Серый ветер, серая река 2-5

Олег Ока
 9. Об экспериментах.

 - Виктор Герч сейчас приедет, - тихо сказала Лиска Алану, вышедшему на кухню. Он беспокоился за неё, и требуемый звонок, что он мог принести в их удивительную жизнь? Новые проблемы?
- Лиска, извини, я не подвергаю сомнению твои слова. Но Виктор Герч сидит у нас в гостиной и пожирает сёмгу... Хорошо хоть, уже не воняет.
- Это один из образов. Второй сейчас разговаривал со мной по телефону. Я не стала уточнять, зачем он здесь нужен. А ведь он нужен? Может быть, разрешатся некоторые вопросы?
- Возможно. Как два образа могут существовать в одной реальности?
- И сможем-ли мы их воспринимать? И кто из них наш, а кто другой? И зачем и кому это нужно? Или это устроено целенаправленно? Вопросов тысячи.
- И как их двоих воспримет компания?
- Это как раз просто. Ведь они могут быть близнецами?
- Конечно, могут. Значит, и мы будем вести себя соответственно. Пойдём и объявим о пришествии второго Герча, и напьёмся, в конце концов!
- Алан...
- Я пошутил. Похоже, начинается какой-то новый этап наших неприятностей, и надо сохранять голову на месте.
 Когда Виктор Герч вошёл в комнату, все замерли. Так бывает, когда в сценарий врывается что-то непредвиденное с непрописанной мотивацией. Потом Бен нерешительно захлопал в ладоши, и все оживились. Тут-же были налиты рюмки, все выпили за сюрпризы природы, начали вспоминать интересные аналогичные претенденты...
 Лиска наклонилась к аналогам, которые явно не ведали, как себя следует вести:
- Может, отделимся от коллектива? - и уже на кухне, закурив сигарету, кивнула. - Я хочу услышать некоторые непонятные нам детали происходящего. Вы научились управлять образами? На мой взгляд, восприятие и эмоции не управляемы. Ну, если только обращённые на самого реципиента, но это касается только его восприятия, но не окружающих. Итак, что это за цирк?
 Алан включил чайник, стал готовить кофе.
- Вы правы, - мрачно кивнул только что пришедший Виктор Герч, так сказать, номер два. - Образы, по сути своей, не управляемы. Если только не вступают в действие некие законы природы. А вот эти законы можно задействовать, или нейтрализовать, как хочется, как требуется по условиям эксперимента, в зависимости от требуемого результата. И здесь очень пригодились ваши заметки. Кстати, Алан, ваша работа определила также некоторые направления исследований.
- Какая работа, - подозрительно спросил Алан, разливая по кружкам кофе. - Вы меня с кем-то спутали. Меня здесь вообще никогда не было.
- Нет. Эта работа о квантовой рефракции, которую вы прекратили несколько месяцев назад. Не научный аппарат, он никуда не годится, а сами принципы подхода к явлению.
- Воздействие на законы, условия эксперимента, управление образами? Что вы задумали? Вы хотите запустить процесс...
- Алан, кажется, они хотят разрушить наш мир, - прошептала Лиска.
- Ну, что вы драматизируете, - запротестовал Герч-1. - Эти работы велись ещё на метафизическом уровне. Просто примитивные локальные попытки. Никакой угрозы...
- Да, но вызов дракона в отдельном графстве, это не воздействие на сознание в планетарном масштабе. Вот зачем вам мои заметки. И, вероятно, этим занимаются ещё тысячи людей в самых разных областях.
- Действительно, - согласился Алан. - Телевидение, это-же сплошное царство мракобесия. А литература, а кормимые писаки? Лиска, это я не про тебя...
- Чего уж там, - кивнула Лиска. - Я не возражаю. Мне интересно, вот вас здесь двое. Это, случайно, не спонтанные флюктуации? Что-то мне так кажется. А то, что вы не умеете всем этим управлять, вас не пугает? Или, всё-таки, управляете? Что-же тогда является целью ваших "экспериментов"?
- То, что нас здесь двое, это не парадокс, это обычное явление. Человека может быть очень много. Но неужели вы думаете, что каждый работник корпорации посвящён во все тайны Мадридского двора?
- Что человека может быть много, мы слышим, - согласилась Лиска, прислушиваясь к звукам азиатского базара, доносящимся из комнаты. - Алан, может быть, пора разгонять стаю бабуинов?
- Видимо, пора. Чашка кофе на дорогу и такси к парадному. - Алан опять включил чайник и кивнул братьям-акробатам. - С вами разговор ещё будет.
- Мне утром лететь в Брюссель, - попытался вывернуться Герч-2.
- Что-ж, если твой подельник обладает дублирующей информацией, пусть выкручивается один. Надо кое-что обсудить.

 ***

 Поздно ночью Алан вышел на кухню покурить и увидел там Герча, отхлёбывающего из бутылки пиво. Угрюмо посмотрел на него, взял из пачки на столе сигарету.
- Хорошее пиво. Излишне крепкое, но терпкое, без консервантов...
- Не расскажешь, что с тобой произошло, и как ты добрался до нашей двери?
- Всё очень просто, ведь и с тобой такое было. Я встретился со своим образом. Не с тем, который был и сейчас есть перед тобой, ведь этого не может быть. А со своим восприятием... системы. Система образов, хитрая штука, заумней квантовой запутанности. Оказался довольно мерзким типом, надо сказать. К счастью, ему не понравилась обстановка, он вернулся к себе домой, а меня вышвырнул в чужое восприятие. В моё собственное! И в своё тоже, но это было ближе к моему собственному... Как всё запутано, - меланхолично заключил Герч и снова приложился к бутылке. - А ваш адрес мне был известен, ведь Мэрил сама сообщила его нам.
- Не понимаю. Твой образ, похожий на неандертальца, отправил тебя к тебе самому, более похожему на тебя... Белиберда.
- Почему? Восприятие нас имеет самый широкий диапазон. Кто-то видит троглодита, кто-то знает нас хорошо, но думает о нас немного по-другому. Это целый спектр человека, от полного минуса до плюса в бесконечности. И все они буквально рядом, стоит сделать шаг, и перед тобой другой я.
 В дверях вдруг объявилась заспанная Лиска, растерянная, в ночной рубашке и босиком. Сонными глазами она оценила обстановку, устроилась на коленях Алана и нашарила сигареты:
- Ты куда пропал? Я, понимаешь, просыпаюсь, и нет никого. Зачем ты меня бросил одну? И что ты здесь обсуждаешь с этим типом? Что-то интересное?
- Думаю, твой сон был интереснее.
- В самом деле! Я гуляла по болоту, и недалеко шумело море. Там было много морошки, кисленькой, вкусной. И кто-то бродил по берегу моря, я не разглядела, кто это. И вообще не поняла, где это было, я никогда не видела ничего похожего!
- А ты помнишь всё, что было вечером?
- Было весело. А потом заявились эти двое, и я решила... что я решила? Ты не знаешь?
- Наверное, ты решила расторгнуть с ними свой договор и написать книжку о любви? Ведь то, что они рассказали, это что-то грязное... Не знаю. Решать тебе.
- Вряд-ли тут что-то зависит от моего решения. Всё это уже стало мировым, глобальным процессом. Поэтому я покурила, и мы идём спать дальше. А он пусть сидит здесь и пьёт пиво.
- Водевиль, - сказала Лиска, улёгшись и натянув одеяло до подбородка. - Не хочешь, чтобы я сняла рубашку?
- Это не водевиль, - сказал Алан через некоторое время, достаточное для манипуляций с рубашкой. - Это Алиса в Зазеркалье. И это, возможно, очень неприятно. Мне не понравится, если по городу начнут шляться мои грязные двойники.
- И ты уже придумал мотивацию? - сонным голосом спросила Лиска, может быть, уже во сне. - Зачем корпорации нужен хаос на земле?
 Она почти слово в слово повторила вопрос, над которым сейчас думал на кухне Виктор Герч после пятой бутылки пива. Лихорадочно выводя на листке блокнота нелепые формулы, он искал ответа в математике, и не находил его.


 10. Новое утро.

 Оно началось с протяжного стона, ответом коему был такой-же, но уже мужской.
- Перестань передразнивать, - прошептала Лиска.
- Человек - пыль на ветру.
- Слышь, пыль, сбегай на кухню и подай даме сока. Или газировки. Да, не забудь таблетку цитрамона.
 Проклиная себя и свой язык, Алан сходил и принёс требуемое.
- А наш друг исчез.
- Исчез - в каком смысле? Это, как кролик из шляпы фокусника? Или материально-грубо, просто сбежал?
- Не знаю. Мой костюм он оставил на полу кухни, те тряпки, что прикрывали его плоть первоначально, в мусорной корзине.
- Выходит, как нудист? Ню? А в прихожке всё на месте? В туалете и на балконе не смотрел?
- Лиска, его нет в квартире. Он просто исчез во плоти. Без ничего. А на столе бумажки с формулами, что-то из квантовой физики, но выше моего разумения.
 Хозяйка, постанывая, поднялась, обошла квартиру, сама не зная, для чего, Алану она поверила, но надо-же было что-то сделать!
- В самом деле. И что это может означать?
- Реально, его напарник-близнец подъехал за ним на такси, и сейчас они приближаются воздушным транспортом к Брюсселю. Может быть, он привёз ему плавки, носки и смокинг?
- Алан Чеслов, перестань нести чушь. Можно подумать, ты сам веришь в эту версию.
- Не верю. Но больше ничего в голову не приходит.
- Вот и прекрати её, бедную, насиловать. Лучше завтрак приготовь, что-то лёгкое, омлет... Умеешь омлет?
- Если покажешь, буду уметь.
 Пришлось Лиске показывать приготовление омлета во всех подробностях.
- Родилась гипотеза, - пробормотал Алан, озабочено подбирая куском булки остатки вкуснейшего омлета. - То-есть, это не обоснованная гипотеза, а... прозрение. Просто вот этот исчезнувший Герч-1, как не принадлежащий нашей действительности и не имеющий отношения к нам, понимаешь, ведь мы его вообще не воспринимаем, как часть нашей жизни, он просто не стабилен, и... м-м-м... вернулся в свою реальность! Как?
- Или он распался на кванты, будучи в двух состояниях одновременно. И победило состояние несуществования.
- Состояние нестояния...
 Их выручил телефонный звонок, звонила Марина с восхищениями прошедшей вечеринкой. Обсуждение затянулось на две вечности и закончилось клятвенными заверениями встречаться "вот так, запросто" почаще. А, может быть, даже провести Рождество всем вместе, например, в Сиверской, в доме Семёна.
 Разговор родил в Лиске хозяйку и навёл на идею генеральной уборки, в которой Алану досталась роль посудомойки.
- Перед вечеринкой генеральная уборка, после - повторение. Зачем нужна была первая?
- Не умничай. Лучшее средство от суемудрия - действие.
- А если купить посудомоечную машину?
- И заодно пригласить клининговую компанию. Посмотри на кухню, ведь и так повернуться негде! И ещё учти, в связи с расторжением договора, денег скоро ожидать не приходится.
- Наша жизнь всё больше становится похожа на картины сюрреалистов.
- Или на дно Мариинской впадины, когда туда спускался "Триест". Полная неизвестность, невыносимое давление, вечная темнота, и только непонятные фрагменты, выхватываемые из ночи лучом прожектора. А возвращение на свет проблематично.
 Алан отставил тарелку, с интересом посмотрел на жену:
- Лиска, ты всё усложняешь. Какое давление? Нас заставляют жертвовать? Нас бьют? Неизвестность? Но мы можем её игнорировать, проживём как-нибудь без загадок и ребусов. Простенько так, как все. Работа есть, крыша тоже, ты рядом, я рядом, что тебя беспокоит?
- Меня беспокоит то-же, что и всех живущих. Стабильность и срок. А то, во что мы влипли, угрожает тому и другому.
- Любимая, мы вместе. Пойдём, погуляем? Дождя нет, тепло. А ведь скоро придёт зима. Вот что я ненавижу.
 
  ***

 - У людей постоянно возникает дежа-вю, чувство, что они уже здесь были, это они уже видели, с этим они уже общались, и они мучительно пытаются вспомнить, где и когда это было. И в конце концов понимают, что этого не было, с ними этого не было.
- Странно, да? А у меня часто были сны, в которых я видел своё будущее. И потом я всё ждал, когда оно произойдёт. Иногда случалось что-то похожее, обстановка, люди, разговоры. Но чаще это было только приблизительное отражение уже пережитого. Я помню несколько таких снов, которые случились очень давно, больше десяти лет назад, и я всё жду, хотя со временем всё чаще понимаю, что ждать нечего. Оно уже произошло с кем-то другим, похожим на меня, в месте, похожем на этот город.
 Они прохаживались по Варшавской, когда взвыл звонок Лискиного телефона. Это был Виктор Герч, и звонил он из Брюсселя.
- Мэрил, я надеюсь, наше соглашение в силе? Корпорация очень надеется на вас.
- То, что я делаю, вы можете поручить любому бомжу с Московского вокзала.
- Ошибаетесь. И вы это знаете. В вас заинтересованы и ТЕ. Понимаете? Ведь именно к вам пришло отображение моего образа.
- Он ничего не домогался. Мне кажется, ему просто нужно было пристанище на ночь. И я не понимаю, почему он не пришёл к вам. Кстати, как его здоровье? Было-бы интересно ещё пообщаться.
- Но ведь у вас была возможность, я думал, что ваше творческое общение продолжается, - голос Герча стал строгим и официальным.
- Его нет. Мы решили, что он отбыл вместе с вами.
- Опять ошибаетесь. У меня нет с ним контакта. Последний раз я видел его у вас в гостях. Значит, можно надеяться на продолжение сотрудничества?
- Я подумаю. Отсутствие корреспонденций будет означать прекращение отношений. Откровенно, я не понимаю вашей настойчивости.
- Хорошо, я немного разъясню. Вы уже вписаны в систему, и найти равноценную замену будет стоить усилий. Кроме того, именно ваши работы отлично дополняют сложившуюся картину... Мы надеемся на ваше понимание.
- Лиска, они от нас не отстанут.
- Но почему? Ведь я не делаю ничего особенного.
- Это нам так кажется. Мы не видим общей картины и не можем иметь полноценного мнения. Давай сделаем так. Ты пиши книжку и иногда подкидывай им заметки. Только старайся не давать какой-то определённой концепции. А я попытаюсь увязать то, что мы знаем, с тем, что им может быть надо. Это поможет нам увязать фрагменты, увидеть связи, построить какую-то осмысленную конструкцию.
- И что мы знаем?
- Ну, во-первых то, что ситуация не является новой, явление существует всю историю человечества, оно обыденно. Только с появлением современных технологий явление стало действующим фактором. Оно уже влияет на состояние общества, и оно может изменить вектор прогресса. Может быть, это и есть долгожданный армагеддон?