Постоялец

Дмитрий Хейфец
Ад. Перед чёртом сидит вновь прибывший постоялец. Чёрт изучает сопроводительные документы. Хмурится, на некоторых страницах задерживается подольше, что-то подсчитывает.
 
Чёрт (отрывается от бумаг, осуждающе качает головой).  Послушайте, во всём вашем деле я нашёл только вот этот эпизод с оскорблением соседки по коммунальной квартире, который, с большой натяжкой, можно было бы считать поводом для вашего приёма. А вы в раю уже побывали?

Постоялец (уныло).  Да, был. Они, наоборот, говорят, что, если бы не этот эпизод, то могли бы, в принципе, рассмотреть дело.

Чёрт.  А что же они такого нашли в этом эпизоде? Что, у них там прямо такие все праведники -  никто никому и оскорбления не нанёс за всю жизнь? Да и аннулируется это проще простого -  покаялся, и всех дел. И проверять никто не станет, дело-то пустяковое. Вы, кстати, покаялись?

Постоялец.  Ну, как вам сказать, за что каяться? Я же ей правду сказал, а она стала орать, потом милицию вызвала.
 
Чёрт (вздыхает).  Что каяться не стали - это хорошо, а вот правду говорить – достоинство весьма сомнительное. Хотя, тоже бывает замечательный эффект производит, но это, ведь, такое сказать надо!. (заинтересовано) Вы-то ей что такого поведали, что она вызвала милицию?

Постоялец.  Я сказал, что она ведьма.

Чёрт (удивлённо).  А что в этом оскорбительного?

Постоялец. Ну, не знаю. Может, она подумала, что я про её внешность...

Чёрт (пожимает плечами).  И тем более. Ладно, мне всё равно этого не понять. И только за это вас оштрафовали на сто рублей?

Постоялец.  Ну, да. В протоколе было записано, что я оскорбил её словом. В раю сказали, что лучше бы ударил, тогда можно было бы списать на действия в состоянии аффекта, а слово - это сознательное деяние.

Чёрт (со скептической гримасой снова перелистывает документы).  М-да, всё равно как-то всё это несерьёзно. Слушайте, а может ещё что-нибудь было, что не вошло в дело? Вспомните, ну, там, ограбить или, хотя бы, убить никого не пытались?

Постоялец (сокрушённо).  Нет, не догадался.

Чёрт.  Совращение малолетних?

Постоялец.  О, господи!

Чёрт (морщится).  Выбирайте  выражения!

Постоялец.  Извините.

Чёрт (заученно).  Имеются ли у вас патологические черты характера, терзающие вашу душу  тёмными страстями и побуждающие к деяниям несовместимым с пребыванием в раю? (поясняет) Например, садизм. Допустим, вам доставляет удовольствие мучить животных или каких-нибудь других невинных тварей.

Постоялец.  Животных? А любые годятся?

Чёрт.  Любые, любые.

Постоялец.  Я, вот, тараканов всё время травлю. Не то, чтобы с удовольствием, гадость всё-таки, но когда они дохлые, мне как-то лучше становится.

Чёрт (тяжело вздыхает, обречённо).  И это все?

Постоялец (растерянно).  Клопов еще давлю...

Чёрт (несколько раздражённо).  Я имею в виду нормальных животных, таких как кошки, собаки, птицы. Никогда не возникало желания поистязать их? Допустим, хвост кошке поджечь или шею какой-нибудь пташке свернуть?

Постоялец (простодушно).   Так, а как их поистязаешь? Они, ведь, шустрые, их же не поймать!
 
Чёрт (захлопывает папку, раздражённо).  Слушайте, любезнейший, боюсь, что вы всё-таки пришли не по адресу. Вы же за всю свою жизнь вообще ничего путного не сделали! Из десяти толком не нарушена ни одна, хотя, вроде бы, каждую попробовали, но всё как-то убогонько, без удовольствия. Да и предрасположенности к подобающим деяниям у вас, похоже, нет. Я понимаю, что у них там в раю требования, но у нас здесь, извините,  тоже не богадельня, чтоб всем подряд приют давать. Каждый из наших постояльцев, уверяю вас, имеет весьма солидные основания провести здесь остаток вечности. А что вы, скажите на милость, будете делать среди этой достойнейшей публики с вашими,- язык не поворачивается назвать это грехами, скажем так, - мелкими проказами? На основании чего я буду держать вас здесь вечность с таким послужным списком?! Да ваша душа не стоит той смолы, которая на вас уйдет! (встаёт, решительно протягивает постояльцу его дело). В рай! Здесь вам делать нечего!

Постоялец (вставая, мнётся).  Извините, я вот что подумал, раз прямо так нельзя, то, может быть, вы меня временно в штат возьмёте, ну, пока я совершенствоваться буду?

Чёрт (изумлённо).  Вас?!

Постоялец.  Ну, да. Народу, ведь, у вас всё прибывает и все остаются, ну, так сказать, надолго, так что вам надо же как-то обслуживающий персонал расширять. Вот я бы и мог... у меня и опыт работы с людьми есть...

Чёрт (багровеет от возмущения).  Вас?! К нам?! Да вы отдаёте себе отчёт в том, что вы говорите?! Вы представляете какие постояльцы у нас допускаются к работе?! Это истинные демоны, которые десять из десяти уже в детстве играючи делают! А когда читаешь что именно они творили – даже у меня кровь в жилах стынет. Так вот, такие личности тысячелетиями ждут своей очереди просто постоять у котла! А у вас за душой вообще ни-че-го! И вас - в штат?! Знаете, ваша наглость могла бы быть вашим плюсом, не сочетайся она со столь обескураживающим простодушием. Вон отсюда. В рай.

-------
Рай. Перед ангелом сидит тот же постоялец. Ангел внимательно изучает дело, хмурится, качает головой.

Ангел (отрывается от бумаг, вглядывается в постояльца).  Послушай, приятель, так ты же у нас уже был! Я же помню этот эпизод «... нанёс оскорбление соседке..». Тебе ещё за это присудили штраф в сто рублей. Я же тебя в ад отправил!

Постоялец.  Да, я прямо оттуда. (тяжёло вздыхает) Не взяли.

Ангел (возмущённо).  Как не взяли! Им, что, этого мало?! Им, что, обязательно нужно чтобы какая-нибудь резня приключилась? А оскорбить человека - это так – проявление невоспитанности, мол, с кем не бывает, чёрт попутал. Как ты её там, кстати, назвал?

Постоялец.  Я её ведьмой назвал.

Ангел (поражённый).  Как-как?! И она всего лишь вызвала милицию? И тебе за это присудили всего лишь штраф в сто рублей? Слушай, да у вас там просто ангельские порядки... Ты хоть покаялся? 

Постоялец.  Но ведь я же ей правду сказал, за что каяться-то?

Ангел.  Правду! Правду говорить это, конечно, хорошо, но её, понимаешь, каждый может наговорить, и даже не по праведности своей, а так, от недостатка воображения. А бывает такое ляпнут, что уж лучше бы и соврали. Так что, саму по себе правдивость мы не считаем достаточным основанием. Тут надо, чтобы по совокупности всё было праведно, а у тебя, вроде как бы и по мелочам, но, ведь, если честно, все десять нарушены. Ты же сам это признал в прошлый раз...

Постоялец. После того, как вы сказали, что всё равно не возьмёте. Я думал, что может мне это в аду зачтётся. (Опять тяжело вздыхает). Но он не поверил...

Ангел (иронично, одновременно перелистывая дело).  Ну, уж если чёрт не поверил... (скептически) М-да, как-то все это скользко, неубедительно. У тебя в дело-то всё вошло? Может, ты хоть какие-то добрые дела сотворил? Например, простил ли перед смертью всё врагам своим, особенно долги? Тебе, кстати, кто-нибудь что-нибудь задолжал?

Постоялец  (с досадой). Да, на работе брал один в долг, но, как на грех, всё вернул накануне. Я же как раз после зарплаты и попал сюда.

Ангел  (терпеливо). Может ты стал невинной жертвой чьего-нибудь злого умысла? Само по себе это, конечно, не деяние, но может пойти в зачёт как смягчающее обстоятельство. Особенно, если ты из-за этого лишился возможности творить добрые дела, например, в тюрьму попал или покалечили тебя.

Постоялец (обрадованно). А ведь точно – стал жертвой и лишился возможности! Должны же были ещё премию выплатить вместе с зарплатой, а зажали. А так бы у меня точно ещё кто-нибудь в долг попросил. Вот, чёрт, я и забыл!

Ангел (морщится).  Ты, хоть, за языком следи.

Постоялец.  Простите, я ещё не привык.

Ангел (заученно).  Свойственны ли вам какие-нибудь добродетели, которые, облагораживая вашу душу, отвращали бы вас от деяний способных ввергнуть вас, хотя бы и по неосторожности, в геенну огненную? (поясняет) Что-нибудь типа тонкого чувствования красоты природы. Допустим, ты наслаждаешься видом всяких там лютиков-цветочков, лугов-берёзок, или слеза наворачивается при словах, вроде, «...чуден Днепр при тихой погоде...», или с болью воспринимаешь варварское отношение к природе - вырубка лесов, мусор, и всякая там экология.
   
Постоялец (бодро).  Конечно, с мусором всё время борюсь. У нас, ведь, каждый год субботник на работе проводят. Территорию подметаем, бутылки, банки из кустов выгребаем, там знаете сколько за год собирается? И я еще ни разу не пропустил. Меня, кстати, обычно ставят с граблями на газон, там ещё трава есть, земля, ну, в общем, гребу по самой настоящей природе. (с гордостью) Освобождаю её от, так сказать, скверны цивилизации.

Ангел (качает головой).  Обалдеть можно. И что - это всё?

Постоялец  (растерянно).  Когда школьником был, ещё металлолом собирал... Это, ведь тоже к природе относится? Ну, там, во глубине сибирских руд...
 
Ангел (решительно захлопывает дело, встаёт).  Извини, дорогой, боюсь, что ничем помочь не могу. По делам твоим получается, что ты за жизнь каждую из десяти попробовал и с каждой не знал чего делать – то ли соблюсти, то ли нарушить. При этом, если и не нарушал, то как-то случайно или по недомыслию. А уж добродетели в твоей душе отыскивать, так это просто адский труд. А у нас здесь рай, а не приют для заблудших душ. Так что, ступай-ка ты обратно,  подумай, определись -  кто ты есть, совершенствуйся в избранном направлении, вот тогда и приходи, поговорим.

Постоялец (вставая, нерешительно мнётся).  Спасибо... А можно спросить? Я что подумал, если сразу нельзя, то может вы меня пока на работу возьмёте? У вас, ведь, народу всё больше и больше, а ангелов, наверное, не хватает. Я, конечно, не претендую, что сразу смогу..., ну, как настоящие, но буду учиться без отрыва от производства, а потом уже и снова пытаться сдавать. А?

Ангел (в восхищении выслушивает).  Тебя?! К нам в штат?! Слушай, парень, ну, ты даёшь... Мы, конечно, бывает, привлекаем постояльцев для какого-нибудь праведного мероприятия, так ведь это же какие личности! Там не просто десять из десяти, там за всю жизнь вообще ни одной левой мысли! Я на них смотрю и сам не верю, что такое бывает. Причём, как правило, все ближайшие родственники, друзья и коллеги в аду, а этому - крылья пришей – чистый ангел. И я  возьму тебя пить с ними нектар из одной чаши?! Прости, но у нас в ангелы не берут, образно говоря, с панели. Ты в одном строю с ними! Знаешь, твоя наивность могла бы искупить многие твои мелкие прегрешения, если бы не та наглость, с которой ты её демонстрируешь.. Отправляйся-ка ты домой, готовься как следует. 

-----
Квартира постояльца. Очнувшись, встаёт с постели.

Постоялец.  Так, господи, то есть, чёрт, то есть... а, плевать. Десять заповедей, десять заповедей. И там  десять-ноль и там десять-ноль. И что делать? Ему легко говорить «определись кто ты есть», а откуда я знаю что именно у меня лучше получится? Сюда надо избавляться, а туда, наоборот, добирать. А куда проще? В принципе, ведь, всё равно, главное, чтоб куда-нибудь взяли, не здесь же вечность торчать. А там, видишь, какие порядки – на халяву не проскочишь, готовиться надо. Ладно, пройду по всем пунктам и посмотрю куда лучше получается.
Ну, поехали. Не убий. Сначала - избавиться. (обращается куда-то вверх) Ну, ведь, и не убил никого, и не помышлял. Даже эту ведьму я не помышлял убить... Нет, конечно, не помышлял. Я ей сразу всё простил, всех дел – сто рублей, из-за чего убивать-то?

Ангел (откуда-то сверху).  Не ври, не помышлял только потому, что она дама дородная и в руках у неё была скалка, она могла тебя так огреть, что тебе и штраф бы не пришлось платить. Ты, конечно, убоялся, что само-то по себе хорошо, но, ведь, не грехопадения ты убоялся, а по башке получить, вот что противно. (безапелляционно) Ответ не принимается.

Постоялец.  Хорошо, тогда попробую добрать. (вниз,  развязным тоном) Да, я хотел пришить эту стерву, и, если бы не милиция, то точно прикончил бы!

Чёрт (откуда-то снизу).  Вы, любезнейший, понимаете, что для полноценного убийства нужно не просто лишить жизни невинную жертву, но и иметь при этом какой-нибудь низменный мотив? В вашем же случае, учитывая склочный характер вашей соседки, наоборот, не желать убить эту мегеру можно было бы только в состоянии крайнего умственного расстройства. Мне же нужны сознательные грешники! Блаженным место в раю. Ответ отклонён.

Постоялец (бормочет).  Ладно, посмотрим. Пойдём дальше. Не укради. (вверх) Торжественно заявляю, что никогда и ни у кого и ничего и не украл и не помышлял! Можете всё дело перелистать - ничего не найдёте! У соседки сто раз мог чего-нибудь украсть, а ведь не украл. Ну что, годится?

Ангел (с издёвкой).  У соседки?! Она, кажется, школьная училка? Да? Бриллиантами усыпана... А ты, значит, праведник, у неё ничего не украл? Хотя такое искушение было... (раздражённо) Не украл ты только потому, что всю жизнь тебе нечего было красть. Чего мне твоё паршивое дело перелистывать, когда ты и на работе не смог дослужиться даже до замначальника, чтоб было чего своровать! Приходил тут один ко мне, типа тебя, у меня, говорит, сосед по даче – миллионер, а я ни разу не помыслил ничего от него – ни имущества его, ни скота, ну, в общем, ничего. А? Каков пройдоха! А то, что у этого миллионера сигнализация, охрана, три злющие собаки, так это он «забыл». Да чтоб при таких обстоятельствах чего-нибудь пожелать от ближнего своего, это знаешь какой жадностью надо обладать? Вон, спроси у своего дружка чёрта, он тебе подтвердит, что таких и в аду не сыщется. (безапелляционно) К зачёту не принимается.

Постоялец (неожиданно приободрившись).  Так, мысль интересная. (вниз) Да, не украл, так ведь и нечего было. Соседка – нищая училка, а на работе - должность не соответствовала. Но, ведь, очень хотел стать замначальника, там-то есть где развернуться. Чуть-чуть времени не хватило. Нынешнего скоро посадят, меня должны поставить, тогда увидите на что я способен!

Чёрт (снисходительно).   Ну, во-первых, после этого типа красть будет нечего, я слежу за этим делом. Так что, вам придётся сначала что-нибудь создать, а потом уже созданное и украсть. А создать вы ничего не сможете, потому как, чтобы у вас там что-нибудь создать,  надо, опять же, быть в определённой мере жуликом. А вы в душе не жулик - вы просто лоботряс. Вы и замначальника хотите стать не для того чтобы красть, как все люди, а для того, чтобы на работу приходить когда вздумается. А этот грех, простите, в канон не входит. Отклонено.
   
Постоялец (начинает нервничать).  Что следующее попробовать? Так, надо успокоиться. Осталось прелюбодеяние, не сотвори кумира, не поминай всуе, ну и ещё что-то по мелочам. Что же взять? В чём мои сильные стороны?

Ангел.  Бери прелюбодеяние. Без этого всё равно не проскочишь.

Чёрт (вяло).  Согласен, валяйте, здесь я за вас спокоен. Точнее - за себя.

Постоялец.  Я много думал и пришёл к выводу, что соседка моя - прекрасная женщина и я собираюсь на ней жениться. Ну, там, создать крепкую семью, быть ей верным мужем и примерным семьянином. Дети – цветы жизни. Я намерен ….
Ангел (возмущённо).  Что ты несёшь? А? Какая «прекрасная женщина»? Ты же все эти годы только и делал, что пялился на её пышные формы, ты же даже не знаешь прекрасная ли у неё душа. Спросит тебя кто-нибудь «А что твоя невеста? Хороша ли она?» и ты тут же начнёшь описывать какой у неё выдающийся бюст и круглая задница, а про другие её добродетели даже и не вспомнишь. (совсем распалившись) Тебя же, как и всех вас там, кроме этого самого ничего и не интересует. Причём, так, развлечения ради. А вам же это для серьёзного дела было дано – чтоб плодились. Когда вас из рая выперали, всё ведь продумали до мелочей – женился, нарожал вместо себя и помирай спокойно. Женился-родил-умер. Всё. А вы это используете, ну, как угодно, только не по назначению. Мало того, что из серьёзного дела забаву устроили, так ещё и начали пихать это куда ни попадя – и в психологию, и в философию, и в историю, и в культуру, и в физкультуру. В кулинарию ещё не догадались. А как раз основное-то называете «нежелательными последствиями»! Нормально, да?! Одни только китайцы за всех отдуваются. Так что, я в твои благие намерения не ве-рю!

Постоялец.  Но, я, ведь, действительно, хотел... а, ладно. (вниз) Я эту дуру хотел соблазнить и обесчестить.

Чёрт  (возмущённо). Помилуйте! Как вам не стыдно! Да, вы, действительно, собирались сойтись с ней поближе, но вовсе не для такого благородного дела. Вы о чём мечтали? О том, как она, потеряв голову, бросится в ваши объятия, как вы вовлечёте её в омут сладострастного порока, где будете блаженствовать, забыв о стыде, как начнёте постепенно остывать к ней, а она будет страдать, а потом вы её бросите, укатив с заезжей певичкой, а она останется одна с тремя незаконнорожденными детьми, будет бедствовать, а потом умрёт от чахотки с вашим именем на устах, а вы, узнав о её смерти, с трудом вспомните кто эта несчастная, очередная жертва вашей похотливой души... Вы об этом мечтали? Нет, вы мечтали о том, что купите вместе с ней новую мебель! И какую! Буфет на кухню! А? Каково?! Ну, ладно бы ещё диван, хоть как-то можно было бы к делу приплести, но буфет?... Извините, уж я насколько искушён в такого рода делах, но не могу себе представить зачем вам буфет, если вы не врёте по поводу своих намерений. А вы врёте. Чаёк под абажуром с блинами - вот предел вашей развращённости. Утроба ваша - ваш самый бесстыдный орган, а не то, что положено. (сухо) Не вижу оснований для зачёта.

Постоялец ( уныло).  Теперь-то что – кумира или всуе?

Ангел.  У меня всё. Если эти три не прошёл, то остальное уже и не имеет значения.

Чёрт.  С трудом себе представляю какого надо сотворить или как помянуть, чтобы перевесило полное отсутствие результатов по основным пунктам. Если вы не смогли самое соблазнительное освоить, то что можно от вас ожидать по второстепенным вопросам? Думаю, надо заканчивать.

.....   
Постоялец.  Слушайте, а дальше-то чего? Я, что, так и останусь здесь навечно?
 
Ангел.  Ну, извини, а что с тобой делать прикажешь, если ты не только не соответствуешь, ты даже толком не понимаешь, чему, собственно, соответствовать надо, что такое истинная праведность?

Чёрт (добавляет).  А что такое настоящее грехопадение - и подавно.
 
Постоялец.  Ну, хорошо, а как же мне тогда готовиться, ну, там, заниматься  дополнительно, может на курсы какие-то записаться?

Ангел (не выдержав).  Да чёрт побери! Какие курсы?! Ты же просто сер как церковная мышь! Книг не читаешь, в театр не ходишь, в музее был один раз в жизни, да и то в Третьяковке со школьной экскурсией! А у вас же там уже тысячу раз всё в подробностях описано, сыграно, изображено!

Чёрт (добавляет).  Уж злодеяния-то, точно, расписаны так, что просто бери и действуй. Прямо инструкции по применению! А какие злодеяния! (причмокивает от удовольствия) Это же шедевры!

Ангел (не может успокоиться).  А ты придёшь с работы, плюхнешься на диван и упрёшься как баран в телевизор. А там соберутся несколько неврастеников и пару блаженных и ну давай два часа страстно убеждать друг друга, что все кругом неправедно, а надо, видите ли, чтобы было праведно. Наслушаешься ты этой муры, потом ещё рекламы про какой-нибудь майонез – оплот крепкой семьи насмотришься, вот и все твои представления о добре и зле.
 
Чёрт (с нескрываемым презрением).  Да мы этих телевизионщиков вообще не берём. Снимет какую-нибудь занудную пошлятину, а потом, когда до дела дойдёт, явится к нам  и давай разглагольствовать про тёмные стороны человеческой души, которые он, якобы, с садистским удовольствием прилюдно вскрывал в своих передачах. И еще благодетелем сатаны себя чувствует, мол, я вам такие кадры готовил! Да все они готовят вот такое, как вы – девать некуда.
 
Ангел.  Так что, мой тебе совет - дуй в библиотеку, по театрам, музеям, наберись там всего чего надо, а через пару лет приходи, посмотрим.

Чёрт (добавляет).   В Питер обязательно поезжай, в Кунсткамеру сходи и в Петропавловку - в казематы, очень полезно для общего развития.

Постоялец (совсем растерянно).   Я, вот, в школе Достоевского проходил. Это считается?

Ангел (уклончиво).  Ну, Достоевский - спорный писатель, лучше Толстого возьми, как-то спокойней будет, да и продуктивней – у него одного есть всё, что надо. Можешь даже других и не читать, сразу приходи, думаю, сдашь.

Чёрт (наоборот, с воодушевлением).  Ничего, ничего, Достоевского можно, ну, выборочно, конечно. Его бывает заносит - про слезинку, там, и прочее, но уж когда по делу пишет - всё очень наглядно. А лучше всего сразу Шекспира берите. Избранное. (мечтательно) Если вам удастся из него хоть что-нибудь реализовать... обещаю на всё остальное закрыть глаза.

Постоялец (всё ещё растерянно).  Значит так, вам Толстого, а вам Шекспира. Сюда Толстого, туда Шекспира. Надо записать, а то перепутаю чего доброго. Неужели это поможет? (постепенно успокаивается... на лице появляется осмысленное выражение... кажется до него начинает что-то доходить...  радостно хлопает себя по коленкам). Так вот оно в чём дело! Как же я не сообразил раньше! Эта же выдра - училка литературы! Потому и тот и другой так за неё заступались! Оба чувствуют свою! Конечно, она же всё это ещё в институте проходила, так что, ей что сюда сдать, что туда – раз плюнуть. Ладно, учиться никогда не поздно, сейчас же сажусь читать этих, по программе. А можно ещё у этой ведьмы какую-нибудь методичку или учебник попросить, чтобы сразу выписывать, что к чему относится. Да и конспект всегда пригодится, я его к делу подошью. Ха, а потом, когда всё выучу, смотришь,  ещё и сам чего-нибудь сочиню, рассказ, там, или стихи и пошлю в какой-нибудь журнал. Вот уж тогда я  вам всем троим такое устрою... 
 
 
 
09.04.2005