялись солдатские книжки. Но организационно корпус входил в структуру войск «чёрного ордена», в частях появились офицеры связи СС. Однако бойцами Гиммлера казаки были недолго. 20 апреля корпус был передан в состав вооружённых сил КОНР ген. Власова. Андрей Андреевич родился в 1901 г. в Нижегородской обл., в семье крестьянина-бедняка. Учился в духовной семинарии, затем – на агрономическом факультете Нижегородского госуниверситета.

В Красной Армии с 1920 г., участвовал в боях на Южном фронте против Русской Армии П. Врангеля и повстанческих отрядов Н.И. Махно. После окончания Гражданской войны занимал ряд ответственных должностей в армии. С октября 1938-39 гг. находился в Китае в качестве в/советника при оперативном управлении китайской армии, затем возглавлял советскую военную миссию. Проявил себя исключительно честным человеком, обладал недюжинной силой и почти двухметровым ростом. После возвращения командовал 99-й сд и превратил её в образцовое боевое соединение, признанное по итогам летних учений 1940 г. лучшим в Красной Армии. После нападения Германии на СССР, командовал 4-м мехкорпусом, 37-й и 20-й армиями и показал при этом талант военачальника при обороне Киева, Москвы. С 1942 г. являлся зам. командующего Волховским фронтом и временно исполняющим должность командующего 2-й Ударной армией. После ошибочного упразднения Ставкой Волховского фронта ген.-л-нт Власов 17 апреля 1942 г. был утверждён командующим 2-й Ударной. Последующую судьбу армии долгое время многие ошибочно связывали с судьбой её последнего командующего. В действительности, прибывший в уже окружённую армию, ген. Власов до самых последних дней окружения выполнял свои обязанности, как умел. Брошенная в безнадёжное наступление в ходе Любанской операции по деблокированию г. Ленинграда, 2-я Ударная армия попала в окружение и, лишившись подвоза продовольствия и боеприпасов, была разгромлена.

18 июня последним самолётом ген. Власову предложили вылететь, но он отказался и отправил раненного командующего артиллерией армии ген. Г.Е. Дегтярева. У-2 оказался последним, которому удалось сесть в расположении армии. Из 40157 чел. по состоянию на 1 июня 1942 г. из кольца вышло 13018 солдат и офицеров. Появившиеся впоследствии утверждения о виновности Власова в гибели армии едва ли имеют под собой основания. Так написали в своих книгах, вышедших из печати в 1988-89 гг., полководцы А.М. Василевский и К.А. Мерецков. Расследование причин катастрофы, проведённое органами ГБ в июле - августе 1942 г. не нашло в действиях Власова ничего предосудительного. ...Когда попытка прорыва не удалась, группа Власова, в которой осталось 45 чел., вернулась на КП 382-й дивизии. Командарм Власов находился в шоковом состоянии и тогда руководство временно принял начштаба армии полковник П.С. Виноградов. Было решено отойти во вражеский тыл и перейти линию фронта в другом месте. Отряд двинулся на север, перешел р. Кересть, у с. Вдицко имел бой с немцами. Решили двинуться на запад, за железную дорогу Батецкая - Ленинград, к дер. Поддубье. Власов заявил, что оправился от нервного стресса и уже снова командовал отрядом. В 2 км от Поддубья остановились на отдых. Здесь отряд по предложению П.С. Виноградова разделился на группы, многие из которых разными путями добрались до своих. Группа командарма Власова (он сам, начштаба Виноградов, красноармеец-вестовой Котов, штабной шофер Погибко и медсестра-повариха Маша Воронова) после более чем 2-х недельного скитания по лесам и болотам вечером 11 июля вступила в перестрелку с немцами.

Продолжение следует в части  10                http://proza.ru/2019/12/07/1430