Из письма...

Борис Аренский
...Из обычных моих дел и событий, которые происходили в последнее время, я мог бы отметить очередное посещение концерта симфонического оркестра, исполнявшего музыку, написанную в разные времена, но посвящённую событиям наполеоновских войн начала 19-го века и, в частности, Отечественной войне 1812 года. Тематически концерт так и назывался «Война и мир» и вёл его известный московский музыковед Артём Варгафтик.

Исполнялись симфонические произведения Бетховена и Чайковского. Я никогда не слушал симфоническую музыку Бетховена в концертном исполнении, и мне захотелось посетить этот концерт, чтобы получить определённое впечатление от исполнения его произведений.

За время концерта я немного устал от исторических экскурсов, в которые уводил нас Варгафтик. Музыка Бетховена, посвящённая событиям тех давних лет, показалась несколько тяжеловесной, хотя, как и вся музыка этого великого композитора-романтика, отличалась красотой и доступностью для понимания и восприятия.

Слушая концерт, я мысленно вспоминал моё недавнее путешествие по Венгрии и одну из экскурсий, которая называлась «Винные дороги Этьека и Замок Брунсвик».

По возвращению я написал небольшие заметки об этой поездке и, в частности, об этой экскурсии, на которой мы знакомились с венгерским виноделием, крепкой палинкой и событиями, связанными с пребыванием Бетховена в имении семейства Брунсвик, в котором он одно время преподавал музыку дочерям владельца имения, венгерского графа Брунсвика, и даже намеревался сделать предложение одной из своих учениц.

В увертюре Чайковского «1812 год» патетически звучали концертные колокола и гимн Российской Империи «Боже, Царя храни!». Пробегали мурашки по телу. Хотелось встать, но не чувствовалось моральной поддержки зала.

В связи с исполнением этого гимна вспомнился эпизод, описанный в одной из книг Михаила Веллера о создании гимна Советского Союза, текст которого, как известно, написал Сергей Владимирович Михалков, отец нынешнего кинорежиссёра Никиты Михалкова. Согласно изложенным в книге событиям, текст был отредактирован И.В. Сталиным, отчего стал значительно лучше, чем был в первоисточнике. Сталин когда-то в молодости сам писал стихи и хорошо разбирался в литературе и поэзии, правда, не забывая при этом довольно часто отстреливать некоторых литераторов и поэтов.

Рассказывают, что однажды, сразу после публикации текста гимна, Сергей Владимирович, будучи в одной из редакций, как-то спускался на лифте и двое, находившихся там же, в лифте, молодых литераторов, обращаясь к нему, ехидно заметили: «А текст-то ваш, батенька, «говно». На что Сергей Владимирович спокойно ответил: «Говно не говно, а слушать, молодые люди, будете стоя».

Приношу свои извинения за некоторые грубости, которые я употребил в этом рассказе, но при исполнении в концерте гимна «Боже, Царя храни!» я внезапно вспомнил об этом эпизоде и немного развеселил себя.
 
...Я также посмотрел новый фильм Вуди Аллена «Дождливый день в Нью-Йорке», недавно прошедший в прокате.

Я стараюсь не пропускать ни одного фильма этого режиссёра, а некоторые из них пересматриваю от случая к случаю.

К сожалению, этот фильм, заявленный как романтическая комедия, показался мне довольно поверхностным.
 
Вероятно, годы берут своё, и что-то исчезает из творчества мастера, а именно – всегда существовавшая в его фильмах уникальная мысль, иронично или весьма трагично высвечивающая ту или иную сторону жизни.

Вероятно, сказались и испытанные Алленом недавние обвинения движения #MeToo в пресловутом харассменте, обвинения, навсегда испортившие биографии многих из знаменитых голливудских продюсеров, актёров и кинорежиссёров.

Мне показалось, что в образе одной из героинь фильма, по ходу сюжета простодушно восхищающейся творчеством впавшего в депрессию кинорежиссёра и поднимающей его к жизни своим незамутнённым взглядом на мир и безмятежной провинциальной наивностью, Вуди Аллен, уставший от поношений, увидел источник тепла и прощения...

Впрочем, фильм довольно зрелищный, лирический.

Я глубоко уважаю творчество знаменитого мастера, и искренне надеюсь, что «Дождливый день в Нью-Йорке» не станет его последним фильмом.