Искупались

Сергей Васфилов
   Июньский день набирает силу. На бледно-голубом небе ни единого облачка. Оно ласково смотрится в зеркально-чистую воду реки. На её крутом берегу сидит восьмилетний Санька. У него первые в жизни летние каникулы. Он задумчиво щурится от ослепительного солнца и созерцает парящего над рекой коршуна.

   К Саньке подходит дружок из соседнего дома. Васёк старше его всего на год. Он садится рядом и протяжно вздыхает:

   - Жара.

   - Искупаться бы, - мечтательно вырывается у Саньки.

   - А что, идем! – радостно предлагает Васёк и вскакивает на ноги.

   - Нет, мне бабушка одному купаться не разрешает.

   - Как одному? Нас же двое! – удивляется Васёк. – Иди, отпросись у бабушки. Скажи, что со мной будешь. Я уже и плавать немного умею.

   Санька скептически посмотрел на дружка:

   - Немного и я умею плавать на мелком месте.
 
   - А мы на глубокое место не пойдём.
 
   - Ладно, подожди, я мигом сбегаю, уговорю бабушку.

   Быстро отпроситься у Саньки не получилось. Васёк уже досыта наелся “блинов”, кидая плоские камешки в речку так, чтобы они, подпрыгивая, бежали по поверхности воды, когда на берегу показался Санька.

   - Отпустила! – радостно крикнул он.

   - Вот, видишь, - солидно откликнулся Васёк.

   Местные ребята купались обычно возле временного деревянного моста, возводимого ежегодно на летний период. Речное дно здесь было песчаным и пологим. Было ещё довольно рано, и пляж пустовал. Правда, в воде недалеко от берега стояла лошадь с большой бочкой на телеге. Босой мужик с подвернутыми выше колен штанами и в распахнутой рубахе с короткими рукавами ведром с прикреплённой к нему длинной палкой наполнял бочку водой. Лошадь, которая тоже не прочь была искупаться, бурно била то одной, то другой передней ногой по воде. Летящие брызги обдавали водой её грудь и шею. Лошадь блаженствовала и радостно ржала.

   - Но-но, балуй у меня! – строго кричал мужик, до которого тоже долетали брызги воды. – Всего вымочила уже.

   - Ну вот, место занято, - с обидой в голосе сказал Санька.

   - Ерунда! Перейдём по мосту на ту сторону реки, и там искупаемся, - бодро скомандовал Васёк.

   - Мне бабушка только здесь разрешила купаться.

   - Здесь воду набирают. Что мы вместе с лошадью купаться будем?

   - Нет, я боюсь! Она как даст копытом по голове...

   - Скажешь тоже! Лошадь – она умная, вот только муть подняла какую?! Будем в грязи купаться?

   - Нет. Если я грязный домой приду, бабушка ругаться будет.

   - Вот и пойдём на другой берег. Мы с папой в выходной уже купались там.

   Санька посмотрел на мужика с лошадью, на другой берег реки, на новенький мост, который в народе называли переходами, и согласился.

   Ребята вприпрыжку перебежали по мосту реку, наперегонки сбросили сандалии, майки и шорты на прибрежную траву, но в воду вошли осторожно. Было начало июня, и дни стояли жаркие, но утром вода в реке всё-таки была не особенно тёплой. Васёк уже купался на этом месте с папой, поэтому входил в воду смелее. Он уже зашёл в воду по пояс и окунулся с головой, а Санька всё ещё стоял вблизи берега, взбрыкивал ногами, словно лошадь, поднимая песочную муть.

   Купались ребята долго. Санька позавидовал дружку. Васю в воскресенье папа поучил плавать, и он уже мог, оторвав ноги от дна, какое-то время держаться на плаву. Саньку учить было некому, а сам он не знал, как можно обучить самого себя плавать. Дома всему обучают мама и бабушка, а в школе учительница. Санька всё же решил самостоятельно поучиться плавать. Он стал заходить в воду по грудь и, отталкиваясь ногами от дна, перемещаться в воде, усердно махая обеими руками. Со стороны это выглядело так, как будто мальчик и вправду плывет. Санька, хотя и не видел себя со стороны, всё же похвастался товарищу:

   - Васёк, смотри, как я плаваю!

   Вдоволь накупавшись, ребята вылезли на берег. Обсыхая, они стали бродить по лугу и собирать гусиные перья. Васёк и здесь опередил дружка. Он нашел три пера, а Санька только одно, да и то какое-то мелкое.

   - Хилое перо, для поплавка не годится, - сказал Васёк тоном настоящего рыболова.

   - Тебе хорошо, у тебя папа рыбак. Он тебя научил, какие перья надо собирать для поплавка.

 - Никто меня не учил, я сам знаю, - возмутился Васёк.

   Но Санька всё равно обиделся. Он выбросил перо и побрёл к одежде.

   - Эх, ты, - грустно вздохнул Васёк и пошёл следом за дружком.

   Одевшись, ребята двинулись по мосту домой. Васёк шёл по левому краю, а Санька – по правому. Перилами моста служили круглые ошкуренные жерди. Настил моста, сделанный из досок разной длины и ширины, по краям ещё не был выровнен. Васёк, увидев, что доски настила торчат за перилами одни больше, другие меньше, решил поразвлечься. Он зашел с другой стороны перил и, держась за них правой рукой, двинулся к своему берегу, ловко перепрыгивая зияющие пустотой пробелы в левом крае настила моста. Санька быстро оценил новый путь перемещения по мосту. Он перебрался за перила на своей стороне моста. Скакать  с доски на доску, которые при этом покачивались, было интересно и немножко страшно.
 
   Вдруг Санька увидел, как в воду падает коршун, видимо, за сонной рыбой. Заглядевшись на птицу, Санька оступился в пробел настила и ухнул с моста в речку. В этом месте настил моста находился примерно в метре от поверхности воды. Глубина реки была около двух метров, а рост Саньки был немного больше метра. Долетев до дна, Санька оттолкнулся от него ногами и, как пробка, вылетел на поверхность реки. Он забарахтался, отчаянно молотя по воде руками. Васёк подбежал к перилам и, перегнувшись через них, крикнул:

   - Плыви к берегу, ты же умеешь плавать!

   Санька посмотрел в сторону берега, и увидел, что до берега еще далеко-далеко. Гораздо ближе была огромная синяя лодка, привязанная за столб моста.  До нее было метра два, а может быть, и меньше, но попробуй их преодолеть, если не умеешь плавать. Санька ещё сильнее замолотил руками и ногами и с удивлением заметил, что он приближается к синей лодке. Васёк, заметив это, крикнул:

   - Правильно! Плыви к лодке, я сейчас в нее залезу и помогу тебе!

   Когда Васёк залез в синюю лодку, Санька уже подплыл к ней и с ужасом увидел, что ее борт слишком высок, чтобы он мог схватиться за него. Это была большая лодка, в которой возили на прогулку воспитанников детского дома. В ней помещалось десятка полтора детей. Васёк подбежал к самому краю борта и отчаянно кричал:

   - Давай хватайся за борт! Хватайся!

   Он сел на сиденье и, припав к борту лодки, протягивал руки навстречу приятелю:

   - Хватай меня за руки, я тебя вытяну в лодку!

   Но как только Санька  начинал тянуть руки к борту лодки, его неумолимо начинало тащить под воду, а Васёк боялся сильно перегибаться через борт, потому что легко мог сам оказаться в воде. Бесплодные попытки схватиться за борт лодки подорвали силы Саньки. Он перестал тянуть руки, а работать руками и ногами стал медленнее и, как следствие этого, стал хуже держаться на поверхности воды. Заметив это, Васёк крикнул:

   - Плыви к берегу! Здесь уже недалеко!

   Санька стал медленно перемещаться вдоль борта лодки. Из последних сил он добултыхался до кормы лодки и, наконец, с трудом выплыл на открытое место. Однако с ужасом он увидел, что до берега еще очень далеко. Конечно, он не осознавал, что песчаный уклон дна реки от берега к её руслу был небольшим. Поэтому уровень воды повышался очень медленно. Страх большого расстояния от него до берега лишали Саньку сил. Его уставшие руки и ноги отказывались двигаться. Какое-то вязкое равнодушие ко всему на свете охватило его душу и парализовало тело. Санька начал судорожно глотать воду. Его голова стала исчезать под водой. Васёк в панике оглянулся на берег и вдруг увидел идущего к реке молодого человека.

   - Дяденька, здесь мальчик тонет!

   Молодой человек, как оказалось впоследствии, только прошлой осенью был демобилизован из морского флота, среагировал мгновенно. Увидев погружающуюся в воду голову, он бросился в речку и через несколько секунд оказался рядом с Санькой. Уровень воды в этом месте был ему ровно по грудь. Парень выхватил Саньку из воды и вынес на берег.

   - Живой? – спросил молодой человек.

   Саньку трясло, как в лихорадке, поэтому он только кивнул головой, мол, живой.

   - Снимай майку и шорты! – скомандовал молодой человек – Живо! Живо! Смотри, как тебя трясет.

   Санька скинул сандалии и дрожащими руками начал стаскивать майку.

   - Давай-ка, я тебе помогу, - сказал молодой человек.

   Он быстро сдернул с Саньки майку и шорты. Тщательно отжал их, встряхнул и, аккуратно расправив, разложил на траве.

   - Ну вот, минут через десять на такой-то жаре одежонка твоя высохнет, оденешься и можешь смело домой идти. Дойдешь до дома-то?

   - Дойду, - прошептал Санька, которого все еще била какая-то нервная дрожь.

   - Дойдет, - уверенно поддакнул Васёк. – Ему недалеко, он здесь рядом живет.

   Молодой человек кивнул головой, быстро разделся, также тщательно выжал и встряхнул свою одежду, без просушки снова одел ее на себя и через мост пошел на другой берег реки.

   Когда майка и шорты высохли, Санька оделся. Он уже согрелся, дрожь унялась, и они с Васей отправились домой. Уже возле дома им встретилась Санькина бабушка.

   - Ну, наконец-то, - сказала она. – А я уж пошла, вас искать. Сидите в воде до посинения, куда это годится?

   - А мы и не в воде сидели, а на солнышке грелись, на травке. И вода совсем нехолодная, чтобы синеть в ней, - ответил Васёк.

   - Погрелся бы на солнышке в такую-то жару, - с сомнением в голосе сказала бабушка, и они с Санькой вошли в дом.

   - Пообедаешь, выходи гулять! – крикнул им в след Васёк.

  Он побрёл домой, размышляя, как хорошо иметь бабушку, которая готовит обеды и накрывает на стол.