Петербург и петербуржцы

Дмитрий Хейфец
Все проживающие в Петербурге делятся на две категории:
1. Настоящие петербуржцы
2. Гости нашего города
Гости нашего города, в свою очередь, делятся на две подкатегории:
2.1 Вынужденные переселенцы из Москвы
2.2 Туристы.

****
Настоящие петербуржцы это горожане от младенческого до пенсионного возраста, родившиеся и неотлучно пребывающие все годы жизни на расстоянии слышимости полуденного выстрела с Петропавловки или видимости шпиля Адмиралтейства или, хотя бы, досягаемости Кунсткамеры на трамвае.

Настоящие петербуржцы:
- Вступая в контакт с новым собеседником и выбирая приемлемый уровень общения, прежде всего внимательно оценивают сочетание звуков, употребляемых им в словах «что» и «конечно», именование разделителя проезжей части и тротуара, упоминание в рассказе о детских годах коммуналки на Васильевском.

- Охотно и подробно поясняют гостям города как добраться до нужного места, используя при этом понятные ориентиры – «… дойдете до дома Мурузи…», «… напротив увидите здание, типичное позднее барокко…», «…это там, где раньше был Сайгон, не знаю что сейчас там…», «… не знаю что там сейчас, но еще в Петровские времена...», «…вы это место сразу узнаете, если, разумеется, читали Достоевского…».

- Втайне надеются, что, несмотря на строящуюся дамбу, город сохранит все свои наводнения в полном объеме и таким образом избежит неминуемой в противном случае культурной катастрофы – утери наглядности связи Петербурга с творчеством Пушкина, выпадения из обиходной лексики оборота «выше нуля кронштадтского футштока», лишения горожан наиболее экзистенциального повода для опоздания на работу.

- Состояние экологии оценивают один раз в году в начале мая, сопоставляя количество, средний размер и стоимость поступившей в продажу корюшки с тем, что было раньше.

- Отвечая на вопрос гостей города «куда тут сходить можно», настоятельно не рекомендуют:
-- Эрмитаж, так как его надо посещать годами, причем, с детства, а за один раз все равно ничего не увидеть.
-- Все пригородные дворцово-парковые ансамбли, так как в это время года невозможно насладиться  их подлинной красотой из-за наплыва туристов.
-- Театры, так как теперь это совсем не то, что было раньше.
-- Выставку современных петербургских художников, так как все равно ничего не поймут. 

- Живо интересуются культурной жизнью Столицы. Например, услышав о скандально известной статуе Петра, выражают искреннее непонимание, что еще именно она там способна испортить.

В целом, ощущают себя смотрителями самого ценного в мире историко-архитектурного заповедника, основная задача которых пресекать попытки плохо воспитанных посетителей потрогать руками  экспонаты.

****
Вынужденные переселенцы из Москвы это мужчины и женщины, родившиеся или проведшие лучшие годы жизни на расстоянии досягаемости Кремлевской стены на служебном автомобиле или видимости вылетающих из нее кортежей или, хотя бы,  слышимости о происходящем за ней.
Попадают в Петербург вместе с мебелью, компьютерами, штатным расписанием, банковскими и почтовыми реквизитами,  другими атрибутами принудительно перемещаемого офиса.

Переселенцы из Москвы:
- Вступая в контакт с новым собеседником и выбирая приемлемый уровень общения, прежде всего внимательно оценивают сочетание букв и цифр в номере его автомобиля, именование привычных мест отдыха и постоянного проживания, упоминание в рассказе о детских годах одноклассника, ныне работающего в учреждении, название которого содержит хотя бы одно из слов -  «министерство», «центральный», «... при Администрации...», «...специального назначения...».

- На вопрос «что вам уже удалось посмотреть в Петербурге?» отвечают охотно и оживленно, особо отмечая несравненно более высокое качество уборки улиц в Москве, несопоставимое количество московских кольцевых магистралей и развязок, широкую доступность в Москве  торговых сетей  с европейским уровнем ассортимента.

- С досадой воспринимают сложность найти в Петербурге место, где можно пообедать достаточно дорого, чтобы не испытывать впоследствии затруднений, объясняя друзьям и родственникам «как тут люди питаются» и не вызывая при этом недоверия у первых и тревоги за свое здоровье у вторых. 
 
- Имеют необходимый для выживания в тяжелых петербургских условиях уровень развития. Так, спросив петербуржца  «а что тут у вас интересного есть?» и получив в ответ длинный перечень объектов культурного наследия, сразу же догадываются, что их неправильно поняли.

- Состояние экологии оценивают непрерывно, сопоставляя количество, номенклатуру и имена руководителей природоохранных ведомств с тем, что было накануне.

- Живя в Петербурге, не посещают:
-- Эрмитаж, из-за трудностей с парковкой.
-- Все пригородные дворцово-парковые ансамбли, так как в это время года легко могут быть принятыми за обычных туристов, даже не иностранцев.
-- Театры, так как уже раньше ходили в Москве.
-- Выставки современных художников, предпочитая приглашать художников вместе с выставками к себе на вечеринки.

- Изучив местный телефонный справочник и оценив скудость раздела «Органы власти», перестают связывать свое будущее с Санкт-Петербургом.

В целом, ощущают себя носителями высоких стандартов жизни, направленными в провинцию с благородной миссией – проинформировать местное население о существовании такого заповедного уголка страны, где эти стандарты применяются на практике.

****
Туристы это школьники на каникулах, командировочные, иностранные пенсионеры, иногородние студенты, моряки,  отпускники, все без исключения остальные категории граждан, кроме указанных в п.1

В обязанности туристов входит:
- формировать многочасовую очередь в Эрмитаж, вводя тем самым последний в мировую музейную элиту.

- болтаться в тарахтящих катерах по узким рекам и каналам, таращиться на гранитные стены набережных, испуганно пригибаться под угрожающе нависающими мостами, подтверждая тем самым обоснованность притязаний города на звание Северной Венеции.

- покупать в большом количестве сувениры - матрешки с изображением Президента (простодушные иностранцы) и шарфы с надписью «Зенит чемпион» (начитанные россияне), доставляя тем самым во все уголки мира яркие свидетельства неповторимости облика Северной Пальмиры.

- задавать настоящим петербуржцам вопросы «а это что?», «а раньше что здесь было?», «а как пройти?», предоставляя тем самым петербуржцам возможность, наконец-то, применить переполняющие их знания истории, культуры и архитектуры города, а также подтвердить репутацию воспитанных, интеллигентных и отзывчивых людей.
 
- покидать Петербург в твердом убеждении, что, несмотря на все увиденное, мистическую тайну этого великого города они познать так и не смогли, тем самым избавляя городскую администрацию от возможных упреков по поводу состояния общественного транспорта, тротуаров, фасадов домов. 

В целом, добросовестно выполняя свои обязанности, заполняют музейные и театральные залы, уличные пространства вблизи указанных в путеводителях достопримечательностей, набережные, экскурсионные автобусы, точки общепита, вокзалы, гостиницы в количестве, достаточном для обеспечения городу cтатуса культурной столицы страны.

Санкт-Петербург, 2011 г.