Памятник Примакову

Геннадий Мартынов
     В Москве поставили новый памятник. Поставили его как-то неожиданно. Поставили его напротив большого здания – одной из сталинских высоток. Это здание Министерства Иностранных Дел на Смоленской площади.  Будете на этой площади – поднимите голову и посмотрите на самый верх фасада здания. Вы отчетливо увидите недавно отчищенную эмблему СССР.  Её не стерли и не собираются, как надо думать, стирать. Это надо понимать так, что никто и не собирается отрекаться от исторического наследия нашей Родины. И это хорошо.
 
   Кто же возглавлял это важнейшее министерство с самого начала истории СССР, начиная с товарища Троцкого. Их было много. И всё известные люди. В большинстве своём достойно защищавшие наше отечество в разные годы и в очень разные времена. Кроме двух. Шеварнадзе и Козырева. Последний сегодня проживает прочно в США, без всякого намерения вернуться. И назвать его другом сегодняшней России никак нельзя. Не буду цитировать его красноречивые высказывания.

    И вот наконец перед зданием МИДа поставили памятник человеку, который  должен олицетворять существование этого ведомства. Это памятник Евгению Максимовичу Примакову. Сразу скажу, что я со всем уважением отношусь к этому человеку. Он был несомненным патриотом нашей страны. А защищал интересы страны, какая бы погода политическая не стояла  на дворе, какие бы ветры перемен не дули у нас. И делал это умело и бескомпромиссно. А посты он занимал очень важные. Вот только некоторые:
 
   Председатель Правительства Российской Федерации (1998—1999), министр иностранных дел РФ (1996—1998), руководитель Центральной службы разведки СССР (1991), директор Службы внешней разведки России (1991—1996), председатель Совета Союза Верховного Совета СССР (1989—1990). Чрезвычайный и полномочный посол. Не могу не напомнить, что в течении 32 лет он был членом КПСС. Работал честно. Однажды вытащил страну из бездны дефолта. И предотвратил развал внешней разведки.

   Всем запомнился один яркий эпизод из его биографии. Знаменитая петля Примакова.
 
Это событие вошло в историю как «поворот России к многовекторной внешней политике», «начало возрождения российской государственности и первая демонстрация миру, что с Россией нельзя разговаривать с позиции силы». Нелишне напомнить, что это произошло в лихие ельценские времена.
 
   Повторяю,  очень достойная историческая личность, заслуживающая уважения. Я об этом всегда думаю, когда иду на работу по Скатерному переулку у дома, в котором жил Примаков. Там есть мемориальная доска.
 
В последний день его рождения Путин сделал ему очень оригинальный подарок. Это был примус с надписью «Рекорд 1». Подарок с намёком. У Примакова было шутливое прозвище. Примус. А примус это от слова первый.

 Он умер в 2015. Гражданская панихида прошла Колонном зале Дома Союзов. И кто не увидит в этом намёк. А намёк состоит в том, что всем прочим вождям, начиная с Ленина, последние прости-прощай было сказано именно в Колонном зале. А потом было отпевание   в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

  Совершил отпевание Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Напомню, что отпевание Ельцина в присутствии двух президентов США было организовано в Храме Христа Спасителя. И бывший патриарх Алексий на это мероприятие не пришёл. Он прислал послание, в котором были следующие слова: "когда-нибудь история даст почившему беспристрастную оценку". О и хитёр был патриарх. Домысливайте сами. И тем не менее как и должно духовному лицу «он призвал современников молиться о упокоении души первого президента России».

 А это всё очень значащие детали. И совсем уж слепой их  не увидит.

  А Примаков был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. совсем рядом с могилой Ельцина. И это против его воли.  Сам Примаков выражал желание покоиться рядом с первой женой и сыном на Кунцевском кладбище.
                *****
               
   Но вот сколько лет Примаков возглавлял министерство? Только два года. А кто более всех возглавлял это ведомство? Все знают. Это Андрей Андреевич Громыко. Он был главой всей нашей дипломатии 28 лет. Примаков в мире запомнился лишь одним эпизодом. Тем самым разворотом над Атлантикой. А вот у Громыко их было не счесть. Это он участвовал в подготовке исторических Тегеранской и Ялтинской конференций. И Подсдамской конференции тоже.Он же участвовал в создании Организации Объединенных Наций. И был в ней нашим первым полпредом.
 
 Я часто бываю на Новодевичем кладбище. Вожу экскурсии для иностранцев. Проходим мы и мимо могил Громыко и Примакова. Первого знают все. Второго – никто. Даже как-то обидно, но это факт.

  После всего этого, спрошу я вас, кто более заслужил право представлять в граните наше министерство на Смоленской площади?  А это не вопрос вкуса. Это вопрос исторической объективности. В некотором смысле он касается каждого из нас. А вот как раз нас-то и не спросили. И я при всём моём уважительном отношении к Примакову усматриваю в этом событии конъюнктурный подход. Под настоящее время подгоняют нам меру оценки исторических фигур. И мне это не нравится.
                *****
    А кто автор изваяния, стоящее перед сталинской высоткой.  А это вопрос совсем не праздный. Поскольку я считаю, что произведение искусства не может существовать как бы само по себе, вне личности своего создателя. И нам это просто необходимо знать. Ну вот вы можете себе представить «Мастера и Маргариту» без того, чтобы мы решительно ничего не знали  о Михаиле Булгакове. Фантастика и абсурд. Вот давайте и познакомимся с автором.  Для меня очень важно,  честен и искренен ли был художник в воплощении создаваемого им образа.
   
    Зовут автора Георгий Франгулян.   Он автор  монументальных композиций, график. Автор памятников и монументов в России, Болгарии, Венгрии, Голландии, Италии. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственном Русском музее. Впечатляет!

    А еще для полноты понимания этой личности я скажу, что это Франгулян автор памятника Ельцину в Екатеринбурге и надгробия ему же на Новодевичьем кладбище.

   Памятник однажды облили ядрёной краской да так, что едва отмыли. А помпезное надгробие вызывает просто шок. И не только у нас. У иностранцев тоже. Это само воплощение китча. Эту огромную раскрашенную железобетонную глыбу, имитирующее наш триколор, обозвали кремовым тортом.
 
    Он же автор памятника Егору Гайдару. Памятник находится во дворе библиотеки иностранной литературы. Почему там, я не знаю. Я не хочу быть пристрастным. Найдите в Интернете и судите сами. Я думаю так, что сам Егор был бы совсем не в восторге от такого его представления. Посмотрите.

   Да, произведения, конечно много говорят о их создателе. Но у нас есть и другая возможность познакомиться. То есть он сам себя так исчерпывающе и так забавно представляет. Я заранее прощу прощение за некоторую специфичность его языка. Но и не считаю себя вправе подвергать корректуре этот текст. А мне представляется, что это не последняя деталь в понимании автора всех его творений. Вот прочтите, пожалуйста, отрывок из интервью, данного им одному пытливому журналисту. Из интервью мы узнаем, что он думает о самом себе, о Ленине, а ещё и о Пушкине.

   Вот представьте себе,  ходят они по мастерской скульптора. Журналист увидел среди прочих работ маститого художника черта с большой «елдой». Это его слова.
 
- И что же это такое? Сатанизм? - задаёт журналист детский вопрос.

-Ну, вряд ли. Скорее онанизм легкий. Это кстати моя первая работа, с которой я выставился. 1967 год… И меня запомнили.

    - Ну-ка, ну-ка, дай глянуть… А тебя еще не привлекали за порнографию? – продолжает журналист. – Вот, например, бабочка… В виде дамской гениталии.

    -Ну, это образ. Я всегда говорю, что для меня женщина – образ собирательный. В моем возрасте тем более. Посмотри, много чего здесь собрано.

- Вот говорят – режиссер Балабанов, например - что кино надо снимать до 50, потому что после получается полное говно.  Что ты на это скажешь?

-Скажу что в скульптуре - наоборот. Тут все зреет с годами. Понимаешь, лучшие произведение Микеланджело - это его последние работы. И у Тициана тоже.

   - В скульптуре, ты считаешь, не надо, чтоб у автора стоял?

-Ну почему же? Вон я недавно про одного армянина читал; так он ребенка родил в 100 с лишним лет. Дело не в возрасте, а в способности ощущать.

  - Так чтоб стоял – нужно или нет, я не понял?

-Обязательно нужно. Ну, конечно, щас же уже и виагра есть, и все на свете. Я пока этим не интересуюсь, но… Всегда это было в искусстве. Оно должно быть и эротично, и мощно. Все должно жить! Вот что я хочу тебе сказать.

   - Скажи, а ты лепил Ленина? – Прежние прекрасно кормились с Ленина в те времена, когда некоторые идеалисты – чтоб не сказать мудаки – голодали, ломая копья из-за ерунды… Интересно, что скажет Жора, тем не менее.

-Ленина? – живо откликается Франгелян.- Когда я был студентом и мне нужно было кормить семью, я нанимался к скульпторам и со скоростью раз в неделю лепил Ленина – причем любого размера. Я их лепил без фотографии. Даже с закрытыми глазами. Много я их перелепил тогда, очень много… По вечерам работал. За фигуру мне давали 300 рублей. По тем временам неплохие деньги.

   - А тебя не мучит совесть – что ты его лепил, Ленина?
-Нет, - отвечает Жора.
  - Кровавого упыря! – беснуется журналист.

-Я кормил детей. А это всегда оправданно. Это оправдывает всё!

 - Совесть твоя, ты хочешь сказать, спокойна. Четыре Ленина в квартал - это нормально, по твоему?

-Да, да!

А щас бы ты Ленина смог?

-В принципе – если бы опять дети голодали. А по собственному желанию – нет. Ты если обратил внимание, я давно перешел в другой жанр. Я занимаюсь либо абстрактной скульптурой, либо очень условной. Меня интересуют задачи более фундаментальные, чем создание портрета – интересней жизнь самой формы. Неважно, какой создавать облик. Главное - наполнение, мелодия как бы, развитие самой мелодии.

  -Ну хорошо, а тогда ты что, даже антисову не распространял?

-Нет, не распространял. Только читал. И голоса слушал. Причем читал не один, собирались группой - и вслух читали. 65-й, -67-й это годы. Читали вслух по очереди.

- И еще видно, что Пушкин - большой ебарь, потому что он у тебя изваян с расстегнутой ширинкой, - неожиданно меняет тему журналист.

-А разве он был бы поэтом, если б не был ебарем? Разве он был бы таким гениальным?

- И ты, значит, это решил показать через ширинку расстегнутую…

-Ну а что? Он всегда готов! Но – не пионер»

                *****
Вот так вот. Сначала лепил до умопомрачения образы Ленина, а потом с не меньшим мастерством лепил надгробия Ельцину и бюсты Егору Гайдару. Мне сказать больше нечего.