Про смысл жизни... или разговор о старости

Лана Милус
Про смысл жизни…
Как-то однажды разговаривала с человеком зрелого возраста, который, пребывая в каком-то угнетенном состоянии, без конца повторял:
- Хорошо Вам говорить о мечтах и о целях (а я именно об этом и говорила, пытаясь вывести его из состояния уныния) в Ваши годы, а в мои (мужчине 82) какие уж цели, какие планы, когда не знаешь, проснешься ли завтра.
Этот разговор надолго остался в моей памяти, заставил пересмотреть многие взгляды, переосмыслить все пережитое. Я тогда сама находилась в угнетенном состоянии после потери сына и жить, честно сказать, не хотелось совсем. Но так уж, видимо,  устроено это мироздание, что любой приходящий в твою жизнь человек для чего-то тебе нужен, и каждый из приходящих приходит вовремя. И этот пожилой мужчина  разбудил вопросы, над которыми мы с ним рассуждали, вовремя.
И вот размышления, которые тогда помогли мне. Очень хочется верить, что они помогли и моему собеседнику (а, может быть, как-то помогут и читающим это).
1. Если мы до сих пор живы, значит это для ЧЕГО-ТО: что-то нужно доделать, кому-то подарить тепло, нежность и любовь, кого-то чему-то научить, что-то понять самому. Другое дело, что это что-то и этого кого-то надо распознать. А может, не стоит на распознавание тратить время. Просто любить, просто дарить, просто понимать, просто радовать, просто жить, каждый день бывая кому-то и в чем-то полезным.
2. Здорово было бы иметь цель, достижение которой наполнит нашу жизнь смыслом. Еще В. Франкл сказал: «Стремление к смыслу помогает человеку выжить, и оно же приводит к решению уйти из жизни!»  Когда искать смысл жизни? В 15, 25, 50 лет? А в 82 можно? Что происходит с людьми, решающими посадить небольшую аллею или заняться разведением кедров в мировом масштабе, дабы улучшить атмосферу на Земле? А есть ли смысл в обучении мальчишки-сироты фотоискусству и во сколько лет этим можно заниматься? А в том, чтобы организовать самодеятельную театральную студию неважно для кого: для молодежи или для пенсионеров, а может, и для тех и для других?... А кто-то мастерит, не выходя из дома, ТАКОЕ, что голова кружИтся от восхищения… Какое количество идей и какое количество смыслов жизни! Но как часто мы считаем это глупостью и как часто нас смущают стереотипы и мнения окружающих… И мы отступаем от мечты, от желания сделать, сказать, подняться и пойти или поехать …
3. Хорошо было бы научиться не задавать вопрос «ЗАЧЕМ?»  Этот идиотский вопрос «Зачем?» в ракурсе: «А зачем утром вставать?», «А зачем одеваться красиво?», «А зачем гулять?», «А зачем путешествовать?»,  «А зачем ремонт?», «А зачем?….», что неизбежно приводит к конечному: «А зачем жить?» и полной потере смысла пребывания в этом мире.
4. А еще мне всегда нравится принцип: «Зато!» Я бы обучала всех жить по этому принципу. Сломался телевизор? ЗАТО освободилось время для «почитать, погулять, смастерить что-то…», молодость ушла, ЗАТО пришла пора свободы от людского мнения, работы, бытовухи и т.д., любимой работы больше нет, ЗАТО можно заняться абсолютно новым видом деятельности, возможно, о котором когда-то мечтал. Я всегда пытаюсь перевести любую неприятность в систему «ЗАТО». Только  надо серьезно научиться сопротивляться приходящему в это время: «легко говорить» или «вам легко рассуждать». Чаще всего это борьба с внутренним «Я». Я это самое внутреннее «Я», желающее завести меня в стрессняк или депрессняк, называю «внутренней свиньей»  и разговариваю с ним соответственно его статусу.
5. И еще,  мне кажется, стареть можно по-разному: можно безобразно, а можно красиво. Это в наших руках.  Помните миф об Исиде, прекрасной девушке, которую лодочники отказались переправить на остров посреди Нила, потому что Сет запретил. А ей было очень нужно было туда попасть, чтобы добраться до одной из частей расчлененного Сетом Осириса, которого она собирала. И тогда Исида превратилась в безобразную старуху – и ее, неузнанную, беспрепятственно перевезли на остров. Т.е., я хочу сказать, что это наш выбор – стареть жизнерадостно, активно, мудро, по-доброму, приветливо, т.е. КРАСИВО или со злобой, стенаниями на то, как все ужасно, гримасой злобы на лице и в душе, с ненавистью к окружающим и затаенной обидой – мерзкая, неэстетичная старость. 
PS1
 Начинать учиться переходить из одного этапа жизни в другой, мне кажется, надо заранее, чтобы потом тебя резко не накрыло: «что с этим делать?»
PS2
Людям-«подделкам», думается мне, сложнее встречать каждый новый этап своей жизни. Быть «подлинниками» и постоянно совершенствоваться, конечно, сложнее. Но, как мне кажется, гораздо интереснее и для себя и для других. А если ты интересен, многое в жизни облегчается.